Дальний Восток. Рельеф и тектоническое строение.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Дульская Галина Петровна

Урок географии в 8 классе на основе элементов личностно-ориентированной технологии (автор Сериков В.В.), с использованием приемов элементов технологии критического мышления, оценивания собственной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»

Открытый урок

географии в 8 классе.

Тема: «Дальний Восток.

Рельеф и тектоническое строение».

Учитель:

Дульская Галина Петровна

2013-2014 уч.год

Урок географии в 8 классе.

Тема «Дальний Восток. Рельеф и тектоническое строение».

Цель урока:

Создать условия для продуктивной аналитической деятельности учащихся через коллективное и групповое обучение и взаимный обмен информацией.

Задачи урока:

Образовательные:

Создать условия для успешного усвоения учащимися знаний о рельефе и геологическом строении Дальнего Востока; углубить знания о взаимосвязях природных компонентов.

Развивающие:

Совершенствовать умения школьников работать с различными источниками информации, анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать.

Воспитательные:

Содействовать формированию коммуникативных навыков (умения слушать других, высказывать свои мнения), развитию экологического мышления и воспитанию активной жизненной позиции.

Вырабатываемые УУД:

Познавательные: формируем

·      умение быстро найти и извлечь необходимую информацию по теме из карт, иллюстраций, текстов;  

·       умение конструировать «новые знания» на основе полученных знаний и их сегментов;

·      умение выявлять сущность, особенности объектов;

·      умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: развиваем

·      умение прогнозировать предстоящую деятельность, распределять роли в группе;

·      умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

·      оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

·      осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: развиваем

·      умение слушать и понимать других;

·      умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

·      умение оформлять свои мысли в устной форме;

·      умение работать в  группе.

Личностные: формируем

·      умения выказывать своё отношение к услышанным фактам, выражать свои эмоции;

·     мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предполагаемый результат:

·      к концу урока дети смогут выявить зависимость между рельефом, геологическим строением территории и полезными ископаемыми;

·      освоят несложные навыки исследовательской деятельности и групповой работы.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемно-исследовательской работы.

Форма организации деятельности:

Фронтальная и групповая.

Урок строится на основе элементов личностно-ориентированной технологии (автор Сериков В.В.), с использованием приемов элементов технологии критического мышления, оценивания собственной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии.

Методы: анализ и синтез информации (составление схемы «Взаимодействие литосферных плит», «Взаимосвязь рельефа и тектонического строения» - задания с неверной информации; установление причинно-следственных связей); проблемно-исследовательский метод (эвристическая беседа).

Необходимое оборудование: презентация к уроку; раздаточный материал (карточки с заданиями; Орографическая карта Дальнего Востока; Сейсмические зоны Земли); атласы; учебники.

Ход урока.

I.  Организация начала занятия.

Я рада вас приветствовать!

Садитесь поудобнее,

Урок наш необычный мы будем начинать.

Чтоб тему интересную нам с вами разобрать.

Нам нужно, чтобы на столах у вас был атлас и тетрадь,

Работать будем мы сейчас и тему изучать.

II. Подготовка к основному этапу занятия.

Какой район мы начали с вами изучать?

Мы познакомились с вами с его ФГП и сейчас посмотрим насколько хорошо вы знаете его положение.

Возьмите на столах карточки №1 и выполните задание.

Заполните пропуски в тексте:

Дальний Восток протянулся вдоль побережья _______________ океана и его морей _________________, ___________________ и _____________________ почти на _________ км с __________________________ на _____________________. Территория состоит из ____________________, ________________________  и _________________________ частей.

(Проверка выполнения задания и показ на карте географических объектов, встречающихся в тексте задания).

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Мы изучаем последний район, и есть определенная последовательность изучения территории, какая?

(дети самостоятельно составляют план)

  1. ФГП и его особенности
  2. Тектоника и рельеф
  3. Полезные ископаемые
  4. Климат
  5. Внутренние воды
  6. ПТК

       Что мы обычно изучаем после ФГП района?

Итак, нам сегодня предстоит познакомиться с рельефом и геологическим строением Дальнего Востока.

(Записывается тема урока в тетрадь).

Какие задачи сегодня мы должны решить на урока?

(Познакомиться с рельефом Дальнего Востока; с закономерностями размещения гор и равнин; показать связь рельефа с внутренним строением земной коры; размещение полезных ископаемых).

Мы начинаем знакомство с рельефом Дальнего Востока.

Работаем с карточками №2. Вам нужно заполнить пропуски в предложениях.

Заполните пропуски в тексте:

Рельеф Дальнего Востока - ______________. Преобладают ___________________ и __________________, вытянутые параллельно __________________ линии морей Тихого океана.

(Найти и показать эти формы рельефа на карте).

Заполните пропуски в тексте:

По долинам ________ и узкой полосой вдоль ____________ расположены _________________.

(Найти и показать на карте: Зейско-Буреинскую, Среднеамурскую, Анадырскую, Центрально-Камчатскую, Северо-Сахалинскую, Западно-Камчатскую равнины).

Заполните пропуски в тексте:

На Камчатке и Курильских островах расположены - __________. Они ___________________ происхождения. Самый высокий ______________ - _________________ Сопка.

(Найти и показать эти формы рельефа на карте).

(Проверка выполнения задания и показ на карте географических объектов, встречающихся в тексте задания).

Почему на Дальнем Востоке преобладает горный рельеф?

