Причинно-следственные связи в школьном курсе географии.
методическая разработка по географии на тему

Работа написана для районной научно-методической конференции учителей географии. Стендовый доклад на городской НМК педагогов  г. Саратова "Инновации и традиции в современном образовании".  В данной работе рассматриваются различные виды причинно-следственных связей, их роль  в формировании  УУД  обучающихся. Приведены примеры заданий на установление причинно-следственных связей на уроках географии, а так же, проведен анализ  заданий ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichinno-sledstvennye_svyazi_v_shkolnom_kurse_geografii.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

                Администрация Муниципального образования город Саратов

                 Администрация Ленинского района отдел образования

     

                 Причинно-следственные связи

                  в школьном курсе географии.

                                                                                      Выполнила

                                                                                      учитель географии

                                                                                       МОУ «ООШ №57»

                                                                                      Лункина Елена Викторовна

                                                Саратов 2013

                                                СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                   3

Глава 1.  Роль причинно-следственных связей

               в процессе изучение географии.                                                              4

Глава  2.  Виды причинно-следственных связей.                                                      6

 Глава 3.  Как научить детей устанавливать

                  причинно-следственные связи.                                                                   7      

Глава 4.  Анализ заданий ГИА.                                                                            11

Заключение                                                                                                             12

Список используемых источников                                                                      13

Приложение

                                                                                                     

Введение

                                                      « Разуму свойственно размышлять, сознавать,  

                                                      то есть связывать причины и следствия,  

                                                      давать ответ на вопрос «почему», выявлять  

                                                      случайное,  обнаруживать  закономерное,  

                                                      устанавливать согласованность  новых  

                                                      свойств с новыми  условиями,  находить

                                                       в цепи происходящего  начала и концы».

                                                                                                        (Ж. Фабр)

       «Как научить своих учеников мыслить?  Можно ли научиться мыслить более  продуктивно?   Какие приемы и методы необходимо использовать на уроках, чтобы  совершенствовать мыслительную деятельность  учащихся?»  Неслучайно эти или аналогичные вопросы задает себе каждый современный учитель, ведь  благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

     Как и другие качества ума, мышление,  можно развивать. Именно этому развитию и способствует умение  учащихся устанавливать и объяснять причинно-следственные связи.  Данная деятельность требует от детей умственных усилий, применения логических операций (анализ, синтез, обобщение), умение работать с различными источниками информации. 

     В преподавании  школьной географии вопрос о причинно-следственных связях не является на сегодняшний день инновационным, но актуальность его не уменьшилась со временем.  

       В рамках ФГОС НОО особое внимание  уделяется  формированию  универсальных учебных действий, которые необходимы современному ученику для  самостоятельного  усвоения  новых знаний, умений и компетентностей,  сознательного получения  нового социального опыта,  для саморазвития  и самосовершенствования. Умение  устанавливать причинно-следственные связи относится к познавательным логическим универсальным действиям.

     Составляя рабочие программы, готовя учащихся к ГИА и ЕГЭ или просто оценивая ответ ученика, учитель  обязательно делает  акцент на  понятии  «причинно-следственная связь».  Поэтому в своей работе я решила остановиться на данной теме.

     Цель работы: выяснить значимость  причинно-следственных связей в процессе обучения географии.

     Для достижения цели  я рассмотрела виды причинно-следственных связей. Постаралась ответить на вопрос «Как научить детей устанавливать причинно-следственные связи?» и привела примеры приемов, которые применяю в своей практике с  целью развития у учащихся умений работать по данному направлению. Проанализировала задания  ГИА для выпускников 9 классов,  выполнение которых требует знаний причинно-следственных связей и сформулировала наиболее распространенные закономерности, которые, на мой взгляд, необходимы учащимся,  для успешной сдачи экзамена по географии.

Глава 1.  Роль причинно-следственных связей в процессе изучение      

               географии.

     Причинность или причинно-следственная связь  -  это связь между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют следствием, что с необходимостью следует за первым.     

      Общеизвестно, что географическая наука создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. На уроках географии учащиеся  на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка. По образному выражению Н.Н. Баранского,  дети  могут «увидеть мир в капле воды». Принцип причинно-следственных связей дает возможность строить преподавание географии согласно дидактического правила  «от  известного к неизвестному»,  «от близкого к далекому». Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, страны, мира легче сформировать правильные представления о многих предметах, явлениях и закономерностях географической оболочки Земли./5/

     Задавая себе и окружающим десятки вопросов типа:  "Почему снег растаял?", "Почему дует ветер?", "Почему разрушаются горы?", "Как и почему образуются солончаки?", или более сложные: "Какие законы действовали при образовании земной коры?", "Какова причина циркуляции воздуха в атмосфере, воды в океане?" и т.д., учащиеся инстинктивно ищут причинные связи и зависимости между телами и явлениями реальной действительности. На определенных этапах обучения они последовательно находят ответы на эти и другие вопросы, используя приобретенные знания и принцип причинности.    

