тематическое планирование по географии
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс.
№ урока в четв | Дата | Тема урока | Основные вопросы понятия | Планируемые результаты | Домашнее задание | |
1 | с 01.09 по 03.09 | Мир, в котором мы живем. | Наш дом- планета Земля. Живая природа- все многообразие живых организмов, включая человека. Неживая природа- реки, горы, полезные ископаемые. Явления природы. | Учащийся должен уметь: - приводить примеры географических объектов; - описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты; - называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); - объяснять, для чего изучают географию. | п1 стр.4 | |
2 | Науки о природе. | Знакомство с основными науками о природе: астрономия, география, физика, химия, геология, биология, экология. Естественные науки. | п2. стр.11 | |||
3 | География- наука о Земле. | Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии. | П3 стр.18 | |||
4 | Методы географических исследований. | Представление о методах географических исследований и их развитии от географических описаний до аэрокосмических методов. | П.4 стр.22 | |||
5 | Обобщение и контроль знаний по теме №1 | Систематизация и обобщение знаний по теме. | ||||
6 | Географические открытия древности Средневековья. | Знакомство с основными открытиями и величайшими географами древности; плавания финикийцев; описания стран Геродотом; вычисление размеров Земли Эратосфеном. Путешествие Марко Поло в Индию и Китай; плавания португальских моряков вокруг Африки- Б. Диаш и Васко да Гамма. | Учащийся должен уметь: - называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; - показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; - приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. | П.5 стр.27 | ||
7 | Важнейшие географические открытия. | Открытие Америки Х. Колумбом (1492г.). Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519-1522). Открытие Австралии В. Янсзоном (1606г.). Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллингаузеном и М.П.Лазаревым (1820г.). | П.6 стр.30 | |||
8 | Открытия русских путешественников | Новгородцы и поморы- первые исследователи севера Европы и Азии (XIIв.). «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XVв.). | П.7 стр.35 | |||
9 | Открытия русских путешественников Пр.работа №1 Работа с контурной картой, учебником, диском. | Поход Ермака Тимофеевича в Западную Сибирь (XVв. ). Экспедиция Семёна Дежнёва в Восточную Сибирь (XVIIв. ). Великие Северные экспедиции В. Беринга и А.С. Чирикова (XVIIIв.). | ||||
10 | Обобщение и контроль знаний по теме №2 | Систематизация и обобщение знаний по теме. | ||||
11 | Представления о Вселенной в древности. | Что такое Вселенная. Представления древних индийцев о форме Земли. Древнегреческие ученые Пифагор и Аристотель о шарообразности Земли и модели строения Вселенной. | Учащийся должен уметь: - описывать представления древних людей о Вселенной; - называть и показывать планеты Солнечной системы; - приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов; - описывать уникальные особенности Земли как планеты. | П.8 стр.41 | ||
12 | Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. | Изменение представлений о мире после географических открытий XIV- XVIвв. Первая модель Вселенной польского астронома Николая Коперника. Учение о Вселенной итальянцев Джордано Бруно и Галилео Галилея (XVI- XVII вв.). Современные представления о Вселенной. | П. 9 стр.46 | |||
13 | Солнечная система. | Солнечная система- это планеты и небесные тела. Планеты делятся на две группы: планеты земной группы- Меркурий, Венера, Земля, Марс и планеты-гиганты- Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон. | П.10 стр.52 | |||
14 | Планеты-гиганты. | Отличительные свойства планет - гигантов: состоят преимущественно из газов, не имеют твердых поверхностей, обладают большим количеством спутников, имеют кольца. Происхождение названий планет. | П.11 стр.57 | |||
15 | Небесные тела. | Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты. Самая известная комета- Галлея. Самый большой астероид- Церера. Значение изучения небесных тел для познания космических процессов. | П.12 стр.61 | |||
16 | Мир звезд. | Солнце- ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы. Многообразие звезд: сверхгиганты, гиганты, карлики. Созвездия. Почему люди с древних времен наблюдали за звездным небом. | Учащийся должен уметь: - описывать представления древних людей о Вселенной; - называть и показывать планеты Солнечной системы; - приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов; - описывать уникальные особенности Земли как планеты. | П.13 стр.66 | ||
17 | Уникальная планета Земля. | Планета Земля- планета жизни: Благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. | П.14 стр.70 | |||
18 | Современные исследования космоса. | Вклад отечественных ученых в развитие космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв. Первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин. | П.15 стр.73 | |||
19 | Обобщение и контроль знаний по теме №3 | Систематизация и обобщение знаний по теме. | ||||
20 | Стороны горизонта. | Горизонт. Основные (север, юг, восток, запад) и промежуточные (сз, св, юв, юз) стороны горизонта. Ориентирование. | - Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»; - Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; - Работать с компасом; - Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков. | П.16 стр.78п | ||
21 | Способы ориентирования. | Компас - прибор для определения сторон горизонта. Ориентирование по Солнцу и звездам. Ориентирование по местным признакам. | П.17 стр.80 | |||