(Расположен в области складчатости, а складчатым областям соответствует горный рельеф).

Продолжаем нашу работу. Карточки №3. Вам нужно найти и исправить ошибки в тексте.

Найдите и исправьте ошибки в тексте:

Чукотское нагорье,                   герцинская

Сихотэ-Алинь              →          складчатость        

молодая                                 невысокие

складчатость            →              горы

Найдите и исправьте ошибки в тексте:

Срединный хребет,

Западно-Сахалинские и     →         мезозойская

Восточно-Сахалинские горы          складчатость

средняя                              высокие

складчатость      →               горы

Найдите и исправьте ошибки в тексте:

Вулканы Камчатки         →      мезозойская    

и Курильских островов           складчатость

молодая             →            средние (по высоте)

складчатость                     горы

(Проверка выполнения задания и показ на карте географических объектов, встречающихся в тексте задания).

(Объяснение проблемы: Почему горы кайнозойской складчатости средние по высоте, а не высокие).

Какими являются вулканы Камчатки и Курильских островов? Почему на Дальнем Востоке есть действующие вулканы?

(Граница литосферных плит).

Давайте составим схему взаимодействия литосферных плит на карточке №4.

Составьте схему:

_______________                   __________________

                 ?        ?

             плита              ↑                   плита

                                       ?

(Обсуждение составленной схемы).

С тектоническим строением и рельефом связано и разнообразие … Чего?

Работа с карточкой №5. Дополнить нужную информацию к схемам.

Заполните пропуски в тексте:

Камчатка → _____________  → _____________  → _________________

                            (тектоническая                 (тип полезных                 (названия полезных

                                структура)                     ископаемых по                   исковаемых)

                 происхождению)

Сахалин → накопление осадочных → _____________  → _________________

                                горных пород в                         (тип полезных                 (названия полезных

                            прибрежных условиях               ископаемых по                   исковаемых)

                                 происхождению)

Заполните пропуски в тексте:

Сихотэ-Алинь → _____________  → _____________  → _________________

                                        (тектоническая                 (тип полезных                 (названия полезных

                                            структура)                     ископаемых по                   исковаемых)

                            происхождению)

Анадырская  → накопление осадочных → _____________  → _________________

низменность                    горных пород в                    (тип полезных                 (названия полезных

                                    прибрежных условиях               ископаемых по                   исковаемых)

                                          происхождению)

Заполните пропуски в тексте:

Чукотское → _____________  → _____________  → _________________

  нагорье             (тектоническая                 (тип полезных                 (названия полезных

                                структура)                     ископаемых по                   исковаемых)

                 происхождению)

Среднеамурская → накопление осадочных → _____________  → _____________

низменность                     горных пород в                         (тип полезных                 (названия полезных

                                          прибрежных условиях               ископаемых по                   исковаемых)

                                                происхождению)

(Проверка выполнения задания).

IV. Первичная проверка понимания.

Ребята, я буду зачитывать вам утверждения, а вы, если согласны – поднимаете левую руку, если нет – правую.

  1. Хребет Сихотэ-Алинь соответствует мезозойской складчатости.
  2. На Сахалине имеются месторождения нефти, природного газа и каменного угля.
  3. Горы сформировавшиеся в кайнозойскую эру являются низкими.
  4. Горы сформировавшиеся в мезозойскую эру являются средневысотными.
  5. На Дальнем Востоке очень редки извержения вулканов и землетрясения.
  6. Вулканы Камчатки и Курильских островов сформировались на границе литосферных плит.

  1. Подведение итогов занятия.

Ребята, все ли поставленные в начале урока задачи были нами решены?

Поработали вы дружно.

Вам сказать «спасибо» нужно.

Представим вашему вниманию

Вам оценки за старание.

(Помощники, выбранные в начале урока, аргументировано выставляют оценки за работу на уроке).

Кто из ребят проявил сегодня себя лучшим образом?

  1. Рефлексия.

Урок успешно завершен,

Ну, как, понравился вам он?

Приемлема вам форма эта?

Иль были вы утомлены?

Быть может, вам мешало что-то,

И оттого не шла работа?

Что сделать, чтобы в другой раз

Был не урок, а просто класс?

  1. Информация о домашнем задании.

На карточках инструктаж по домашнему заданию.

§50.

На контурной карте отметить рельеф Дальнего Востока.

Дополнительные задания (на выбор):

  1. Подготовить презентацию «Рельеф Дальнего Востока».
  2.  Составить текст с географическими ошибками по теме «Рельеф и

геологическое строение Дальнего Востока».

  1. Составить 5 вопросов с ответами по изученной теме.

Благодарю вас за урок,

И за ответы, за старание.

Надеюсь, каждый из вас смог

На нем пополнить свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа в 8 классе "Взаимосвязь тектонического строения, рельефа и полезных ископаемых".

Практическая работа дана в виде частично незаполненной таблицы. Цель - закрепить умение наложения карт (физической и тектонической)...

Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф.

Разработка урока по географии в 8 классе. Разнообразные методы,используемые на уроке, позволяют учителю сделать урок более интересным....

Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф.

Разработка урока по географии в 8 классе. Разнообразные методы,используемые на уроке, позволяют учителю сделать урок более интересным....

«Географическое положение Австралии. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые»

« Географическое положение Австралии. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые»...

Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”Зад...

Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”Зад...

наложение карт Рельеф и тектоническое строение 8 класс

наложение карт Рельеф и тектоническое строение 8 класс...