Дальний Восток. Рельеф и тектоническое строение.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок географии в 8 классе на основе элементов личностно-ориентированной технологии (автор Сериков В.В.), с использованием приемов элементов технологии критического мышления, оценивания собственной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дальний Восток. Рельеф и тектоническое строение. | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.» Открытый урок географии в 8 классе. Тема: «Дальний Восток. Рельеф и тектоническое строение». Учитель: Дульская Галина Петровна 2013-2014 уч.год |
Урок географии в 8 классе.
Тема «Дальний Восток. Рельеф и тектоническое строение».
Цель урока:
Создать условия для продуктивной аналитической деятельности учащихся через коллективное и групповое обучение и взаимный обмен информацией.
Задачи урока:
Образовательные:
Создать условия для успешного усвоения учащимися знаний о рельефе и геологическом строении Дальнего Востока; углубить знания о взаимосвязях природных компонентов.
Развивающие:
Совершенствовать умения школьников работать с различными источниками информации, анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать.
Воспитательные:
Содействовать формированию коммуникативных навыков (умения слушать других, высказывать свои мнения), развитию экологического мышления и воспитанию активной жизненной позиции.
Вырабатываемые УУД:
Познавательные: формируем
· умение быстро найти и извлечь необходимую информацию по теме из карт, иллюстраций, текстов;
· умение конструировать «новые знания» на основе полученных знаний и их сегментов;
· умение выявлять сущность, особенности объектов;
· умение на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные: развиваем
· умение прогнозировать предстоящую деятельность, распределять роли в группе;
· умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;
· оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
· осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: развиваем
· умение слушать и понимать других;
· умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
· умение оформлять свои мысли в устной форме;
· умение работать в группе.
Личностные: формируем
· умения выказывать своё отношение к услышанным фактам, выражать свои эмоции;
· мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Предполагаемый результат:
· к концу урока дети смогут выявить зависимость между рельефом, геологическим строением территории и полезными ископаемыми;
· освоят несложные навыки исследовательской деятельности и групповой работы.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемно-исследовательской работы.
Форма организации деятельности:
Фронтальная и групповая.
Урок строится на основе элементов личностно-ориентированной технологии (автор Сериков В.В.), с использованием приемов элементов технологии критического мышления, оценивания собственной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии.
Методы: анализ и синтез информации (составление схемы «Взаимодействие литосферных плит», «Взаимосвязь рельефа и тектонического строения» - задания с неверной информации; установление причинно-следственных связей); проблемно-исследовательский метод (эвристическая беседа).
Необходимое оборудование: презентация к уроку; раздаточный материал (карточки с заданиями; Орографическая карта Дальнего Востока; Сейсмические зоны Земли); атласы; учебники.
Ход урока.
I. Организация начала занятия.
Я рада вас приветствовать!
Садитесь поудобнее,
Урок наш необычный мы будем начинать.
Чтоб тему интересную нам с вами разобрать.
Нам нужно, чтобы на столах у вас был атлас и тетрадь,
Работать будем мы сейчас и тему изучать.
II. Подготовка к основному этапу занятия.
Какой район мы начали с вами изучать?
Мы познакомились с вами с его ФГП и сейчас посмотрим насколько хорошо вы знаете его положение.
Возьмите на столах карточки №1 и выполните задание.
Заполните пропуски в тексте:
Дальний Восток протянулся вдоль побережья _______________ океана и его морей _________________, ___________________ и _____________________ почти на _________ км с __________________________ на _____________________. Территория состоит из ____________________, ________________________ и _________________________ частей.
(Проверка выполнения задания и показ на карте географических объектов, встречающихся в тексте задания).
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Мы изучаем последний район, и есть определенная последовательность изучения территории, какая?
(дети самостоятельно составляют план)
- ФГП и его особенности
- Тектоника и рельеф
- Полезные ископаемые
- Климат
- Внутренние воды
- ПТК
Что мы обычно изучаем после ФГП района?
Итак, нам сегодня предстоит познакомиться с рельефом и геологическим строением Дальнего Востока.
(Записывается тема урока в тетрадь).
Какие задачи сегодня мы должны решить на урока?
(Познакомиться с рельефом Дальнего Востока; с закономерностями размещения гор и равнин; показать связь рельефа с внутренним строением земной коры; размещение полезных ископаемых).
Мы начинаем знакомство с рельефом Дальнего Востока.
Работаем с карточками №2. Вам нужно заполнить пропуски в предложениях.
Заполните пропуски в тексте:
Рельеф Дальнего Востока - ______________. Преобладают ___________________ и __________________, вытянутые параллельно __________________ линии морей Тихого океана.
(Найти и показать эти формы рельефа на карте).
Заполните пропуски в тексте:
По долинам ________ и узкой полосой вдоль ____________ расположены _________________.
(Найти и показать на карте: Зейско-Буреинскую, Среднеамурскую, Анадырскую, Центрально-Камчатскую, Северо-Сахалинскую, Западно-Камчатскую равнины).
Заполните пропуски в тексте:
На Камчатке и Курильских островах расположены - __________. Они ___________________ происхождения. Самый высокий ______________ - _________________ Сопка.
(Найти и показать эти формы рельефа на карте).
