География 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА д. САВИНОВО
УРЖУМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена: На заседании методического совета Протокол № « » _________2014 года | Согласовано: Заместитель директора по УВР _______________ И.И. Шумихина « »____________2014 года | Утверждено: Директор МКОУ ООШ д. Савиново ________________О.М. Гуровских Приказ № « » _________2014 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 6 КЛАССА
На 2014-2015 учебный год
Составитель: Шумихина И. И.- учитель географии, 1 кв. кат.
д. Савиново
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта 2004 года и примерной программы по географии для 6 класса А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля». Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Курс «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных курсов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный курс географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций. Программой предусмотрено изучение на уроках краеведческого материала — местных, наиболее типичных и интересных в географическом отношении объектов, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время.
Главная цель курса заключается в том, чтобы показать основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты. Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
• сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
• научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
• продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
• продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
Курс рассчитан на 34 учебных часа.
В результате освоения данного курса, согласно стандарту школьного географического образования учащийся должен:
Знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
Уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съёмок её участков; чтения карт различного содержания;
- учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии ученик 6 класса должен
знать/понимать
• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
уметь
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений,
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природыиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами
• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
Учебно-тематический план.
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч
Что такое география. Почему необходимо изучать географию. Объекты изучения географии.
Тема 1. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 6 ч
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта.
Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.
Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности.
Определение направлений и измерение расстояний на местности.
Построение простейших планов.
История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие современных географических карт и их классификация. Значение картографического метода исследования. Другие методы и источники получения географической информации.
Практические работы.
1.Ориентирование по карте;
2.Чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов;
3.Составление простейшего плана местности.
Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 3 ч
Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практические работы.
4. Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы.
5. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 4 ч
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы.
Внутреннее строение Земли. Литосфера — каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
Практические работы.
6. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых.
Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Тема 5. ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 4 ч
Гидросфера — водная оболочка Земли, ее состав и строение. Свойства воды. Мировой круговорот воды и роль воды в природе. Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость. Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек. Озера. Водохранилища — искусственные озера. Болота. Подземные воды. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Значение и охрана подземных вод. Ледники и многолетняя мерзлота.
Горные и покровные ледники. Значение ледников. Оледенения. Человек и гидросфера. Водный голод планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды.
Практические работы.
7. Анализ карт температуры и солености вод Мирового океана.
8. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.
9. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.
Тема 6. АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 6 ч
Атмосфера — воздушная оболочка Земли, ее состав, строение.
Значение атмосферы. Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток. Амплитуда температур. Парниковый эффект. Влажность воздуха и атмосферные осадки. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки.
Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Постоянные и сезонные ветры. Местные ветры. Значение ветров. Погода и ее предсказание. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Прогноз погоды. Погода и климат. Климат и климатообразующие факторы. Разные климаты Земли. Оптические атмосферные явления. Явления, связанные с отражением солнечного света. Явления, связанные с электричеством в атмосфере. Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.
Практические работы.
Наблюдение за погодой, ее описание.
10. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов.
Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.
Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты.
11. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.
Тема 7. БИОСФЕРА — ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ — 3 ч
Биосфера — оболочка жизни, ее границы. Разнообразие растений и животных. Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане. Процессы, происходящие в биосфере. Круговорот веществ. Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Человек — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Зависимость человека от биосферы. Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные проблемы. Охрана биосферы.
Практические работы.
Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды.
12. Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа.
Тема 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 7 ч
Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Свойства географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные.
Почвы как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв.
Особенности растительности, животного мира и хозяйственной деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса. Степи и саванны. Пустыни и полупустыни.
Природные комплексы Мирового океана.
Практические работы.
Наблюдение за изменением почвенного покрова.
13. Описание почв на местности и по карте.
14. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.
Описание природных зон Земли по географическим картам.
15. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
16. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
Содержание изучаемого курса
№ | Раздел, тема | Количество часов | Содержание в соответствии с ФКГО ОО | Требования к уровню подготовки учащихся |
Введение | 1 | Что такое география. Почему необходимо изучать географию. Объекты изучения географии. География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. | знать/понимать основные географические понятия и термины: география – как наука, объекты изучения географии, уметь объяснять, почему необходимо изучать географию. | |
1 | Изображение земной поверхности и их использование | 6 | Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сетка). Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов. | знать/понимать основные географические понятия и термины: план, глобус, карта, условные знаки, градусная сетка, географические координаты, ориентирование, азимут, правила чтения карт; уметь определять по плану направление и расстояние до объекта, читать условные знаки и статистический материал, определять по карте направление и расстояние до объекта, географические координаты объекта. |
3 | Земля-планета Солнечной системы | 3 | Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. | знать/понимать основные географические понятия: солнечная система, форма и размеры нашей планеты, виды движения Земли и их следствия, влияние Космоса на Землю и жизнь людей; уметь сравнивать Землю с обликом других планет Солнечной системы, объяснение географических следствий движения Земли |
4 | Литосфера - каменная оболочка Земли | 4 | Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте. | знать/понимать основные географические понятия и термины: минералы и горные породы, их происхождение, литосфера, ее строение и состав, рельеф суши и дна Мирового океана, крупные формы рельефа суши, изображение рельефа на планах и картах, абсолютная и относительная высота, внутренние и внешние факторы формирования рельефа, деятельность людей по преобразованию рельефа Земли; уметь наблюдать за объектами литосферы, описывать на местности (красный лог) и по карте Кировской области. |
5 | Гидросфера – водная оболочка Земли | 4 | Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. | знать/понимать основные географические понятия и термины: гидросфера — водная оболочка Земли, ее состав и строение, свойства вод, мировой океан и его части, движение вод в Мировом океане, воды суши, экологические проблемы гидросферы и вод своей местности; уметь наблюдать за объектами гидросферы, их описывать на местности и по карте Кировской области, анализировать карты температуры и солености вод Мирового океана, оценивать обеспеченность водными ресурсами разных регионов Земли (в том числе Кировской области). |
6 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 6 | Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха V от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. | знать/понимать основные географические понятия и термины: атмосфера — воздушная оболочка Земли, ее состав, строение, значение атмосферы, распределение тепла на поверхности Земли, относительная и абсолютная влажность воздуха, различия в атмосферном давлении на разных участках Земли, ветер, погода, элементы погоды, климат и климатообразующие факторы, влияние климата на условия жизни людей; уметь наблюдать за погодой, ее описывать, измерять количественные характеристики элементов погоды с помощью приборов и инструментов, читать климатические и синоптические карты |
7 | Биосфера – оболочка Земли | 3 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте. | знать/понимать основные географические понятия и термины: биосфера, ее границы, разнообразие растений и животных, приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане, распространение людей на Земле, человеческие расы, кризисы развития человечества, современные проблемы в биосфере; уметь описывать растительный и животный мир на примере своей местности и по картам атласа. |
8 | Географическая оболочка Земли | 7 | Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения. | знать/понимать основные географические понятия и термины: географическая оболочка Земли, ее границы и составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития, широтная зональность и высотная поясность, территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные природные комплексы, почвы, условия образования почв различного типа, особенности растительного, животного мира и хозяйственной деятельности человека в пределах различных природных зон уметь описывать почвы на местности и по карте, описывать природные зоны Земли по географическим картам, выявлять и объяснять географическую зональность природы Земли. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч.
