|
|
|
Тема урока | Климат Северной Америки |
|
Планируемые образовательные результаты |
|
|
Предметные | Метапредметные | Личностные |
В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет объяснить, какие факторы влияют на формирование климата Северной Америки, какие типы климатов характерны для Северной Америки, в чем состоит особенность чередования климатических поясов и областей на материке; выявить климатические особенности отдельных территорий Северной Америки; определить по климатической карте температурные особенности, условия увлажнения, климатические пояса. | В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет: познавательные – находить в учебниках достоверную информацию; - устанавливать причинно-следственные связи; - представлять информацию в форме схем, таблиц; регулятивные – определять цель учебной деятельности; - выбирать средства достижения цели; - оценивать свою деятельность, самостоятельно исправлять ошибки; коммуникативные – излагать свое мнение, аргументируя его; - организовывать работу в паре и группе; (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) -преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. | - Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности - Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей -Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях -Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом -Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор. |
Решаемые учебные проблемы | Почему на территории Северной Америки часто возникают ураганы и смерчи. |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке | Климат, климатический пояс, полярная ночь, суточные температуры, полярный круг, ледники, заболоченность, торнадо, смерч |
|
Образовательные интернет-ресурсы |
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
|
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
|
|
|
Деятельность учителя Приветствует учащихся, создает позитивный настрой. Подводящий диалог -Посмотрите на фото и рисунки, которые выполнили ученики 6 классов. -Как вы думаете, что это? Объясните, почему вы так думаете. -С каким компонентом природы они связаны? | Деятельность обучающихся Приветствуют учителя, настраиваются на успешную деятельность.
-На рисунках изображены ураган, смерч. -С климатом. |
|
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
|
|
Деятельность учителя -Да, человек достиг вершины очень высокого уровня развития. Но он не может защитить себя от природных стихий, часто с большим количеством жертв. - В США ежегодно бывает несколько сот смерчей, а в отдельные годы – более тысячи. Почему же столь грозное явление «облюбовало» именно этот континент? | Деятельность обучающихся
- Отвечая на вопрос, учащиеся пытаются называть причины. Знаний не хватает.
|
|
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; |
|
|
Деятельность учителя -Какая тема нашего урока? Что узнаем сегодня на уроке? | Деятельность обучающихся -Климат Северной Америки. -Какие факторы влияют на формирование климата Северной Америки, какие типы климатов характерны для Северной Америки, в чем состоит особенность чередования климатических поясов и областей на материке; почему возникают ураганы и смерчи. |
|
4. ЭТАП планирования. Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах; |
|
|
5 ЭТАП "Открытие" нового знании. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; |
|
|
Деятельность учителя -Что такое климатический пояс? -Что такое климатообразующие факторы? - От каких факторов зависит формирование климата?
-С помощью географических источников (атлас; учебник, рисунок 295) определите климатообразующие факторы Северной Америки.
-Какой вывод можно сделать?
- Используя климатическую карту, назовите климатические пояса, в которых расположена Северная Америка. -Чем объясняется отсутствие экваториального климатического пояса в Северной Америке? - Можем ли мы назвать климатический пояс, в котором часто возникают атмосферные вихри. | Деятельность обучающихся Ответы детей: -Условия формирования климата -Географическая широта, подстилающая поверхность, преобладающие воздушные массы и т.д.
- Ветры западного переноса
- Атлантические пассаты
- Аляскинское (теплое) течение;
- Калифорнийское (холодное) течение;
- Гольфстрим;
- Аппалачи;
- Кордильеры;
- Циркуляция воздушных масс
-Климат Северной Америки разнообразен. Большая разница в температуре и давлении между воздушными массами создает условия для возникновения ураганов. - От арктического до субэкваториального.
-Не пересекается экватором.
-Нет, т.к. не знаем их характеристик.
|
|
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
|
|
|
Деятельность учителя Практическая работа в группах (3-4 человека) по климатической карте, материалам учебника. Задание: охарактеризуйте климатические пояса, используя план характеристики климатического пояса. 1.арктический пояс 2.субарктический пояс 3.умеренный пояс 4.субтропический пояс. 5.тропический пояс. 6.субэкваториальный пояс.
| Деятельность обучающихся Учащиеся делятся на группы и самостоятельно характеризуют свой климатический пояс, результаты заносятся в таблицу: Клима тиче ский пояс | Воздуш ные массы | Сред няя t ян варя | Сред няя t июля | Годовое коли чество осадков | Режим осадков | Факторы, влияющие на климат |
|
|
|
|
|
|
|
После заполнения таблицы- обсуждение: один ученик из группы дает характеристику климатического пояса, остальные участники группы дополняют, весь класс записывает в таблицу характеристику недостающих поясов.
|
|
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
|
|
|
Деятельность учителя - Вспомните тему и задачи урока. - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?
Учитель предлагает дополнить предложения и сформулировать результаты своей деятельности на уроке.
| Деятельность обучающихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Обучающиеся дополняют предложения: - Я знаю, что такое… - Я могу…. - Я научился….. |
|
8 ЭТАП Домашнее задание. § 44, ответьте на более сложные 1-3 вопросы |
|
|