рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
рабочая программа по географии 5 класс ФГОС Учебник «География. Начальный курс.5класс» Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по географии 5 класс ФГОС | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №22 х. Кривой Лиман
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор Г.А. Редько
Приказ от «28» августа 2014 г. № 195
Рабочая программа
По Географии Начальный курс
Уровень общего образования: основное общее 5 класс
Количество часов 35
Учитель Наконечная Ольга Викторовна
Программа разработана на основе: на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012 г.
Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.
Основание (дата и номер приказа) | Дата |
Раздел 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные и правовые документы, учебно-методическая литература, на основе которых составлена программа: 1.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
2. Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год; 5. Базисный учебный план МБОУ – №22 х.Кривой Лиман. 6. Учебник «География. Начальный курс.5класс» Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. М.: Дрофа. 2012г.
Основная цель «Начального курса географии», который изучается в 5-6 классах общеобразовательных учреждений – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Цели и задачи курса:
∙ ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
∙ формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
∙ формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
∙ сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
∙ формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Раздел 2 Общая характеристика предмета
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Раздел 3 Место учебного предмета в учебном плане
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «География. Начальный курс» опирается на пропедевтические знания обучающихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту», годовому календарному учебному графику школы на 2014-2015 учебный год, учебному плану школы на 2014-2015 учебный год
рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
Раздел 4 Содержание учебного предмета
Что изучает география (5 часов).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.; №2. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной (9ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (5ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практические работы № 3, Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; №4. Самостоятельное построение простейшего плана
Природа Земли (11ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Раздел 5 Тематическое планирование
№ | Раздел | Характеристика основных видов деятельности ученика | Всего часов | Дата | Контроль | Контроль | ||
план | факт | план | факт | |||||
1 | Что изучает география | Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии Умение работать с текстом, выделять в нем главное | 5 | 3.09-1.10 | 1 | 1.10 | ||
2 | Как люди открывали Землю | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия | 5 | 8.10-12.11 | ||||
3 | Земля во Вселенной | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | 9 | 19.11-28.01 | ||||
4 | Виды изображений поверхности Земли | Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентирвании | 5 | 4.02-4.03 | ||||
5 | Природа Земли | Называть различные гипотезы происхождения Земли Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя | 11 | 11.03-27.05 | 1 | 20.05 | ||
Всего | 35 | 2 |
Раздел 6 Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема уроков | Основные виды учебной деятельности | Оборудование | Результаты обучения | Контроль и диагностика | Домашнее задание | |||||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||
Раздел 1 Что изучает география 5 часов | |||||||||||||||||||
1. | 3.09 | Мир, в котором мы живём | Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки; работать с текстом, выделять в нем главное. | п. 1,2, иллюстрации, фотографии, электронное приложение) | 1.Приводить примеры живой и не живой природы 2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы» | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Устный опрос | § 1, вопросы | ||||||||||
2. | 10.09 | Науки о природе | Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии Умение работать с текстом, выделять в нем главное | п. 1,2, иллюстрации, фотографии, электронное приложение) | Называть основные естественные науки и знать что они изучают. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Проверка домашнего задания Письменная проверка | § 2, вопросы | ||||||||||
3. | 17.09 | География-наука о Земле | Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией | п. 1,2, иллюстрации, фотографии, электронное приложение) | 1.Объяснять значение понятий: «рельеф», «Мировой океан», «горные породы» 2.Приводить примеры географических наук. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Проверка домашнего задания Устный опрос | § 3, вопросы | |||||||||||
