От Пангеи до Атлантиды
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Рыщенко Людмила Ивановна

Урок географии в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fgos_moy_.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока географии в 6 «Б» классе по теме «От Пангеи до Атлантиды»

Класс: 6 «Б»

Учитель географии МБУ СОШ №89 г.о.Тольятти Рыщенко Л.И..

Тип урока: имитационная игра, урок комплексного применения ЗУН учащихся

Место урока в системе уроков: 3 урок  из  раздела «Природа Земли»

Количество учащихся на уроке: 25 чел.

Учебник:  География. Землеведение. 5-6 класс. Автор: О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким.

Образовательная технология: системно - развивающее обучение 

Цель урока: формирование у учащихся представления о движении земной коры, литосферных плитах, древних материках.  

Задачи:

образовательные: 

Используя возможности интерактивной доски посредством исследовательского метода:  

- сформировать у детей представление о движении земной коры, литосферных плитах, древних материках.  

- выявить какие силы управляют перемещением материков,        

- вызвать у детей интерес к нетрадиционным формам работы на уроке как условию для усвоения знаний.

Развивающие:

- содействовать развитию интеллектуальных качеств личности и компьютерной грамотности.

- создать условия для развития коммуникативных умений.

Воспитательные:

- создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;

- способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Планируемые результаты:

Предметные:

- объяснять понятия: «Пангея», «Лавразия», «Гондванна», «сейсмический пояс»;

- приводить примеры движения литосферных плит,  направления и следствия их движения;

- выявлять характерные признаки процессов, происходящих на границах литосферных плит;

- показывать по карте сейсмоопасные районы

Метапредметные:

- ставить задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

- оценивать работу одноклассников;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- выявлять причинно-следственные связи;

- решать проблемные задачи;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами.

Личностные:

- умение реализовать теоретические познания на практике

-ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Необходимое оборудование и материалы:

1. Компьютер с выход в Интернет

 2.Интерактивная доска

2. Физическая карта полушарий.
3. Рабочие листы с заданиями  для 1,2,3 групп
(Приложение 1-4) 

4.Индивидуальные листы для работы

5. Конструктор  «склеенные материки»

6. Учебник

                                                                                                          Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся 

Формируемые УУД 

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 (1-2 мин).

- Откройте с. 177 учебника,  подготовьте атласы. Прочитайте тему урока

- Как вы считаете, с какой целью мы изучаем эту тему?

- Какие задачи необходимо сегодня решить на уроке?

Для выполнения работы примените следующие ключевые термины: оболочка, мощность, океаны, горные породы, минералы, земная кора.

Организуют своё рабочее место. Формулируют задачи.

Личностные УУД: 

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

 Регулятивные УУД:

ставить задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность;

 

2.Актуализация

знаний (7-8 мин).

Слайд 1. Учитель формулирует учебную задачу в форме проблемного вопроса.

- Люди веками думали: «Нет ничего надёжней земли». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою позицию. Приведите несколько аргументов из текста учебника.

    Обучающиеся решают поставленную учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос учителя.

   Приводят аргументы в подтверждение своей позиции, используя текст учебника.

  Устанавливают взаимосвязь между формами рельефа земной поверхности, внешними и внутренними процессами.

Коммуникативные УУД:

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

Познавательные УУД: 

умение работать с текстом, умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

Называть и показывать на карте основные географические объекты

3.Организация познавательной деятельности

(10-15 мин)

Выделение главных связей содержания (работа в группах)

Учитель организует работу в группах, которые формируются с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (задания разной степени сложности).                                                    Задание 1: 

для 1 группы: используя текст учебника, стр. 177-178, выписать доказательства того, что материки были единым континентом.

для 2 группы: используя бумажный трафарет, объедините материки в древний материк Гондвану и Лавразию.                       для 3 группы: подписать на контурной карте названия древних материков и показать процесс их распада. На интерактивной доске . смоделируйте и объедините материки в Пангею,  Лавразию и Гондвану, покажите расположение современных материков.

Оказывает помощь по просьбе участников деятельности, организует взаимопомощь и взаимодействие.

Слайд 2.  Учитель  предлагает посмотреть видео и ответить на вопрос: Какие силы управляют движением материков? 

Задание 2: 

для 1 группы: Слайд 3.  используя ссылку в своём информационном пространстве, дайте  объяснения понятий  «литосфера» и «литосферная плита». Объясните, в чём заключается теория дрейфа материков?     для 2 группы: используя текст учебника на стр. 178-179, ответьте на вопросы, указанные в рабочем листе                           для 3 группы:  (Слайд 4-5)  подписать на карте названия литосферных плит, указать стрелками направление движения, ответить на вопросы:                                             Задание 3. (Слайд 6) Составьте тройки «литосферная плита 1- объект, образованный при взаимодействии - литосферная плита 2» и запишите их в таблицу, впишите недостающие  элементы.

Обучающиеся объединяются в группы,   выбирают ответственного,  который получает задания для своей группы.     (Приложение 1-3).

