Рабочая программа по географии 6-7 класс для детей с ЛСУО автор Лифанова Т.М.
рабочая программа по географии на тему
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.М. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г. – Сб. 1;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_6-7_geografiya.doc | 389.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МБОУ Суховская СОШ № 3
_________/Безденежная Л.В./
Приказ№ ___________
«____» _____________ 2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учитель: Бабаева Ж.М
Предмет: География
Класс: 6-7 (для детей с легкой умственной отсталостью)
Рассмотрено на заседании МС
Протокол №___от « » __________
Затулина С.С.
с. Сухово
2014г.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.М. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г. – Сб. 1;
Учебник:
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
Количество часов:
всего - 68 часов, в неделю - 2 часа
практических работ: 6 класс - 37; 7 класс- 30.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.М. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г. – Сб. 1;
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Личностными результатами изучения курса являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
- развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
- формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, и другими предметами.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
6 класс – «Начальный курс физической географии»;
7 класс – «География России»;
В рабочей программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы».
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
6 класс(70ч.)
- Введение – 4 часа
- Ориентирование на местности – 5 часов
- Фомы поверхности Земли – 4 часа
- Вода на Земле – 10 часов
- План и карта – 9 часов
- Земной шар – 14 часов
- Карта России – 22 часа
- Повторение 2 часа
7 класс (70ч.)
- Обзорные уроки – 13 часа
- Зона арктических пустынь – 6 часов
- Зона тундры – 8 часов
- Лесная зона – 19 часов
- Степи – 9 часов
- Полупустыни и пустыни – 6 часов
- Субтропики – 2 часа
- Высотная поясность в горах – 5 часов
- Повторение 2 часа
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
6 класс
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2001
Атлас 6 класс
7 класс
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России. М.: «Просвещение», 2001
Атлас 7 класс
Планирование коррекционной работы
по географии в 6 классе
№ | Основные темы программы | Количество часов по теме | Коррекционная работа |
1 | Введение | 4 | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
2 | Ориентирование на местности | 5 | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. |
3 | План и карта | 9 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Развитие пространственного восприятия. |
4 | Фомы поверхности Земли | 4 | Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция восприятия времени. |
5 | Вода на Земле | 10 | Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. |
6 | Земной шар | 14 | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. |
7 | Карта России | 22 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция познавательной деятельности обучающихся. |
Планирование коррекционной работы
по географии в 7 классе
№ | Основные темы программы | Количество часов по теме | Коррекционная работа |
1 | Обзорные уроки. Зона арктических пустынь | 13 6 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. |
2 | Зона тундры | 8 | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
3 | Лесная зона | 19 | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения). Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. |
4 | Степи | 8 | Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. |
5 | Полупустыни и пустыни | 6 | Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. |
6 | Субтропики | 2 | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. |
7 | Высотная поясность в горах | 5 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА,
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
6 класс
Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.
Практические работы:
Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
Изготовление топографического лото.
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, доказывающих:
- растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
- очистка воды фильтрованием.
Упражнение в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов, первых кругосветных путешествий.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции – его название – основные месторождения.
Путешествия (на карте) по нашей стране.
7 класс
Учащиеся знакомятся с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Значительное внимание уделено экологическим проблемам. Необходимо раскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера. На изучение «Географии России» отведен 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
- Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).
- Природные зоны России.
Требуют особого внимания вопросы геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Необходимо разъяснить направления экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.
При изучении курса необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.
При изучении природных зон России следует обратить внимание на географическое положение каждой природной зоны, ее рельеф, месторождения полезных ископаемых, экологические проблемы. Изучаются климат, водоемы, растительный и животный мир; города, занятия населения, заповедники и заказники каждой природной зоны.
Практические работы:
Работа с физической картой и картой природных зон России.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.
Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых.