№ | Дата | Тема урока | Практическая часть | Тип урока ( по Шамовой) и форма урока | Информационное сопровождение | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО |
1 | 09 | Введение. | Т: Урок изучение нового материала и первичного закрепления Ф: | География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. |
Тема 1. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 6 ч
№ | Дата | Тема урока | Практическая часть | Тип урока ( по Шамовой) и форма урока | Информационное сопровождение | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО |
2 | 09 | Картографическое изображение земной поверхности | Т Урок изучение нового материала и первичного закрепления Ф: эвристическая беседа на основе анализа плана, глобуса и карт. | http://www.national-geographic.ru Карта, глобус, план | Географические модели: глобус, географическая карта, план местности. их основные параметры и элементы | |
3 | 09 | Географические координаты. | Определение географических координат | Т: Комбинированный урок | Карта полушарий | Градусная сетка. Параллели и меридианы |
4 | 09 | Географические координаты. Приёмы ориентирования на карте. | Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. Пр.№ 1. | Т: Урок комплексного применения знаний Ф: | Карта полушарий | Градусная сетка. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте. Чтение карт Ориентирование на карте |
5 | 09 | Ориентирование на местности. Построение плана местности | Ориентирование на местности. Пр № 2 | Т: Урок комплексного применения знаний Ф: | Азимут. Различные способы съемки местности. Определение направлений и измерение расстояний на плане местности | |
6 | 09 | Практическое занятие на местности | Составление плана территории школы (комнаты). Пр. № 3 | Т: Урок комплексного применения знаний Ф: практикум | Ориентирование на местности | |
7 | 10 | Карта – «язык» географии | Т: Комбинированный урок Ф: семинар | Карта полушарий, атлас | Географическая карта — особый источник информации. Основные типы карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы.. |
Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 3 ч.
№ | Дата | Тема урока | Практическая часть | Тип урока ( по Шамовой) и форма урока | Информационное сопровождение | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО |
8 | 11 | Земля - планета Солнечной системы. | Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы. Пр.№ 4 | Т: Урок изучение нового материала и первичного закрепления Ф: | http://www.gao.spd.ru/russian | Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна.. Форма и размеры нашей планеты Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. |
9 | 11 | Географические следствия движения Земли | Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. ПР. № 5 | Т: Комбинированный урок Ф: | Карта полушарий, атлас | Виды движения Земли. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. |
10 | 11 | Влияние Космоса на Землю и жизнь людей Обобщающий урок. | Т: Комбинированный урок Ф: | Карта полушарий, атлас | Влияние Космоса на Землю и жизнь людей |
Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 4ч.
№ | Дата | Тема урока | Практическая часть | Тип урока ( по Шамовой) и форма урока | Информационное сопровождение | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО |
11 | 11 | Минералы и горные породы. | Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых (Кировской области). ПР. № 6 | Т: Актуализации знаний и умений Ф: ролевая игра | Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. | |
12 | 12 | Литосфера | Т: Актуализации знаний и умений Ф: | Карта . Строение земной коры | Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. | |
13 | 12 | Рельеф поверхности Земли | Наблюдение за объектами литосферы, описание по карте | Т: Урок комплексного применения знаний Ф: | Карта полушарий, атлас | Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Наблюдение за объектами литосферы, описание по карте |
14 | 12 | Внутренние и внешние силы создающие рельеф Человек и мир камня | Т: Урок комплексного применения знаний Ф: | рельеф суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних и внешних сил. |
Тема 5. ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 4 ч.
№ | Дата | Тема урока | Практическая часть | Тип урока ( по Шамовой) и форма урока | Информационное сопровождение | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО |
15 | 12 | Гидросфера | Т Урок изучение нового материала и первичного закрепления Ф: | Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. | ||
16 | 01 | Мировой океан. | Анализ карт температуры и солености вод океана. Пр.№7 | Т: Комбинированный урок Ф: | Карта полушарий, атлас | Мировой океан и его части |
17 | 01 | Реки. Воды суши. | Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте Кировской области. Пр. № 8. | Т: Урок комплексного применения знаний Ф: | Карта полушарий, атлас | Поверхностные и подземные воды суши. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. |
18 | 01 | Человек и гидросфера. | Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли (в том числе Кировской области). Пр. № 9. | Т: Актуализации знаний и умений Ф: | Карта полушарий, атлас | Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли |
Тема 6. АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 6 ч.
