Открытый урок географии в 11 классе по теме "Япония".
учебно-методический материал по географии (11 класс) по теме
Открытый урок географии в 11 класее по теме "Япония". Социально-экономическая характеристика страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yaponiya.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: Тема: Япония. Экономико-географическая характеристика. Природные условия и ресурсы. Население.
Тип урока: комбинированный.
Время: 45 минут.
Цель: усвоение знаний об основных чертах ЭГП, природных и сырьевых ресурсах; национальном составе и размещении населения, культуре и традициях Японии. Расширить знания учащихся о Японии для повышения образовательной, коммуникативной, культурно-познавательной, социально-эстетической компетентности учащегося.
Задачи:
Обучающие:
- выявить географическую специфику одного из ведущих центров Мирового Хозяйства;
- на конкретных примерах показать эстетический вкус японцев, их любовь к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких столетий;
Развивающие:
- продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;
- совершенствовать приемы использования различных источников информации;
- развивать внимание, конструктивное мышление, устную речь;
Воспитывающие:
- способствовать формированию нравственных ценностей, эстетического отношения к природе как к источнику жизни, красоты и духовной культуры японцев.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы и формы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, заполнение по ходу урока опорного конспекта, работа с контуром, анализ таблиц, проблемное изложение вопросов, связанных с образом жизни японского народа, индивидуальная работа, выступления с опережающими заданиями.
Метапредметные связи: музыка, литература.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Проверь себя», презентация «Япония-страна Восходящего Солнца», учебник «География. Экономическая и социальная география мира». 10 класс. В.П.Максаковский, издательство «Просвещение» , 2008год, политическая карта мира, атласы, запись японской музыки, опорный конспект и технологическая карта для каждого учащегося.
Опережающее задание: найти интересные факты о Японии, подготовить сообщения о культуре и традициях японцев.
План урока:
- Организационный момент (1 мин.)
- Проверка домашнего задания (10 мин.)
- Сообщение темы и цели урока (2 мин.)
- Изучение нового материала (20 мин.)
- Первичное закрепление знаний. (7 мин).
- Домашнее задание (2 мин.)
- Подведение итогов, рефлексия (3 мин.)
Проверка готовности класса к уроку. Взаимное приветствие.
II. Проверка домашнего задания.
Тест. ( Презентация «Проверь себя»)
Проверь себя.
- Государственный строй Китая:
а) конституционная монархия
б) абсолютная монархия
в) республика
- Число жителей проживающих на территории Китая:
а) 1млрд. 100млн. человек
б) 290млн. человек
в) 1млрд.300млн. человек
- По уровню урбанизации Китай:
а) среднеурбанизированная страна
б) высокоурбанизированная страна
в) слабоурбанизированная страна
4. Тип воспроизводства населения Китая:
а) первый тип
б) второй тип
5. По производству, каких видов продукции Китай занимает первое место в мире:
а) станков и роботов
б) телевизоров и стиральных машин
в) автомобилей и самолётов
6. Промышленность Китая опирается:
а) на собственные ресурсы
б) на привозные ресурсы
7. Главные земледельческие районы сосредоточены:
а) в западной части страны
б) в центральной части страны
в) в восточной части страны
8. Что преобладает в импорте Китая:
а) машины, оборудование
б) топливо, сырьё
9. Первое место в мире по выращиванию:
а) кукурузы
б) риса
в) ячменя
10. Какое место занимает Китай по площади территории:
а) первое
б) третье
в) пятое
Ответы: 1-в,2-в,3-а,4-а,5-б,6-а,7-в,8-а,9-б,10-б.
Отметка «3» ставится за 6-7 правильных ответов,
«4» – за 8-9 правильных ответов,
«5» – за 10 правильных ответов.
III. Сообщение темы и цели урока.
Мы продолжаем работу над темой Зарубежная Азия. Познакомились с особенностями территории, природных условий, населения, промышленности этого региона. Изучили крупнейшую страну этого региона – Китай. И предстоящие – два урока будут посвящены знакомству с еще одной, очень интересной страной.
