Рабочая программа по географии
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
По географии для 8-9 классы.
Цель: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Изучение географии в 8-9 классах направлено на развитие следующих задач:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
- приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- Приказ №1067 от 19 декабря 2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 /15 учебный год».
На основе какой программы составлена:
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, авторской программы по географии (6-10 классы) под редакцией И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.
Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов географии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет определенный набор практических работ, выполняемых учащимися.Реализация предложенной программы обеспечивает выполнение требований государственного образовательного стандарта, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта, основного общего образования, определяет базовый уровень содержания и объём часов, отвечает требованиям Министерства образования.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование:
Пересмотрены практические работы, внесены в рабочую программу только наиболее важные, посильные к выполнению и наиболее актуальные.
Определение места и роли учебного курса:
Программа содержит новые направления географического образования:
- комплексные подходы к характеристике территории России и ее отдельных регионов;
- изучение крупных природных комплексов;
- изучение природы, населения, особенностей культуры и быта народов мира.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре находится человек. На нём замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на своё ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса формирования и освоения территории России, преобразования её природы и хозяйства. Курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования учащихся.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Информация о количестве учебных часов:
Согласно учебного плана и календарного плана-графика школы на изучение географии России в 8-9 классах отводится 136 часов: в 8 классе на изучение природы и населения России отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю и в 9 классе на изучение хозяйства и географических районов – 68 часов (2 часа в неделю). Учебным планом на изучении географии в 8 классе предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Практических работ- 10. Контрольных работ -8. Учебным планом на изучении географии в 9классе предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Практических работ- 5. Контрольных работ -5.
Формы организации образовательного процесса:
Фронтальные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, практикумы, семинары.
Технологии обучения:
Информационно-коммуникационные технологии, проектное обучение, проблемное обучение, игровые технологии, развивающее обучение, индивидуальная работа со слабоуспевающими, здоровьесберегающие технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, формирование умений различать факты, причины, следствия.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
Виды и формы контроля:
Устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т), фронтальная беседа (ФБ),
фронтальный опрос (ФО), работа с картой( К) групповой контроль (ГК) ,самостоятельная работа (СР), контрольная работа (КР), практическая работа (ПР), семинар (С), географический диктант (ГД),
Планируемый уровень подготовки:
Результаты обучения:
Знать/ понимать:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации:
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государств;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
- границы часовых поясов:
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек страны по бассейнам океанов;
- основные области современного оледенения и крупные ледники:
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
- народы, наиболее распространенные языки, религии;
- примеры рационального и нерационального размещения производства;
- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
- экологически неблагополучные районы России:
- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
Уметь:
определять (измерять):
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территорий;
- погоду по синоптической карте;
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
описывать:
- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
- особенности быта и религии отдельных народов.
объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
- страны;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- как составляют прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
- разнообразие природных комплексов на территории страны;
- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
- особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
оценивать и прогнозировать:
- природно-ресурсный потенциал страны, региона;
- экологическую ситуацию в стране, регионе
- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности, определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшении.: принятии. необходимых мер в случае природных стихийных и техногенных катастроф.
Информация об используемом учебнике.
И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2012 г.
В.П.Дронов, В.Я Ром, География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ,
ГЕОГРАФИЯ 8 класс (68 часов, 2 ч в неделю)
Введение (8 ч)
Что изучает география России Крайние точки России. Расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение. Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно-географического положения страны.
Особенности геополитического положения России и ее отдельных частей. Положение России в системе цивилизаций и его влияние на формирование и развитие страны. Влияние соседей на экологию России. Воздействие российской экономики на экологическую ситуацию в других странах.
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Роль природы в формировании Российского государства. Экономически активная территория. Российская Зона Севера и проблемы ее освоения. Типы и виды российских границ. Сухопутные соседи России. Различия сухопутных границ на северо-западе, западе и юге страны. Морские соседи России. Различия в геополитическом и экономическом значении морских границ России в Атлантическом бассейне, Северном Ледовитом и Тихом океанах. Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время.
