Факультативный курс "Олимпиадная география"
рабочая программа (география, 6 класс) по теме
Рабочая программа курса ориентирована на основные положения и содержание федеральной, областной и муниципальной программ «Одарённые дети».
Данная программа раскрывает содержание основных теоретических понятий и положений системы подготовки к предметным олимпиадам по географии, а также содержание базовых методических практик, способствующих повышению эффективности учебного процесса, развитию интеллектуальных способностей школьников.
Программа курса рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
В настоящее время логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия – к мысли. Реальное значение имеет не само знание, а то личностное развитие, которое ребенок получает в процессе его изучения.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включающих организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6-8_fakultativ_geografiya-olimpiadnaya-lukyanova_i.m.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ общеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Рекомендовано Председатель методсовета Ф. И. О.______________ Протокол № _______ от «_____» ____________ 2013 г. | Утверждаю Директор школы О. Б. Анянова _____________ «____»___________ 2013 г. |
Программа факультативного курса
по географии
Олимпиадная география
6-8 классы
Продолжительность: 35 ч.
Составитель: Лукьянова И.М.,
учитель географии
г. Колпашево
2013
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Подготовка к олимпиаде требует отбора детей с определённым уровнем мотивации. Каждый учитель начинает учебный год с поиска таких детей – поиска одарённых детей для участия в предметных олимпиадах.
Цель любой олимпиады, независимо от уровня – поддержать интерес к предмету. Олимпиада это рост уверенности в своих силах и знаниях учеников; путь к самовыражению и развитию.
Олимпиады по географии позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявлять талантливых, ориентированных на изучение географии детей.
Работа над олимпиадными заданиями помогает ребятам не только закрепить учебные навыки, но и выработать критический подход к информации.
Основная цель курса: повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету, целенаправленная и качественная подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.
Задачи курса:
- повысить предметную компетентность учеников;
- формировать и развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе Земли, повышать их научные знания.
- вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные характеристики.
- способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов.
- сформировать умения и навыки решения типовых олимпиадных и тестовых заданий.
Курс рассчитан на углубление знаний. Он расширяет знания учащихся об оболочках Земли, об особенностях материков и океанов, о природе России, дает возможность получить более полные знания о картах и способах работы с ними, применять полученные знания на практике.
Содержание программы включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, погода и климат) и практическую часть.
Программа данного курса является актуальной, т.к. вооружает обучающихся элементарными знаниями по физической географии, а в процессе проведения практических занятий у учащихся формируются и развиваются такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации.
На занятиях предполагается использование различных видов учебно-познавательной деятельности:
- работа со статистическими материалами,
- построение и анализ графиков, диаграмм, профилей,
- составление плана местности и работа с ним,
- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ).
Рабочая программа курса ориентирована на основные положения и содержание федеральной, областной и муниципальной программ «Одарённые дети».
Данная программа раскрывает содержание основных теоретических понятий и положений системы подготовки к предметным олимпиадам по географии, а также содержание базовых методических практик, способствующих повышению эффективности учебного процесса, развитию интеллектуальных способностей школьников.
Программа курса рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
В настоящее время логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия – к мысли. Реальное значение имеет не само знание, а то личностное развитие, которое ребенок получает в процессе его изучения.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включающих организацию усвоения, т.е. умения учиться.
При прохождении курса будут использоваться следующие методы:
- тестирование и самотестирование;
- тренинги;
- групповая и парная работа;
- мозговой штурм;
- анализ материалов олимпиад
Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с одарёнными детьми:
- Учесть степень и меру самораскрытия одарённых учащихся;
- Удовлетворить их потребности в получении информации.
Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:
- олимпиадные задания;
- обобщающие вопросы и задания;
- тесты, решение задач.
Изучение школьниками факультативного курса «Олимпиадная география» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетенций:
Учебно-познавательная:
- умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов;
- умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Информационная:
- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу.
Социально - коммуникативная:
- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
- умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.
- 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела, тема занятия | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Лекция | Практика | ||||
| Введение. | 1 | 1 |
|
|
I. | Природные процессы и явления | 6 |
| 6 | Решение задач |
II. | По материкам и странам | 10 |
| 10 | Решение задач |
III. | По родной стране | 12 |
| 12 | Решение задач |
IV. | «Немая карта» | 3 |
| 3 | Решение задач |
V. | Олимпиада «Эрудитам «на десерт» | 1 |
| 1 | Олимпиада |
| Итоговое занятие. Рефлексия. | 2 |
| 1 |
|
| Итого | 35 | 1 | 33 |
|
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 час)
Цели и задачи курса. Особенности заданий. Оборудование для занятий.
1 раздел Природные процессы и явления (6 часов)
Природные процессы и явления в атмосфере: изменение температуры и осадков, циклоны, антициклоны, атмосферные фронты, ветер. Природные процессы и явления в литосфере: движение литосферных плит, явления, происходящие на границах литосферных плит, сейсмические пояса, землетрясения, вулканическая деятельность. Природные процессы и явления в гидросфере: изменение уровня воды в реке, режим реки, ветровые волны, цунами.