Последние полвека про жителей этой страны говорят, будто они живут в далеком-далеком будущем. Лет на 200-300 впереди всех прочих землян. Соседи по глобусу уже привыкли, что любое новое их изобретение - от говорящих роботов до квадратных арбузов - это что-то вроде "привета из XXIII века". Тем удивительнее, что расписание, по которому живет страна, остается неизменным с древних самурайских времен. Например, каждую весну все срываются с насиженных мест, чтобы полюбоваться цветением знаменитой сакуры, а осенью - багрянцем кленовых листьев. И как в далекой древности жители этой страны уверены, что живут в самой лучшей стране на свете. Иначе стало бы солнце вставать утром именно над ней?
-Итак, назовите страну, которую мы будем изучать.
Цель нашего урока познакомиться с основными чертами ЭГП, проблемами использования территории, национальным составом и размещением населения, культурой и традициями Японии.
- Запишите дату и тему сегодняшнего урока (опорный конспект.) Слайд№1
Япония — удивительная страна. В ней так много необычного для разумения простого европейца, что перечислить всё самое-самое интересное довольно затруднительно. Но мы всё равно с удовольствием попробуем это сделать: каждый ученик называет по одному интересному факту о Японии. (Опережающее задание.)
Примерные ответы в приложении №1.
Путешествие в Японию - это не только не передаваемые впечатления. Для пытливого путника это возможность прикоснуться к древней мудрости удивительного народа, взглянуть на мир по-новому, многому научиться. Нужно только выбрать свой путь, широко раскрыть глаза и впустить в свое сердце эту потрясающую страну.
Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие по Японии.
IV. Изучение нового материала.
Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией слайдовой презентации.
( Презентация к уроку «Япония-страна Восходящего Солнца»)
Посмотрите на план нашего путешествия. Слайд №2
1.Визитная карточка страны.
2. Экономико-географическое положение страны.
3. Природные условия и ресурсы.
4. Население.
5. Традиции и культура.
I. Визитная карточка страны.
Визитная карточка – это лицо страны. Используя информацию форзаца учебника, заполним опорный конспект - « Визитная карточка Японии».
(Используя форзац учебника, учащиеся определяют площадь, численность населения, форму правления, учитель дополняет материал) Слайды №3
- Древнее название страны – Ямато.
- Японцы называют её Ниппон или Нихон, т. е. страна восходящего солнца.
- Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в середине.
- Круглая хризантема – национальный цветок Японии. Слайд №4
- Площадь - 372 тыс. км² (определение по форзацу)
- Население - 128 тыс. человек (определение по форзацу)
- Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю
- По форме правления Япония – конституционная монархия с мая 1947 года. С 1989 года императором Японии является Акихито – «символ государства и единства народа». Слайд №5
- Государство разделено на 47 префектур.
- Это высокоразвитая страна.
По объему ВВП она занимает 3 место в мире после США и Китая.
II. Особенности экономико-географического положения Японии.
Используя план характеристики экономико-географического положения страны, определим ЭГП Японии (Работа с технологической картой и опорным конспектом)
Учитель: Япония – страна-архипелаг, расположенная на четырёх крупных островах и почти на четырёх тысячах мелких островов в Тихом океане. Слайд №6.
- Посмотрите на карту стр. 33, назовите крупные острова Японии.
-Какими морями она омывается?
-Назовите особенности ЭГП Японии, сделайте вывод о его влиянии на развитие страны
Благоприятные | Неблагоприятные |
выход к морям и океану | изолированность |
близость к берегам Азии | удалённость от большинства стран сырья и сбыта продукции |
большая береговая линия | |
Соседское положение с Китаем, НИС, Россией |
Вывод: Япония – древнее государство, однако длительный период её изоляции привел к тому, что вплоть до 20 века она была «как бы спрятана» от глаз европейцев. Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда. Удаленность от большинства стран затрудняет процесс интеграции.
