Расселение и урбанизация
презентация к уроку по географии (8 класс) на тему
- Какие бывают типы поселений?
- Чем отличается городской и сельский образ жизни?
И познакомимся с новыми терминами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
жилища. презентация к уроку | 83.5 КБ |
prezentatsiya_rasselenie_i_urbanizatsiya.zip | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №14» г. Коломна, М.обл
Константинова Тамара Васильевна
Тема урока: «Расселение и урбанизация»
Класс:8
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: география, информатика, история
Методы: словесный (беседа, устный), объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый метод, самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника, картами атласа.
- Цели и задачи:
- продолжить формирование знаний о размещении населения
- вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия
- “поселение”, “городское и сельское поселение”, “агломерация”, “урбанизация”, “субурбанизация”,
- Выяснить влияние урбанизации на деревню, последствия и возможные пути решения.
- Познакомить с основными типами сельских и городских поселений,
- Выяснить отличие образа жизни сельского и городского населения
- Показать значение городов в материальной и духовной жизни населения.
- Продолжать учащихся учить , высказывать свою точку зрения по той или иной проблеме
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: настенные карты «Народы и плотность населения России », атласы с контурными картами, компьютерная презентация по теме, компьютер – телевизор, учебник, тетрадь. карточки с заданиями.
Тип урока: урок изучения нового материала и обобщения знаний.
Ход урока :
- Орг. момент
- Проверка д/з
- Изучение нового материала
Ход урока :
Сегодня на уроке мы должны ответить на следующие вопросы:
- Какие бывают типы поселений?
- Чем отличается городской и сельский образ жизни?
- И познакомимся с новыми терминами.
Но прежде чем мы приступим к новой теме, повторим ранее изученный материал
- по карточкам выполняют задания по номенклатуре России 6 чел, (садятся за первые парты) на выполнение задания -6 мин.
- 2 чел. у доски ( вопрос –ответ) задают друг другу вопросы по параграфу ( если на вопрос задающего не ответил «соперник», ученик должен ответить сам. 5-6 мин
(Обычно ребята задают по 5 вопросов каждый, класс оценивает вопросы и ответы- рецензируют).
3. Подготовленная презентация ученика по Коломне( с. 55, п.8) - 6мин
Обобщение : Мы выяснили, что для России характерно 2 формы заселения территории - зона очагового и сплошного заселения , а на размещение населения влияют исторические факторы, природные условия, развитие экономики .
Изучение нового материала :
«Всяк кулик свое болото хвалит».Объясните это выражение. Т.е. люди стараются выбрать то место проживания, где ему было бы комфортней жить.
Кому- то город мил, а кому-то жизнь в деревне.
Тема нашего урока : «Расселение и урбанизация»
Слайд №1, запись в )тетрадь)
Запишите план урока :
Слайд №2
1.Типы поселений
2.Городской и сельский образ жизни
1. -Как вы понимаете слово «расселение?». Для ответа на этот вопрос откройте учебники стр56, зачитайте определение. Запишите в тетрадь
Слайд №3
1) Расселение - размещение населения по регионам и населенным пунктам.
2) Расселение - распределение населения по поселениям, а поселений - по территории страны.
Т.Е. процесс распределения и перераспределения населения по территории и его результат – сеть поселений. Исторических времен для удобства проживания люди строили различные жилища. Данный материал мы рассматривали в 7кл, а на территории России следующие виды жилищ.
Посмотрим слайды и вспомним , для каких территорий характерны данные постройки и сделаем вывод с чем это связано. ( Данные определения записывают в тетрадь)
Слайд №4 «Русское национальное жилище»-в русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX — начале XX веков, представляло собой сооружение из дерева — избу, построенную по срубной или каркасной технологии. Реже, в основном, на юге, бытовали каменные, глинобитные жилища .
Можно слышать выражение «До дома, до хаты»
Слайд №5
Изба – сооружение, из дерева построенное по срубной или каркасной технологии.
Можно слышать выражение «До дома, до хаты», что же это за «сооружение?»
Слайд №6
Хата – (от др.- г. формы современного венг. ház «дом», нем. Hütte) — традиционный дом украинцев, белорусов, южных великороссов, части поляков с печью, как правило с четырёхскатной соломенной или камышовой кровлей. Часто хата делилась на две части: жилую и хозяйственную, разделённую между собой сенями
Слайд №7
Сакля – (от груз.сахли — «дом») — монументальное каменное сооружение жителей Кавказа, а также деревянный дом в Крыму, преимущественно в горной зоне. В Крымских горах это обычно небольшой дом, из дерева, глины, керамического или саманного кирпича, с плоской крышей.
Слайд №8
Яра́нга (чукот. яран’ы) — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м., диаметром от 5,7 до 7-8 м.Переносное жилище кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) северо-востока Сибири.
Каркас собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. Сверху его покрывают оленьими или моржовыми шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур.
Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение - и кладовую, разделённое вертикальным пологом, образующим в плане квадрат.