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих причинно-следственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(предметные результаты)
6 класс
Учащиеся должны знать:
Что изучает география;
Горизонт, линию и стороны горизонта;
Основные формы земной поверхности;
Виды водоемов, их различия;
Меры по охране воды от загрязнения;
Правила поведения в природе;
Отличие плана от рисунка и географической карты;
Масштаб, его обозначения;
Основные направления на плане, географической карте;
Условные цвета и знаки географической карты;
Расположение воды и суши на Земле;
Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;
Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
Основные типы климатов;
Географическое положение нашей страны на физической карте России и корте полушарий.
Учащиеся должны уметь:
Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;
Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);
Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
Читать географическую карту;
Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
7 класс
Учащиеся должны знать:
Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;
Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
Правила поведения в природе;
Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе.
Учащиеся должны уметь:
Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
Делать несложные макеты изучаемых природных зон;
Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.
Календарно – тематическое планирование.
6 КЛАСС
№ | Тема урока. | Часы | Дата. | Основные понятия, словарь. | Выполнение практической части программы. | Д.З. |
I | ВВЕДЕНИЕ (4 часа) | |||||
1 | География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. c. 4-7 | 1 | География, природа Земли, население, хоз. деятельность. | Знакомство с учебником. Знакомство с физич. картой полушарий. | ||
2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года. с. 7-13 | 1 | Сутки, восход, заход, высота Солнца. Продолжительность дня и ночи, равноденствие. Температура воздуха, сезонные изменения. | Чтение и обобщение календарей природы и труда. | ||
3 | Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности. с. 13-16 | 1 | Понятие о погоде: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности. | |||
4 | Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия. с. 17 | 1 | Местность, предприятия района, холмистая местность. | Экскурсия для выяснения запаса элементарных геогр. представлений. ПР.Р. | ||
II | ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ (5 часов) | |||||
5 | Горизонт. Линия горизонта. | 1 | Горизонт, поверхность Земли. | Зарисовка линии горизонта. | ||
6 | Стороны горизонта. | 1 | Название сторон горизонта. | Зарисовка сторон горизонта. ПР.Р. | ||
7 | Компас и правила пользования им | 1 | Компас, строение, обозначение сторон горизонта. | Схематическая зарисовка компаса. ПР.Р. | ||
8 | Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. | 1 | Ориентирование, направления ориентирования, местные признаки. | Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. ПР.Р. | ||
9 | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях. | 1 | Направления ориентирования, компас, стороны горизонта. | Упражнения в определении сторон горизонта по мест. признакам. ПР.Р. | ||
III | ФОРМЫ И ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (4 часа) | |||||
10 | Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. | 1 | Формы рельефа Челябинска. | Экскурсия. ПР.Р. | ||
11 | Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. | 1 | Понятие рельефа, формы рельефа. Различие плоских и холмистых равнин | Показ на физической карте России равнин. | ||
12 | Овраги, их образование. | 1 | Образование оврагов, вред приносимый оврагами, борьба с оврагами. | Моделирование из песка оврага. Зарисовка оврага. ПР.Р. | ||
13 | Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. | 1 | Образование гор, горы России. Образование вулканов. Вулканы на территории России. Землетрясения. | Моделирование из пластилина горы, зарисовка горы. Показ по физ. карте гор. Зарисовка схемы вулкана в разрезе. ПР.Р. | ||
IV | ВОДА НА ЗЕМЛЕ (10 часов) | |||||
14 | Вода на Земле. | 1 | Водные ресурсы земли. Вода – как поверхность Земли. Понятие моря и океана. Вода солёная и пресная. | Показ по физ. карте водоёмов. | ||