III. Природные условия и ресурсы Японии.
-Работа с картой атласа стр. 29
-Какие формы рельефа преобладают на островах? (Горы)
Японцы с особой любовью и очень бережно относятся к родной земле. Поэтичным символом Японии стала гора Фудзияма – самая высокая вершина страны. Слайд №7,8
Посмотрите на физическую карту. Действительно, Япония – страна, в которой ¾ территории занимают горы. Для расширения жизненного пространства японцы создают искусственные острова и полуострова, засыпая прилегающую акваторию. Территория страны подвержена высокой сейсмической активности, так как расположена на границе литосферных плит, отмечается до 1500 землетрясений разной силы в год и имеет 150 действующих вулканов. С извержением вулканов, связаны вызванные ими волны цунами, приносящие большой ущерб хозяйству Разрушительное землетрясение (8.9 балла.) и, вызванная им, волна цунами (у берега до 10 метров) случилось 11 марта 2011 года.
Видеофрагмент. Слайд №9
-Используя карту стр.33 и таблицу (Слайд №10) назовите полезные ископаемые Японии. Сделайте вывод об обеспеченности страны полезными ископаемыми.
Таблица 1.Собственные ресурсы.
Сырье | Запасы (млн.т.) | Запасы в сравнении с мировыми (в%) | Размещение |
Уголь | 8479 | 0,3 | о. Хоккайдо, о. Кюсю, о. Хонсю |
Нефть | 7,6 | 0,009 | Префектура Акита и Ниигата |
Железные руды | 200 | менее 0,1 | Северо-восток о. Хонсю |
Марганцевые руды | 4,5 | 0,3 | Недалеко от о. Киото |
Уран | 0,008 | 0,5 | о. Хонсю |
Вывод: Япония бедна полезными ископаемыми.
-Проанализируйте таблицу 2 «Зависимость Японии от импорта некоторых видов минерального сырья. Сделайте вывод. Слайд №11.
Таблица 2. «Зависимость Японии от импорта некоторых видов минерального сырья
( %).
Железная руда | 99 | Цинк | 85,3 |
Марганец | 100 | Никель | 100 |
Хромиты | 100 | Кобальт | 100 |
Бокситы | 99 | Вольфрам | 100 |
Свинец | 94,1 | Олово | 100 |
Медь | 99,9 | Фосфаты | 100 |
Вывод: Япония ввозит из-за рубежа почти все сырье, необходимое для работы промышленности.
Каковы же причины высоких темпов развития экономики страны, если своих ресурсов очень мало? Чтобы ответить на этот вопрос, перейдёмте к следующему разделу урока.
IV. Население Японии.
Вам предстоит самостоятельно найти основные сведения о населении и демографической политике страны. (Работа с технологической картой и опорным конспектом)
Используя текст учебника стр. 242-243, карты атласа стр. 10,11,12-13,14,15 заполните пункт «Население» опорного конспекта (работа в группах) Слайд №12
- Средняя плотность населения-341 чел/км².
- Национальный состав - однороден, 99% японцы.
- Уровень урбанизации- 76%.
- Религиозный состав- буддизм, синтоизм.
- Естественный прирост населения-0,16 чел/тыс.
- Тип воспроизводства населения - первый.
- Основные районы размещения населения - на приморских низменностях и в долинах рек.
- Самый низкий показатель детской смертности- 4 на 1000 человек. Слайд №13
- Средняя продолжительность жизни-женщин 82 года, мужчин- 76 лет. Слайд №14
Проблема! В экономически развитых странах средняя продолжительность жизни достигла сегодня 70 лет. В России средняя продолжительность жизни 65 лет, в Японии 82 года.
-Что влияет на продолжительность жизни? Почему японцы живут долго?
