Алгоротм решения задач по географии
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс) на тему

Страдаева Галина Анатольевна

Подготовка к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_resheniya_zadach_po_geografii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА

  1. № 6-10 Тема «Население России»

Задача

Карты

Алгоритм действий

6

Определение основных занятий населения

Народы России

Природные зоны России

1.Какие условия необходимы для заданных занятий?

2. Определите район проживания народов

3. В  какой природной зоне расположен район? Есть ли в ней необходимые условия?

7

Динамика показателей населения

Данные задания

1. Найти в таблице или графике временной промежуток в соответствии с заданием

2. Найти строки (столбцы или точки графика) того показателя, динамику которого необходимо  проследить

3. Ответить на вопрос

8

Вычисление показателей населения (естественный и миграционный прирост,  плотность населения и т.д)

Данные задания

     1. Вспомнить формулы вычислений:    

О пр = Е пр + М пр

Е пр = Р – С           М пр = Им – Эм

Плотность = Население/ S(площадь)

  1. Найти в таблице нужные данные
  2. Подставить в формулу

ВНИМАТЕЛЬНО выполнить подсчеты

9

Численность населения городов (города миллионеры)

Плотность населения России

Вспомнить список (11) городов-миллионеров

10

Определение районов главной полосы расселения

Плотность населения России

1. Увидеть на карте главную полосу расселения (более темная), включающая Европейскую часть России и юг Азиатской части (форма треугольник)

2. Найти на карте города –варианты ответов.

14

Ориентирование в основных терминах темы

_________

1. Вспомнить терминологию (понятия и их определение)

2. Соотнести с вариантами ответов

2. №11, 12, 28 «Климат России и мира»

Задача

Карты

Алгоритм действий

11

Чтение синоптической карты, определение зоны действия атмосферных вихрей

Данные задания

 1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков.

 2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление)

  3. Найти города, расположенные в зоне их действия

  4. В соответствии с условиями задания определить нужный город

12

Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды

Данные задания

   1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление)

  2. Найти  на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения

  3. Найти на карте города(варианты ответов) расположенные на пути движения фронта

28

Чтение климатограммы

Карта климатических поясов мира

1. Определите по клим-ме: температуру мах и min, прикиньте амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения.

2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа)

3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности)

4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ.

№ 15, 16, 17 Строение земной коры и процессы,  происходящие в ней и в других оболочках Земли, рельеф

Задача

Карты

Алгоритм действий

15

Установление причинно-следственных связей явлений

Карты строения земной коры (или другое)

1. Внимательно прочтите текст  к заданию

2. Определите явление, о котором идет речь, вспомните его причины и места распространения

3. Найдите на карте объект, о котором говорится в задании

4. Соотнесите ваши знания причин явления и данных карты.

5. Постройте цепочку причинно-следственных связей ( строение лит.плит - тектоническую структуру – их внешнее проявление)

16

Определение районов распространения данного явления

Те же и политическая карта мира

1. Определите по основной карте область проявления процессов, описанных в тексте задания

2. Найдите эти области на политической карте мира.

3. Выберите страну, которая расположена в этой области

17

Чтение рельефа по карте

Физическая карта

1. Найдите города, указанные в задании

2. По цвету и шкале высот и глубин определите высоту, на которой они расположены

3. Запишите в черновике город- его высота

4. Расположите ответы в заданном заданием порядке

№ 19-22 «План местности»

Задача

Алгоритм действий

19

Определение расстояний по плану

Найдите на карте заданные точки.

С помощью линейки измерьте расстояние, округляя до десятых (в см)

Найдите именованный масштаб на плане

В соответствии с масштабом переведите полученное расстояние в метры (или км)

Запишите полученный результат

20

Определение направлений по плану

Найдите на плане точку отправления и точку назначения

От точки отправления проведите луч - направление на север

Соедините точки отправления и назначения

Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева)

21

Умение читать план, определять и оценивать заданные условия

1.Определите по условию задания предназначение  участка

2.Составьте список необходимых условий ( особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д)

3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия.

4. Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его.

22

Выбор профиля местности по отрезку плана

1. Соедините точки отрезка на плане.

2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В

3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей.

4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная) Определите плавные и крутые склоны.

5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты

6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ.

№ 18 «Географические координаты»

Задача

Алгоритм действий

18

Определение по географическим координатам объекта

1. По наименованию долготы (восточная или западная) определите нужное полушарие

2. По наименованию широты (северная или южная) определите нужное полушарие (четверть).

3. Найдите параллель, на которой лежит объект

4. Выберите более крупную карту (мира, материка, России)

5. Найдите меридиан, на котором лежит объект

6. Проведите одновременно по линиям параллели и меридиана до точки их пересечения. Найдите объект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа элективного курса «Решение задач по географии»( 9 класс)

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.Предлагаемый факультативный курс направлен на бо...

География России 8 Кл. Решение задач по теме "Россия на карте часовых поясов"

Задачи для  практической работы с картой "Часовые пояса России" по определению поясного времени на территории Росии....

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по географии"

Данный элективный курс предназначен для подготовки к ОГЭ по географии и рабочая программа содержит как объяснительную записку. так и календарно-тематическое планирование...

Положения, при решении задач по географии.

Положения, которые помогут дать правильное логическое обоснование при решении задач:...

Конспект урока "Решение задач по географии на определение падения, уклона и расхода реки"

Данный материал содержит теорию решения и примеры задач по географии по теме "Гидрография. Определение падения, уклона и расхода реки" (8 класс). Также есть справочный материал для составлен...

Практическая работа по географии «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой» и «Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы оса

Пр. р. №5 «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой».Пр.р. №6. «Составление графи...