В ходе совместной учебной деятельности обучающиеся решают  поставленные задачи в соответствии с индивидуальными картами для групповой работы.

Группа 1. «Поисковики» (работают с текстом учебника, интернет ресурсом) Группа 2. «Архитекторы» (помогут  представить облик Земли в далёком прошлом) Вырезают по трафарету контуры древних материков.

Группа.3. «Эксперты» (анализируют информацию, делают выводы).

Выполняют задание согласно инструкции.

Осуществляют взаимодействие, сотрудничество, взаимоконтороль, организуют обсуждение и находят общие решения.

Работают с оценочными листами (приложение 2)

Смотрят видео фрагмент, отвечают на вопросы в своих рабочих листах

Находят  информацию, используя словарь школьника, интерпретируют её.

Отвечают на вопросы, используя текст учебника.

Работают с интерактивной доской, выполняя задание по алгоритму.

Заполняют таблицу, используя полученные знания.

Познавательные УУД:

умение работать с текстом, умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

Называют и показывают по карте географические объекты.

Коммуникативные УУД:                         осуществляют взаимодействие, сотрудничество, взаимоконтороль, организуют обсуждение и находят общие решения;

выделять главное, существенные признаки понятий;

высказывают суждения, подтверждая их фактами;

выявляют причинно-следственные связи;

решают проблемные задачи;

работают с текстом и нетекстовыми компонентами.

Личностные:

- умение реализовать теоретические познания на практике

-ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

4.Закрепление

Организует обсуждение результатов работы, выводов.

- Итак, вернёмся к названию темы нашего урока. Почему она так звучит?    

Слайд 7.   Учитель предлагает выполнить задание на интерактивной доске

Обобщают изученное, устанавливают взаимосвязь между формами рельефа земной поверхности, внешними и внутренними процессами. выполняют индивидуальные задания по закреплению новых терминов.

Учащиеся выполняют задание согласно инструкции.

Познавательные УУД: структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование                         Личностные УУД:  формирование ценностного отношения  к природе

5. Подведение итогов деятельности (рефлексия)

Учитель подводит итоги урока. Выявляет,  какие задачи удалось решить. Обучающимся предлагается  оценить работу своих одноклассников, прокомментировать её.

Слайд 8. Домашнее задание:                                « Существовал ли легендарный материк Атлантида?». Высказать свои доводы «за» и «против»

 Работают самостоятельно, просматривают оценочный листы. осуществляют взаимопроверку. Записывают домашнее задание,                      

благодарят за урок.

Формирование обоснованной точки зрения

                                                                                       Рабочий лист для 1 группы.

Слайд 1. По мнению ученых, наша планета образовалась примерно 4,5 млрд. лет назад. А всегда ли она была такой? У вас на столах находится глобус-модель земного шара. Люди веками думали: «Нет ничего надежней земли».  Согласны ли вы с этим утверждением? Я предлагаю вам обсудить данное высказывание.

Задание 1.   Используя текст учебника, стр. 177-178, выписать доказательства того, что материки были единым континентом.

Задание 2. Какие же силы управляют движением материков? (Слайд 3) Используя ссылку в своём информационном пространстве, дайте  объяснения понятий  «литосфера» и «литосферная плита». (Найти  информацию, используя словарь школьника). Объясните, в чём заключается теория дрейфа материков?

Задание 3. (Слайд 5) Составьте тройки «литосферная плита 1- объект, образованный при взаимодействии - литосферная плита 2» и запишите их в таблицу, впишите недостающие  элементы.

Литосферная плита 1

Объект, образованный при их взаимодействии

Литосферная плита 2

Африканская

?

Евразийская

Евразийская

Гималаи

?

?

Кордильеры

Северо-американская

Наска

?

Южно-Американская

?

Курильские о-ва, Японские о-ва

Тихоокеанская

Ответы: Тихоокеанская, Индо-австралийская, Альпы, Евразийская, Анды.

Слайд 6. Что такое сейсмический пояс? Тихоокеанское огненное кольцо?

Итог. Итак, вернёмся к названию темы нашего урока. Почему она так звучит?

Домашнее задание. «Существовал ли легендарный материк Атлантида?». Высказать свои доводы «за» и «против».

                                                                                            Рабочий лист для 2 группы.

