Современные образовательные технологии в преподавании географии
статья по географии на тему

Байбулинова Гульбаршин  Аушакмановна

 

Современные образовательные технологии в преподавании географии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в преподавании географии  

Актуальные проблемы преподавании географии при переходе на ФГОС  

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением ФГОС нового поколения, построенного на системно-деятельностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанные с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

В условиях современной школы наиболее востребованными считаются следующие технологии:

Технология организация самостоятельной деятельности

технология проектной, исследовательской и творческой деятельности , технология проблемного обучения.

 Технологии работы с различными источниками информации

К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. Выдающийся психолог В. В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить − причем, всех детей, без всякого исключения».

Среди существующих методологических подходов в образовании отвечает этой задаче метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По словам А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности − это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметы − это новая образовательная форма, учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления − «знание», «знак», «проблема», «задача». Так, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации, то есть, изображая графически, они учатся мысленно видеть то содержание, которое в них выражено. Например, статистические таблицы, изображение схем «Мировой круговорот воды в природе», «Циркуляция воздушных масс» и т. д. Таким образом, исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала и обучающиеся учатся видеть то идеальное содержание, которое в них выражено.

В рамках метапредмета «Проблема» школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем, тем самым осваивают технологии позиционного анализа, отрабатывают умение организовывать и вести диалог, развивают способности целеполагания, самоопределения.

Так, XXI век характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие. Примерами таких проблем могут служить экологические проблемы, связанные, например: с аварией Чернобыльской АЭС и АЭС Японии, распространением инфекционных заболеваний, прекращением террористических войн, глобальным потеплением климата и т.д. Это не означает, что школьник должен заниматься решением данного типа вопросов, и метапредмет «Проблема» должен подменить собой изучение предметов, а тем более истории наук. Метапредмет «Проблема» предполагает понимание разных профессиональных языков, умение ориентироваться в разных областях практической деятельности.

Метапредмет «Задача» формирует у обучающихся знания о разных типах задач и способах их решения, опирающихся на математические умения и навыки. Например, обучающийся освоил способ решения задачи или построение графика на материале курса «Математика». Чтобы проверить, насколько глубоко школьник освоил данный способ, ему предлагается решить тот же тип задачи или построить график температур на материале учебного предмета как география. Если ученик распознает, что это – тот же тип задачи, и быстро находит способ, которым надо ее решать, то можно сказать, что данное средство действительно освоено как средство универсальное – метапредметное.

Метапредмет − «Знание» формирует способность работать с понятиями как особой формой знания. Например: учитель, говоря на уроке географии о понятии «государство», «город» и т.д., может показать, что данные понятия у разных мыслителей различны. У политиков – одно, у историков – другое, у поэтов и писателей – третье. Тем самым, вычленяется некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различий в разных предметных областях. В рамках данного метапредмета школьники осваивают технику «знающего незнания». Школьники учатся формулировать то, что именно они не знают, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска.

Большинство учителей привыкли к тому, что школьник, работая с новым материалом на уроке, запоминает важнейшие определения понятий. На метапредметных уроках ученик не запоминает, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, открывая эти понятия заново.

1. При подготовке метапредметного занятия, необходимо, во-первых, определить, какой метапредметной теме оно будет посвящено, то есть такой теме, которая может быть раскрыта на разном предметном материале. Примерами тем метапредемтных занятий могут быть «Рисунок и схема», «Изменение и движение», «Порядок и хаос», «Простое и сложное», «Постановка проблемы», «Звук и цвет» и т.д.; во-вторых, определить какому способу деятельности Вы сможете научить школьников. Соответственно, важно учитывать, какого возраста будут школьники, и на основе какого материала Вы будете их обучать.

2. Метапредметный подход – это хорошее знание своего предмета. Это означает, что учитель не должен делать грубых предметных ошибок и демонстрировать пробелы в знаниях.

3. Метапредметный подход – это эффективное развитие у школьников следующих базовых способностей: логическое мышление, воображение, дедукция, индукция и т.д.

При планировании метапредметного задания педагог должен четко представлять, какие базовые способности он собирается формировать у школьников.

4. Метапредметный подход – это педагогическая инновация по использованию различных методических приемов: умения выстраивать личную стратегию школьниками, ввести дискуссии с метапредметными комментариями.

Метапредметный подход нашел отражение и в ФГОС нового поколения, в которых определены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, выделены учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты заключаются в формировании и развитии у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; гуманистических и демократических ценностных ориентаций; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Современный урок

При проектировании урока на основе системно-деятельностного подхода необходимо детально продумать основные этапы (шаги) урока.

