Рабочая программа по дисциплине "Геогрфиия"
рабочая программа по географии (10 класс) по теме
Рабочая программа по географии для специальности "Дошкольное образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geografiya_do_lukinykh_2.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- География
Для специальности - 050144. Дошкольное образование
2013г.
Одобрена предметно- цикловой комиссией Председатель ПЦК ________/__Н.В.Федотовских__/ Протокол №__ «___»___________2013г. | Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности код 050144. Дошкольное образование и примерной программой дисциплины «География», одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и Департаментом гос. политики нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ 16.04.2008 г. Председатель НМС _________/А.В.Шебалин/ «___»___________2013г. |
Автор: Лукиных Надежда Владимировна, преподаватель высшей категории.
Рецензенты: Пахтусова Т.П., зам директора по ТО ГБОУ СПО (ССУЗ) КПГТ
- СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине «География»,
разработанную преподавателем ГБОУ СПО (ССУЗ) КПГТ Лукиных Н.В.
Программа дисциплины «География» составлена в соответствии с примерной программой, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и Департаментом гос. политики нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ 16.04.2008 г. Указанная программа предназначена для изучения географии в учреждениях среднего профессионального образования. «География» является базовой дисциплиной и относится к общеобразовательному циклу. В программе определен общий объем знаний и умений, необходимый для формирования общих и профессиональных компетенций.
Рецензируемая программа, составленная Лукиных Н.В., с методической точки зрения, отвечает требованиям преподавания данной дисциплины. Определена структура программы, содержание учебной дисциплины, предусмотрены практические упражнения и самостоятельная работа по итогам раздела (темы). Итоговый контроль предусмотрен в форме зачета.
В разделе «Литература» приведен список основной, дополнительной и справочной литературы, необходимой для самостоятельной работы студентов.
Представленная программа может быть рекомендована к использованию в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Рецензент: Пахтусова Т.П.,
зам директора по ТО ГБОУ СПО (ССУЗ) КПГТ
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу дисциплины «География»
для специальностей среднего профессионального образования
по специальности 150144 «Дошкольное образование», разработанную преподавателем
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»
Лукиных Н.В.
Рабочая программа по дисциплине «География» составлена в соответствии с примерной программой дисциплины «География», одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и Департаментом гос. политики нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ 16.04.2008 г..
Настоящая программа рассчитана на 78 аудиторных часов и включает в себя четыре основных раздела, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по специальности 150144 «Дошкольное образование».
Автором разработана структура рабочей программы, последовательность изучения учебного материала, отражены межпредметные связи с различными науками, представлены требования к результатам освоения дисциплины, предусмотрена самостоятельная работа, указаны её виды и объем.
Тематический план раскрывает содержание учебного материала, самостоятельной работы студентов и время, отведенное на каждый вид работы.
Важное место в представленной программе занимают семинарские занятия. Семинарские занятия дают возможность студентам закрепить приобретенные знания.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплиной «География» осуществляется различными формами и методами.
Рабочая программа может быть использована в общеобразовательных учреждениях СПО.
Рецензент:
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
География
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования в соответствии с ФГОС по специальности 050144 «Дошкольное образование» (углубленная подготовка).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина общеобразовательного цикла (ОДБ 05).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины у студентов формируются следующие ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами, явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда, географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки на студента - 123 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки на студента - 78 часов;
внеаудиторной самостоятельной работы на студента - 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для гуманитарного профиля.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 123 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 45 |
в том числе: | |
подготовка реферата или презентации на тему по выбору внеаудиторная самостоятельная работа | 5 40 |
Итоговая аттестация в форме (указать) дифференцированный зачет |
- 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, её роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. | 1 | ||
Тема. Источники географической информации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Географическая карта – особый источник информации о действительности. Статистические материалы. Международные сравнения. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно - координированных географических данных. | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Анализ карт различной тематики | |||
2 | Анализ и представление географической информации в графической и картографической форме. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа 1. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. 2. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. 3. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов 4. Подготовка к семинару (использование статистической информации и геоинформационных систем разной формы и содержания). |
3 | |||
Раздел 1. | Общая характеристика мира | 60 | ||
Тема 1.1. Политическая карта мира | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран. Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран. Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран. Государственное устройство стран мира. | 1 | ||
Семинарское занятие | 2 | |||
1 | «Влияние международных отношений на политическую карту мира. Горячие точки планеты». | |||
Практические занятия | ||||
1 | Обозначение на контурной карте ведущих стран мира. | 2 | ||
2 | Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа 1. Составление конспекта об этапах формирования политической карты мира 2. Составление картосхемы, характеризующей географию международных конфликтов. 3. Подготовка к семинару (подбор материала из различных источников информации материал по региональным конфликтам). 4. Заполнение таблицы «Государственный строй и форма правления стран мира». | 4 | |||
Тема 1.2 География населения мира | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство населения. Демографическая политика в разных странах. Состав и структура населения: половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования. Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами. Миграции: их типы, виды. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов. | 1 | ||