     Природа лежит в основе изучения всех естественных дисциплин. Поэтому  работа по  установлению причинно-следственных  связей на уроке географии  требует от учащихся умения оперативно и комплексно использовать свои знания,  полученные на уроках биологии, физики, химии, экологии.

     Знания о реальных явлениях и процессах, протекающих в природе и изучаемых учащимися в школе, иерархически выстраиваются по классам и предметам с учетом возраста учащихся, определяющего уровень их мыслительных способностей, их интеллект. Многие разделы этих знаний могут быть сквозными и пронизывать программы всех ступеней обучения, но с разной полнотой их раскрытия./1/

     Считаю, что для формирования  умения устанавливать причинно-следственные связи большие возможности имеет курс географии материков и океанов (7 класс), где изучаются основные особенности природы и населения Земли. Закономерности, изученные в данном курсе,  применяются учащимися вплоть до окончания изучения школьной географии и наиболее часто встречаются в заданиях ГИА  и ЕГЭ. Внимание уделяется установлению причинно-следственных связей между различными компонентами природных комплексов, выявлению степени изменения природы в результате хозяйственной деятельности человека, знакомству с экологическими проблемами и возможными путями их решения.

     Умение учащихся устанавливать и объяснять причинно-следственные связи говорит о высоком уровне их  подготовленности. При оценивании  устного ответа,  оценка «5» ставится при полном раскрытии темы  и  умение анализировать и объяснять причинно-следственные связи,  оценка «4»  ставится,  если ученик частично объясняет причинно-следственные связи и сопровождает ответ показом на карте объектов.

     Освоение умения определять причинно-следственные связи позволяет

решать проблемные задачи,  отвечать на проблемные вопросы, строить логические умозаключения, а в целом развивает мыслительную деятельность учащихся.

Глава 2.  Виды причинно-следственных связей.

     Существует различные виды причинно-следственных связей.

    Прямая связь (причина – следствие).

     Например, чтобы определить по картам  природные  условия той или иной территории сначала рассматриваем   ее географическое положение, а затем делаем  суждение об особенностях климата, внутренних вод,  природных зон.

     Примером может служить любой проблемный вопрос:  «Почему  облака не падают?», «Почему парусные корабли отправлялись в плавание до восхода солнца, а возвращались после полудня?» А так же  вопросы-парадоксы: «Почему в Африке  на берегу Атлантического океана расположена очень  засушливая территория - пустыня  Намиб?», «Почему  Австралию географы всего мира называют зеленым материком планеты, несмотря на то, что больше половины этого материка занимают зоны пустынь и саванн?»

     Опосредованные  связи (причина-явление-следствие).

Например: рост потребления электроэнергии – увеличение мощности ТЭЦ – увеличение добычи и количества сжигаемого угля – увеличение сернистого и углекислого газа – кислотные дожди – повышение кислотности почв – гибель деревьев.

     Существуют физико-географические и экономико-географические  причинно-следственные связи, которые подразделяются на зональные, азональные, антропогенные.

      Зональные причинно-следственные связи  рассматриваются при изучении  тем «Климат», «Широтная зональность», «Сельское хозяйство».

     Примером азональных связей  могут служить процессы, происходящие в литосфере: зависимость расположения форм  рельефа  от строения земной коры, закономерности расположения  сейсмических зон Земли.

     Антропогенные причинно-следственные связи возникают на стыке с экономическими науками:  влияние человека  на природные условия, рациональное природопользование, развитие промышленности и сельского хозяйства.

Глава 3.  Как научить детей устанавливать причинно-следственные связи.

     При изучении причинно-следственных связей перед учителем стоят следующие задачи:

1. Стараться, чтобы учащиеся усвоили связи, которые даны в готовом виде (в тексте учебника или в изложении учителя).

2. Научить детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в знакомых и новых учебных ситуациях.

3. Правильно определить методы и приемы изучения причинно-следственных связей. Это  зависит от содержания учебного материала и  от уровня подготовленности учащихся.

