конспект урока "Реки"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Синицына Елена Александровна

Разработка подробной карты урока по географии 6 класс на тему "Реки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki.docx126.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИВАНОВСКОГО РАЙОНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ГЕОГРАФИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ

«ТЕЧЕТ, ТЕЧЕТ НЕ ВЫТЕЧЕТ

БЕЖИТ, БЕЖИТ НЕ ВЫБЕЖИТ»

(6 класс)

                                                               

2013-2014 уч.год

Ф.И.О. учителя  Синицына Елена Александровна

Место работы МОУ Коляновская СОШ

Должность учитель географии

Регион Ивановская область

Уровень образования основное общее образование

Целевая аудитория учащиеся

Класс 6

Средства обучения: рабочая тетрадь, карты атласа 6 класс, карты атласа Ивановской области, интерактивная доска, проектор, компьютер, ученические планшеты(ноутбуки), локальная сеть интернет

Тип урока: 

  • По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;
  • По способу организации деятельности: индивидуальный

Методы обучения: 

  • словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (работа с рисунками, схемами);
  • практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной доской);
  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Основные понятия и термины урока: река, исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, водопад.

Логика учебного процесса мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий – закрепление- рефлексия  - анализ

Географическая номенклатура: реки - Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский, реки Ивановской области

Цель урока:

  • Предметно-дидактическая: формирование представлений о водах суши – реках.
  • Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Задачи урока

Образовательная: 

Организовать деятельность по формированию понятий «река», «исток», «устье», «русло», «приток», «речной бассейн», «водораздел», «водопад».

Развивающая: 

Содействовать развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать логические выводы,  самостоятельно работать с источниками информации,  высказывать свои мысли.

Воспитательная: 

Способствовать воспитанию  активной  личности, умеющей отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Умения:

Предметные:

Ознакомление с реками мира, России, Ивановской области, умение  охарактеризовать реки  Ивановский области по плану.

Метапредметные:

Формирование навыков обработки новой информации

Личностные:

Формирование устойчивого  познавательного  и интереса каждого ученика и личную заинтересованность в изучении темы.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные: 
  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к  саморазвитию  и самообразованию;
  • Ответственно относятся  к выполнению учебных задач;
  • Демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека.
  • Метапредметные:  
  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;
  • Работают с информацией и преобразуют её;
  • Находят причинно-следственные связи;
  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
  • Предметные:
  • Имеют представление о реках мира, России, Ивановской области
  • Обоснованно доказывают свои точки зрения

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

Цель для  учителя: осуществить межличностный контакт, создать комфортную психологическую атмосферу

Цель для обучающихся:

включиться в деловой ритм урока;

сформулировать цель урока.

Добрый день!

Давайте улыбнемся  и  пожелаем хорошего настроения друг другу. Я надеюсь, что  мы с Вами  сегодня сможем  на уроке создать ситуацию успеха. А что бы наша совместная работа была успешной, давайте вспомним  законы урока.

 Законы урока:

1.Вести себя спокойно

2.Не выкрикивать

3.Быть терпеливым

4.Давать возможность своим одноклассникам высказываться.

5.Не критиковать

6.Уважать друг друга.

.

Приветствуют учителя. Приветствуют друг друга Проговаривают законы урока.

2 Опрос учащихся по домашнему заданию.

Цель для учителя: организовать актуализацию и контроль знаний учащихся

Цели для обучающихся:

Вспомнить изученный материал и воспроизвести знания

Провести самооценку своих знаний

Ну что ж, а теперь проверим домашнее задание. Воспользуемся ноутбуками (или планшетами), откроем папку «Урок», откроем тест 1 и приступим к его выполнению. В конце теста программа Вам выдаст оценку, не забудьте ее поставить в свою интеллект-карту.

Вопросы для теста

  1. Вода, находящаяся в земной коре называется……….
  2. Горные породы, пропускающие воду, называются………
  3. Слой, насыщенный водой называется………
  4. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются….
  5. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов,  используемых в лечебных целях……

Учащиеся выполняют тестовые задания и выставляют в интеллект-карту оценку.