4. | 24.09 | Методы географических исследований | Слуховое восприятие текстов. Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Работа над правилами работы с контрольно-измерительными материалами по географии | п.3,4, иллюстрации, карты атласа, электронное приложение. | Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический). | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. | Самостоятельная работа | § 4, вопросы. Повторить §1-3 | ||||||||||
5. | 1.10 | Контрольное тестирование по разделу "Что изучает география" | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом | Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира. | Формирование коммутативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Уметь объяснять роль географии в изучении Земли. | Выполнение тестовых заданий и игра "Без географии мы никак!" | ||||||||||||
Раздел 2 Как люди открывали Землю 5 часов | |||||||||||||||||||
6. | 8.10 | Географические открытия древности | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия | п.5, физическая карта полушарий, контурная карта, (сообщения) | Знать географические открытия, которые люди совершали в древности и Средневековья | Осознание ценности географических знаний, как совершали в древности и Средневековья. | Формирование и развитие по средствам географических важнейшего компонента научной картины мира | Устный опрос знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | §5, вопросы | ||||||||||
7. | 15.10 | Важнейшие географические открытия | Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентации | физическая карта полушарий, контурная карта, (сообщения) | Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Проверка домашнего задания Устный опрос | §6, вопросы | ||||||||||
8. | 22.10 | Открытия русских путешественников | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками. Чтение и анализ карт атласа. | физическая карта полушарий, контурная карта, (сообщения) | Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Проверка домашнего задания Тест | §7, вопросы | ||||||||||
9. | 29.10 | Открытия русских путешественников | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками. Чтение и анализ карт атласа. | физическая карта полушарий, контурная карта, (сообщения) | Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Уметь устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. | Работа с электронным приложением (анализ презентации), работа с к/к | §7, вопросы | ||||||||||
10. | 12.11 | Обобщение по разделу "Как люди открывали Землю" | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. | Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Уметь применять методы информационного поиска. Уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. | Практическая отработка знаний по разделу. | ||||||||||||
Раздел 3 Земля во вселенной 9 часов | |||||||||||||||||||
11. | 19.11 | Как древние люди представляли себе Вселенную | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | карты атласа, глобус, плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | Знать великих учёных и представления о Вселенной древних народов | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Творческая работа | §8, вопросы | ||||||||||
12. | 26.11 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли Работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | карты атласа, глобус, плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | 1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная» 2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Умения управлять своей познавательной деятельностью | Проверка домашнего задания Устный опрос | §9, вопросы | ||||||||||
13. | 3.12 | Соседи Солнца | Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет Структурировать учебный материал Работа с текстом и рисунками учебника. | карты атласа, плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | 1.Знать особенности всех планет Солнечной системы 2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Проверка домашнего задания Устный опрос Творческая работа | §10, вопросы | ||||||||||
14. | 10.12 | Планеты-гиганты и маленький Плутон | Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет Сравнивать различные объекты, выделять главные особенности Анализ иллюстраций учебника и диска | карты атласа, плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | 1.Знать особенности всех планет Солнечной системы 2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений | Проверка домашнего задания | §11, вопросы | ||||||||||
15. | 17.12 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Объяснять различия небесных тел Работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | 1. Объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты 2. Уметь называть малые небесные тела | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Проверка домашнего задания | §12, вопросы | ||||||||||
16. | 24.12 | Мир звёзд | Называть крупнейшие звёзды и созвездия Работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | атлас, плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | 1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия. 2.Знать на какие группы звёзды делятся | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений | Проверка домашнего задания | §13, вопросы | ||||||||||