     В результате работы должны сформироваться следующие умения:

- учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса:  «Почему произошло это     событие?» и «Что произойдет, если …»;

-сравнивать географические  объекты;
- выделять в изучаемых процессах и явлениях закономерности;
- делать выводы;
- доказывать свое мнение;
- уметь опровергать умозаключения;
- давать оценку географическим процессам и явлениям.

     В  процессе  установления причинно-следственных связей учащиеся наиболее  часто допускают следующие ошибки:

- путают причину и следствие;

- объяснение связей зачастую подменяется перечислением фактов;

- объясняя причины того или иного явления, учащиеся называют одну причину, в то время как явление определяется комплексом причин;

- при рассуждениях в причинно-следственных цепочках выпадают отдельные

звенья, в результате чего утрачивается стройность и логичность рассуждения, а иногда и его смысл.

     Поэтому целесообразно научить учащихся представлять причинно-следственные связи в виде цепочки, предлагать задания по построению цепочки из имеющихся звеньев.

     Учитель, управляя процессом обучения умению устанавливать причинно-следственные связи,  может делать это  через систему жестких предписаний (алгоритмов);  через приемы программированного обучения: логические схемы, памятки;  через приемы развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

      Следует использовать  технологии развивающего и проблемного обучения, технологии критического мышления и  проектной деятельности. В своей педагогической практике, с  целью развития у учащихся  умений работать с причинно-следственными связями, стараюсь использовать следующие приемы: «Причина – следствие», «Логическая цепочка», «Почемучка», «Составь рассказ», «Продолжи фразу», «Реши географическую задачу», «Самостоятельная работа».  (см. приложение)

Глава 4.  Анализ заданий ГИА.  

      Вопрос об итоговой аттестации выпускников  средней школы, проводимой в новой форме, волнует на сегодняшний день всех   учителей. Меня он так же не может оставить равнодушной, т.к. для  90% девятиклассников  МОУ «ООШ №57» предметом по выбору является география.

     Задания итоговой аттестации выпускников 9 класса, проверяют географические знания учащихся,  составляющие основу географической грамотности, в том числе  знания причинно-следственных связей, взаимосвязей  компонентов, взаимодействия природы и человека.

     Проанализировав задания ГИА, пришла к выводу, что для выполнения 55% - 60% из них необходимы знания и умения по установлению причинно-следственных связей.  Из 30 вопросов, предложенных выпускникам, к таким заданиям будут относиться  10 вопросов с выбором правильного ответа, 4 с кратким ответом, 3 с развернутым ответом.

      Все три вопроса, требующие  полного развернутого ответа, относятся к заданиям высокого уровня сложности.  Именно они позволяют проверить умения учащихся  работать  с источниками географической информации, устанавливать причинно-следственные, межкомпонентные и пространственные связи, объяснять их сочетания, определяющие особенности природы, применять знания географических закономерностей для решения конкретных задач./2/

     Из года в год в материалах ГИА 9х классов предлагаются задания, требующие от учащихся знаний причинно-следственных связей, это все вопросы о климате (в т.ч. и задания по синоптической карте); строение земной коры; слои залегания горных пород; стихийные природные явления и их последствия; традиционные занятия народов России; экология и природопользование; плотность населения; факторы размещения производства; время на территории России; освещенность земной поверхности;  выбор участка  на топографической карте.

     Для того чтобы учащиеся успешно  прошли итоговую аттестацию, несомненно,  они должны обладать  комплексными и всесторонними знаниями по курсу  географии средней школы. Но,  на мой взгляд, можно выделить  10 основные  закономерности, изучению и повторению которых следует уделить внимание в первую очередь при подготовке к ГИА.

1.Зависимость расположения форм рельефа и сейсмических  поясов Земли от внутреннего строения земной коры.

2.  Зависимость расположения поясов атмосферного давления и количества осадков от географической широты.

3. Влияние климатообразующих факторов на климат территории.

4. Зависимость движения воздуха от разницы атмосферного давления, закономерности циркуляция атмосферы   (причины возникновения ветра).

5. Причины возникновения стихийных природных явлений (оползней, снежных лавин, наводнений, а так же образование болот, многолетней мерзлоты и т.д.), их зависимость от климатических факторов.

6. Закономерности размещения природных зон Земли.

7. Закономерности, связанные с освещенностью земной поверхности и  вращением Земли.

8. Зависимость расположения производства от факторов размещения

 (знание факторов размещения производства).

9. Последствия человеческой деятельности для окружающей среды.

10. Зависимость   традиционных занятий народов от территории  их расселения.

         

Заключение.

