География религий
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
План-конспект урока географии. 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Барлукская СОШ
План-конспект урока географии
по теме «География религий»
Класс- 10
УМК : Гладкий Ю.Н., Николина В.В.
Геграфия.10-11. М.: Просвещение,
2012.( «Полярная звезда»)
Учитель:
Лакушина Оксана Евгеньевна
Цели:
1.Познакомить с религиозной (конфессиональной) структурой современного мира, географическими аспектами религиозного состава населения мира, с понятиями: «цивилизация», «религия», определить значение религий в истории развития культуры человечества и их влияние на жизнь людей и хозяйство мира.
2. Продолжить формирование умения использовать текстовые, картографические и электронные источники при выявлении состава и особенностей размещения населения разного вероисповедания и умения показывать в виде схемы знания, дифференцировав их после использования разных источников.
3. Способствовать воспитанию религиозной толерантности.
Форма урока: урок – практикум с использованием проектов учащихся.
Средства обучения: учебник, атласы, карта религиозного состава населения мира, интернет – ресурсы, индивидуальный рабочий лист, музыка.
Методы: поисковый, объяснительно – иллюстративный, метод проектов, частично-поисковый.
Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, коллективная, работа в парах.
Обратная связь:
- демонстрация рабочего листа с выполненными заданиями.
- вовлечение учащихся в беседу.
- тестовые задания по изученной теме с демонстрацией ответов.
- Презентация индивидуального домашнего задания
Предварительная подготовка.
Трем учащимся дается индивидуальное домашнее задание : приготовить презентацию по темам «Христианство», «Буддизм», «Ислам». Требования : время- 3 минуты, раскрыть основные идеи религии, географию, направления, число приверженцев, влияние религии на культуру.
1. Оргмомент. Вхождение в урок. ( учитель начинает урок с притчи)
Притча о Маме
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:
— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
— Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.
— Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
— Как и когда я должен вернуться к тебе?
— Твой ангел скажет тебе всё.
— А как зовут моего ангела?
— Неважно как его зовут, у него много имён.
Ты будешь называть его «Мама».
2. Изучение новой темы.
Учитель: Ребята, на доске вы видите тему нашего урока «География религий». Подумайте, пожалуйста, и скажите, о чем бы вы хотели сегодня поговорить на уроке, что необходимо нам сегодня узнать и почему.
( ответы учащихся определяют цель урока, учитель по необходимости дополняет или корректирует ответы учащихся).
Вступительное слово учителя.
«Современный мир- это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Но вместе с тем мировое сообщество при всей своей неоднородности развивается по определенным законам, постигнуть которые, наряду с философией, историей помогает география религий ( часть общественной географии). Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономики и социальной географии отдельных регионов мира. Прежде чем мы приступим к рассмотрению географии мировых религий, нам нужно разобраться с понятиями : «религия», «культура», «цивилизация». Для этого давайте обратимся к таблице 1. Установив соответствие, опираясь на свои опыт и знания, пользуясь методом исключения, мы познакомимся с вышеперечисленными терминами.
Словарная работа. (Работа с таблицей1.) Цель: дать определение терминам «цивилизация», «культура», «религия», определить соотношение данных понятий. ( Количество правильных ответов равно количеству заработанных баллов)
Цивилизация | - одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали. |
Культура | - культурная общность наивысшего типа с такими объективными признаками, как общность религии, языка, обычаев, интересов и т.д. |
Религия | - совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способов их создания. |
Вопрос учителя: - Как соотносятся данные понятия? ( Религия определяет духовность (часть культуры), а духовность формирует цивилизацию).
Вопрос учителя: Имеет ли место религия в современном мире? ( Религия оказывала и оказывает большое влияние на общественную жизнь многих стран и народов. Она играет очень важную роль в личной жизни человека, определяет его демографическое поведение. Формирует морально-нравственные нормы и мировоззрение людей. Религия до сих пор остается также важным политическим инструментом).
Работа с учебником.
Задание: пользуясь текстом учебника на странице 73, заполните таблицу2.
Религии | ||
Мировые | Местные традиционные верования | |
Индуизм Даосизм | Анимизм |
По результатам заполнения таблицы делается вывод: религии делятся на мировые, национальные, местные традиционные верования.
Индивидуальные сообщения.
Учитель: предоставляем слово учащимся , приготовившим сообщения к сегодняшнему уроку на тему «Мировые религии». Сообщения помогут нам понять основную идею религии, направления, проследить географию религии, оценить число приверженцев той или иной религии, влияние религии на культуру.
Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать из прослушанных сообщений? ( 1. По числу приверженцев христианство является наиболее многочисленной религией мира; основные его направления-православие, католицизм, протестантизм. 2. Ислам – вторая по численности мировая религия – распространен преимущественно в странах Азии и Африки. 3. Буддизм – самая древняя мировая религия, его родина – Индия. 4.Религия является неотъемлемой и важной составной частью мировой культуры.).
Музыкальная релаксация.
Учитель: Многие талантливые художники, поэты, писатели и композиторы в своих творениях обращались к религиозной тематике. Великие композиторы Д.С.Ботнянский, А.Т.Гречанинов, А.Д.Кастальский, А.Ф.Львов, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов и другие писали для церкви. Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент из произведения П.И.Чайковского. Петр Ильич написал циклы к двум важнейшим богослужениям православной Церкви «Литургии святого Иоана Златоуста» и «Всенощному бдению». В состав первого входит «Тебе поем».
Работа в парах ( с таблицей 3), ( проверка – блиц-опрос)
Учитель: Вы прослушали содержательные сообщения одноклассников. В сообщениях были приведены примеры, где, в какой стране или регионе исповедуется та или иная религия. Я предлагаю вам поработать над таблицей 3. В помощь можно использовать карту учебника на стр.74 ( рис.30. География религий), информацию учебника на стр.76-77.
Мировые религии | Национальные религии | Местные верования | ||||||||
Христианство | Ислам | Буддизм | иудаизм | Синтоизм | Даосизм и конфуцианство | |||||
католицизм | православие | протестантизм | шиизм | суннизм | махаяна | хинаяна | ||||
3. Закрепление изученного материала.
Тест. (самопроверка)
1. Одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам-
А) религия Б) культура В) цивилизация
2. Крупнейшая по числу верующих религия.
А) христианство Б) буддизм В) ислам
3. Ислам исповедует большая часть населения
А) Западной Европы Б) Юго-Западной Азии В) Латинской Америки
4. Самая «католическая» по числу верующих страна мира-это…
А) Бразилия Б) Испания В) Италия
5. Какой город является центром паломничества буддистов-ламаистов?
А) Иерусалим Б) Мекка В) Лхаса Г) Рим
6. Страна с наибольшим количеством мусульман.
А) Индонезия Б) Саудовская Аравия В) Россия Г) Индия
7. Установите соответствия:
А) нирвана | 1. буддизм |
Б) троица | 2. ислам |
В) каббала | 3. христианство |
Г) хадж |
8. В каком городе находятся священные места для приверженцев следующих религий:
А) буддизм | 1. Рим |
Б) ислам | 2. Мекка |
В) католицизм | 3. Лумбини |
9. Какая из перечисленных религий не является ветвью христианства?
А) католицизм Б) конфуцианство В) православие
10. В каких странах господствующей религией является ислам?
А) Саудовская Аравия, Ирак, Иран
Б) Саудовская Аравия, Ирак, Индия
В) Саудовская Аравия, Иран, Индия.
4. Подведение итогов урока. Домашнее задание: выполнить задания на стр.77 к параграфу 17.
5. Заключительное слово учителя.
Притча о Боге
Говорят, после того как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога.
Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?».
Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Очень скоро люди доберутся туда». Другой архангел предложил: «Спрячься на дне океана». Еще один посоветовал укрыться на Луне. Было еще множество разных предложений, но Бог все их отверг.
Наконец, один из архангелов сказал: «Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем». Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.
Рабочий ( оценочный) лист
Вид работы | Максимальное количество баллов | Заработанное количество баллов |
Таблица 1 | 3 | |
Таблица 2 | 9 | |
Таблица 3 | 11 | |
Тест | 10 | |
Итого баллов | 33 |
Оценка :
«5»- 33-28
«4»- 27-23
«3»- 22-17
«2»- 16 и меньше
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

география религий урок 10 класса
мировыве и национальные религии. народы, исповедующие мировые и национальные религии. карта мира, распространение религий....
Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"
В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....
"География современных религий"
В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность
Курс «География религий: история и современность» решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность
Курс «География религий: история и современность» решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий».
В работе представлен план-конспект урока «Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий». Предмет география. Класс 8. Базовый учебник: В. Б. Пятунин Е.А. Таможняя...

География мировых религий
В своем опыте мне бы хотелось передать ту сторону урока, где на фоне сложных межличностных отношений в учениках развивались бы навыки сотрудничества и сплоченности. Терпимость, доверие, чуткость, вним...