Методическая разработка урока географии
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Методическая разработка урока географии. 8 класс. В урок включен краеведческий материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._urok_geogrfii.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕОГРАФИЯ. 8 КЛАСС
Тема урока. Растительный и животный мир России
Цели и задачи урока:
Изучить типы растительности и установить взаимосвязь растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами.
Сформировать представление о причинах разнообразия растительных сообществ.
Расширить и углубить представление об общих особенностях растительного и животного мира России.
Изучить закономерности распространения представителей флоры и фауны на территории России.
Научить работать с картой растительности и животного мира.
Начать знакомство с материалом «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия».
Продолжить формирование патриотических чувств, любви к родному краю с использованием краеведческого материала.
Продолжить обучение учащихся коллективной работе, работе с Интернет – ресурсами, справочной литературой.
Развивать творческие способности учащихся, умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний. Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека.
Формировать экологическое мышление и культуру у учащихся.
Развивать толерантность и коммуникативные навыки.
Формировать целостную картину мира.
Оборудование: гербарии, карта растительности, презентации, подготовленные учителем и учащимися.
План урока
- Организационный момент.
Эпиграф урока:
Как яблоко на блюдце,
У нас земля одна,
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
разграбить все богатства
у будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то земли не будет
И каждого из нас.
Сегодня у нас очень необычный урок. Нашему уроку предшествовала очень большая, очень серьезная и ответственная работа, как по географии, так и по информатике и биологии. Мы работали над проектом создания компьютерной презентации. Сегодня на уроке мы должны с вами показать общие закономерности размещения растительного и животного мира. На уроках географии мы изучали особенности природных зон России, растительный и животный мир изучали на уроках биологии, а на информатике - среду для создания компьютерных презентаций Power Point. Объединяя полученные знания, мы создали компьютерную презентацию "Природные зоны России", которая будет служить учебным пособием при изучении географии.
«С чего начинается любовь к Родине, к своей земле? С деревца, посаженного возле вашего окна, первого рассвета, встречаемого на опушке леса, предрассветным туманом над озером… Человек связан с природой тысячами невидимых, но прочных нитей. Он не может существовать без нее»
Ответьте аргументировано: «Будет ли преувеличением сказать, что своим существованием человек во многом обязан растениям и животным?»
Примерные ответы
- Растительность – один из важнейших компонентов природы.
- По растениям мы узнаем природную зону, растительность определяет лицо ландшафта.
- Растения важный фактор почвообразования.
- Растительность защищает почву от эрозии, поддерживает уровень грунтовых вод, а, значит, влияет на полноводие рек и озер.
- Растения дают пищу животным и человеку.
- Растения Земли формируют состав атмосферы, поставляя кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза.
- Растительный покров планеты - это её красота.
- Растения существуют не изолированно, а в растительных сообществах.
- Состав растений в сообществах определяется соотношением тепла и влаги в течение года.
- Россия имеет разнообразие растительных сообществ.
- Природный растительный покров России очень разнообразен – от тундры на Крайнем Севере до пустыни у южных границ страны.
- Главная причина разнообразия растительных сообществ – различия в климате отдельных районов страны.
- Для растений важны многие климатические показатели: среднегодовая температура воздуха, средняя сумма осадков за год, продолжительность теплого сезона года (вегетационный период). Эти показатели объединяются в понятие «тип климата».
- Особое значение для растений имеет абсолютный минимум температур.
- Если районы отличаются по типу климата, то они обязательно имеют и различный природный растительный покров.
- Животный мир по видовому составу богаче растительного.
- Животные являются частью природного сообщества.
- Животные связаны с растениями пищевыми цепями. Каждое растительное сообщество состоит из растений, растительноядных животных и животных-хищников.
- Многие растения и животные занесены в Красную книгу и, спасти, некоторые виды человек может успеть.
- Чем дольше человек живет на Земле, тем больше полезных для себя свойств он обнаруживает у живых организмов.
- Изучая тайны растительного и животного мира, ученые сделали ценнейшие открытия, которые используются во многих сферах нашей жизни.
- Изучение нового материала
Учитель: Понятия «человек» и «природа» неразделимы.
Работа в тетради. На основе текста учебника выпишите доказательства многообразия растительного и животного мира (в цифрах), стр. 100-101.
Факторы, определяющие разнообразие флоры и фауны России
- Физико-географические различия между регионами
- Геологическая история территории
Факторы, определяющие размещение растений и животных
- Широтная зональность
- Высотная поясность
Анализ карты «Центры формирования флор». С какими материками схож растительный и животный мир России?
Работа в группах. Знакомство с различными типами растительных сообществ и животными, в них обитающими на территории России.
Группа №1. Арктические пустыни. Тундра. Прочитайте текст учебника на стр. 102, используйте, подготовленный дома дополнительный материал по теме «Растительный и животный мир России», ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Почему растительность арктических пустынь не имеет сплошного покрова?
2. Где в России преобладает тундровая растительность, покажите на карте южную границу тундры.