15 | Родник, его образование. | 1 | Образование родников, их значение. Использование подземных вод, | Зарисовка схемы образования родника. ПР.Р. | ||
16 | Колодец. Водопровод. | 1 | Устройство колодца, Использование водопровода в быту очистка воды фильтрованием. | Зарисовка схемы колодца. Опыт: очистка воды фильтрованием. ПР.Р. | ||
17 | Контрольная работа за четверть | ПР.Р. | ||||
18 | Река, её части. Горные и равнинные реки. | 1 | Образование рек, части реки, определение, правого и левого берега. Отличие горных рек от равнинных. Скорость течения. | Выделение частей реки. Зарисовка схемы реки. | ||
19 | Как люди используют реки. | 1 | Использование рек в промышленности и с\х. Строительство ГЭС Значение воды в природе и жизни человека. | Показ рек на физ. карте России. | ||
20 | Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. | 1 | Понятия: озеро, пруд, водохранилище. Отличие. Значение в жизнедеятельности человека. | Зарисовка схемы озера. Показ на физической карте крупных озёр России. | ||
21 | Болота, их осушение. | 1 | Образование болот, болотные пространства, трясина, торф, осушение болот. | |||
22 | Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. | 1 | Определение понятий «море, океан», отличие от пресных водоёмов. Роль в жизни человека. Ураганы, штормы. | Показ на физической карте океанов, морей России. Опыт: растворение морской соли в воде и сравнение её по вкусу с пресной водой. ПР.Р. | ||
23 | Острова и полуострова. | 1 | Понятие острова и полуострова, отличие, заливы, бухты. | Зарисовка схем острова и полуострова. Показ по карте. Моделирование из пластилина острова и полуострова. ПР.Р. | ||
24 | Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. | 1 | Обобщение знаний о водоёмах. Составление рассказа о водоёме. Понятие охраны воды. Роль человека. | |||
V | ПЛАН И КАРТА (9 часов) | |||||
25 | Рисунок и план предмета. | 1 | План, рисунок, вид сверху, соотнесение рисунка и плана. | Сравнение рисунка и плана предмета. Зарисовка предметов и их плана (вида сверху). ПР.Р. | ||
26 | Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. | 1 | Масштаб, карта, план. | Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане в масштабе. | ||
27 | План класса. | 1 | Масштаб, план, чертёж. | Чтение планов по условным знакам. ПР.Р. | ||
28 | План школьного участка. | 1 | Вычерчивание простейшего плана, чтение плана по условным знакам. ПР.Р. | |||
29 | Условные знаки плана местности. | 1 | Условные знаки. | Упр. в определении направлений на плане, зарисовка в тетрадях условных знаков плана. ПР.Р. | ||
30 | План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. | 1 | Карта, ориентирование по карте, масштаб, легенда карты. | Упр в определении направлений по карте. | ||
31 | Контрольная работа за четверть | 1 | ПР.Р | |||
32 | Условные цвета физической карты. | 1 | Легенда физической карты. | Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных цветов карты. ПР.Р. | ||
33 | Условные знаки физической карты. | 1 | Легенда карты, знаки физ. карты. | Зарисовка в тетрадях условных знаков карты, прикрепление к соответствующему знаку иллюстрации. ПР.Р. | ||
34 | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | 1 | Физ. карта, Россия, значение карты. | Ориентировка по карте, нахождение географических объектов. ПР.Р. | ||
VI | ЗЕМНОЙ ШАР (14 часов) | |||||
35 | Планеты. | 1 | Другие планеты Солнечной системы. Краткие сведения о планетах. | Зарисовка схемы Солнечной системы (планеты). ПР.Р. | ||
36 | 3емля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. | 1 | Наша планета. Представления о Земле в древности. Доказательства, что Земля – шар. Освоение космоса. | Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в печати. | ||
37 | Глобус- модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. | 1 | Глобус, полюса, земная ось, экватор. Изображение воды и суши на глобусе. | Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора и полюсов. ПР.Р. | ||
38 | Физическая карта полушарий. | 1 | Полушария, масштаб, цвета карты. | |||
39 | Распределение воды и суши на Земле. | 1 | Глобус, карта, легенда карты, цвета воды и суши. | Оформление таблицы названий океанов и материков. ПР.Р. | ||
40 | Океаны на глобусе и карте полушарий. | 1 | Количество океанов, их названия и местоположение на карте и глобусе. Значение. | Работа с картой и глобусом. Обозначение на к\карте океанов. ПР.Р. (кон. карта) | ||