3.Актуализация знаний.

 Цель для учителя:

Организовать актуализацию знаний, скорректировать их знания, проверить готовность к восприятию новой информации, продолжить формирование у обучающихся коммуникативных навыков и умения работать в коллективе путем анализа выполненных заданий

Цель для обучающихся:

сформулировать тему урока,  цель урока, выдвинуть пути решения

Сегодня у нас с Вами очередной урок по теме «Внутренние воды».

Вопрос: Давайте вспомним, что такое внутренние воды?

Какие внутренние воды мы уже с Вами изучили?

А какой следующий вид внутренним вод, мы будем изучать, Вы узнаете, посмотрев видеофрагмент.

Вы внимательно смотрите и по окончанию ответите на вопрос.

Вопрос: о чем видеоролик?

Вопрос: Значит тема нашего сегодняшнего урока?

Тема урока. Реки.

А эпиграфом к нашему уроку будет загадка.

«Чуть дрожит на ветерке

          лента на просторе.

          Узкий кончик в роднике,

          А широкий в море».

Вопрос: А что Вы знаете о реках? А что бы хотели еще узнать о реках?

Я думаю, что в течение урока мы попытаемся получить ответы на интересующие Вас вопросы, но для этого мы попытаемся сначала поставить цель урока.

Вопрос: Какая цель нашего урока?

Цель урока: сформировать представления о реке и ее частях.

Дают определение, что такое внутренние воды

Смотрят видеофрагмент.

Отвечают на вопросы Фронтально работают с учителем.

Формулируют тему урока, цель и задачи урока.

Работают в рабочих тетрадях.

3. «Открытие» нового знания.

Цель для учителя: сформировать у обучающихся знания о реках на территории Ивановской области.

Цель для обучающихся:

Изучить что такое река и ее части на примере рек Ивановской области.

Закрепление учебного материала:

  • первичное закрепление знаний;
  • подведение итогов работы и рефлексия

Цели для учителя:

организовать закрепление новых знаний и умений обучающихся.

Цели для обучающихся:

Закрепить свои знания по теме «Реки»

Произвести самооценку своих  знаний по новому учебному материалу.

Вопрос: Что такое река?

Давайте проверим правильность, наших рассуждений в интернет-энциклопедии «Википедия». Для этого зайдем в интернет, откроем закладку «Википедия» и прочитаем определение, что такое река. Выпишите определение в тетрадь, что такое река.

Река-это поток воды, текущий в выработанном им  углублении – русле реки.

Задание: ребята посмотрите на доску и давайте прочитаем название географических объектов и подумаем,  как они связаны с темой нашего урока? (из одних река вытекает, а другие впадает)

Вопрос: Кто нзнает как будет называться место из которого река вытекает и втекает?

Исток – начало реки

Устье – конец реки.

Запишите определение в интеллект-карту.

Задание: Посмотрите внимательно на схему, на которой изображена главная река, исток, устье. Ребята, а как Вы думается, как будут называться реки, которые впадают в главное русло реки? (Приток)

Приток – это водный поток, впадающий в главное русло реки.

Мы видим, что притоки впадают в главную реку с двух сторон. Вопрос: Как различаются притоки?

Притоки бывают правые и левые.

Правило определения правого и левого притока

1.Встать лицом к устью реки (вниз по течению)

2.Если река впадает справа – это правый приток.

3.Если река впадает слева – левый приток.

Главная река, со всеми ее притоками образует речнуюбассейн

Речная бассейн – это главная река со всеми притоками.

Вопрос: В зависимости от рельефа, какие бывают реки?

Горные и равнинные

Задание: составить схему из предложенных характеристик реки. Используя параграф 30, стр.91

Спокойное течение, бурное течение,  извилистое русло, прямое русло, широкая речная долина. Узкая речная долина, удобная для судоходства, неудобная для судоходства.

Вопрос: используя карту атласа, приведите примеры равнинных и горных рек.

На Земле около 20 млн.рек, (назовите крупнейшие реки мира и покажите их на карте), в России более 200тыс рек(назовите крупнейшие реки мира и покажите их на карте),  в Ивановской области более 1800 рек.