Этапы и методы географического изучения территории. Путешествия и открытия новгородцев и поморов. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Изучение территории России отечественными учеными. Экспедиции Российского Географического общества. Современные географические исследования.
Практические работы.
Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран. Определение поясного времени для разных пунктов России. Обозначение на контурной карте субъектов РФ.
Учащиеся должны знать: специфику географического положения России, понятие «государственная территория», связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны, основные типы и виды границ, в каких часовых поясах лежит Россия, результаты географических открытий.
Учащиеся должны уметь: определять местное, поясное, декретное, летнее время, находить и анализировать информацию в разных источниках
Особенности природы и природные ресурсы России (34 ч)
Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Влияние на современный рельеф морей, текучих вод, ледников, ветра. Древнее и современное оледенения.
Виды стихийных природных явления в литосфере, причины, порождающие их, меры по борьбе с ними. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Факторы, определяющие климат России: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, океанические течения, антропогенные воздействия. Фронты. Циклоны и антициклоны.Закономерности распределения тепла температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.
Оценка природных условий России для проживания человека. Основные показатели. Характеризующие уровень комфортности климата. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения. Здоровье. Опасные т неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Вода – один из важнейших видов ресурсов. Внутренние воды – основные источники пресной воды. Важнейшие особенности российских рек.
Озера: размещение по территории страны, их различия по происхождению озерных котловин. Влияние озер на другие компоненты природы. Болота: причины возникновения. Роль в природе. Крупнейшие заболоченные районы. Подземные воды: происхождение многолетней мерзлоты на территории России. Ее влияние на природу и хозяйственную деятельность людей. Ледники.
Понятие водных ресурсов и водного кадастра. Неравномерность размещения водных ресурсов. Рост потребления и загрязнения воды человеком.
Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатства. Факторы образования почв, их основные типы. Свойства, различия в плодородии.
Главные типы почв России, особенности их географии.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с их эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Понятие о природной зональности. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берг в создании учения о природных зонах. Природная зональность – всеобщий закон природы. Что такое природно-хозяйственные зоны.
Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.
Разнообразие лесов. России: тайга, смешанные и лиственные леса. Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Образ русского леса. Основные виды природопользования.
Безлесные зоны юга России: географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны. Взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.
Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования. Памятники Всемирного природного наследия. Заповедники.
Практические работы.
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования.
Знакомство с образцами почв своей местности, выявление условий их почвообразования и оценка плодородия.
Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).
Учащиеся должны знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России, стихийные природные явления, связанные с литосферой, закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения, факторы, определяющие климат России, характеристику типов климатов, особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки, понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв, закономерности распространения почв, зональные типы почв, их главные свойства,растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России.
Учащиеся должны уметь : показывать на карте эти объекты, закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения, объяснять образование циклонов и антициклонов, показывать объекты на карте, распределение рек по бассейнам ,объяснять существенные признаки почв, размещение по природным зонам живых организмов
Природа регионов России (21 ч)
Русская равнина – общая характеристика.ФГП. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды Русской равнины. Природные комплексы и памятники Русской равнины. Северный Кавказ. Своеобразие природы. Природные комплексы и памятники Северного Кавказа. Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно-Сибирская низменность: особенности природы. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. Восточная Сибирь. Величие и суровость природы. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток – край контрастов. Особенности природы. Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Приамурье, Сахалин, Курильские острова. Природные уникумы. Камчатка. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
Практические работы.
Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности.
Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Урала
Учащиеся должны знать: понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России, характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр, природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы, характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы заповедники России.
Учащиеся должны уметь: объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов.
Человек и природа-5 часов.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.
Практические работы.
Характеристика экологического состояния одного из регионов России
Учащиеся должны знать: влияние природных условий на жизнь и здоровье человека, основные стихийные природные явления, экологические проблемы и пути их решения.
