Учебно-методическое пособие по географии для коррекционных школ
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Коррекционно-развивающие технологии на уроках георафии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по географии в коррекционной школе | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие по географии для коррекционных школ:
Коррекционно-развивающиеся технологии на уроках географии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В настоящее время мы живём в условиях глубокого преобразования всех сфер жизнедеятельности общества: изменяются экономические отношения, социальная структура. Эти процессы сложны, неоднозначны и противоречивы. Усложнение социально- педагогической ситуации связано, прежде всего, с дестабилизацией семьи. Снижение воспитательного потенциала многих семей, создаёт предпосылки для нарушения развития личности ребёнка.
Общей целью современного -образовательного процесса является развитие тех свойств личности, которые необходимы ей для включения в социально ценную деятельность. А это возможно при создании определённых – оптимальных – условий образовательном и воспитательном микросоциуме.
В результате всех преобразований возникают новые социально-педагогические условия, которые могут определить поведение и деятельность детей. Отличительным признаком является зарождение и развитие здоровой, благоприятной для развития личности школьника психолого-педагогической атмосферы.
Ведущими принципами создания таких условий являются интеграция образовательных и воспитательных возможностей микросоциума, основанных на использовании содержательных условий в конкретном классе; организация разнообразной деятельности учащихся, предполагающая включение детей в различные виды деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса.
Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмысления, переработки и применения. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью в соответствии с требованиями времени и общества.
Главная цель преподавания географии в речевой школе - сформировать у учащихся географические представления и понятия, показать взаимосвязь между природными явлениями, привить любовь к предмету, к миру.
Общение с природой способствует развитию у учащихся внимания, интереса к учебе, наблюдательности, памяти.
При формировании географических представлений большое значение имеет не только подбор учебного материала, но и умение использовать жизненный опыт детей, организовать самостоятельную работу учащихся, пробудить их творческую инициативу. Правильная организация уроков географии предполагает использование наглядности и коррекционно-развивающих технологий.
Применяемые в школе учебные методы и приемы должны не только обеспечивать усвоение учащимися необходимых знаний, но и способствовать коррегированию имеющихся у них недостатков познавательной деятельности. Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности, а именно: внимания, наблюдательности, анализа и сравнения наблюдаемых объектов и явлений, понимание причинно-следственных зависимостей.
Однако преподавание географии в речевой школе имеет свои специфические сложности, обусловленные как характером графического материала, так и некоторыми особенностями познавательной деятельности речевых детей. Например, при изучении многих разделов географии значительную роль играют имеющиеся у учащихся недостатки пространственных представленияй
Несформированность процессов понятийности у учащихся с ТНР отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности учащихся, препятствует овладению школьными знаниями, поэтому специальные методические поиски путей и средств формирования умений и навыков обучения приобретают особое значение для всего процесса.
Школьная география развивается и совершенствуется. И главная задача учителя -научить учеников думать, анализировать, применять свои знания на практике и развиваться гармонично.
. К сожалению, нет учебников по географии для специальных коррекционных школ 5 вида, поэтому приходится адаптировать материал и искать пути и методы обучения.
Перед учителем географии в речевой школе стоит важнейшая задача, специфическая — осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на учащихся. Результативности решения этой задачи помогают содержание курса географии и специальные педагогические средства, используемые при его изучении.
Обычно географический материал вызывает у школьников большой интерес. Это благоприятствует повышению их познавательной активности, позволяет корригировать недостатки, формировать умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные задания, работать самостоятельно и творчески. Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется правильным соотношением в нем эмоционального и рационального факторов. Географический материал и обеспечивает такое соотношение.
В своей работе главным считаю совершенствовать урок, т.к. и обучение, и воспитание идет через урок. Нетрадиционные формы проведения урока дают возможность не только поднять интерес учеников к предмету, но и развивают их творчество и самостоятельность
На уроках географии игры используются давно. Игры рассматривались в основном как способ внесения разнообразия в приемы обучения и для усиления учебной мотивации
Затем были созданы игры, активно способствующие развитию познавательной деятельности школьников. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.
Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
Игровые формы могут применяться и в старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков.
Хочу представить фрагмент урока в 7 классе специальной коррекционной школе 5 вида с использованием коррекционно-развивающих и игровых технологий
По теме «Материки. Обобщающее повторение».
Цели и задачи урока:
Образовательные: обобщить и закрепить имеющиеся знания о материках; помочь ученикам в усвоении программы общеобразовательной школы
Развивающиеся: Развитие творческого и логического мышления, совершенствовать навыки творческого применения знаний, умения использовать дополнительный материал на уроке, закреплять умения и навыки работы с географической картой и карточками с заданиями;
Воспитательные: формировать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать любознательность, креативность, умение работать в коллективе, создать условия для повышения мотивации обучения, подвести к пониманию бережного отношения к жизни на материках;
Коррекционные: Развитие и коррекция зрительного, слухового, кинестетического канала восприятия и переработки информации ;произвольного внимания, умения устанавливать простейшие логические связи между компонентами; коррекция образной памяти на основе упражнений в узнавании, коррекция пространственных представлений на основе упражнений в анализе, коррекция логического мышления, коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе, развитие навыка связного устного и письменного высказывания, формирование грамматического строя речи.