17. | 14.01 | Уникальная планета Земля | Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. | глобус, атлас, теллурий, плакаты «Земля в Солнечной системе»,»Географические следствия вращения Земли»,»Календарь погоды»,электронное приложение | Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Проверка домашнего задания Устный опрос | §14, вопросы | ||||||||||
18. | 21.01 | Современные исследования космоса | Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса Работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации | глобус, атлас, теллурий, плакаты «Земля в Солнечной системе»,»Географические следствия вращения Земли»,»Календарь погоды»,электронное приложение | Объяснять значение понятий: астрономия | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Способность к самостоятельном у приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Проверка домашнего задания Тест | §15, вопросы | ||||||||||
19. | 28.01 | Обобщение знаний по разделу "Земля во Вселенной" | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом | Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Уметь устанавливать "космический адрес" и строение Солнечной системы по картам атласа. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу "Земля во Вселенной" (выполнение теста, географ. диктант) | ||||||||||||
Раздел 4 Виды изображений поверхности Земли 5 часов | |||||||||||||||||||
20. | 4.02 | Виды изображений поверхности Земли | Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентирвании | карты атласа, компас. | Уметь называть виды изображений поверхности и знать отличия между этими изображениями | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Проверка домашнего | §16, вопросы | ||||||||||
21. | 11.02 | Стороны горизонта | Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентирвании | карты атласа, компас. | 1. Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Тест | §16, вопросы | ||||||||||
22. | 18.02 | Ориентирование | Определение с помощью компаса сторон горизонта. Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним | планшет, рулетка или шагомер, линейка, компас, карандаш и лист А4. | 1. Объяснять значение понятий: ориентирование, компас 2.Знать способы ориентирования на местности | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Проверка домашнего задания | §17, вопросы | ||||||||||
23. | 25.02 | План местности и географическая карта | 1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности 2.Составление плана кабинета географии Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли | атлас, модели холмов. | 1. Объяснять значение понятий: план, масштаб ,условные знаки, географическая карта, градусная сеть, меридианы, параллели, экватор. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Проверка домашнего задания | §18, вопросы | ||||||||||
24. | 4.03 | Обобщение знаний по разделу "Виды изображений по поверхности Земли" | Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности | Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съемки местности | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Осознавать себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий. Уметь составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу (самостоятельное построение плана пришкольного участка) | |||||||||||||
Раздел 5 Природа Земли 11 часов | |||||||||||||||||||
25. | 11.03 | Как возникла Земля | Называть различные гипотезы происхождения Земли Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя | иллюстрации, сообщения об авторах гипотез и о современных исследованиях космоса. | Объяснять значение понятий: гипотеза Знать разные гипотезы возникновения Земли | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений | Проверка домашнего задания | §19, вопросы | ||||||||||
26. | 18.03 | Внутреннее строение Земли | Называть основные слои Земли, их функции. Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя | схема «Внутреннее строение Земли», «Классификация горных пород по происхождению»,«Процессы,происходящие в земной коре».Карта строения земной коры.Пластилин для построения модели, коллекции горных пород и минералов. | Объяснять значение понятий: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера, полезные | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель ископаемые Знать внутреннее строение земли, свойства мантии. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений планеты Земля) | Проверка домашнего задания | §20, вопросы | ||||||||||
27. | 1.04 | Землетрясения | Делать выводы о причинах возникновения землетрясений объяснять строение землетрясения Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений | «Строение земной коры», иллюстрации, схема строения вулкана; презентация | 1. Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр 2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Проверка домашнего задания | §21, вопросы | ||||||||||