22 | План местности и географическая карта. | Изображение земной поверхности в древности. План местности. Масштаб. Условные знаки. Отличие географической карты от плана. Начальные меридиан. Экватор- сама длинная параллель. | - Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»; - Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; - Работать с компасом; - Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков. | П.18 стр.83 | ||
23 | Практикумы по теме. Пр.работа №2: Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение плана. | Обобщение и отработка знаний и умений по теме при решении практических задач. | ||||
24 | Обобщение и отработка знаний и умений по теме при решении практических задач. | |||||
25 | Обобщение и отработка знаний и умений по теме при решении практических задач. | |||||
26 | Обобщение и контроль знаний по теме №4 | Систематизация и обобщение знаний по теме. | ||||
27 | Как возникла Земля. | Гипотезы разных ученых о происхождении планеты Земля и Солнечной системы. Современные представления о возникновении Солнца и планет. | ||||
28 | Внутреннее строение Земли. | Ядро и мантия. Литосфера и земная кора. Движения земной коры. Породы и минералы. | Учащийся должен уметь: - объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», | |||
29 | Землетрясения и вулканы. Пр.работа №3: Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли. | Грозные явления природы, связанные с литосферой. Землетрясения. Причины землетрясений, сейсмические районы. Вулканы. Строение вулкана: кратер, жерло, очаг магмы. Действующие и потухшие вулканы. | Учащийся должен уметь: - объяснять значение понятий: «рельеф», - называть и показывать по карте основные географические объекты; - наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; - приводить примеры форм рельефа суши и дна океана; - объяснять особенности строения рельефа суши; | |||
30 | Путешествие по материкам. | Краткая характеристика особенностей природы всех материков Земли. Формирование представлений о разнообразии природы нашей планеты. | ||||
Учащийся должен уметь: - объяснять значение понятий: «океан», «море», «гидросфера | ||||||
31 | Вода на Земле. Пр.работа №4: Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. | Гидросфера- водная оболочка Земли. Мировой океан. Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды. Вода в атмосфере. Роль воды в жизни человека. | ||||
32 | Воздушная оболочка Земли. | Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Атмосферные явления: грозы, смерчи, ураганы, ливни, град. Погода и климат. Роль атмосферы в жизни человека. | Учащийся должен уметь: - объяснять значение понятий: «атмосфера» «погода» «климат» | |||
33 | Живая оболочка Земли. | Биосфера- живая оболочка Земли. Границы биосферы. Русский ученый В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. | Учащийся должен уметь: - объяснять значение понятий: | |||
34 | Почва – особое природное тело. | Что такое почва. В.В. Докучаев- основоположник науки о почвах- почвоведении. Плодородие- основное свойство почвы.. Значение почвы для человека. Систематизация и обобщение знаний курса. | ||||
35 | Человек и природа. | Систематизация и обобщение знаний курса. Роль природы в жизни человека. Воздействие человека на природу. Необходимость бережного отношения к природе. Правила поведения в природе. |
График
реализации практической части программы по географии в 5 классе.
Практическая часть программы | Тема урока | Форма проведения | |
Практическая работа 1 | Открытия русских путешественников. | Работа по к/картам и учебникам. | |
Практическая работа 2 | Стороны горизонта. Ориентирование. | Определение на местности стороны горизонта (основные и промежуточные), расстояний | |
Практическая работа 3 | Работа по компасу. | Работа на природе.. | |
Практическая работа 4 | Составление простейших планов местности | Решение практических заданий по топографическому плану, описание маршрута. | |
. | . | ||
Практическая работа 5 | Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты | Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте, географических координат по карте полушарий и физической карте России | |
Практическая работа 6 | Земная кора и литосфера. (4час.) Литосфера Земли. Движение земной коры. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений. | Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма. | |
Практическая работа 7 | Горные породы и минералы. | Изучение свойств горных пород и минералов и полезных ископаемых | |
Практическая работа 8 | Формы рельефа земной коры. Рельеф суши.. | Определение по картам высоты гор и равнин. Обозначение на контурной карте названных объектов – гор и равнин. | |
Практическая работа 9 | Гидросфера – водная оболочка Земли Вода на Земле. Мировой океан | Обозначение на контурной карте водных объектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.
Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.
Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...
календарно-тематическое планирование по географии в коррекционной школе 8 вида по географии в 6 классе
Календарно-тематическое планирование по географии на 1 полугодие в коррекционной школе 8 вида 6 класс...
Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа)
Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа) Программа по географии для 6-11 классов для общеобразов...
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина
Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...
ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)
Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...