"Метод проектов"
статья по географии по теме

Описание применения метода проектов, его актуальность в современной школе в рамках реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kremza_i.m._metod_proektov._znachenie.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ. ЗНАЧЕНИЕ, АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Кремза И.М.

Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.

География  —  единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует общую культуру человека,  учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения — географической картой.  Учащиеся должны правильно понимать материальные, духовные и культурные ценности, окружающие их, смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление  больших географических познаний. Для этого  необходимо применять современные образовательные технологии и  методы обучения.

Сегодня нашему обществу  необходима социально активная личность, которая  формируется  в процессе исследовательской и поисковой работы, сочетающейся с учебной деятельностью.  Чтобы этого добиться, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки различных  аспектов образования.  Образование сейчас – это не подача готовых знаний, а   формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение в школах метода проектов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся,  которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.  «Проект» [от лат. projectus, брошенный вперед] – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план.  Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности»[1]

Актуальность применения проектной технологии в преподавании географии:

Проектная технология дает возможность реализовать деятельностный поход в обучении географии, решить проблему сокращения часов на изучение географии, формировать у школьников информационную компетентность, предоставляет овладение школьниками методов географического прогнозирования.

Основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
  • Самостоятельная деятельность учащихся
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

2. выдвижение гипотез их решения;

3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

4. обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;

6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

7. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие  признаки:

  • доминирующая в проекте деятельность:  исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

Например, «Состояние  пришкольного участка и мероприятия по его охране».

  • предметно-содержательная область: монопроект;  межпредметный проект и надпредметный. Монопредметный проект используется в классно-урочной системе. Другие виды проектов могут использоваться как дополнения к уроку. Межпредметные проекты чаще выполняются во внеурочное время. Это — либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта  (например, такие проекты, как: " Влияние микроклимата школы на самочувствие",

" Экология школьного двора" и др.)[2] 

  • по продолжительности: краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны  на одном  -  двух уроках; средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Этапы работы над проектом.

Первый этап проектного цикла – ценностно-ориентированный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта.

Второй этап – конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы (из 4-5 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план. Собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта.

Третий этап – оценочно – рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся.

Четвертый этап – презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы.

Ученикам необходимо соблюдать правила успешной проектной деятельности.

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
  • Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

Для более продуктивной работы можно использовать план действий учащихся в проекте.

  • Выбор темы проекта (исследования).
  • Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  • Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
  • Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  • Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  • Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  • Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  • Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  • Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Направление проектной деятельности в 5 классе

Раздел 2. Геосферы Земли

Тема. Биосфера

Исследовательский проект - «Зеленая азбука: Я - часть природы!»

Тема проекта

Темы подпроектов

Содержание работы, продукт

Начало работы

Окончание проектов

«Зеленая азбука:

Я - часть природы!»

1.школьный двор

2.городской парк

3.берег реки

4.микрорайон школы

Изучение влияния человека на экологическое состояние географических объектов, создание памяток экобезопасного поведения

Урок №

Урок №33-34

(2 часа из резервного времени) - защита проектов

май

Реализация метода проектов   на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Работа над проектами активизирует всех учащихся, что значительно повышает  эффективность усвоения географических знаний, особенно в теме регионального компонента. Использование проектного метода эффективно тем, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, приобщается к проникновению вглубь явлений, пониманию происходящих процессов, объектов и т.д.  [3] Очевидно, что на уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности. Остается дело за малым: вернуть возможность полевых методов в условия сегодняшней школы и оборудовать кабинеты географии всем необходимым,  дабы ребята почувствовали необходимость знания предмета для своей дальнейшей жизни, а возможно и карьеры. "Что? Где? Как? Почему?"  —  вот те вопросы, с которых начинается поиск, подстѐгиваемый любопытством. Чем чаще возникают они перед учениками, тем быстрее они становятся мыслящими людьми, стремятся к продуктивной познавательной деятельности.

Литература

1. Полат Е. С.  «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», статья на сайте Российской Академии Образования.

2. Асташина  Н.И.  Исследовательская деятельность в дополнительном образовании как средство формирования творческой активности школьников.  География в школе. 2010. № 5.

3. Савина Н.Г. Новые технологии обучения географии. Брянск: Изд-во БГПУ. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.

«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...

Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"

Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...

Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....

Метод проектов и дифференцированный метод обучения

Сущность собственной методической системы...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...