28. | 8.04 | Вулканы, гейзеры | Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов | «Строение земной коры», иллюстрации, схема строения вулкана; презентация | 1. Объяснять значение понятий: вулкан, кратер, жерло, магма, вулканическая бомба 2.Знать виды вулканов. 3. Уметь называть и показывать на карте зоны активной вулканической деятельности | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Проверка домашнего задания | §21, вопросы | ||||||||||
29. | 15.04 | Путешествия по материкам | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли. Работа с учебником, атласом | Физическая карта полушарий, и России, топонимический словарь; фотографии, иллюстра-ции, презентация | 1. Объяснять значение понятий: материк, остров, часть света. 2.Уметь показывать на карте полушарий все материки. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель) | Способность к самостоятельном у приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Проверка домашнего задания | §22, вопросы | ||||||||||
30. | 22.04 | Вода на Земле | Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы. Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли | схема круговорота воды, физическая карта полушарий, презентация. | 1. Объяснять значение понятий: «гидросфера», «океан», «море», 2. Показывать по карте основные географические объекты; 3. Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты. | Уметь приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении геоэкологических проблем человечества | Проверка домашнего задания | §23, вопросы | |||||||||||
31. | 29.04 | Воздушная одежда Земли | Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику. Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока | схема строения атмосферы, простейшие метеоприборы: термометр, барометр, флюгер, осадкомер. | 1. Объяснять значение понятий: «атмосфера», «погода», 2. Описывать погоду своей местности, 3. Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты | использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. | Проверка домашнего задания Устный опрос | §24, вопросы | ||||||||||
32. | 6.05 | Живая оболочка Земли | Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику. Определять отличия биосферы от других оболочек | таблица «Биосфера, ее границы», ископаемые остатки организмов, их иллюстрации. Карты природных зон с изображением растений и животных. Видеоматериалы, презентации. | 1. Объяснять значение понятий «биосфера» | Проверка домашнего задания Устный опрос | §25, вопросы | ||||||||||||
33 | 13.05 | Контрольная работа за курс географии | Контрольная работа | 1. Давать определение понятиям; 2. Устанавливать причинно-следственные связи, 3. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, 4.Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя | ставить проблему, аргументировать её актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; | работа с текстом- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста, использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу (выполнение тестовых заданий, географический диктант) | ||||||||||||
34. | 20.05 | Почва— особое природное тело | Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства | таблица «Биосфера, ее границы», ископаемые остатки организмов, их иллюстрации. Карты природных зон с изображением растений и животных. Видеоматериалы, презентации. | 1. Различать изученные географические объекты, процессы и явления, 2. Сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. | Устный опрос | §26, вопросы | ||||||||||
35. | 27.05 | Человек и природа | Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант) | таблицы по охране природы. Презентация «Экологическая тропа» (на местном материале) | 1. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной, групповой работы. Уметь проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Уметь объяснять взаимосвязи в ПК | Анализ текста учебника, работа с электронным приложением и тетрадью (заполнение таблицы "Влияние человека на природу") | §27, вопросы |
Раздел 7 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Учебник «география. Начальный курс.5класс» Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. М.: Дрофа. 2012г.
- Рабочая тетрадь. Н. И. Сонин, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2012 г.
- Методическое пособие. И.И.Баринова, Карташева Т.А.. География. Начальный курс. 5 класс.
- Электронное приложение к учебнику
Раздел 8 Результаты освоения учебного курса и система их оценки
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- ли не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- 2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено
плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование
в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
- Не забудьте подписать работу внизу карты!
- Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания методического совета Заместитель директора по УВР
МБОУ-СОШ №22 от 2014г. № Булько С.Е._______________________
Руководитель МС ___________________ _________________.2014г.
/ Зинкевич Е.В./
Тестовая работа по теме «Что изучает география» Вариант 1
- К объектам живой природы относится
А) камни
Б)вода
В) берёза
