Географическое краеведение
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Урок по географичекому краеведению Тема: Численность населения Курганской области 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislennost_naseleniya_kurganskaya_oblast.docx | 47.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема № 1 Общая численность и динамика населения Курганской области.
Цели: создать целостное представление о численности населения Курганской области
Учебно-воспитательные задачи:
- Образовательные: дать общее представление о численности, изменении численности, воспроизводстве населения Курганской области;
- Развивающие: развитие умений самостоятельной работы со статистическими материалами, делать обобщения и выводы, строить диаграммы (линейные, столбиковые, круговые);
- Воспитательные: воспитание национального самосознания, патриотизма и гражданственности на основе истории формирования современного населения Курганской области.
Форма урока Комбинированный урок с применением ИКТ
Методы обучения
- Создание проблемной ситуации;
- Организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;
- Создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений
Оборудование: карта региона, атласы, статистический материал, компьютер, проектор.
Практикум. Построение графика изменения численности населения своей местности (области, республики, края).
Ход урока
1.Вступление. Введение в тему урока:
Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут быть слова:
У каждого есть дом, где он родился
А где родился, там и пригодился
Вот так у нас в народе говорят. ( Н.Дружков)
Сегодня мы начинаем изучение социальной и экономической географии Курганской области. Первый урок мы начнем с темы: «Население Курганской области и его культура» (число, тема урока – в тетрадь).
География населения тесно связана с демографией и этнографией (этнологией), историей, экологией, культурологией и другими науками. Еще в 40-х годах прошлого века Н.Н. Баранский писал : «Человека забыли!». Этим он показывает значимость социальной географии в курсе всей географической науки.
–Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, что такое демографическая ситуация, почему её надо знать.
Демографическая ситуация – это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающее в данное время определённую половозрастную структуру населения и динамику его численности.
Вопрос классу:
Из каких источников мы узнаем о численности населения?
(Переписи населения)
Какова численность населения в России? Как узнать, какова численность населения в том или ином регионе?
Определенно этот вопрос задавали люди во все времена. Еще 35-40 тысяч лет назад на Земле, по мнению ученых, проживало около одного миллиона человек. Проходили тысячелетия. Население на планете росло, но темпы роста были невелики. Как и сейчас, в древних цивилизациях подсчитывали население страны, чтобы знать число работоспособного населения, его возраст, на что можно рассчитывать, формируя армию. Еще 4 тысячи лет назад в Индии, Китае, проводили учет населения. В Зарубежной Европе учет стали проводить несколько позднее. С начало 21 века в мире было более 2 тысячи переписей. В настоящее время в мире за исключением (Омана и Катара) не осталось страны, в которых не было бы переписи. Сейчас перепись населения проводится один раз в 10-12 лет.
Первая перепись в России была проведена в 1897 году. Первая перепись населения РФ проведена в 2002 году. Последняя перепись населения прошла в 2010 году.
Бурный рост численности населения характерен для 20-ого века. За последние 50 лет число жителей Земли удвоилось. Каждые 20 секунд в стране рождается 1 ребенок, каждые 15 секунд умирает 1 человек .Каждую минуту население нашей планеты увеличивается на 150 человек, каждый день- 220 тысяч, каждый год – более чем на 80 миллионов человек.
Что же влияет на резкое снижение численности населения?
Демографический кризис – период резкого снижения численности населения страны вследствие войн, революций, эпидемий, других социальных потрясений.
2. Работа над новым материалам .
Определим численность населения Курганской области по данным переписи населения.
Численность населения
1970 | 1979 | 1990 | 1995 | 2000 | 2006 | 2012 |
1085560 | 1080274 | 1107280 | 1099645 | 1059515 | 979 908 | 896 264 |
Задание 1.Оценка динамики численности населения Курганской области
Инструктивная карта
- Вспомните определение естественного прироста населения. Что отражает это понятие?( ЕП=Р-С)
- Определим динамику естественного прироста населения, рождаемости Курганской области на 1000 жителей.