41 | Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. | 1 | Понятие материка, местоположение. Западное полушарие, материки, Восточное полушарие. Первооткрыватели Америки и Антарктиды. | Обозначение на к\карте данных материков. ПР.Р. (кон. карта) | ||
42 | Первые кругосветные путешествия. | 1 | Кругосветное путешествие (истор. справка) Путешественники. | Обозначение на к\карте первых кругосветных путешествий. ПР.Р. (кон. карта) | ||
43 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). | 1 | Солнце- источник жизни на Земле. Теллурий. | Опыт: показ с помощью теллурия смены дня и ночи. ПР.Р. | ||
44 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата | 1 | Климат, погода, отличие друг от друга. | |||
45 | Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. | 1 | Пять поясов, отличие друг от друга. | Вычерч. в тетради схемы расположения поясов освещённости. Нанесение поясов освещён. на глобус ПР.Р. (кон. карта) | ||
46 | Природа тропического пояса. | 1 | Материки тропического пояса. Тропические леса, их обитатели. | Прикрепление картинок животных и растений к соответствующему поясу. ПР.Р. | ||
47 | Природа умеренных и полярных поясов. | 1 | Материки умеренных и полярных поясов, Океаны и моря. Природа поясов, деятельность человека. | Прикрепление картинок животных и растений к соответствующему поясу. | ||
VII | КАРТА РОССИИ (20 часов). | |||||
48 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России- Москва. | 1 | Россия, столица, государство, Москва. | |||
49 | Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. | 1 | Понятие границы, приграничных территорий, государства, граничащие с Россией на западе и юге. | ПР.Р. Обозначение границ нашей Родины на к\карте. | ||
50 | Контрольная работа за четверть | 1 | ПР.Р. | |||
51 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | 1 | Выход России в моря и океаны. Приграничные территории. Моря Северного Ледовитого океана. | |||
52 | Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 | Название морей, их местоположение. | |||
53 | Острова и полуострова России. с | 1 | Острова и полуострова Сев. Лед океана, Тихого и Атлантического океанов. Природные и климатические условия, растения, животные, жизнедеятельность людей. | |||
54 | Работа с контурными картами. | 1 | Нанесение на к\карту морей бассейнов Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов. океанов. ПР.Р. | |||
55 | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 1 | Условные цвета на карте. Восточно-Европейская равнина, Среднерусская, Валдайская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность. | |||
56 | Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. | 1 | Горы: Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны. | |||
57 | Работа с контурными картами. | 1 | Обозначение на к\картах низменностей, возвышенностей, плоскогорья. | |||
58 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). | 1 | Условные обозначения полезных ископаемых, месторождения, добыча. | Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к карте. | ||
59 | Работа с контурными картами. | 1 | Нанесение на к\карту крупнейших месторождений полезных ископаемых: каменного угля, нефти, железной и медной руды, природного газа. ПР.Р. | |||
60 | Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. | 1 | Реки Европейской части России, притоки. Использование рек в народном хозяйстве. | |||
61 | Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. | 1 | Реки Европейской части России, притоки. Использование рек в народном хозяйстве. | |||
62 | Реки Сибири: Обь с Иртышём, Енисей с Ангарой. ГЭС. | 1 | Истоки рек, бассейны рек, значение рек в нар. хозяйстве. | |||
63 | Реки: Лена, Амур. | 1 | Истоки рек, бассейны рек, значение рек в нар. хозяйстве. | |||
64 | Озёра Ладожское и Онежское, Байкал. Работа с контурными картами | 1 | Местоположение, значение, природные условия, растит. и жив. мир, деятельность человека. | Нанесение на к\карту изученных рек и озёр. ПР.Р. | ||
65 | Наш край на карте России. | 1 | Путешествие по ( по карте). ПР.Р. | |||
66 | Повторение начального курса физической географии. | 1 | Красноярский край на карте России. Природные условия, жив. и рас. мир Кр.края | |||
67 | Контрольная работа за год. | 1 | Контрольная работа за четверть ПР.Р. | |||
68 | Резерв. |
Календарно - тематическое планирование 7 класс.