(Проверка выполнения задания и показ на карте географических объектов, встречающихся в тексте задания).
Почему на Дальнем Востоке преобладает горный рельеф?
(Расположен в области складчатости, а складчатым областям соответствует горный рельеф).
Продолжаем нашу работу. Карточки №3. Вам нужно найти и исправить ошибки в тексте.
Найдите и исправьте ошибки в тексте:
Чукотское нагорье, герцинская
Сихотэ-Алинь → складчатость
молодая невысокие
складчатость → горы
Найдите и исправьте ошибки в тексте:
Срединный хребет,
Западно-Сахалинские и → мезозойская
Восточно-Сахалинские горы складчатость
средняя высокие
складчатость → горы
Найдите и исправьте ошибки в тексте:
Вулканы Камчатки → мезозойская
и Курильских островов складчатость
молодая → средние (по высоте)
складчатость горы
(Проверка выполнения задания и показ на карте географических объектов, встречающихся в тексте задания).
(Объяснение проблемы: Почему горы кайнозойской складчатости средние по высоте, а не высокие).
Какими являются вулканы Камчатки и Курильских островов? Почему на Дальнем Востоке есть действующие вулканы?
(Граница литосферных плит).
Давайте составим схему взаимодействия литосферных плит на карточке №4.
Составьте схему:
_______________ __________________
? ?
плита ↑ плита
?
(Обсуждение составленной схемы).
С тектоническим строением и рельефом связано и разнообразие … Чего?
Работа с карточкой №5. Дополнить нужную информацию к схемам.
Заполните пропуски в тексте:
Камчатка → _____________ → _____________ → _________________
(тектоническая (тип полезных (названия полезных
структура) ископаемых по исковаемых)
происхождению)
Сахалин → накопление осадочных → _____________ → _________________
горных пород в (тип полезных (названия полезных
прибрежных условиях ископаемых по исковаемых)
происхождению)
Заполните пропуски в тексте:
Сихотэ-Алинь → _____________ → _____________ → _________________
(тектоническая (тип полезных (названия полезных
структура) ископаемых по исковаемых)
происхождению)
Анадырская → накопление осадочных → _____________ → _________________
низменность горных пород в (тип полезных (названия полезных
прибрежных условиях ископаемых по исковаемых)
происхождению)
Заполните пропуски в тексте:
Чукотское → _____________ → _____________ → _________________
нагорье (тектоническая (тип полезных (названия полезных
структура) ископаемых по исковаемых)
происхождению)
Среднеамурская → накопление осадочных → _____________ → _____________
низменность горных пород в (тип полезных (названия полезных
прибрежных условиях ископаемых по исковаемых)
происхождению)
(Проверка выполнения задания).
IV. Первичная проверка понимания.
Ребята, я буду зачитывать вам утверждения, а вы, если согласны – поднимаете левую руку, если нет – правую.
- Хребет Сихотэ-Алинь соответствует мезозойской складчатости.
- На Сахалине имеются месторождения нефти, природного газа и каменного угля.
- Горы сформировавшиеся в кайнозойскую эру являются низкими.
- Горы сформировавшиеся в мезозойскую эру являются средневысотными.
- На Дальнем Востоке очень редки извержения вулканов и землетрясения.
- Вулканы Камчатки и Курильских островов сформировались на границе литосферных плит.
- Подведение итогов занятия.
Ребята, все ли поставленные в начале урока задачи были нами решены?
Поработали вы дружно.
Вам сказать «спасибо» нужно.
Представим вашему вниманию
Вам оценки за старание.
(Помощники, выбранные в начале урока, аргументировано выставляют оценки за работу на уроке).
Кто из ребят проявил сегодня себя лучшим образом?
- Рефлексия.
Урок успешно завершен,
Ну, как, понравился вам он?
Приемлема вам форма эта?
Иль были вы утомлены?
Быть может, вам мешало что-то,
И оттого не шла работа?
Что сделать, чтобы в другой раз
Был не урок, а просто класс?
- Информация о домашнем задании.
На карточках инструктаж по домашнему заданию.
§50.
На контурной карте отметить рельеф Дальнего Востока.
Дополнительные задания (на выбор):
- Подготовить презентацию «Рельеф Дальнего Востока».
- Составить текст с географическими ошибками по теме «Рельеф и
геологическое строение Дальнего Востока».
- Составить 5 вопросов с ответами по изученной теме.
Благодарю вас за урок,
И за ответы, за старание.
Надеюсь, каждый из вас смог
На нем пополнить свои знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа в 8 классе "Взаимосвязь тектонического строения, рельефа и полезных ископаемых".
Практическая работа дана в виде частично незаполненной таблицы. Цель - закрепить умение наложения карт (физической и тектонической)...
Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф.
Разработка урока по географии в 8 классе. Разнообразные методы,используемые на уроке, позволяют учителю сделать урок более интересным....
Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф.
Разработка урока по географии в 8 классе. Разнообразные методы,используемые на уроке, позволяют учителю сделать урок более интересным....
«Географическое положение Австралии. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые»
« Географическое положение Австралии. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые»...
Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.
Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”Зад...
Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.
Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”Зад...
наложение карт Рельеф и тектоническое строение 8 класс
наложение карт Рельеф и тектоническое строение 8 класс...