План и карта
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
А.Б. Моргунова
Учитель географии
План и карта
игра-соревнование, 6 класс
Итоговый урок по теме «План и карта» как игра-соревнование. Возможно проведение внеклассного мероприятия.
Оборудование урока. Пакеты с заданиями для команд, компасы, глобус, физическая карта полушарий, физическая карта России, план местности, «географическое лото» (карточки с изображением условных знаков плана), таблички с названиями станций.
Ход урока. Класс делится на две команды. Команды представляют название, эмблемы, девиз, выбирают капитана. В жюри могут войти старшеклассники, классный руководитель, учителя школы.
Разминка. Команды отвечают на вопросы учителя географии, каждый правильный ответ оценивается в один балл. Вопросы записаны на карточках, капитаны команд сами выбирают вопрос («тянут билет»).
Примеры заданий-вопросов:
- Назовите имя древнегреческого ученого, который придумал название науки география. (Эратосфен)
- Какое путешествие доказало, что Земля имеет шарообразную форму? (Путешествие Ф. Магеллана и его спутников)
- Шарообразная модель Земли (Глобус).
- Какая линия делит земной шар на Северное и Южное полушария? (Экватор)
- Как называются точки пересечения земной оси с земной поверхностью? (Северный и Южный полюсы)
- Назовите четыре главных цвета, которые используются на планах. (Зелёный, коричневый, черный и синий (голубой))
- Как называется линия, по которой небо кажется соединенным с земной поверхностью? (Линия горизонта)
- Что такое градусная сеть? (система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах)
- Обозначения, применяемые на картах для изображения различных объектов. (Условные знаки)
- Как называется угол, который отсчитывается от направления на север по часовой стрелке до направления на какой-либо объект? (Азимут)
Задание 1. Каждая команда получает задание – найти спрятанный для неё пакет. Для этого необходимо пройти определенное количество шагов по азимуту. Каждая команда получает компас, заданный азимут и количество шагов. Например, пройти пять шагов по азимуту 90º, затем три шага по азимуту 190º и т.п.
Команды раскрывают пакеты с заданием. В каждом пакете маршрут по пяти станциям – пять блоков заданий. В классе необходимо подготовить места для этих станций, так, чтобы команды не мешали друг другу во время игры. В пакетах задания у команд одинаковые, но номера заданий разные, чтобы команды не сталкивались на станциях.
Задание 2. Станция «Масштабная».
- Переведите численный масштаб в именованный:
1: 10000 (ответ в 1 см – 100м) - 1 балл
1: 50000000 (ответ в 1 см – 500 км) – 2 балла
- Переведите именованный масштаб в численный:
В 1 см – 40 м (ответ 1: 4000) – 1 балл
В 1 см – 6 км (ответ 1: 600000) – 2 балла
3. Какой масштаб крупнее? 1: 3000000 или 1: 600000
(Ответ: 1: 600000) – 3 балла
Задание 3. Станция «Секретная».
- Команды получают «географическое лото» - карточки с изображением условных знаков плана (лучше на липучке). Необходимо разложить их в соответствии со значениями на предложенное поле (лист бумаги с надписями объектов). Условных знаков должно быть больше, чтобы команды выбирали те, которые необходимы для задания. Вариант оценки – одна правильно выбранная карточка – 1 балл.
- Командам предлагается изображение фрагмента плана, на котором есть ошибки в условных знаках. Необходимо определить неправильно нанесенные условные знаки. Оценка: 1 балл за каждый. Например, если подготовить фрагмент плана с пятью ошибками – максимальное число баллов за задание - 5.
Задание 4. Станция «Координатная».
- Определите объекты по их координатам:
60º с.ш., 30º в.д. (Санкт-Петербург) – 1 балл.
48º с.ш., 44º в.д. (Волгоград) – 2 балла.
23º ю.ш., 44º з.д. (Рио-де-Жанейро) – 3 балла.
2. Определите координаты самой крайней восточной точки материка Евразия (мыс Дежнёва). (Ответ: 66º с.ш., 170º(или 169º40´) з.д.) – 5 баллов
Задание 5. Станция «Азимутальная».
- Назовите азимуты четырех главных точек горизонта. (Ответ: Север – 0º или 360º, Юг – 180º, Восток – 90º, Запад – 270º).Оценка – 2 балла.
- Назовите азимут вашего движения, если вам необходимо идти в направлении ЮЮЗ. (Ответ: 225º). Оценка – 5 баллов.
- Определите неподписанные румбы. Оценка- 5 баллов.
Задание 6. Станция «Эрудит».
- Как называется линия, соединяющая Северный полюс и Южный полюс? (Меридиан) – 1 балл
- Чему равна наибольшая географическая широта? (Ответ: 90º) – 1 балл.
- Чему равна наибольшая географическая долгота? (Ответ: 180º) – 2 балла.
- Где может находиться дом, у которого все окна и двери смотрят на север? (Ответ: на Южном полюсе) – 2 балла.
- Какую долготу имеют точки, которые расположены на Гринвиче? (0º) – 3 балла
- Какая сторона горизонта имеет азимут 135º? (юго-восток) – 4 балла
- Как определить направление на север на плане? (по стрелке, а если ее нет, то север вверху (верх плана)) – 4 балла
- Как называются линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой, с помощью которых изображают рельеф? (Горизонтали). – 5 баллов
- Как определить направление север-юг на карте или глобусе? (по меридиану) – 5 баллов
- Можно ли обойти земной шар, если все время двигаться на север? (Нет, т.к. попав на северный полюс, дальше можно идти только на юг) – 6 баллов
Жюри подводит итоги. Команды награждаются медалями, подарками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая работа по теме:«План и карта» (6 класс)
Тестовая работа состоит из 2-х вариантов и проводится на одном из этапов проверки знаний на уроке обобщающего повторения по теме: "План и карта" в 6 классе....
Тест по теме "План и карта"
Тест можно использовать при обобщении темы "План и карта" в 6 классе....
Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".
Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция (разного уровня задания) на “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса
План- конспект урока обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...
План темы «Ориентирование на местности. План и карта». 6 ч.
Эта типичная схема может быть измерена в зависимости от цели урока, как уже было отмечено выше. Структура урока определяется целью, содержанием, используемыми методами и приемами, возрастными особе...
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...