- К объектам неживой природы относится
А) грибы
Б) воздух
В) насекомые
- К физическим явлениям относится
А) листопад
Б) кипение воды
В) линька у животных
- К биологическим явлениям относится,
А) цветение яблони
Б) молния
В) ветер
5. Наука, изучающая природные явления
А) география
Б) физика
В) биология
6. Наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой, называется
А) экология
Б) астрономия
В) химия
7.Что изучает физическая география
А) природу земной поверхности
Б) население и его хозяйственную деятельность
В) население и его количество на земле
8.Наука, которая не относится к социально – экономической географии
А) демография
Б) климатология
В) медицинская география
9. Соотнесите
Метод | Для чего используют метод |
| А) Метод используют для анализа количественных и качественных данных |
| Б) Метод используется для составления карт, изучения погоды, нахождения месторождений полезных ископаемых, для осуществления контроля за окружающей среды |
| В) Метод используется путешественниками для описания территории |
Тестовая работа по теме «Что изучает география» Вариант 2
- К объектам неживой природы относится
А) звёзды
Б) растение
В) заяц
- К объектам живой природы относится
А) горные породы
Б) воздух
В) птицы
- К физическим явлениям относится
А) ветер
Б) появление всходов растения
В) листопад
- К биологическим явлениям относится,
А) землетрясение
Б) появление плодов на дереве
В) замерзание воды
5. Наука, изучающая вещества и их превращения
А) астрономия
Б) физика
В) химия
6. Наука, изучающая небесные тела
А) география
Б) астрономия
В) биология
7.Что изучает социально-экономическая география
А) природу земной поверхности
Б) население и его хозяйственную деятельность
В) население и его количество на земле
8.Наука, которая не относится к физической географии
А) демография
Б) климатология
В) океанология
9. Соотнесите
Метод | Для чего используют метод |
1. Картографический | А) Метод используют для систематизации и отражения информации путём нанесения на географические карты |
2. Сравнительно -географический | Б) Метод используется для составления карт, изучения погоды, нахождения месторождений полезных ископаемых, для осуществления контроля за окружающей среды |
| В) Метод используется для выявления общего и особенного в географических объектах и явлениях |
Итоговая контрольная работа по географии 5 класс
1 вариант
1.Слово «география» в переводе с греческого языка означает
а) земледелие
б) землеописание
в) землеведение
2. Первым определил размеры земного шара
а) Пифагор б) Эратосфен в) Аристотель г) Птолемей
3). Какие из указанных направлений по сторонам горизонта не существуют?
а) Ю б) ЗВ в) СЗ г) ЮС
4. Расставьте океаны в порядке увеличения их площади
а)Атлантический б) Тихий в) Северный Ледовитый г) Индийский
5.Европу отделяют от Азии
а) Уральские горы б) Кавказские горы в) Гималаи г) Тибет
6. Австралия – это самый
а)Южный материк б) маленький по площади материк в) жаркий материк
7. К числу природных объектов относится
а)футбольное поле б) бассейн в) болото г) детская площадка
8. Какой метод географических исследований применен при составлении этого текста?
Тропические леса занимают значительную часть лесной площади мира и являются главным источником древесины ценных пород. Это огромная кладовая пищевых, технических, лекарственных и других полезных растений, широко вошедших в культуру и быт народов многих стран, а также послуживших источником генофонда диких сородичей для селекции и выведения культурных сортов. Чай и кофе, бананы и цитрусовые, гевея и тунг, как и многие сотни других ныне культивируемых полезных растений, являются выходцами из тропических лесов.
2 вариант
1.Кто из ученых древности собрал доказательства шарообразности Земли, одно из которых основывается на наблюдениях за лунными затмениями?
а) Птолемей б) Коперник в)Аристотель
2.Длина линии экватора земного шара составляет
а) 20 035км б) 30 000 км в) 40 075 км г) 64 025 км
3. Кто и когда открыл Америку?
4. По сравнению с сушей вода
а)медленно нагревается и медленно остывает;
б) медленно нагревается и быстро остывает;
в) быстрее нагревается и быстрее остывает
5. По площади Африка находится на
а) 2 месте б) 3 месте в) 4 месте г) 5 месте
6.Сколько стран расположено на территории Антарктиды?
а) 1 б) 6 в) 12 г) ни одной
7. Какой из перечисленных природных объектов является наиболее крупным?
а) Евразия б) Тихий океан в) Гималаи г) речная долина
8. Какие географические методы исследования можно использовать для подтверждения данной информации:
Тропические леса занимают большие пространства по обе стороны экватора в Америке, Африке, в южной и юго-восточной частях Азии и на прилегающих к ней островах, в Австралии.
В лесных водоемах тропической Америки растет знаменитая виктория-регия. Ее плавающие в воде листья достигают в диаметре 2 м, а огромные чудо-цветки распускаются лишь на две ночи и два вечера, наполняя воздух дурманящим ароматом. В первый вечер цветки белые с красновато-розовой серединой, а во второй — переливаются всеми оттенками от малиново-красного до темно-пурпурного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...