урок в 5классе
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Тема урока: "Движение Земли - и её ритмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_zemli_i_eyo_ritmy.docx | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Движение Земли – и её ритмы»
Цели: 1. Выявлять роль различных источников географической информации.
2. Объяснять географические следствия движения Земли.
3. Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.
Оборудование: физическая карта полушарий, презентация.
Ход урока: 1. Организационный момент.
Учитель: Ребята , мы с вами продолжаем изучать 3 раздел Географии. Природа Земли и человек.
2. Проверка домашнего задания.
1) Фронтальный опрос:
1.О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
Отв. Земля – частица Вселенной.
2.У. Какое место в Солнечной системе занимает Земля относительно Солнца и других планет?
Отв. Земля в солнечной системе занимает 3 место..
3.У. Сколько планет насчитывают астрономы в Солнечной системе.
Отв. 8 планет
4.У. Какую форму имеет планета Земля?
Отв. Шарообразную
5.У. Земля по своей орбите движется вокруг Солнца, а какая сила удерживает планету на орбите?
Отв. Сила притяжения.
6.У. Как называется галактика нашей планеты Земля?
Отв. Млечный путь
7.У. В чем уникальность планеты Земля?
Отв. Главная отличительная особенность, заключается в том, что на Земле есть жизнь.
8.У. Какие условия сложились на планете земля для сосуществования живых организмов?
Отв. - Достаточное количество тепла, света.
- благодаря постоянному вращению вокруг своей оси, планета Земля удерживает газы, сформировав воздушную оболочку.
- воздушная оболочка способна отражать и задерживать губительные лучи идущие из космаса.
- темпер. условия позволяют огромным массам воды находится в жидком состоянии.
- магнитное поле внутри планеты – создает особое невидимое пространство вокруг Земли и тоже предохраняет живые организмы от вредного космического илучения.
9.У.Давайте сделаем вывод.
Отв. Земля обладает многими уникальными свойствами, имеющими важное географическое следствие.
- Проблемная ситуация
У. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с уникальными свойствами нашей планеты Земля.
Давайте обратимся к учебнику с.67. §12 и узнаем ещё некоторые факты о нашей планете.
Итак, читаем
1уч.: Когда в России лето, то в Австралии – зима. (СЛАЙД 1,1)
2 уч. Верно ли, что если в Северной Америке осень, то в Южной – весна? (СЛАЙД 1,2)
У. Сравните эти два факта. Какой вопрос у вас возникает? (СЛАЙД 1,3)
Отв. …….
У.Давайте проверим наше предположения , и вновь обратимся к учебнику с. 172, где автор нам предлагает свой вариант вопроса. Нашли? Прочитаем.
Почему, если в Южном полушарии лето, в Северном – зима? (СЛАЙД 1, 6)
У. Совпадает ли наше предположение с вопросом автора?
Итак, давайте ответим на поставленный вопрос.
Какие у вас будут гипотезы? (СЛАЙД 2,1)
Отв. 3-4 гипотезы (записать на доске.)
Для того, ответить на поставленный вопрос, давайте вспомним то, что знаем.
- Чем день отличается от ночи. а лето от зимы? (СЛАЙД 2,2),
Отв. день – это светлое время суток, ночь – это темное время суток.
- Летом тепло, зимой холодно. (СЛАЙД 2,2),
2.Что такое земная ось - это воображаемая прямая, вокруг которой происходит суточное вращение Земли, (СЛАЙД 2,3)
географические полюса - точка, в которой ось вращения Земли пересекается с поверхностью Земли. Имеется два географических полюса: Северный полюс — находится в Арктике (центральная часть Северного Ледовитого океана) и Южный полюс — находится в Антарктиде.
экватор - воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли
- Поиск решения
У.Давайте поработаем на с. 69, с рис.62. Рассмотрите рисунок и определите, (СЛАЙД )
Как называется путь движения Земли вокруг Солнца? (СЛАЙД
Отв. Орбитальное движение Земли. ( если не ответят обратить внимание на название рисунка) (СЛАЙД )
У. Определите какова величина этого пути? (СЛАЙД )
Отв. один год (12 месяцев) (СЛАЙД )
У. Определите угол наклона земной оси к земной орбите (СЛАЙД
Отв. Земная ось наклонена к орбите под углом 66.5 градуса. (СЛАЙД )
(если не ответят ). Давайте обратимся к тексту учебника на с. 67 и найдем эту информацию.
У. Определите направление движения Земли по орбите и вокруг оси. (СЛАЙД )
Отв. По орбите земля вращается с запада на восток, и вокруг своей оси совершает полный оборот за 24 часа, за одни сутки. (СЛАЙД
(если не ответят) информация в учебнике на с. 67 - 68
У. Каково влияние орбитального движения и наклона земной оси?
Отв. Орбитальное движение и наклон земной оси оказывает влияние на смену времен года и смену дня и ночи.