№ | Тема урока. | Часы | Дата | Основные понятия, словарь. | Выполнение практической части программы. | Национально-региональный компонент. |
I | Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 часов) | |||||
1 | Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. | 1 | Особенности геогр. положения. Границы и приграничные территории и государства. | Нанесение изученных объектов на контурную карту России . ПР.Р. | Красноярский край - приграничная территория. | |
2 | Европейская и Азиатская части России. | 1 | Граница между Европой и Азией. Территориальное деление | |||
3 | Административное деление России. Федеральные округа. | 1 | Российская Федерация. Субъекты Федерации | |||
4 | Разнообразие рельефа. Острова и полуострова | 1 | Горы и равнины России. | Особенности рельефа Кр.края | ||
5 | Полезные ископаемые(ПИ), их основные месторождения. Пути рационального использования. | 1 | Природные ресурсы. Месторождения ПИ. Условные знаки ПИ. | Нанесение на контурную карту основных месторождений полезных ископаемых России. ПР.Р. | ПИ Кр.края | |
6 | Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России. | 1 | Климатические пояса. Климат Севера, Европейской части, Сибири, юга России. | Работа с физической картой России. | Особенности климата Кр.края | |
7 | Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. | 1 | Понятие «водные ресурсы», реки и озёра России. Решение экологических проблем. | Работа с физической картой России. | Водные ресурсы Кр.края. Реки и озера нашего края. | |
8 | Численность населения России. Размещение по территории России. Народы России. | 1 | Многонациональность России. Вероисповедания народов России. Городское и сельское население. | Работа с картой плотности населения России | Народы Кр.края. | |
9 | Промышленность – основа хозяйства, её отрасли. | 1 | Отрасли промышленности. Выпускаемая продукция. | Особенности промышленного развития Красноярска. | ||
10 | Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. | 1 | Ведущие отрасли сельского хозяйства России. Продукция сельского хозяйства. Экологические проблемы и их решения. | Особенности развития сельского хозяйства Кр.края | ||
11 | Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения Экологических проблем. | 1 | Развитие Европейской и Азиатской частей России. Решение Экологических проблем РФ. | |||
II | ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ (59 часов). | |||||
12 | Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. | 1 | Понятие природной зоны, климатические пояса России. Значение знаний о прир. зонах для развития с\х, жизни людей. | Работа с физ. картой и картой природных зон России | ||
13 | Карта природных зон России. | 1 | Легенда карты, чтение карты. | Работа с картой природных зон России | ||
III | ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ (6 часов) | |||||
14 | Положение на карте. Моря и острова. | 1 | Географическое положение. Клим. пояс. Арктика. | Работа с к\картой, обозначение границ природной зоны. ПР.Р | ||
15 | Климат. Особенности природы. | 1 | Особенности клим. условий зоны арктических пустынь. | |||
16 | Растительный и животный мир. Охрана природы/ | 1 | Особенности растительности и жив. мира Арктики. | Составление таблицы «Животный и растительный мир Арктики». | ||
17 | Население и его основные занятия. | 1 | Коренное население тундры: якуты, ненцы, чукчи. Основные занятия населения | |||
18 | Контрольная работа за четверть. | 1 | Контрольная работа ПР.Р. | |||
19 | Северный морской путь. | 1 | Моря Северного Ледовитого океана, особенности навигации. Значение с. м. пути для экономики России. | |||
IV | Тундра (8 часов) | |||||
20 | Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые. | 1 | Работа с легендой карты. Названия островов и полуостровов тундры. Рельеф, полезные ископаемые | Работа с к\картой, обозначение границ природной зоны. ПР.Р | ||
21 | Климат. Водоёмы тундры. | 1 | Суровый край, полярная ночь, полярный день, вечная мерзлота. Болота. Водоемы зоны тундры. | |||
22 | Особенности природы. Растительный мир. | 1 | Влияние клим. условий на растительный. мир тундры. | Запись и зарисовка типичных для тундры растений | ||
23 | Животные тундры. | 1 | Влияние клим. условий на животный мир тундры. | Запись в тетрадь животных тундры. | ||