(Ответы учащихся: образ жизни, внешняя среда, биология человека, здравоохранение)
Одним из факторов, влияющих на продолжительность жизни, является - образ жизни людей. Расскажите, что вы знаете об образе жизни японцев. Слайд №15
( Ответы учащихся сопровождаются дополнениями учителя).
- Свежие продукты
- Отношение к жизни
- Доброжелательность
- Привычка ходить
- Гигиена
V. Культура и традиции японского народа.
Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства.
- Японские поклоны Слайд №16,17
- Бонсай Слайд №18
- Икебана Слайд №19
- Чайная церемония Слайд №20
- Кимоно Слайд №21
- Цветение сакуры Слайд №22
Учащиеся выступают с сообщениями (опережающее домашнее задание, на фоне тихой японской музыки) Приложение 2.
На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. Кто же они японцы? Что ими движет? Как они превратили свою страну в высокоразвитую державу? На эти вопросы мы ответим на следующем уроке. А вы можете поразмышлять над ними дома.
V. Первичное закрепление знаний.
Блиц – опрос:
- 99% населения Японии составляют… (Японцы) Слайд №23
- Название циновок, покрывающих пол (Татами)
- Выращивание карликовых деревьев (Бонсай)
- Столица Японии (Токио)
- Национальный цветок Японии (Хризантема)
- Как японцы называют свою страну (Ниппон) Слайд №24
- Национальная одежда японцев (Кимоно)
- Красивое письмо кисточкой и тушью (Каллиграфия)
- Денежная единица (Йена)
- Священная гора (Фудзияма) Слайд №25
- Искусство составление цветов (Икебана)
- Что означает Токио? (Самая восточная столица)
- Религия, проникшая в Японию из Индии (Буддизм)
- Пролив, отделяющий Хоккайдо от Сахалина (Лаперуза) Слайд №26
- Тип воспроизводства населения (Первый)
- На каком острове расположен Токио (о. Хонсю)
- Японская система верований (Синтоизм)
- Число жителей, проживающих на территории Японии (127млн.)
VI. Домашнее задание. Слайд №27
- Стр.241-244.
- Вопросы:
1. Как вы считаете, ресурсный потенциал Японии способствует развитию страны, или сдерживает его?
- Каковы причины высоких темпов развития экономики страны?
- Составить рекламный проспект «Япония», отразив в нем основные особенности страны, её обычаи и традиции (Творческое задание по желанию учащихся)
VII .Подведение итогов, рефлексия.
Подведем итоги нашего урока.
1.Какую цель мы ставили?
2.Добились ли мы цели нашего урока?
3. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
Самооценка урока:
а) Узнал много нового
Узнал немного
Ничего нового не узнал
б) Урок понравился
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 6 классепо теме «Нахождение числа по его дроби»
Сценарий урока математики в 6 классе по теме «Нахождение числа по его дроби» Бузина Галина Владимировна Учитель математики высшей категории МКОУ «СОШ №13» Цель урока: обес...
План - коспект урока по трудовому обучению в 6 классепо теме "Обработка нагрудника с одновременным втачиваним бретелей."
План коспект урока по обработке нагрудника . повторение домашенго задания , новый материал, практическая работа....
Урок алгебры в 9 классепо теме: "Прогрессии."
Арифметическая и геометрическая прогрессии одна из важных тем алгебры 9 класса.Она имеет широкое применение в деятельности человека, связывает математические объекты с практикой. Учителю нужно д...
Worksheet к технологической карте урока в 4 классепо теме "Что ты можешь узнать в зоопарке?"
Раздаточный материал к уроку в 4 классе...
Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".
Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...
Презентация по математике в 5 классепо теме "Вычитание смешанных чисел"
Данная презентация разработана для проведения урока в 5 классе по теме "Вычитание смешанных чисел" по учебнику Н.Я.Виленкина. Это урок изучения нового материала....
Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо теме «Сердце: его строение и работа»
Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо теме «Сердце: его строение и работа»...