Учащиеся должны уметь: объяснять причины и пути решения экологических проблем.
ГЕОГРАФИЯ 9 класс, (68 часов, 2 ч в неделю)
Введение (4ч)
Визитная карточка России: территория, население. Виды и уровни географического положения.
Крайние точки России. Расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение.
Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России.
Учащиеся должны знать: крайние точки России, специфику географического положения России, понятие «государственная территория», связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны
Учащиеся должны уметь: находить крайние точки и границы России.
Население и географические особенности экономики России (9ч)
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост населения. Национальный и языковой состав населения России. Миграции населения. Расселение населения. Сельское и городское население России. География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.
Учащиеся должны знать: численность населения страны, факторы, влияющие на численность, своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни, народов , населяющие страну, языковые семьи и группы. особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем, городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения , понятие «миграция» и ее основные виды , основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Учащиеся должны уметь: объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям.
Хозяйство России (19 ч.)
Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов.
Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды. Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы.
Связь. География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Практические работы.
Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.
Определение эффективности приближения обрабатывающих производств пищевой промышленности к сельскохозяйственным предприятиям.
Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.
Учащиеся должны знать: состав и специфику хозяйства России, называть основные проблемы и перспективы его развития.
Учащиеся должны уметь: показывать на карте основные центры хозяйства России, анализировать экономические карты и статистические данные.
География крупных районов (36 ч.)
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Районы и крупные регионы России. Типовая характеристика может использоваться при изучении каждого района с учетом его географической специфики. Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Практические работы.
Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей районов Центральной России
Учащиеся должны знать: особенности ГП региона, основные этапы освоения,
состав района, этапы и факторы формирования района.
Учащиеся должны уметь: давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс
№ п/п | Темы разделов | Кол-во часов | Виды контроля | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Введение | 8 | 2 | 1 |
2. | Особенности природы и природные ресурсы России | 34 | 5 | 4 |
3. | Природа регионов России | 21 | 2 | 1 |
4. | Человек и природа | 5 | 1 | 1 |
Итого: | 68 | 10 | 7 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс
№ п/п | Темы разделов | Кол-во часов | Виды контроля | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Общий обзор России | 4 | - | - |
2. | Население и географические особенности экономики России | 9 | - | 1 |
3. | Хозяйство России | 19 | 5 | 1 |
4. | География крупных регионов России | 36 | 1 | 2 |
Итого: | 66+ 2 резерв | 6 | 4 |
Требования к уровню
подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс.
Знать/ понимать:
-распределение рек страны по бассейнам океанов;
-основные области современного оледенения и крупные ледники;
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
- основные виды растительности и животного мира;
Уметь:
называть и (или) показывать:
- предмет изучения географии;
- основные средства и методы получения географической информации;
- пограничные государства;
- особенности географического положения, размеры территории, морские и сухопутные границы России;
- субъекты Российской Федерации;
- границы часовых поясов;
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- народы, наиболее распространенные языки, религии.
- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны;
- основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования;
объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
- влияние географического положения на природу, хозяйство;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- как составляют прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы;
- особенности растительного и животного мира природных зон;
- разнообразие природных комплексов на территории страны;
- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ.
- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства;
определять:
-географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени на территории;
- погоду по синоптическим картам;
описывать:
- географическое положение страны (экономико-географическое, геополитическое и др.);
- особенности быта и религий отдельных народов;
оценивать:
- изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
- природно-ресурсный потенциал страны, региона.
Требования к уровню
подготовки учащихся, заканчивающих 9 класс.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Литература.
1.И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2012.
2.В.П.Дронов, В.Я Ром, География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2012.
3.Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии 8-9 класс.- М. : «ВАКО», 2010
4.О.В. Антушева. География России. Природа. Поурочные разработки. 8 класс. – Волгоград: «Учитель», 2007.