Слайд №9
Чум - переносное жилище народов Севера России.( обычно- у чукчей, алеутов, тунгусов )Конический остов из шестов покрывался оленьими шкурами, берестой или корой.
Слайд № 10
Юрта -переносное - обычно конусообразное - жилище некоторых народов Центральной и Средней Азии и Сибири, состоящее из остова покрытого войлоком или шкурами.
Сделайте вывод – почему для горных районов одни сооружения, для северных районов другие, а для средней полосы третьи( от природных условий и природных ресурсов)
Данные сооружения не будут составлять большое поселение.
Найдите в учебнике определение ПОСЕЛЕНИЕ (с.56 и запишите в тетрадь) компактно застроенный участок территории с необходимым оборудованием для жизни и работы людей.Особый случай дисперсное расселение
Слайд № 11
дисперсное расселение- (рассеянное) сельское расселение отдельными дворами - усадьбами, которое приближает людей к местам труда - земельных участков, лесов, охотничьих угодий и т.д.. Дисперсными группами живут например кеты (в Красноярский кр.-994чел., Туруханском, Байкитском районах),хутора на Украине и поселения фермеров США.
Выделяют следующие понятия :
Слайд № 12
Дере́вня — русское название сельского населённого пункта с несколькими десятками домов индивидуальной застройки. Большими обычно считаются деревни с 30 и более дворами.
Слайд № 13
Село -До революции селом называлось крестьянское поселение, где была церковь, деревня же наоборот церкви не имела.Село объединяло несколько деревень, являлось чем-то вроде центра.
- Деревни были меньше по размерам и с меньшим количеством дворов и жителей.
- Исторически окончания названий сёл были на -ое, а деревень на -о.
Географически, чем западней, тем чаще населённые пункты имеют название «село».
Слайд № 14
Хутор- — малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством.
У донских и кубанских казаков в Российской империи хутор — поселение на территории станицы, не имеющее отдельного административного управления. Разросшиеся хутора нередко выделялись в отдельные станицы, то есть имели отдельный общинный юрт и приписанное казачье население. В восточных казачьих войсках аналогом хутору был станичный посёлок. Основным занятием жителей хуторов было, как правило, сельское хозяйство.
Слайд № 15 – вывод ( Поселения бывают )
Все населенные пункты принято классифицировать на два больших типа — городские и сельские.
Различаются варианты этих типов — крупнейшие многомиллионные города и самые мелкие сельские поселения, иногда состоящие лишь из одного дома
Но между ними имеется непрерывная цепочка поселений (сельско -городской), в которой провести четкую границу между городскими и сельскими поселениями практически невозможно.
Конкретные критерии подразделения поселений на городские и сельские в разных странах различны
Слайд № 16,17
В России город - поселения не менее 12 тыс. чел. ,жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством.
Городское население России составляет 73% от общей его численности. Наиболее высокий удельный вес городского населения - более 80% - в Северо-Западном и Центральном районах; более 70% - в Уральском и Дальневосточном районах; самая низкая доля городского населения - в Северо-Кавказском (около 55%) и Центрально-Черноземном (около 62%) районах.
Еще более высокие различия в степени концентрации городского населения по субъектам Федерации. Более 90% городского населения в Магаданской области (92,0%), в Мурманской области (91,9%), Ханты-Мансийском автономном округе (91,2%); минимальные показатели в Чеченской республике (23,5%), в Республике Алтай (25,5%), в Коми-Пермяцком автономном округе (25,8%).
В нашей стране 13 городов млн. Найдите их в атласе ( по пунсонам) или в учебнике (с.52)
На контурной карте нанести города млн.
Сельские поселения в России -это те, в которых проживает менее 3 тыс. чел, или более 15% занятых работает в сельском хозяйстве. Поэтому они подразделяются также на две разновидности:
1) сельскохозяйственные и 2) несельскохозяйственные
Чем отличается город от деревни?(фронтальный опрос)
Вывод :
Отличия города и деревни :
1. Преобладающая экономическая функция поселения. При этом главной отраслью в сельских населенных пунктах, как правило, является сельское хозяйство, а в городских — несельскохозяйственные отрасли экономики.
2. Размер поселения, т. е. количество жителей в нем, — городские поселения обычно крупнее сельских.
3. Административное значение - если оно есть, то поселение считается городским.
4. Плотность населения -- в городских поселениях она намного выше, чем в сельских, за счет более плотной и более многоэтажной застройки.
5. Степень благоустройства — в городских поселениях она выше, чем в сельских.
6. Историческое значение, закрепленное юридическими актами, — поселения являются городскими или сельскими, потому что в прошлом они получили соответствующий статус, закрепленный правовыми документами.
Физминутка.
Теперь мы должны ответить на второй вопрос плана нашего урока -
Чем отличается городской и сельский образ жизни?
В процессе урбанизации изменяется образ жизни.
Давайте вспомним термин из курса 7кл., УРБАНИЗАЦИЯ , если забыл кто-то ответ (с.57)
Слайд № 18
Урбанизация – процесс, который включает в себя
- Увеличение числа городов
- Многоэтажность , скученность домов, дороги – внешний облик
- Увеличение численности горожан
Урбанизация влечет за собой субурбанизацию - рост и развитие вокруг крупных городов их городов-спутников, которые формируют агломерации.