Годы | 1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2006 | 2012 |
Число родившихся | 15,4 | 17,1 | 14,5 | 9 | 9,3 | 10,6 | 13,8 |
Число умерших | 9,1 | 12,2 | 11,4 | 14,6 | 15,7 | 16,4 | 15,9 |
Естественный прирост | 6,3 | 4,9 | 3,1 | -5,6 | -6,4 | -5,8 | -2,1 |
- Подсчитать естественный прирост населения
- Определите годы с наиболее высокой рождаемостью населения, низкой смертностью, высоким ЕП и сделайте вывод.
- какими причинами объясняется выявленная динамика показателей?
Проанализировать статистические данные по Курганской области и ответить на вопросы:
Наблюдаются ли общероссийские тенденции по сокращению рождаемости и
увеличению смертности в Курганской области?
Практическая работа:
2. По статистическим данным своего региона постройте график «Динамика численности населения Курганской области». В опорном конспекте напишите вывод, ответив на вопросы:
- Увеличилась, уменьшилась (подчеркнуть);
- Во сколько раз увеличилась или уменьшилась –
- Периоды максимального увеличения –
- Периоды максимального уменьшения –
Динамика численности населения- это изменение численности населения во времени и пространстве.
Сделайте вывод: в Курганской области можно наблюдать следующую динамику в численности населения: в регионе численность населения за период с 1995 года по 2012 года (до … %, сократилась).
Итак, в Курганской области население в наши дни растет неодинаково. Выскажите свои предположения, от каких факторов зависит эта динамика. (От рождаемости, смертности, ЕП).
3.Вспомните и запишите определение воспроизводства населения. Воспроизводство населения - это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста.
Задание 2. Определите к какому типу воспроизводства относится наш регион? ( Современный тип, ЕП- отрицательный)
Изменение численности населения зависит от двух процессов: естественного движения населения и механического движения населения.
Сокращение населения происходит из-за убыли населения, которая в 2012 году уменьшилась по сравнению с 2000годом на 163251 тысячи человек (по данным оперативного доклада Госкомстата России).
В результате анализа таблицы и подсчета естественного прироста учащиеся делают вывод о том, что с начала 90-х годов в Курганской области снижаются показатели рождаемости и повышаются показатели смертности.
Задание 3. Какие факторы определяют изменение численности населения, как и почему происходит изменение численности населения в Курганской области ?
Причины сокращения рождаемости:
Эхо войны – 1941-1945- период войны, резкое сокращение рождаемости, отсчитываем два раза по 25 лет и получаем периоды неизбежного снижения рождаемости в 1991-1995г.
-увеличение продолжительности периода обучения
-карьерные соображения
-планирование рождения детей
-низкие доходы
-широкая практика прерывания беременности
-современная мода (одежда, образ жизни)
Причины увеличения смертности:
-старения населения (результат очень низкой рождаемости)
-недостаточный уровень развития сети качественных и общедоступных учреждений здравоохранения
-относительно высокий уровень производственного травматизма (чаще всего вследствие алкогольного отравления)
-алкоголизм и наркомания
-косвенное влияние отрицательных изменений экологической обстановки
-низкая и снижающаяся продолжительность жизни
-падения уровня благосостояния
-повышенные эмоциональные нагрузки, частые стрессовые ситуации
-низкая культура организации досуга
-тревожная криминогенная обстановка
Учащиеся классифицируют выявленные причины (природные, социальные, экономические, политические и др.) и определяют ведущую причину – общественно-экономическое состояние страны.
Задание 4.Сравнить с субъектами Уральского региона и Западной Сибири
Показатели социального и экономического развития областей Уральского федерального округа в сравнении с Российскими показателями за 2010
Российская |
|
|
|
| |
Территория на 1.01.2012г., тыс. кв. км* |
|
|
|
|
|
Численность постоянного населения на 1.01.2012 г., тыс. чел. |
|
|
|
|
|
Плотность населения на 1.01.2012 г. (число жителей на 1 кв. км), чел. |
|
|
| ||
Общий коэффициент рождаемости |
|
|
|
|
|
Общий коэффициент смертности |
|
|
|
|
|
Естественный прирост населения | -1,7 | -3 | -0,9 | 6,1 | 0,1 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет (2012год) |
|
|
|
|
|
По статистическим данным постройте график изменения численности населения по субъектам Уральского округа. Сделайте вывод.