Вопрос: Какие реки протекают по территории нашего края?

Клязьма, Нерль, Уводь, Теза, Лух…….

Задание: Используя карту атласа Ивановской области на стр. 15, выполните задание на контурной карте Ивановской области, используя планшет и программу Pain.

I вариант

II вариант

1.Нанести и подписать реку Уводь (синим цветом)

2.Подписать исток и устье реки Удодь (красным цветом)

3.Подписать два правых притока реки Уводь (черным цветом), два левых притока (коричневым цветом)

4.Обвести синим цветом речной бассейн реки Уводь.

1.Нанести и подписать реку Теза (синим цветом)

2.Подписать исток и устье реки Теза (красным цветом)

3.Подписать два правых притока реки Теза (черным цветом), два левых притока (коричневым цветом)

4.Обвести синим цветом речной бассейн реки Теза

Вопрос: Как Вы думаете в каком состоянии находятся реки Ивановской области?

Люди засорят, загрязняют реки, выбрасывают в них бытовые отходы…….

Давайте обратимся к карте атласа Ивановской области на стр. 23 и проанализируем ее.

Происходит загрязнение и обмеление малых рек, это связано с тем, что происходит значительная вырубка лесов – разрушение (эрозия) почв.

Какие реки в большей степень подтверждены этим процессам, а какие в меньшей?

Вопрос: мы с Вами может как-то помочь нашим рекам?

Вести разъяснительные беседы с младшими школьниками, создавать листовки, буклеты о защите малых рек Ивановской области.

Задание:  ватман, карандаши, фломастеры, давайте создадим информационный буклет о защите и сохранении рек Ивановской области.

Если мы будем бережно относиться к нашим рекам, охранять и защищать их от загрязнения, то, как их мы сможем использовать?

Отдыхать, ловить рыбу, проводить экскурсии………..

Давайте вернёмся к эпиграфу-загадке, нашего урока. Прочитайте ее.

 Чуть дрожит на ветерке

лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море

По её содержанию мы вместе определим те знания, которые получили на уроке.

1. Что за узкая лента на просторе?

2. А что мы называем рекой?

3. Что за узкий кончик в роднике?

4. А широкий в море?

5.Что ещё нового вы узнали  и научились выполнять на уроке?

Мы проделали на уроке большую работу, направленную на открытие нового знания по теме «Реки»..

Что бы дать оценку времени, которое мы провели с Вами, я прошу оценить работу на уроке каждого из Вас.

Оцени свое настроение на уроке

(поставь галочку)

Продолжи фразу:

Мне было интересно….

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…..

Итак, ребята если Вам было интересно на уроке, Вы все поняли, во всем разобрались, прикрепите свою лодочку около устья, это будет означать, что Вы готовы к дальнейшему плаванию за знаниями.

Если Вам сегодня на уроке было трудно, что-то было не понятно, то прикрепите свою лодочку посередине реки.

Ну а если Вам урок не понравился и ничего не поняли, прикрепите лодочку около истока!!!!

Обучающиеся  дают определения, правильность проверяют в интернет-энциклопедии

Работают с географическими объектами.

Работают с интерактивной доской.

Работают с картой атласа.

Работа с картой атласа Ивановской области.

Работа с контурными картами.

Выполняют практическую работу.

Обучающиеся работают с эпиграфом-загадкой и отвечают на вопросы учителя.

Река.

Река- это водоток, текущий в углублении- русле.

Исток - начало реки.

Устье - место впадения реки в другую реку, озеро, море. Океан.

Оценивают свое настроение на уроке.

Задание на дом

Цель для учителя: определить и разъяснить учащимся критерии успешного выполнения домашнего задания, мотивировать выполнение учащимися домашнего задания.

Цель для обучающихся:

Используя текс параграфа выучить учебный материал

Открываем дневники, записываем домашнее задание

параграф 30, пункт 1-2 (стр 87-90)

создать буклет на тему «Отдых на реках Ивановской области»

Записывают домашнее задание в дневниках

Спасибо за урок. Урок окончен.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...