24 | Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 | Малые народы, населяющие зону тундры. Основные занятия коренных народов Севера. | Составление таблицы «Основные занятия населения зоны тундры». | ||
25 | Города: Мурманск, Архангельск. | 1 | Инфраструктура городов, промышленность. | Нанесение на к\карту. ПР.Р. | ||
26 | Города: Нарьян–Мар, Норильск, Анадырь. | 1 | Инфраструктура городов, промышленность. | Нанесение на к\карту. ПР.Р. | ||
27 | Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. | 1 | Заповедные места тундры. Меры, принимаемые человеком для сохранения хрупкой природы тундры. | |||
V | ЛЕСНАЯ ЗОНА. (19 часов) | |||||
28 | Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. | 1 | Местоположение лесной зоны. Рельеф. Месторождения полезных ископаемых. Решение экологических проблем. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов, обозначение условных границ природной зоны. ПР.Р. | ||
29 | Климат. Особенности природы. | 1 | Климатические особенности, европейской и азиатской частей лес. зоны. | |||
30 | Реки, озёра, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. | 1 | Реки, протекающие по территории лесной зоны. Особенности рек, озёр. Использование их человеком. Решение экологических проблем. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | ||
31 | Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. | 1 | Сравнительная характеристика растительности тундры и лесной зоны. Виды лесов. Виды растений. | Запись в тетради типичных растений хвойных лесов. Зарисовка. ПР.Р. | ||
32 | Контрольная работа за четверть. | 1 | Контрольная работа ПР.Р. | |||
33 | Смешанные леса. | 1 | Растения смешанных лесов. Сравнение европейской и азиатской части зоны. | Запись в тетради типичных растений смешанных лесов. ПР.Р. | Смешанные леса Кр.края | |
34 | Лиственные леса. | 1 | Растения лиственных лесов. Сравнение европейской и азиатской части зоны. | Запись в тетради типичных растений лиственных лесов. ПР.Р. | ||
35 | Животный мир лесной зоны. | 1 | Сравнительная характеристика животных лесной зоны и тундры. Травоядные, всеядные, хищники. | Запись в тетради типичных животных смешанных и лиственных лесов. | Животные лесов Кяр.кр | |
36 | Пушные звери. | 1 | Особенности пушных животных. Разведение пушных зверей. | |||
37 | Какую пользу приносит лес. Лесной промысел. Охота. | 1 | Роль леса в жизни людей. Польза леса для населения. Охрана лесов. | Лесной промысел в Кр.крае | ||
38 | Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. | 1 | Особенности развития промышленности и с\х Центральных областей РФ. | |||
39 | Города Центральной России. | 1 | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | ||
40 | Особенности развития хозяйства Северо–Западной России. | 1 | Особенности развития промышленности и с\х Северо-Западных областей РФ. | |||
41 | Города: Санкт – Петербург, Новгород, Псков, Калининград. | 1 | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | ||
42 | Западная Сибирь. | 1 | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | ||
43 | Восточная Сибирь. | 1 | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | ||
44 | Дальний Восток. | 1 | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | ||
45 | Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу. | 1 | Значение леса в жизни человека. Охрана лесов. Заповедники. | Запись заповедников, нахождение их на карте. | ||
46 | Обобщающий урок по лесной зоне. | 1 | ||||
VI | ЗОНА СТЕПЕЙ. (9часов) | |||||
47 | Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. | 1 | Общая характеристика зоны степей. Рельеф, полезные ископаемые. Клим. условия. Особенности рек. Проблемы региона. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны. ПР.Р. | Сухие степи | |
48 | Растения зоны степей. | 1 | Виды растений. Особенности флоры. | Заполнение таблицы: «Растения зоны степей». | Растения сухих степей | |
49 | Животный мир степей. | 1 | Особенности фауны степной зоны. Влияние климата на животный мир. | Заполнение таблиц «Животные чернозёмных степей, «Приспособление животных к жизни в степной зоне». | Животные сухих степей | |
50 | Хозяйство. | 1 | Промышленность и с\х зоны степей. Особенности ведения с\х. | |||
51 | Население и его основные занятия. | 1 | Народы, проживающие на территории зоны степей, малые народы, особенности жизнедеятельности. | |||