Итог урока.
Используя составленные вами опорные конспекты, кратко дайте характеристику своего региона.
- Что нового вы узнали об этом регионе?
- Что вам хотелось бы еще узнать?
- Что вас поразило, удивило сегодня на уроке?
IV. Рефлексия.
(Анонимная анкета)
Я предлагаю вам проанализировать свою работу в группах. Для этого у каждого из вас есть оранжевые листы с вопросами, ответьте на них. Анкета анонимная, поэтому подписывать листы не обязательно. Подчеркните ваш ответ.
- Понравилось ли работать в группах?
Да Нет Не знаю - Насколько ваша группа справилась с заданием?
Полностью.
Частично не выполнила.
Не справилась с заданием. - Оцени свою активность в работе группы.
Был активен (старался везде поучаствовать).
Был активен большую часть времени.
Не очень активен.
Пассивен. - Кто в твоей группе был максимально активен?
Поставь оценку каждому члену группы.
Спасибо вам за урок.
V. Домашнее задание:
Построить, столбиковую диаграмму роста численности населения за последнее столетие по регионам Курганской области.
Курганская область | Человек | 2010 г. | |
в % | |||
2002 г. | 2010 г. | к 2002 г. | |
Все население | 1019532 | 910807 | 89,3 |
Городское население | 574381 | 548820 | 95,5 |
Сельское население | 445151 | 361987 | 81,3 |
Городской округ город Курган | 345515 | 333606 | 96,6 |
Городской округ город Шадринск | 80865 | 77756 | 96,2 |
Альменевский муниципальный район | 15240 | 12412 | 81,4 |
Сельское население | 15240 | 12412 | 81,4 |
Белозерский муниципальный район | 21128 | 16934 | 80,1 |
Сельское население | 21128 | 16934 | 80,1 |
Варгашинский муниципальный район | 23255 | 19919 | 85,7 |
Городское население | 9953 | 9254 | 93,0 |
Сельское население | 13302 | 10665 | 80,2 |
Далматовский муниципальный район | 35176 | 29476 | 83,8 |
Городское население | 14972 | 13911 | 92,9 |
Сельское население | 20204 | 15565 | 77,0 |
Звериноголовский муниципальный район | 11755 | 9518 | 81,0 |
Сельское население | 11755 | 9518 | 81,0 |
Каргапольский муниципальный район | 34854 | 31832 | 91,3 |
Городское население | 12923 | 12667 | 98,0 |
Сельское население | 21931 | 19165 | 87,4 |
Катайский муниципальный район | 28099 | 23991 | 85,4 |
Городское население | 15836 | 14003 | 88,4 |
Сельское население | 12263 | 9988 | 81,4 |
Кетовский муниципальный район | 56488 | 55427 | 98,1 |
Сельское население | 56488 | 55427 | 98,1 |
Куртамышский муниципальный район | 38176 | 32155 | 84,2 |
Городское население | 18154 | 17099 | 94,2 |
Сельское население | 20022 | 15056 | 75,2 |
Лебяжьевский муниципальный район | 21178 | 16557 | 78,2 |
Городское население | 6891 | 6452 | 93,6 |
Сельское население | 14287 | 10105 | 70,7 |
Макушинский муниципальный район | 23978 | 18116 | 75,6 |
Городское население | 9942 | 8338 | 83,9 |
Сельское население | 14036 | 9778 | 69,7 |
Мишкинский муниципальный район | 22076 | 17684 | 80,1 |
Городское население | 8914 | 8034 | 90,1 |
Сельское население | 13162 | 9650 | 73,3 |
Мокроусовский муниципальный район | 15379 | 13115 | 85,3 |
Сельское население | 15379 | 13115 | 85,3 |
Петуховский муниципальный район | 24253 | 20493 | 84,5 |
Городское население | 12661 | 11292 | 89,2 |
Сельское население | 11592 | 9201 | 79,4 |
Половинский муниципальный район | 16295 | 12255 | 75,2 |
Сельское население | 16295 | 12255 | 75,2 |
Притобольный муниципальный район | 17596 | 14592 | 82,9 |
Сельское население | 17596 | 14592 | 82,9 |
Сафакулевский муниципальный район | 16957 | 13120 | 77,4 |
Сельское население | 16957 | 13120 | 77,4 |
Целинный муниципальный район | 23058 | 17187 | 74,5 |
Сельское население | 23058 | 17187 | 74,5 |
Частоозерский муниципальный район | 7762 | 5924 | 76,3 |