5.Асонова Г. С. Система самостоятельных работ по курсу физической географии СССР (Из опыта работы). - М.: Просвещение 1974.
6.Баринова И И, Ром В. Я. География России. 8 - 9 кл.: метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997.
7. Ермошкина А. С. Уроки географии. 8-9 кл.: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
8. Карпов Г. В Хрестоматия по физической географии СССР. - М.: Просвещение, 1974.
9. Лисенкова Г. Я. и др. Тематическое планирование по географии. - М.: Просвещение, 1989.
Средства обучения:
- Компьютер, проектор, принтер, экран, географические карты, коллекции для изучения отраслей хозяйства, презентации, мультимедийные программы, Интернет.
Географическая номенклатура 8-9 классы.
Тема «Географическое положение России»: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Кавказ, Гданьский Залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнева, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив, пролив Лаперуза, пролив Кунаширский; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Беригново, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка, Ямал.
Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность; Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, Становой Хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря. Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тугнусский, Южно-Якутский. Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория. Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь. Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье.
Тема «Климат»: Оймякон.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»: реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур. Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское. Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.
Тема «География отраслей межотраслевых комплексов»: Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск. Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.Центры маталлоёмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Новосибирск, Красноярск.
Топливно-энергетический комплекс. Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад. ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая энергосистема.
Металлургический и химико-лесной комплекс. Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк. Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре. Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск. Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск,
Регионы России. Европейский Север. Моря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность:Печорская. Реки: Северная Двина, Печора. Онега, Мезень. Озера: Имандра. Баломорско-Балтийский канал. Месторождения: апатитов, руд черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Печорский угольный бассейн. Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута. Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС.
Центральная Россия. Моря: Балтийское. Заливы: Финский. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская.Низменности: Окско Донская, мещерская. Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское. Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.
Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс
( 2ч. в неделю, 68 часов).
№ урока | Наименование разделов и тем | Даты прохождения тем раздела | Виды, формы контроля | ||||
По плану | По факту | ||||||
Введение (8 ч) | |||||||
1 | Что изучает география России. Источники географических знаний. | ФБ | |||||
2 | Россия на карте мира. Особенности географического положения по сравнению с другими странами. | ФО | |||||
3 | Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России» | ПР | |||||
4 | Моря, омывающие берега России. Ресурсы морей. | СР | |||||
5 | Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории. | С | |||||
6 | Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России» | ПР | |||||
7 | Как осваивали и изучали территорию России. | СР | |||||
8 | Наша Родина на карте мира (обобщение) | Т | |||||
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (34 ч) Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (7 ч) | 30.09 | ||||||
9 | Особенности рельефа России. | ФО | |||||
10 | Геологическое строение территории. Геохронологическая таблица. | ПО | |||||
11 | Основные тектонические структуры. Тектоническая карта России. | УО | |||||
12 | Минеральные ресурсы России. | ГК | |||||
13 | Практическая работа №3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры» | ПР | |||||
14 | Развитие форм рельефа. | С | |||||
15 | Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его развития на примере своего региона (обобщение). | Т | |||||