     Причинно-следственные связи занимают важное место в процессе обучения географии.

      Систематическое осуществление принципа причинно-следственных связей,  помогает формировать диалектико-материалистическое мировоззрение  обучающихся, способствует развитию навыков научно-исследовательской работы./5/  Данный принцип лежит в основе развивающего и  проблемного обучения,  технологии критического мышления,  проектного обучения.

      Причинно-следственные связи, рассматриваемые на уроках географии, позволяют ребенку  понять и  разобраться во многих процессах, явлениях и закономерностях , а,  значит, развивают его  мыслительную деятельность. Научить  своего ученика мыслить – вот  одна из главных задач для современного учителя, ведь  как сказал П.Буаст: «человек бывает человеком только благодаря размышлению».

Список  используемых источников

Броневщук С.Г.  Анализ причинно-следственных связей как способ порождения знаний учащихся.  http://www.eidos.ru

ГИА 2009. География: Сборник заданий: 9  класс/ О.В. Чичерина, Ю.А. Моргунова. – М.: Эксмо, 2009

 ГИА – 2012: Экзамен в новой форме: География 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Э.М. Амбарцумова , С.Е. Дюкова . – М.: АСТ: Астрель 2012

Душина И.В., Понурова Т.А. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов пед. ин-в. и унив-в по географическим специальностям. – М.: Изд-во  «Московский лицей», 1996

Жирадкова Л.И.  Формирование экологической грамотности и культуры природопользования  обучающихся,  второй и третьей ступени  в процессе преподавания географии    http://briz7.ru

Лёвкина Г.Н.  Авторская разработка применения причинно-следственных связей в курсе "Экономическая и социальная география мира" 10-й класс http://festival.1september.ru


Меркулова  Е.Н.  Использование технологии критического мышления для формирования   мыслительной деятельности школьников.    http://www.uchportal.ru/

 Пономарева  Н.В. Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся через обучение устанавливать причинно-следственные связи.  http://festival.1september.ru

Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе – М., «Просвещение» 1991

Проверка знаний и учений учащихся по географии. Пособие для учителей. Под ред. Л.М. Панчешниковой.  М., «Просвещение», 1978

Федюнина  Е.А. Познавательный интерес как один из факторов повышения успеваемости на уроках географии. 86nvr-korliki.edusite.ru                   

                                                           

                                                                                                         Приложение.

Примеры и описание  методических приемов применяемых в личной практике на уроках географии для формирования умений устанавливать причинно-следственные связи.

Прием «Причина-следствие»

Цель: развитие умения у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Описание приема: учитель предлагает  найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах).

волны

землетрясения

океанические течения

Луна

цунами

ветер

приливы и отливы

постоянные ветра

 Пример.

 Прием «Логическая цепочка»

Цель: развитие умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, выстраивать иерархическую цепочку понятий и процессов.

Описание приема:  из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.

Пример: расположите предложения в логической последовательности.

1. На восточном побережье Австралии выпадает много осадков.

2. Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана.

3. На восточном побережье Австралии расположен Большой  Водораздельный хребет.

4. На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса.

Пример: восстановите  причинно-следственные, логические связи.

1. Уменьшилось количество планктона.

2. На берегу Байкала построили два целлюлозно-бумажных комбината.

3. Уменьшилось количество хищной рыбы.

4. Ухудшилось качество воды.

5. Резко снизились уловы рыбы в озере.

6. Уменьшилось количество рыбы, питающейся планктоном.

 Прием «Составь рассказ».

Цель: развитие образного и логического мышления, умения оперировать освоенными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи.

Описание приема: составление рассказа из разных понятий темы. Требования к рассказу: использование всех понятий, правильная их формулировка, логичность, увлекательность. Понятия могут быть написаны на карточках, которые выкладываются на парте словами вниз. Учащиеся вытаскивают пять карточек из пятнадцати, и составляют рассказ.

Пример: тема “Гидросфера” (карточки: волны, цунами, река, озеро, водопад)

Прием   «Почемучка».

Цель:  развитие  практического географического мышления, формирование умения выделять причину и следствие изучаемых явлений, составление  цепочки причинно-следственных связей.

Описание приема:  в ходе игры или эвристической беседы учащиеся объясняют одно из следствий, но это объяснение влечет за собой следующий вопрос «Почему?» и так далее, пока не будет названа изначальная причина данной логической цепочки.

Пример: Вопрос: «Почему Конго – самая полноводная река в Африке?»

