Инструкция по выполнению гидрологических исследований реки
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Степура Любовь Николаевна

Инструкция по выполнению гидрологических исследований реки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт реки Кушолка (бассейн р.Плюсса)

г. Сланцы  Сланцевского района Ленинградской области

Гидрологические исследования

1.  Исток -  _____________________________________________________________

2. Устье - _______________________________________________________________

3. Притоки (левые, правые) - _______________________________________________

4. Прилегающая местность:

а) рельеф (равнинный, холмистый, горный) - __________________________________

б) характер берегов (полные, крутые, обрывистые) - ____________________________

в) грунты (песчаные, глинистые, торфяные, скальные) - _________________________

г) растительность (деревья, кустарники, травянистые растения) - _________________________________________________________________________

5. Животные:

а) типичные представители - _________________________________________________

б) редкие и исчезающие виды - _______________________________________________

6. Характер русла: извилистое или прямое, наличие плесов, рукавов, отмелей

и перекатов, водопадов и порогов - ___________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Средняя ширина   русла - __________________________________________________

7. Средняя глубина  реки - ___________________________________________________

8. Средняя  скорость  течения воды в реке - _____________________________________

9. Качество  воды: цвет, температура, прозрачность, запах, жесткость - _____________

__________________________________________________________________________

10. Хозяйственное использование.

А) использование реки населением города - ____________________________________

__________________________________________________________________________

а) наличие гидротехнических сооружений - ____________________________________

б) источники загрязнения -  __________________________________________________

Исследование  прилегающей  местности:

а) рельеф (равнинный, холмистый, горный) - __________________________________

б) характер берегов (полные, крутые, обрывистые) - ____________________________

в) грунты (песчаные, глинистые, торфяные, скальные) - _________________________

г) растительность (деревья, кустарники, травянистые растения) - _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Изучение видового состава животных:

а) типичные представители - _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) редкие и исчезающие виды - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование  характера  русла: извилистое или прямое, наличие плесов, рукавов, отмелей и перекатов, водопадов и порогов - ___________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

     

  Определение средней ширины русла.   Для определения средней ширины русла необходимо в наиболее характерных местах измерить ширину реки, сложить все полученные цифры ширины реки и разделить на число измерений. Полученное частное будет средней шириной реки на изучаемом ее отрезке.

Створ А

Створ Б

Створ В

Створ Г

Средняя ширина русла

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Определение средней глубины реки. Для этого в разных местах русла надо определить глубину и вычислить среднюю арифметическую на изучаемом отрезке реки.

1 измерение

2 измерение

3 измерение

4 измерение

5 измерение

6 измерение

Средняя глубина реки

Определение средней скорости течения

Алгоритм работы:

1.Разметка створов

2.Пуск поплавка

3.Отсечение времени

4.Внесение результатов в таблицу

Измерения

Расстояние между створами

Время прохождения поплавка между створами

Скорость течения воды в реке

1.

2.

3.

Средняя скорость течения воды в реке -  _____________________________

Исследования  качества  воды: цвет, температура, прозрачность, запах, жесткость - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Измерения

температуры

Показания термометра

1.

2.

3.

Средняя

__________________________________________________________________________

Определение  хозяйственного использования реки.

А) использование реки населением города - ____________________________________

__________________________________________________________________________

а) наличие гидротехнических сооружений - ____________________________________

б) источники загрязнения -  __________________________________________________

Для работы по намеченному плану необходимо выбрать реку, лучше небольшую и изучать ее на определенном отрезке, доступном для личных наблюдений и исследований.

Определение средней ширины русла реки. Для определения средней ширины русла необходимо в наиболее характерных местах измерить ширину реки, сложить все полученные цифры ширины реки и разделить на число измерений. Полученное частное будет средней шириной реки на изучаемом ее отрезке.

Пример: ширина реки в створе А (определение створа дается ниже) равна 32 м, в створе Б — 35 м, в створе В — 28 м и в створе Г — 33 м. Средняя ширина реки будет равна:

32 + 35 + 28 + 33 / 4       = 32 М.

Определить ширину реки можно линем или топографическим методом (при помощи засечки находящегося на противоположном берегу какого-нибудь предмета, например дерева, кустарника и т. д., визируя из двух пунктов на этот предмет, а расстояние между пунктами легко определить рулеткой или складным метром).

Определение средней глубины реки. Для этого в разных местах русла надо определить глубину и вычислить среднюю арифметическую на изучаемом отрезке реки или от деления площади живого сечения  на ширину реки, полученное частное и будет средней глубиной реки. Например, площадь живого сечения реки— 7,08 м2ширина 14,20 м; средняя глубина

9. Животный и растительный мир (типичные представители). Особо отмечаются

 редкие и исчезающие виды.

10. Хозяйственное использование. Наличие гидротехнических сооружений,

источники загрязнения.

5. Характер течения на отдельных участках (в нижнем течении) ___________

6. Вода: цвет, температура, прозрачность, запах, жесткость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гидрологические исследования озера Утинского

Исследовательская работа группы обучающихся небольшого озера в Тисульском районе Кемеровской области...

Инструкции для выполнения заданий по аудированию.

Памятка для учащихся, сдающий ГИА или ЕГЭ по английскому языку, и рекомендации для успешного выполнения заданий по аудированию....

Инструкция для выполнения лабораторных работ в кабинете биология с использованием микроскопа

Данная инструкция предназначена для учащихся  при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа...

Внеклассная исследовательская работа ПРОЕКТ: "Исследование реки Юкшумка и выявление экологических проблем"

Внеклассная работа содержит  изложение  основных целей,  задач  и актуальность проблемы сохранения экологической чистоты  малых рек.Силами  ребят экологической группы был...

Инструкция к выполнению проектной работы по теме "Словарь трудных слов"

Данная инструкция поможет ученикам выполнить проектную работу в соответствии с требованиями ФГОС...

Инструкция для выполнения тестов с "изюминкой"

Кроме традиционных тестов, в режиме подготовки-тренинга проводятся комбинированные тесты (тесты с «изюминками»), в которых применяются специфические приемы активизации познавательной деятельност...

ГИА. 9 класс. Инструкция по выполнению работы

ГИА. 9 класс. Инструкция по выполнению работы...