Сельское население | 7762 | 5924 | 76,3 |
Шадринский муниципальный район | 33331 | 27360 | 82,1 |
Сельское население | 33331 | 27360 | 82,1 |
Шатровский муниципальный район | 23009 | 18446 | 80,2 |
Сельское население | 23009 | 18446 | 80,2 |
Шумихинский муниципальный район | 33051 | 28499 | 86,2 |
Городское население | 19083 | 17819 | 93,4 |
Сельское население | 13968 | 10680 | 76,5 |
Щучанский муниципальный район | 26392 | 23547 | 89,2 |
Городское население | 10602 | 10973 | 103,5 |
Сельское население | 15790 | 12574 | 79,6 |
Юргамышский муниципальный район | 24666 | 20886 | 84,7 |
Городское население | 8070 | 7616 | 94,4 |
Сельское население | 16596 | 13270 | 80,0 |
Информация учителя о населении Курганской области.
На 1 января 2012 года численность населения Курганской области составила 896,3 тыс. человек, большая часть из которых – 60,4% - проживала в городах.
В 2012 году улучшились демографические показатели. Естественная убыль сократилась на 0,9 промилле, а рождаемость увеличилась - на 1,1 промилле. Соотношение числа умерших и родившихся сократилось в сравнении с уровнем 2011 года и составило 1,1 раза (в 2006 году умерло в 1,6 раза больше, чем родилось; в 2007 году - в 1,4 раза; в 2008 и 2009 годах - в 1,3 раза, в 2010 и 2011 годах – 1,2 раза).
В Курганской области родилось 12 400 детей, что на 7% больше уровня 2011 года. Область вошла в первую двадцатку субъектов Российской Федерации с наилучшими показателями по росту рождаемости.
В 2012 году население области сократилось на 10,4 тыс. человек, в том числе за счет миграционной убыли на 82,6%, за счет естественной убыли – на 17,4%. Миграционная убыль населения снизилась по сравнению с 2011 годом на 13,4%. Основные миграционные потоки сформировались с областями Уральского федерального округа, причём из Курганской области выбывало в регионы округа больше мигрантов, чем прибывало.
В области реализуются Закон «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области», «Концепция государственной семейной политики в Курганской области на период до 2015 года», подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы». В целях стимулирования рождаемости, увеличения продолжительности жизни населения, сохранения и укрепление здоровья утверждена «Концепция демографического развития Курганской области на период до 2025 года». В Законе Курганской области «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области» установлены дополнительные меры социальной поддержки детей из многодетных и малоимущих семей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по географическому краеведению Ульяновской области
Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...
программа факультатива "Географическое краеведение .Край родной коломенский."
Планирование факультатива для 5-6 класса....
Рабочая тетрадь по географическому краеведению (8 класс, сахалиноведение)
Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 8 класса, изучающих краеведческий курс географии Сахалинской области.Целью данного пособия является закрепление основных понятий и усвоение фактического мате...
Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"
Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...
Использование ЭОР на уроках географического краеведения
Аннотация: Презентация является одним из вариантов изучения курса «География Кувандыкского района» с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление об отраслях с...
Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области
Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...
Программа "Географическое краеведение"
Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...