(- Потому что она дважды пересекает экватор, а на экваторе всегда выпадает много осадков.  - Почему на экваторе много осадков? - Так как на экваторе теплый воздух испаряет влагу. - Почему?  - Так как теплый воздух легкий,  имеет низкое давление, и преобладают восходящие токи воздуха. - Почему воздух на экваторе теплый? - Потому что на экваторе наибольший угол падения солнечных лучей,  и поверхность  хорошо прогревается).

Прием «Продолжи фразу»

Цель: учить  строить рассуждение по схеме.

Описание приема:  учитель не задает  прямой вопрос, а просит учащихся продолжить начатую им фразу по определенной схеме:

«Если …., то…», «…., так как….»,  «…, потому что….»,  «Для того чтобы…», «Чем…, тем …».

Пример: «Чем больше рек впадает в море, тем соленость морской воды …», «Все озера тектонического происхождения  глубокие, так как …».

Прием «Реши географическую задачу»

Цель: активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, познавательной самостоятельности. 

Описание работы: учащимся предлагается проблемный вопрос или задача, для решения которой необходимо применить определенные мыслительные действия, объяснить выбранное решение, привести доказательства.

Пример:  Воды Красного и Мертвого морей имеют самую высоко концентрацию солей в водах мирового океана (соответственно - 41 и 260 г. в одном килограмме воды). Сопоставьте и проанализируйте физико-географические и природно-климатические условия функционирования этих морей, сравните их с условиями, господствующими в других водоемах мирового океана. Определите и объясните полные причины повышенной солености этих вод.

Прием «Самостоятельная работа»

Цель: раскрытие причинно-следственных связей, а также понимание логических отношений между понятиями.

Описание приема: после  пояснения алгоритма действия,  учащимся дается задание для самостоятельного выполнения с использованием различных источников информации.

Пример:  1. Пользуясь картами (отобрать самим) составить таблицу, в левую колонку которой выписать названия платформ, затем поясов новой складчатости. В правой колонке указать, какие формы поверхности земли соответствуют каждому из этих участков земной коры.

Платформы и области новой складчатости

              Формы рельефа

2. Проанализировав выполненную работу, сделать вывод о том, какие равнины соответствуют платформам, какие горные системы – областям новой складчатости. Какая закономерность подтверждается этими примерами в размещении крупных форм поверхности на Земле.

Булыгина Л.Н. Приемы активизации познавательной деятельности при работе с текстом по географии.    http://pedsovet.su/load/46-1-0-3511

Гизатулина О.И.  Книга на уроках географии при изучении темы "Литосфера"  Сборник статей научно-практического семинара "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф" doog@kalenikov.ru.

Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. – М., «Московский лицей» 1996

Камаева В.А. Использование художественной литературы на уроках географии в VIII классе. // География в школе. 1998. №1.

Кошевой В.А., Душина И.В. Мир Земли. Методические   рекомендации. –   М.,  «С – Инфо», 2000

Круглый стол «Как организовать работу с учебником на уроках географии» http://geo.metodist.ru

Крылова О.В. Интересный урок географии -  М., «Просвещение», 1989.

Методика обучения географии в средней школе (Теоретические основы методики обучения географии) под ред. А.Е. Бибик и др. – М., «Просвещение», 1968

Особенности работы с учебником на уроках «Окружающий мир» по УМК Н.Ф. Виноградовой  http://www.referat.ru/referats/view/2116

Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М., «Просвещение», 1983.

Россеев В.Ф. Стихи на уроках географии. // География в школе. 1996. № 6.

Удинцева С.П. Воспитание на уроках географии. //География в школе. 2001. №4.

Ульченко Л.С. Поэзия на уроках географии. // География в школе. 1997. №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы ТРИЗ в школьном курсе географии.

Методический сборник "Методы ТРИЗ в школьном курсе географии. В данном сборнике описаны приемы ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на уроках географии, представлены разработки интегрированных ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

«Важная цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер...

Краеведческая основа школьного курса географии

Опыт применения краеведческого материала на уроках географии....

Значение межпредметных связей в формировании знаний в школьном курсе географии

Отличительной чертой нашего времени следует считать взаимопроникновение идей и методов различных наук. Их интеграция, комплексный подход необходимы для решения экологических, экономических и социальны...

Межпредметные связи в школьном курсе математики

Первая статья, опубликованная в Пензе....

Роль и значение реализации межпредметных связей в школьном курсе.

Согласно современным тенденциям развития содержания образования одним из направлений является интеграция - попытки поиска единства различных компонентов образования. Так же существует Государственный ...