№ | Дата | Тема урока | Практическая часть | Тип урока ( по Шамовой) и форма урока | Информационное сопровождение | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО |
19 | 02 02 | Атмосфера Температура воздуха. | Наблюдение за погодой, ее описание в д. Савиново | Т: Урок изучение нового материала и первичного закрепления Ф: | Карта, атлас | Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры воздуха с высотой. Распределение тепла на поверхности Земли. Наблюдение за погодой, ее описание. |
20 | 02 | Влажность воздуха и атмосферные осадки. | Объяснение устройства и применения гигрометра, осадкомера. | Т: Урок комплексного применения знаний Ф: | Карта полушарий, атлас | Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков в Кировской области. Атмосферные осадки. Объяснение устройства и применения гигрометра, осадкомера. |
21 | 02 | Атмосферное давление и ветер. | Объяснение устройства и применения барометра и флюгера. | Т: Урок комплексного применения знаний Ф: | Карта полушарий, атлас | Изменение давления воздуха с высотой. Объяснение устройства и применения барометра и флюгера.. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Пассаты. Муссоны. Местные ветры. Значение ветров в Кировской области. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты |
22 | 02 | Погода | Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Пр. № 10. | Т: Комбинированный урок Ф: | Погода. Изучение элементов погоды. Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов | |
23 | 02 | Климат | Чтение климатических карт для характеристики климата | Т: Актуализации знаний и умений Ф: | Карта климата, атлас | Климат Адаптация человека к разным климатическим условиям. Чтение климатических карт для характеристики климата |
24 | Человек и атмосфера. Практические работы Обобщение данных дневника | Определение среднесуточной t воздуха на основании показаний термометра, построение и анализ розы ветров. Пр. № 11 | Т: Комбинированный урок Ф: | Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу в Кировской области. |
Тема 7. БИОСФЕРА — ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ — 3 ч.
№ | Дата | Тема урока | Практическая часть | Тип урока ( по Шамовой) и форма урока | Информационное сопровождение | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО |
25 | 03 | Биосфера. Значение биосферы | Т: Урок изучение нового материала и первичного закрепления Ф: | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. | ||
26 | 03 | Жизнь в Океане и на суше. | Т: Урок комплексного применения знаний Ф: | Атлас | Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане. | |
27 | 03 | Человек — часть биосферы. | Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа Кировской области. Пр. № 12 | Т: Комбинированный урок Ф: | Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Кризисы развития человечества. Современные проблемы Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды |
Тема 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 7 ч.
№ | Дата | Тема урока | Практическая часть | Тип урока ( по Шамовой) и форма урока | Информационное сопровождение | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО |
28 | 04 | Природные комплексы. | Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения | Т: Урок изучение нового материала и первичного закрепления Ф: | Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. | |
29 | 04 | Почвы. | Описание почв на местности и по карте Кировской области. Пр. № 13 | Т: Комбинированный урок Ф: | Ката. Почвы. | Почва как особое природное образование. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте. |
30 | 04 04 | Полярные пустыни и тундры. Леса | Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. | Т: Комбинированный урок Ф: | Карта. Природные зоны | Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. |
31 | 05 05 | Степи и саванны. Засушливые комплексы планеты. | Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Пр. № 14 | Т: Комбинированный урок Ф: | Карта. Природные зоны | Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Описание природных зон Земли по географическим картам. |
32 | 05 | Природные комплексы Мирового океана. | Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и в Кировской области. Пр. № 15 | Т: Урок комплексного применения знаний Ф: | Карта. Природные зоны | Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. |
33 | 05 | Природные комплексы Кировской области. | Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения. Пр. № 16 | Т: Урок комплексного применения знаний Ф: | Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения. | |
34 | 05 | Обобщающий урок курса | Т: Урок обобщения и систематизации знаний |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебник: Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. М., Просвещение, 2007 г.
Дополнительная литература: 1. География. Планета Земля. Под ред. Дронова В.П. Электронное приложение к учебнику для 6 класса (СD-ROM)
2. География. Планета Земля. Лобжанидзе А.А. Тетрадь – тренажёр для 6 класса.
3. География. Планета Земля. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. Тетрадь – практикум для 6 класса.
4. География. Планета Земля. Барабанов В.В. Тетрадь – экзаменатор для 6 класса.
5. География. Планета Земля. Мишняева Е.Ю. Иллюстративный учебный атлас для 6 класса.
6. География. Планета Земля. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. Контурные карты с заданиями для 6 класса.
7. География. Планета Земля. Под ред. Дронова В.П. Методические рекомендации.
8. Сайт Интернет - поддержки: http://spheres.ru
9. Кугут И.А. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 класс., М., Глобус, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Конкурс "Лучший географ класса и школы"
для учителей географии...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
08.05 география класс
презентация...
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...