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5ч). | |||||||
16 | Климатообразующие факторы: ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ. | ФО | |||||
17 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. | ПО | |||||
18 | Климатические пояса и типы климатов. | СР | |||||
19 | Зависимость человека от климата. Практическая работа №4 «Оценка климатических показателей одного из регионов страны». | ПР | |||||
20 | Агроклиматические ресурсы страны и своего региона (обобщение). |
| ГД | ||||
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч) | 21.11 | ||||||
21 | Разнообразие внутренних вод России. Реки: речные системы, водоразделы, бассейны, падение и уклон. | К | |||||
22 | Влияние климата на реки: питание, режим, годовой сток и ледовый режим. | ФО | |||||
23 | Практическая работа № 5 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования» | ПР | |||||
24 | Озёра, их происхождение. Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | ГК | |||||
25 | Водные ресурсы. Стихийные явления, связанные с водами. | СР | |||||
26 | Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности (обобщение). | Т | |||||
Тема 4.Почва и почвенные ресурсы (4ч) | |||||||
27 | Почва - особый компонент природы. Образование почв, их разнообразие. | ФО | |||||
28 | Типы почв России. Закономерности распространения почв. | УО | |||||
29 | Почвенные ресурсы страны. Мелиорация земель. | СР | |||||
30 | Практическая работа № 6 «Знакомство с образцами почв своей местности, выявление условий их почвообразования и оценка плодородия» | ПР | |||||
Тема 5. Растительный и животный мир (5 ч ) | 23.12 | ||||||
31 | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие. | ГК | |||||
32 | Биологические ресурсы, их рациональное использование. | ПР | |||||
33 | Особо охраняемые природные территории. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. | С | |||||
34 | Природно-ресурсный потенциал России. | ПК | |||||
35 | Особенности природы и природные ресурсы России (обобщение темы) | Т | |||||
Тема 6. Природное районирование ( 7 ч ) | 27.01 | ||||||
36 | Понятие о ПТК. Разнообразие природных комплексов России. | ФО | |||||
37 | Моря как крупные природные комплексы. | СР | |||||
38 | Природные зоны как природные комплексы. | С | |||||
39 | Характеристика природных зон страны. | ГК | |||||
40 | Практическая работа № 7 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)» | ПР | |||||
41 | Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. | СР | |||||
42 | Природная зона своей местности, её экологические проблемы (обобщение). |
| ГД | ||||
Раздел 2. Природа регионов России (21 ч) | 20.02 | ||||||
43 | Русская равнина – общая характеристика. ФГП. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. | ФО | |||||
44 | Климат и внутренние воды Русской равнины. | УО | |||||
45 | Природные комплексы Русской равнины. | ПО | |||||
46 | Памятники природы Русской равнины. | ГК | |||||
47 | Практическая работа №8 «Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины». | ПР | |||||
48 | Северный Кавказ. Своеобразие природы. | ФО | |||||
49 | Природные комплексы Северного Кавказа. | ПО | |||||
50 | Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу. | ГД | |||||
51 | Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. | ГК | |||||
52 | Экологические проблемы Урала. Практическая работа № 9 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Урала» | ПР | |||||
53 | Западно-Сибирская низменность: особенности природы. | Т | |||||
54 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. | СР | |||||
55 | Восточная Сибирь. Величие и суровость природы. | ФО | |||||
56 | Природные районы Восточной Сибири. | ФК | |||||
57 | Жемчужина Сибири – Байкал. | ГК | |||||
58 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | Т | |||||
59 | Дальний Восток – край контрастов. | ФО | |||||
60 | Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Сахалин, Курильские острова. | УО | |||||
61 | Природные уникумы. Камчатка. | ГК | |||||
62 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. | ГК | |||||
63 | Природа регионов России (обобщение) | Т | |||||
Раздел 3. Человек и природа (5ч) | 19.05 | ||||||
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа №10 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России» | ПР | ||||||
65 | Антропогенные воздействия на природу. Рациональное природопользование. | ПР | |||||
66 | Экологическая ситуация в России, в своей области (мониторинг). | ГК | |||||
67 | Повторение изученного в 8 классе. | ГК | |||||
68 | Итоговое тестирование. | Т |
Календарно – тематическое планирование
по географии 9 класс (2ч. в неделю, 68 часов).