3. Каковы условия формирования растительного сообщества тундры?
4. Назовите типичных представителей тундровой растительности.
5. Объясните, почему корни тундровых растений не идут в глубину, а разрастаются в горизонтальном направлении. Почему растения имеют карликовый рост, стелющиеся и подушкообразные формы? Почему многие растения имеют мелкие листочки и восковой налет?
6. Рассмотрите карту растительности в атласе. Проследите, как распространяются тундры. Где в России равнинные тундры заходят далеко на юг?
7. Назовите обитателей тундры.
Отличается ли животный мир тундры видовым разнообразием, изменяется ли по сезонам года? Почему?
Группа №2. Леса. Прочитайте текст учебника на стр. 104, используйте, подготовленный дома дополнительный материал по теме «Растительный и животный мир России», ответьте на вопросы и выполните задания.
1.По рисунку 47 на с. 102 «Типичные представители растительного мира России» определите, какими лесами представлена лесная растительность России? Назовите преобладающие породы древесной растительности.
- Назовите условия формирования лесной растительности.
- Какие приспособления имеют растения лесов? Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены в поверхностном слое? Почему ствол кедрового стланика стелется, прижимаясь к земле?
- Какой фактор в первую очередь влияет на смену различных типов лесов на равнинах? Почему широколиственные леса распространены в основном только на Восточно-Европейской равнине?
- Особенности леса как места обитания животных. Почему в лесу много животных круглый год? Почему в лесах характерно ярусное распределение животных?
- Назовите типичных обитателей лесной зоны.
- По рис. 48, с.103, в учебнике определите, какие виды животных распространены в тайге, какие – в смешанных и широколиственных лесах? Какие животные встречаются в обеих зонах?
Группа №3. Степи. Прочитайте текст учебника на стр. 104-105, используйте, подготовленный дома дополнительный материал по теме «Растительный и животный мир России», ответьте на вопросы и выполните задания.
- Где на территории России встречается степная растительность?
- Определите по карте атласа, на какие группы подразделяется степь в России. Какой фактор является решающим в таком делении?
- Как растения приспособились к условиям засушливого климата, какие у них корни, какие листья?
- Назовите растительноядных, насекомоядных и хищных птиц.
- Составьте пищевую цепь, характерную для этого природного сообщества.
- Объясните обилие хищников в степях.
- Почему степи зеленеют лишь ранней весной?
Группа №4. Пустыня. Прочитайте текст учебника на стр. 105-106, используйте, подготовленный дома дополнительный материал по теме «Растительный и животный мир России», ответьте на вопросы и выполните задания.
- По карте растительности определите, где распространены пустыни. Укажите причины формирования полупустынь и пустынь. Почему распространение пустынь, в основном совпадает с областью внутреннего стока?
- Какие признаки засухоустойчивости характерны для пустынных растений?
- Назовите типичных обитателей пустынь и полупустынь.
- Почему черепаха и желтый суслик летом впадают в спячку?
- Почему на саксауле за один год образуется несколько годовых колец?
- Как животные пустынь спасаются от палящих лучей солнца? Почему в пустыне почти нет бабочек?
- Почему в пустыне не могут жить дождевые черви?
Группа №5. Азональные растительные сообщества: луга и болота.
Кроме зональных сообществ: арктические пустыни, тундра, леса, степи, пустыни, есть и азональные растительные сообщества, они не образуют сплошной полосы. Это луга и болота. Они есть в природных зонах, среди других растительных сообществ.
Распространение лугов и болот связано с условиями увлажнения отдельных участков.
Растительность пойменных заливных лугов образуется при условии периодического затопления во время весеннего половодья. В тайге луга занимают понижения, где близко подходят грунтовые воды. Луга не переносят иссушения почвы, а также длительного переувлажнения. Луга могут встречаться во всех природных зонах, даже в горах (альпийские и субальпийские луга). Травы лугов многолетние, осенью отмирает только наземная часть.
Болота – это сообщества, которые состоят из влаголюбивой растительности. Чаще всего они расположены на переувлажненных участках. А избыточное увлажнение имеют тундра и тайга, и болот там много. Самые большие площади болота занимают в тайге Западно - Сибирской низменности.
Они здесь распространены потому, что: плоский рельеф, замедленный сток, близость грунтовых вод, небольшая испаряемость.
Растения болот: клюква, голубика, морошка, мхи, береза, осина, осоки, рогоз.
Вывод. Растительный мир России разнообразен потому, что разнообразны климат, горные породы, почвы, рельеф. Животные являются частью природного сообщества, в котором они связаны с растениями пищевыми цепями.
- Демонстрация выполнения опережающего задания к данному уроку.
Показ презентаций каждой группой.
- Закрепление изученного материала.
Проверка знаний по тестам. Диск. География. 8 класс. Тестовые и проверочные работы.
5. Домашнее задание. §18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока географии с применением ИКТ
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении накопленных к настоящему времени теоретических положений по применению ИКТ в географии....
Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"
Урок по географии в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический с использованием ЭОР....
Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе
Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...