1 этап:

  • определить четко тему, цель и тип урока, его место в учебном курсе;
  •  выделить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
  •  обозначить ту часть учебного материала, которая будет использоваться на уроке в дальнейшей деятельности.

2 этап:

  • сформулировать в соответствии с требованиями ФГОС:

личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметные результаты, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

3 этап:

  • спланировать учебный материал;
  •  подобрать или разработать вопросы и задания с учетом следующих уровней познавательной деятельности:

I уровень – задания на воспроизведение учебного материала, например: Что изучает география? С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?

II уровень – задания, в которых усвоение содержания применяется по образцу, в повторяющейся знакомой ситуации, например: В чем главное отличие планеты Земля от других планет? Составьте таблицу «Сходство и отличие планет земной группы?

Задания этого уровня позволяют выяснить взаимосвязи между объектами и явлениями, стимулируют мыслительную деятельность учащихся путем анализа, сравнения, синтеза, выявления причинно-следственных связей.

III уровень – творческое применение усвоенного содержания в новой учебной ситуации, например: Сформулируйте правила поведения в природе. Подготовьте сообщение о пользе березового сока.

Разнообразие вопросов и заданий позволяет учителю дифференцированно подходить к организации проверки усвоенного содержания.

4 этап:

  • продумать «изюминку» урока (урок должен содержать интересный факт: неожиданное открытие, занимательный опыт или эксперимент).

5 этап:

  •  разработать структуру урока с учетом расчета времени для каждого этапа и вида деятельности, подбора методов, приемов и форм обучения.

6 этап:

  •  определить критерии оценивания результатов урока.

7 этап:

  •  разработать домашнее задание, которое должно быть комплексным и дифференцированным, позволяющим школьникам право выходить на различные уровни выполнения и представления результатов.

8 этап:

  • подготовить оборудование для урока.
  • оформить материалы в виде технологической карты урока.

Технологическая карта урока − современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Разрабатывая технологическую карту урока, необходимо учитывать, что графа «Деятельность учителя» рекомендуется заполнять одной из последней.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.

Создание технологической карты урока позволяет учителю:

- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- установить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

- найти возможности реализации межпредметных понятий (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

- определить универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.

Универсальные учебные действия (УУД) − система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

- соотнести результат с целью обучения после создания продукта − набора технологических карт.

Таким образом, использование учителем технологических карт позволяет учителю максимально детализировать урок на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести  системный анализ урока .

      С введением ФГОС  предъявляются серьёзные требования в обучении географии     к освоению информационно-образовательной среды на электронных носителях в режиме широкого использования ИКТ, мультимедиа средств, формирования ИКТ - компетентности.   Использование электронных ресурсов, Интернета, электронных приложений к учебнику делает процесс обучения оптимальным по затратам личного времени учителя и учащихся, увлекательным по процессу организации учебной деятельности.

С введением нового всегда возникает множество вопросов и проблем. Так происходит и с новыми стандартами.

1. Материально-техническое оснащение наших школ оставляет желать лучшего. Не все кабинеты оснащены современной техникой, которая бы позволяла более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий.

 2.С введением новых стандартов принципиально должна меняться и система оценивания качества образования. Внутришкольная  система оценивания должна соответствовать той системе, которая будет применяться на государственном уровне при переходе учащихся но новую ступень обучения.

 3.Не все учителя методически и морально готовы к работе по новым стандартам. Возникает очень много вопросов и недопониманий.

            4.  Выбор учебно-методического комплекса для своей школы – процесс ответственный и подходить к нему необходимо со знанием дела. Прежде всего, необходимо познакомиться с содержанием комплекта.

        5. Общие проблемы заключаются в неготовности  педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

6. Сложности в организации внеурочной деятельности  при работе школы в 2 смены.

Хотелось бы, чтобы была проведена курсовая подготовка по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. («Формирование и диагностика УУД»; «Контрольно-оценочная деятельность»; «Планирование и реализация, мониторинг внеурочной деятельности» и т. д).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования современных образовательных технологий в преподавании технологии

Применение образовательных технологий в преподавании предмета технологии...

«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»

Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

В данной курсовой работе описываются не только теоретические основы интерактивных технологий в обучении географии, но и их практическое применение на уроках....

Современные образовательные технологии в преподавании географии как средство развития обучающихся с особыми познавательными потребностями (с умственной отсталостью легкой и средней степени).

Современные образовательные технологии в преподавании географии как средство развития обучающихся с особыми познавательными потребностями (с умственной отсталостью легкой и средней степени)....

Использование современных образовательных технологий в преподавании предмета "Технология. Технический труд".

Предлагается вниманию статья "Использование современных образовательных технологий" в преподавании предмета Технология. Технический труд, в которой автор делится своим опытом по подготовке, ...