У. Используя текст учебника на с 68, установите причинно- следственные связи между наклоном оси и количеством солнечной энергии? (СЛАЙД )
Причина _______________ следствие
наклон земной оси солнечные лучи в течении года
падают на поверхность
под разными углами (СЛАЙД )
У. Используя рис. 62 на с. 69, определите, какое количество солнечной энергии получает Северное и южное полушарие в разное время года? (СЛАЙД )
Отв. Летом Северное полушарие получает больше солнечной энергии, а зимой меньше, Южное полушарие больше получает солнечной энергии зимой, летом меньше.
У. Используя текст учебника давайте мы с вами заполним таблицу, тем самым выясним, каков угол падения солнечных лучей в разное время года, в особенные дни года. (СЛАЙД )
Особенные дни года | Название дня | Продолжительность Дня и ночи | На экваторе | На полюсах |
21 марта | День весеннего равноденствия | День и ночь равны | отвесно | скользят |
23 сентября | День осеннего равноденствия | День и ночь равны | отвесно | скользят |
22 июня | День летнего солнцестояния | День длиннее ночи | скользят | вертикально |
22 декабря | День зимнего солнцестояния | Ночь длиннее дня | скользят | вертикально |
(СЛАЙД )
У. Давайте определим географическую широту Северного и южного тропика? (СЛАЙД )
Для этого откройте карты атласа с. Физическая карта полушарий.
Найдите Северный тропик (показать на карте у доски), Южный тропик (показать на карте у доски) , у рамки карты определите географическую широту Северного и Южного тропика?
Отв. Северный тропик имеет широту 23,5 град. с. ш., и Южный тропик имеет 23, 5 град. ю. ш.
У. Что вы заметили? (СЛАЙД )
Отв. параллель у Северного и Южного тропика одинаковая 23.5 гра.,а широта различная. у Северного с. ш. , а у Южного ю.ш.
У.А теперь, давайте выполним задание по тексту учебника на с. 68 и 69.
Читаем на с. 68. Какое полушарие в январе получает наибольшее количество солнечного тепла и света?
Отв. Наибольшее количество солнечного тепла в январе получает южное полушарие.
У. Читаем на с. 69. задание. В каком полугодии день в Северном полушарии длиннее ночи?
Отв. Летом 22 июня в Северном полушарии день длинее ночи, т.к полушарие получает больше тепла и света из за отвестного падения солнечных лучей.
У. как же мы с вами ответим на вопрос нашего урока? (СЛАЙД
Почему, если в Южном полушарии лето, в Северном – зима?
Отв. Из за наклона земной оси и вращения Земли вокруг своей оси солнечные лучи в течении года падают на поверхность Земли под разными углами, отсюда различные участки Земли получают разное количество солнечного тепла и света, поэтому времена года в Южном полушарии противоположны временам Северного полушария.
- Самостоятельное применение знаний (СЛАЙД
У. 1.А теперь я вам предлагаю ответить на вопросы с. 70 учебника с 1 по 4.
2. задание 5-6 на с. 70
4. Итог урока
У. давайте подведем итог нашего урока, сделаем вывод:
Что же еще такого уникального есть на нашей планете Земля: (СЛАЙД )
Отв. Вывод: 1. Земля вращается вокруг своей оси, делая полный оборот за 24 часа. и вращается с запада на восток.
- Вокруг солнца Земля вращается по орбите, земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66, 5 град.
- Орбитальное движение и наклон земной оси приводит к смене дня и ночи и времен года.
- 4. Времена года в Южном полушарии противоположны временам года в северном полушарии.
- за полярными кругами зимой бывает полярная ночь, а летом полярный день
- На экваторе день и ночь всегда равны.
У. Ребята, где в своей жизни вы встречались с ритмами?
Отв.
У.А какие ритмы встречаются в природе?
Отв. Смена дня и ночи, смена времен года..
У. Давайте сравним наш вывод с выводом автора:
учебник с. 70.
Домашнее задание: параграф 12.
- Какую работу мы с вами сегодня выполнили?
- Чему научились
- Что или кто вам помог справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 5класс .Обобщение.
Комбинированный урок(математика+природоведение), для учащихся 5класса по учебнику" Математика" Виленкина Н.Я. и др и учебника "Природоведение" В.М. Пакулова по обобщению материала в конце года....
урок математики 5класс Тема Действия с десятичными дробями
Урок предложен в занимательной форме в виде игры....
Разработка урока литературы 5класс "волшебные сказки"
Технологическая карта урока,презентация....
Разработка Урок в 5классе по географии "Уникальная планета Земля"
Урок расчитан на 40 мин. Соответссвует ФГОС....
Урок математики, 5класс. "История космонавтики"
Урок математики, 5класс. "История космонавтики". Тема: "Десятичные дроби". Презентация...
Урок природоведения 5класс
Урок природоведения в школе VIII вида. Тема: "Грибы"...
Урок - соревнование (5класс)
Внеклассное занятие...