2 раздел По материкам и странам (10 часов)
Природные особенности материков: особенности рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира. Факторы, влияющие на особенности природных компонентов на материках.
3 раздел По родной стране (12 часов)
Особенности рельефа России, факторы, влияющие на образование рельефа. Полезные ископаемые, их размещение по территории страны. Климатические особенности России: типы климата, особенности распределения температур и осадков, полюс холода северного полушария. Внутренние воды России: их особенности, зависимость от климата и рельефа. Живая природа: природные зоны, их разнообразие и особенности.
4 раздел «Немая карта» (3 часа)
Работа с контурной картой. Определение указанных территорий, обозначение географических объектов на контурной карте.
5 раздел Олимпиада «Эрудитам «на десерт»
Олимпиадные вопросы относятся не к какой-то отдельной главе, а ко всем темам, которые рассматривались на занятиях. Подведение итогов. Рефлексия.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные законы и положения в области географии;
- методы решения географических задач.
При работе с программой отрабатываются умения:
- во время мозгового штурма - конструктивно обсуждать проблему в группе, слушать и слышать друг друга, пользоваться алгоритмом, правильно распределять роли в команде, а также самостоятельно организовать поиск решения проблемы;
- при выступлении - ясно и конструктивно излагать свою мысль;
- при обсуждении задачи – оценивать свою работу в группе, воспринимать новую информацию, вести диалог, развивать культуру спора.
Учащиеся должны уметь:
- уметь устанавливать причинно - следственные связи и характеризовать с научных позиций основные объекты (факты, явления, процессы);
- осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- высказывать свою точку зрения на географические проблемы и предлагать пути решения этих проблем;
- уметь быстро принимать коллективные решения;
- работать в группе.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
- Белаш Н.Ю. и др. Задачи олимпиад по географии: Экспериментальное учебное пособие.- М.: МИРОС, 1996.
- Безруков А. Занимательная география.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах/ Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: учитель, 2004.
- Крылова О.В. Интересный урок географии: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2000.
- Кусков А.С. География: Подготовка к государственному централизованному тестированию.- Саратов: «Лицей», 2002.
- Ладилова Н.Н. Дидактические материалы по физической географии.- М.: Просвещение, 1998.
- Олимпиады по географии. 6-11 классы: Мет. пособие / Под ред. О.А. Климановой.- М.: Дрофа, 2003.
- Шнырев В.В. и др. Двести вопросов и триста ответов по географии (олимпиадные задания).- Самара, 2001.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела, тема занятия | Кол-во часов | дата по плану | дата факт. | Вид деятельности | Оборудование |
Введение | 1 | Лекция |
| |||
I. | Природные процессы и явления | 6 |
|
| ||
Природные процессы и явления в атмосфере | 2 | Практика | Климатическая карта мира, атлас | |||
Природные процессы и явления в литосфере | 2 | Практика | Физическая карта мира, ИНП | |||
Природные процессы и явления в гидросфере | 2 | Практика | Физическая карта мира, ИНП | |||
II. | По материкам и странам | 10 |
|
| ||
Евразия | 2 |
| Карты материков, атласы, ИНП | |||
Африка | 2 | Практика | ||||
Северная Америка | 2 | Практика | ||||
Южная Америка | 2 | Практика | ||||
Австралия и Антарктида | 2 | Практика | ||||
III. | По родной стране | 12 |
|
| ||
Рельеф и недра | 3 | Практика | Карты России, атлас | |||
Климат | 4 | Практика | Карты России, атлас | |||
Богатство внутренних вод России | 3 | Практика | Карты России, атлас | |||
Живая природа | 2 | Практика | Карты России, атлас | |||
IV. | «Немая карта» | 3 |
|
| ||
Контурная карта | 2 | Практика | Контурные карты | |||
Пазлы «Немая карта». | 1 | Практика | Пазлы | |||
V. | Олимпиада «Эрудитам «на десерт» | 1 |
|
| ||
33 | Олимпиада «Эрудитам «на десерт» | 1 | практика | Дидактический материал | ||
34 - 35 | Итоговые занятия. Рефлексия. | 2 | практика |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса по географии 6 класс "Мордовский край"
В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в...
Факультативный курс по географии "Великие открытия и путешествия 20 века. Загадки природы и необычные явления"
Основные вопросы курса: Поиски Северного полюса, изучение Арктики, открытие Южного полюса, штурм горных вершин и пр....
Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...
Рабочая программа факультативного курса по географии «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»
Политическая география мира – факультативный курс для занятий в системе географического образования в средней школе, рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)....
КТП факультативного курса "География туризма"
Настоящий материал может быть использован при организации внеурочной работы по географии в 10-11 классах....
Авторская программа факультативного курса по географии «География Костромской области»
Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы «География» для учреждений общего среднего образования, утвержденной Министерством образования РФ.Цель...
Программа факультативного курса по географии «Я сдам ОГЭ по географии!»
Программа факультативного курса создана с целью помочь учащимся, выбирающим географию в качестве экзамена ОГЭ, организовать эффективную подготовку к нему под руководством учителя и успешно сдать экзам...