Семинарское занятие: | 2 | |||
«Географические аспекты качества жизни населения. Экологические проблемы больших городов». | ||||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах мира. | |||
2 | Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа 1. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. 2. Оценка качества трудовых ресурсов разных странах и регионах мира. 3.Подготовка к семинару по различным источникам географической информации. 4. Групповое задание: подготовка презентационных материалов по сопоставление культурных традиций разных народов. 5. Анализ карт атласа и и картосхем учебника, характеризующих особенности географии населения мира. | 4 | |||
Тема 1.3. География мировых природных ресурсов | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Взаимодействие природы и человечества в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли и их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Экологические ресурсы Земли. Источники загрязнения окружающей среды. | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. | |||
2 | Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства. | |||
Семинарское занятие | 2 | |||
«Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды». | ||||
Лабораторные работы | - | |||
Контрольные работы | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа 1. Обозначение на контурной карте основных месторождений и размещений природных ресурсов. 2. Подготовка к семинару по различным источникам географической информации. 3. Заполнение таблицы по оценке ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира. 4. Составление диаграмм и картосхем по состоянию и размещению отдельных видов ресурсов. | 4 | |||
Тема 1.4. География мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Интеграционные зоны. Крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Внешние экономические связи: финансово-кредитные, научно- технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. | 1 | ||
Практические занятия | 6 | |||
1 | Анализ статистических материалов и диаграмм, графиков по определению стран-лидеров различных отраслей промышленности, стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, различных видов услуг. | |||
2 | Сообщение о ТНК | |||
Лабораторные работы | - | |||
Контрольные работы по | - | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа 1. Заполнение таблицы «Факторы размещения производства». 2. Составление картосхемы международных экономических связей. 3. Подготовка к практическому занятию: (подбор материала из различных источников информации), составление презентационных материалов и сообщений о ТНК. 4. Обозначение на контурной карте мировых центров обрабатывающей промышленности, определение закономерностей их размещения. | 10 | |||
Раздел 2 Региональная характеристика мира | 28 | |||
Тема 2.1 Регионы и страны мира | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны. Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. | 1 | ||
Семинарское занятие: | 2 | |||
1 | «Проблемы современного социально- экономического развития отдельных стран и регионов мира» | |||
Практические занятия | 4 | |||
1 | Защита рефератов по отдельным странам | |||
Лабораторные работы | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа 1. Составление комплексной характеристики страны и определение ее географической специфики в форме реферата 2.Создание презентационных материалов к защите рефератов. 3. Подготовка к семинару (подбор материала из различных источников информации). 4. Анализ статистического материала и международные сравнения. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий. | 12 | |||
Раздел 3 Россия в современном мире | 12 | |||
Тема 3.1. Россия в мировом экономическом пространстве | Содержание учебного материала | 4 | ||
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического, геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства России. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. | 1 | |||
Практические занятия | 4 | |||
1 | Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа 1. Составление картосхемы географии внешней торговли России с зарубежными странами. 2. Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций ее возможного развития. 3. Определение по различным источникам географической информации основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами. | 4 | |||
Раздел 4 Географические аспекты глобальных проблем человечества | 12 | |||
Тема 4.1. Глобальные проблемы человечества | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблема как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 1 | ||
Семинарское занятие: | 2 | |||
1 | Глобальные прогнозы и проекты. Стратегия устойчивого развития. | |||
Практические занятия | ||||
1 | Объяснение и оценка важнейших событий международной жизни в русле решения глобальных проблем человечества. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Контрольные работы | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа 1. Подготовка к семинару (подбор материала из различных источников информации) 2. Составление презентационных материалов для семинара. 3. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией. | 4 | |||
ИТОГО | 123 |
- 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- презентационные материалы;
-набор плакатов,
-кодослайды,
-программы для компьютерного тестирования.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор; ПК, экран.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е., под.ред. Баранчикова Е.А. География. Учебник для студентов СПО. – М. 2009
- Максаковский В.П. География. Население и хозяйство мира. – М.,2009
- Петрова Н.Н. География . Современный мир. Учебник для студентовСПО.-М., 2008.
Дополнительные источники:
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., Глобальная география. - М., 2008
- Петрова Н.Н. География мира. – М., 2008
Интернет- ресурсы:
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu./
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
http://school-collection.edu,ru/
- 4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| - использование знаний по своей специальности в рефератах, докладах, сообщениях | Наблюдение и оценка достижений во внеурочной деятельности – проверка текстовой документации |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - рациональное решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области производства | Наблюдение и оценка достижений во внеурочной деятельности – проверка текстовой документации |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - использование знаний по своей специальности в рефератах, докладах, сообщениях | Наблюдение и оценка достижений во внеурочной деятельности – проверка текстовой документации |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
| Промежуточный контроль: тестирование, оценивание практических работ, семинарских занятий, выполнение проектных заданий, презентаций, защита рефератов, докладов, сообщений Итоговый контроль: зачет |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
| Промежуточный контроль: тестирование, оценивание практических работ, семинарских занятий, выполнение проектных заданий, презентаций, защита рефератов, докладов, сообщений Итоговый контроль: зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...