№ уроков | Наименование разделов и тем | Дата прохождения | Виды, формы контроля | ||
По плану | По факту | ||||
Общий обзор России ( 4 ч) | |||||
1. | Политико-государственное устройство Российской Федерации. | ФБ | |||
2. | Географическое положение и границы России. | УО | |||
3. | Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. | К | |||
4. | Государственная территория России. | ГК | |||
Население и географические особенности экономики России (9 часов) | |||||
5. | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | ФБ | |||
6. | Численность и естественный прирост населения. | ФО | |||
7. | Национальный и языковой состав населения России. | УО | |||
8. | Миграции населения. | СР | |||
9. | Расселение населения. Сельское и городское население России. | П | |||
10. | География основных типов экономики на территории России | УО | |||
11. | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России | ГД | |||
12. | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России | К | |||
13. | Контроль знаний по изученной теме. | Т | |||
Хозяйство России (19 ч) | |||||
14. | Научный комплекс | ФБ | |||
15. | Машиностроительный комплекс. | УО | |||
16. | Факторы и география машиностроения. Практическая работа №1 «Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения» | ПР | |||
17. | Военно-промышленный комплекс. | УО | |||
18. | Топливно-энергетический комплекс. Роль, значение и проблемы ТЭК. |
| |||
19. | Топливная промышленность нефтяная, газовая, угольная промышленность Практическая работа № 1 « Сравнительная характеристика угольных бассейнов по картам». | ПР | |||
20. | Электроэнергетика. | ГК | |||
21. | Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. | ГК | |||
22. | Металлургический комплекс. Черная металлургия. | ГК | |||
23. | Цветная металлургия. | СР | |||
24. | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. | УО | |||
25. | Факторы размещения их предприятий. Практическая работа № 2 «Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности». | ПР | |||
26. | Агропромышленный комплекс (АПК) | ГК | |||
27. | Земледелие и животноводство. | ФО | |||
28. | Пищевая и легкая промышленность. Практическая работа №3 «Определение эффективности приближения обрабатывающих производств пищевой промышленности к сельскохозяйственным предприятиям». | ПР | |||
29. | Инфраструктурный комплекс. | УО | |||
30. | Железнодорожный, автомобильный и | ПР | |||
31. | Связь. Сфера обслуживания | С | |||
32. | Обобщение знаний по теме: «Хозяйство России». | Т | |||
География крупных регионов России ( 36 ч) | |||||
33. | Районирование территории страны. | К | |||
34. | Западный регион. Общая характеристика. | К | |||
35. | Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения. | К | |||
36. | Население и главные черты хозяйства. | К | |||
37. | Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. | ПР | |||
38. | Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Северо-Западный район. | С | |||
39. | Европейский север. ГП, природные условия и ресурсы. | УО | |||
40. | Население Европейского Севера. | УО | |||
41. | Хозяйство Европейского Севера. | ПО | |||
42. | Европейский Юг. ГП, природные условия и ресурсы. | ГД | |||
43. | Население Европейского Юга. | ПО | |||
44. | Хозяйство Европейского Юга. | ГД | |||
45. | Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы. | К | |||
46. | Население Поволжья. | ПО | |||
47. | Хозяйство Поволжья. | С | |||
48. | Урал. | К | |||
49. | ГП, природные условия и ресурсы Урала. | ФО | |||
50. | Население Урала. | С | |||
51. | Хозяйство Урала. | П | |||
52. | Обобщение знаний по Западному макрорегиону. | Т | |||
53. | Восточный макрорегион — азиатская Россия. | К | |||
54. | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики | К | |||
55. | Западная Сибирь. Факторы формирования района. | УО | |||
56. | Население и хозяйство Западной Сибири. | С | |||
57. | Восточная Сибирь. Природа Восточной Сибири. | ПО | |||
58. | Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири. | ФБ | |||
59. | Дальний Восток. Природа Дальнего Востока. | К | |||
60. | Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. | ГД | |||
61. | Обобщающее повторение. | ПО | |||
62. | Обобщение знаний по теме: «Восточный макрорегион». | Т | |||
63. | Обобщение знаний по основным темам года. | ФБ | |||
64. | Подготовка и итоговому тестированию. Обобщение разделов. | УО | |||
65. | Итоговое тестирование. | Т | |||
66. | Анализ итогового тестирования. | ФБ | |||
67-68. | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...