52 | Контрольная работа за четверть. | 1 | Контрольная работа ПР.Р. | |||
53 | Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. | 1 | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | ||
54 | Города степной зоны: Ростов–на-Дону, Ставрополь, Краснодар. | 1 | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | ||
55 | Охрана природы зоны степей. | 1 | Заповедники и заказники зоны степей. Экологические проблемы и пути их решения. | |||
VII | ПОЛУПУСТЫНИ И ПУСТЫНИ. (6 часов) | |||||
56 | Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. | 1 | Общая характеристика зоны пустынь и полупустынь. Рельеф, полезные ископаемые. Клим. условия. Особенности рек. Проблемы региона. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны. ПР.Р. | ||
57 | Климат. Реки. Охрана природы. | 1 | Характеристика клим. условий (континентальный климат). Реки: Волга, Ахтуба, характеристика, значение в жизни человека. Солёные озёра: Эльтон, Баскунчак. Астраханский заповедник. | Работа с физической картой России. | ||
58 | Растительный мир и его охрана. | 1 | Флора пустынь и полупустынь (саксаул, типчак, солянка, перекати-поле, верб. колючка). Особенности растений, приспособление к клим. условиям. | Заполнение таблицы «Растения пустыни». | ||
59 | Животный мир. Охрана животных. | Особенности фауны, приспособление животных к клим. условиям. | Заполнение таблицы «Приспособленность животных к сухому жаркому климату» | |||
60 | Хозяйство. Основные занятия населения. | 1 | Народы, населяющие зону. Основные занятия населения. Особенности промышленности и с\х. | Вычерчивание схемы, устанавливающей причинно-следственные связи «Пустыня». | ||
61 | Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста). | 1 | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | ||
VIII | СУБТРОПИКИ. (2 часа) | |||||
62 | Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. | 1 | Общая характеристика зоны субтропиков. Рельеф, полезные ископаемые. Клим. условия. Особенности рек. Проблемы региона. Особенности флоры и фауны, влияние климата на животный и растительный мир. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны. ПР.Р. | ||
63 | Курортное хозяйство. Населения, его основные занятия. Города - курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. | 1 | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. Традиции, культура, быт, национальный состав. Основные занятия. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | ||
ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ. (5 часов). | ||||||
64 | Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. | 1 | Общая характеристика природной зоны. Рельеф, полезные ископаемые. Климатические условия. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны. ПР.Р. | ||
65 | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др. | 1 | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | ||
66 | Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.) | 1 | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | Богатство Уральских гор. Экологические проблемы. | |
67 | Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др. | 1 | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | ||
68 | Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы. | 1 | Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. | Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р. | ||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса. Базовый уровень. Автор Климанова О.А.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авто...
Рабочая программа по географии для 7 класса. Базовый уровень. Автор Алексеев А.И.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авто...
Рабочая программа по географии для 8 класса. Базовый уровень. Автор Алексеев А.И.
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 8 кла...
Рабочая программа по географии для 9 класса. Базовый уровень. Автор Алексеев А.И.
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 9 кла...
Рабочая программа по географии 8 класс для детей с ЛСУО автор Лифанова Т.М.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС. Учебник "География России. Население и хозяйство 9 класс"; издательство "Дрофа": авторы В.П. Дронов, А.Я. Ром (классическая линия)
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС ( классическая линия)...