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: физическая карта полушарий, учебник, словарные слова, атласы, презентация «Материки», карточки с заданиями, географический словарь
Фрагменты урока
Определяющие задачи | Деятельность учителя и учеников |
Настрой на позитив Формирование мотивации | Оргмомент Вступительное слово учителя |
Формирование географической терминологии по курсу, активизация словаря, развитие связной речи | Географическая разминка: Словарная работа На доске магнитной выставляются словарные слова: Саванны, льяносы, сельва, пампа, скрэбы (уч-ся объясняют значение слов, при затруднении можно разрешить воспользоваться учебником или географическим словарем) |
Развитие пространственной ориентации, зрительной координации; Коррекция зрительного восприятия на основе зрительного восприятия | Задание «Определи по контуру» (с закрытыми глазами рукой обводят контур материка и определяют, какой именно у них в конверте лежит на парте). Кто затрудняется сделать самостоятельно, можно определить по атласу на парте |
коррекция логического мышления; коррекция мелкой моторики рук Упражнения для развития моторики способствуют развитию лобной доли мозга, которая отвечает за внутреннюю речь, исследование импрессивной речи (понимание значения слов, обозначение характеристик) | Задание «Выбери нужное»: в конверте находится листок с характеристиками материков, нужно выбрать подходящее для данного материка и отрезать Самый жаркий материк Самый засушливый материк самый холодный материк Самый маленький материк Материк находится в северном и западном полушарии Самый влажный материк Имеет самую изрезанную береговую линию Самый большой материк Экватор проходит почти посередине материка Самый высокий материк Самый отдаленный материк На материке находится самое глубокое озеро в мире |
Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов, развивают мозолистое тело мозга. Развитие внимания, осмысленного восприятия; Умение ориентироваться по карте; Коррекция пространственных представлений; | Игра «Молчанка». Учитель выводит на экран слайд с характеристиками материка, ученик, который узнал свой материк, молча встает, по карте полушарий показывает материк, снимает с магнитной доски конверт с заданиями, показывает классу, какой он выбрал. Учитель выводит на экран слайд с изображением материка, чтобы убедиться, что ученик правильно определил материк. |
коррекция образной памяти на основе упражнений в узнавании; коррекция пространственных представлений на основе упражнений в анализе. | Ученики каждый из своего конверта достают карточку «Формы рельефа» с заданием «Лишнее подчеркни» ( по своему материку). При затруднении можно воспользоваться атласом. Например: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская низменность, горы Гималаи, горы Атлас, пустыня Гоби |
коррекция образной памяти на основе упражнений в узнавании; развитие анализа, синтеза | Карточка «Внутренние воды». Задание «Соотнести материк с внутренними водами» (стрелками). С одной стороны в столбик записаны название материка, с другой – названия рек и озер. Кто первым справился, можно вызвать к доске, чтобы он сделал задание для проверки правильности. |
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения; Формирование грамматического строя речи, | Карточка «Животный и растительный мир». Задание «Закончи предложение» Например: Животный мир Африки представлен …… Растительный мир Австралии представлен …….(каждый по своему материку) |
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергетизацию организма, активизируют процесс обучения. Во время урока лучшим средством профилактики и снятия утомления является переключение на двигательную активность, чем и является физкультминутка, и смена деятельности – тоже отдых. Для нормализации мозгового кровообращения и активизации умственной деятельности | . гимнастика для глаз: Знаем мы, где север (глаза вверх), где юг (вниз), Глазами покажем запад (глаза влево), восток (вправо), И Северный полюс(вверх глаза), и Южный (вниз), Карибское море (глаза влево), Австралию (вправо). Голова устала тоже. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, |
Закрепление и актуализация словаря, данного в начале урока; Коррекция письменного высказывания; коррекция познавательной деятельности на | В завершении урока можно дать географический диктант терминов (по природным зонам материков) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида
Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...
Тесты по географии для коррекционных школ VIII вида 6 класс
Представляю вашему вниманию тесты по географии 6 класс. Эти тесты можно использовать на уроках географии в 6 классе для текущего контроля знаний и закрепления материала на уроках географии в 6 классе ...
Доклад " Использование ролевых игр на уроках географии в коррекционной школе".
В данном докладе я описываю опыт своей работы....
Тесты по географии для коррекционных школ VIII вида 7 класс
Представляю вашему вниманию тесты по географии 7 класс. Эти тесты можно использовать на уроках географии в 7 классе для текущего контроля знаний и закрепления материала на уроках географии в 7 классе ...
календарно-тематическое планирование по географии в коррекционной школе 8 вида по географии в 6 классе
Календарно-тематическое планирование по географии на 1 полугодие в коррекционной школе 8 вида 6 класс...
Проверочные работы по географии, I четверть. Учебники географии для коррекционных школ VIII вида, автор Т.М.Лифанова
Проверочные работы по географии, I четверть. Учебники географии для коррекционных школ VIII вида, автор Т.М.Лифанова...
Факультатив по географии "За страницами учебника географии" в коррекционной школе для 6 класса
Факультатив по географии "За страницами учебника географии" в коррекционной школе для 6 класса....