Слайд № 19
Субурбанизация – процесс, когда город расширяет свою территорию за счет пригородной зоны (Ульяновск + Нов. Город, Баратаевка, Ишеевка).
Слайд №20
Агломерация - (от лат. agglomero присоединяю, накопляю): Городская агломерация компактное скопление населённых пунктов
( ВСЕ ТЕРМИНЫ ЗАПИСЫВАЮТСЯ В ТЕТРАДЬ)
Прочитайте текст учебника , заполните таблицу. Кто отдыхал или был в деревне, дополните свои суждения
Городской образ жизни | Сельский образ жизни |
Нормированный рабочий день, определенный род занятий, динамичность, поведением«один в толпе», в духовной культуре, технологии. | Каждый друг друга знает, работа в посевную без выходных, часто без удобств, но более свежий воздух и натуральные продукты. |
Проверка таблицы.
Вывод :Для городского образа жизни характерна динамичность, для сельского более спокойное и размеренное течение жизни.
Закрепление :
-Что такое расселение?
-Какие жилища вы знаете, кроме названных в других уголках мира ?
(иглу, вигвам, дома на сваях …)
-От куда пошло название Коломна?
-Дополнить предложение :урбанизация-мощный фактор воздействия на окружающую среду…( с.58 уч., собственные примеры)
Объявить оценки, отметить кто активно работал, а кто может работать лучше.
Д/З : учебник с.56-57, выучить термины, города млн., по желанию презентацию о городах (с.учебника 59)
Дополнениеие .
Существует ряд населённых пунктов, которые, несмотря на число жителей свыше 12 тысяч, не хотят получать городской статус. Такие перемены могут лишить их ряда льгот. Посёлков городского типа с необходимым количеством жителей - более 270.
На сегодняшний день в Российской федерации насчитывается 1100 населённых пунктов, которые имеют статус города.
Одиннадцать городов из этого числа – это города миллионеры. То есть города, число жителей в которых превышает миллион. На первом месте находится Москва, с численностью населения 10 млн. 509 тыс. человек. За ней следуют такие крупнейшие города как Санкт-Петербург (4583 тыс. чел.), Новосибирск (1397 тыс. чел.), Екатеринбург (1323 тыс. чел), а так же Самара, Казань, Омск, Нижний Новгород, Волгоград, Воронеж, Ростов-на-Дону, Челябинск и Уфа.
Свыше 500 тыс., но меньше 1 млн. человек, проживает в таких городах как Пермь, Красноярск, Саратов, Ярославль, Барнаул, Иркутск, Ижевск, Рязань, Краснодар, Пенза, Астрахань, Томск, Тольятти, Тюмень, Владивосток, Оренбург, Махачкала, Липецк и др.
Источники информации.
Алексеев А.И., Гладкий Ю.Н.,Учебник «География России», 8кл., М., «Просвещение», 2013
http://skolko-vo.ru/art/skolko-gorodov-v-rossii.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%80
: http://thedifference.ru/otlichie-sela-ot-derevni/
http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/r/rasselenie.html
Подписи к слайдам:
. Дисперсные отдельные населенные пункты на большом расстоянии друг от друга. Горные, метеостанции, маяки, лесные сторожки, ж/д полустанки Групповые -село , город Аграрные -с/х поселения, совхозы, фермы, хутора. - поселения не менее 12 тыс. чел., жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством.Доля городского населения в России -73%Сельские поселении в России -- это те, в которых или проживает менее 3 тыс. чел – процесс, который включает в себяУвеличение числа городов Многоэтажность , скученность домов, дороги – внешний обликУвеличение численности горожан процесс, когда город расширяет свою территорию за счет пригородной зоны компактное скопление населённых пунктов http://kostromka.ru/belorukov/derevni/kostroma/143.php http://naverkino.ucoz.ru/photo/1-0-68 http://uchise.ru/docs/index-273185.html http://uchise.ru/docs/index-273185.html https://www.google.ru/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8F+%D0%BD%D0%B0+%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАССЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. УРБАНИЗАЦИЯ
· Расширить и углубить знания учащихся о формах расселения населения; сформировать представление об урбанизации как всемирном процессе; выявить наиболее значи...
Расселение и урбанизация
урок...
Расселение и урбанизация (самостоятельная работа) 8 класс
Расселение и урбанизация (самостоятельная работа) 8 класс...
Расселение и урбанизация
Данный материал можно использовать на уроках географии с 7-11 классы. Раскрыты основные причины расселения.Ж.илища разных народов, их быт...
Расселение и урбанизация 8 класс
Тема урока: «Расселение и урбанизация»Класс:8Тип урока: комбинированный.Межпредметные связи: география, информатика, история Методы: словесный (беседа, устный), объяснительно-и...
Презентация к онлайн уроку "Расселение и урбанизация"
В презентации ребята ознакомятся с основными тапами поселения в России: городским и сельским...