"Метод проектов"
статья по географии по теме
Описание применения метода проектов, его актуальность в современной школе в рамках реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kremza_i.m._metod_proektov._znachenie.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТОВ. ЗНАЧЕНИЕ, АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
Кремза И.М.
Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.
География — единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует общую культуру человека, учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения — географической картой. Учащиеся должны правильно понимать материальные, духовные и культурные ценности, окружающие их, смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление больших географических познаний. Для этого необходимо применять современные образовательные технологии и методы обучения.
Сегодня нашему обществу необходима социально активная личность, которая формируется в процессе исследовательской и поисковой работы, сочетающейся с учебной деятельностью. Чтобы этого добиться, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки различных аспектов образования. Образование сейчас – это не подача готовых знаний, а формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение в школах метода проектов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. «Проект» [от лат. projectus, брошенный вперед] – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план. Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности»[1]
Актуальность применения проектной технологии в преподавании географии:
Проектная технология дает возможность реализовать деятельностный поход в обучении географии, решить проблему сокращения часов на изучение географии, формировать у школьников информационную компетентность, предоставляет овладение школьниками методов географического прогнозирования.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
- Самостоятельная деятельность учащихся
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
2. выдвижение гипотез их решения;
3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
4. обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
7. выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Для типологии проектов предлагаются следующие признаки:
- доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
Например, «Состояние пришкольного участка и мероприятия по его охране».
- предметно-содержательная область: монопроект; межпредметный проект и надпредметный. Монопредметный проект используется в классно-урочной системе. Другие виды проектов могут использоваться как дополнения к уроку. Межпредметные проекты чаще выполняются во внеурочное время. Это — либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: " Влияние микроклимата школы на самочувствие",
" Экология школьного двора" и др.)[2]
- по продолжительности: краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках; средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Этапы работы над проектом.
Первый этап проектного цикла – ценностно-ориентированный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта.
Второй этап – конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы (из 4-5 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план. Собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта.
Третий этап – оценочно – рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся.
Четвертый этап – презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы.
Ученикам необходимо соблюдать правила успешной проектной деятельности.
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
- Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
Для более продуктивной работы можно использовать план действий учащихся в проекте.
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Направление проектной деятельности в 5 классе
Раздел 2. Геосферы Земли
Тема. Биосфера
Исследовательский проект - «Зеленая азбука: Я - часть природы!»
Тема проекта | Темы подпроектов | Содержание работы, продукт | Начало работы | Окончание проектов |
«Зеленая азбука: Я - часть природы!» | 1.школьный двор 2.городской парк 3.берег реки 4.микрорайон школы | Изучение влияния человека на экологическое состояние географических объектов, создание памяток экобезопасного поведения | Урок № | Урок №33-34 (2 часа из резервного времени) - защита проектов май |
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Работа над проектами активизирует всех учащихся, что значительно повышает эффективность усвоения географических знаний, особенно в теме регионального компонента. Использование проектного метода эффективно тем, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, приобщается к проникновению вглубь явлений, пониманию происходящих процессов, объектов и т.д. [3] Очевидно, что на уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности. Остается дело за малым: вернуть возможность полевых методов в условия сегодняшней школы и оборудовать кабинеты географии всем необходимым, дабы ребята почувствовали необходимость знания предмета для своей дальнейшей жизни, а возможно и карьеры. "Что? Где? Как? Почему?" — вот те вопросы, с которых начинается поиск, подстѐгиваемый любопытством. Чем чаще возникают они перед учениками, тем быстрее они становятся мыслящими людьми, стремятся к продуктивной познавательной деятельности.
Литература
1. Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», статья на сайте Российской Академии Образования.
2. Асташина Н.И. Исследовательская деятельность в дополнительном образовании как средство формирования творческой активности школьников. География в школе. 2010. № 5.
3. Савина Н.Г. Новые технологии обучения географии. Брянск: Изд-во БГПУ. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.
Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...
ПРОГРАММА ПК: «Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС».
Эта программа была представлена в рамках конкурса РОСАТОМ....
«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.
«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...
Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"
Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...
Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.
Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....
Метод проектов и дифференцированный метод обучения
Сущность собственной методической системы...
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...