 Слайд 1. По мнению ученых, наша планета образовалась примерно 4,5 млрд. лет назад. А всегда ли она была такой? У вас на столах находится глобус-модель земного шара. Люди веками думали: «Нет ничего надежней земли».  Согласны ли вы с этим утверждением? Я предлагаю вам обсудить данное высказывание.                                                                                                                                                                           Задание 1.   Используя конструктор «склеенные материки», смоделируйте, как выглядела Земля раньше и ответить на вопросы:                                                                                                                                                                                                                                                  1) Сколько материков существовало на Земле 250 млн. лет назад? 180 млн. лет? 65 млн. лет?                                                                                                                                                                2) Части каких современных материков объединились в Гондвану? Лавразию?                                                                                                                                          3) Какой океан образовался после расхождения Евразии и Северной Америки? Африки и Южной Америки?                                                                

Задание 2. Какие же силы управляют движением материков?  (Слайд 3) Используя текст учебника на стр. 178-179, ответьте на вопросы:                                                                                                                                  1) Что образуется при столкновении литосферных плит?                                                                                                                                                                              2) Что образуется при расхождении литосферных плит?                                                                                                                                                                         3) Перечислите горные системы, которые выросли в результате столкновения Африканской и Евразийской литосферных плит.                                                                            4) Какие горы сформировались после столкновения Индо-Австралийской плиты и  Евразийской?

Задание 3. (Слайд 5) Составьте тройки «литосферная плита 1- объект, образованный при взаимодействии - литосферная плита 2» и запишите их в таблицу, впишите недостающие  элементы.

Литосферная плита 1

Объект, образованный при их взаимодействии

Литосферная плита 2

Африканская

?

Евразийская

Евразийская

Гималаи

?

?

Кордильеры

Северо-американская

Наска

?

Южно-Американская

?

Курильские о-ва, Японские о-ва

Тихоокеанская

Ответы: Тихоокеанская, Индо-австралийская, Альпы, Евразийская, Анды.

Слайд 6. Тихоокеанское огненное кольцо. Выполните задание на доске.

Итог. Итак, вернёмся к названию темы нашего урока. Почему она так звучит?

Домашнее задание. «Существовал ли легендарный материк Атлантида?». Высказать свои доводы «за» и «против».

                                                                                                  Рабочий лист для 3 группы.  

 Слайд 1. По мнению ученых, наша планета образовалась примерно 4,5 млрд. лет назад. А всегда ли она была такой? У вас на столах находится глобус-модель земного шара. Люди веками думали: «Нет ничего надежней земли».  Согласны ли вы с этим утверждением? Я предлагаю вам обсудить данное высказывание.                                                                                                                                                                        Задание 1. Подпишите  на контурной карте названия древних материков и покажите  процесс их распада. (Слайд 2) На интерактивной доске                 смоделируйте и объедините материки в Пангею,  Лавразию и Гондвану, покажите расположение современных материков.

 Задание 2.  Какие же силы управляют движением материков? (Слайд 4)  Подпишите  на карте названия литосферных плит, указав стрелками направление их движения.                                                                                                                                                                                                 1) Площадь каких современных океанов увеличивается, а каких – уменьшается?                                                                                                                                               2) Предположите, как изменится расположение материков в недалеком будущем?                                                                                                                              3) Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал – это нарождающиеся океаны. Можете привести доводы в пользу этих предположений?

Задание 3. (Слайд 5) Составьте тройки «литосферная плита 1 - объект, образованный при взаимодействии - литосферная плита 2» и запишите их в таблицу, впишите недостающие  элементы.

Литосферная плита 1

Объект, образованный при их взаимодействии

Литосферная плита 2

Африканская

?

Евразийская

Евразийская

Гималаи

?

?

Кордильеры

Северо-американская

Наска

?

Южно-Американская

?

Курильские о-ва, Японские о-ва

Тихоокеанская

Ответы: Тихоокеанская, Индо-австралийская, Альпы, Евразийская, Анды.

Слайд 6. Тихоокеанское огненное кольцо. Используя карту атласа, перечислите не менее 5 вулканов в пределах тихоокеанского огненного кольца. Объясните их происхождение.

Итог. Итак, вернёмся к названию темы нашего урока. Почему она так звучит?                  

Домашнее задание. «Существовал ли легендарный материк Атлантида?». Высказать свои доводы «за» и «против»

Оценочный лист для группы № 1

Задание 1. Используя текст учебника на стр. 177-178, найдите доказательства того, что материки были единым материком.

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________

Задание 2. Вспомните, что такое литосфера? (для подсказки используйте учебник, стр. 88)

Литосфера – это _________________________________________________________

Литосферные плиты – это _________________________________________________

Задание 3. Продожите предложение:  при столкновении литосферных плит образуются __________________________,  а при расхождении литосферных плит образуются ___________________________

Используя рис. 117 на стр. 179, заполните таблицу, вставив недостающие элементы.

Литосферная плита 1

Объект, образованный при их взаимодействии

Литосферная плита 2

Африканская

?

Евразийская

Евразийская

Гималаи

?

?

Кордильеры

Северо-Американская

Наска

?

Южно-Американская

?

Курильские о-ва,  Японские о-ва

Тихоокеанская

Оценочный лист для группы № 2

Задание 1.  Используя конструктор «Материки», текст учебника на стр. 177, рис.116 на стр.178 представьте, как  выглядела наша планета раньше. Заполните таблицу:

250 млн. лет назад

180 млн. лет назад

65 млн. лет назад

Сколько материков существовало на Земле?

Что такое Пангея?

Ответ:

Части каких современных материков объединялись в Гондвану?

Ответ:

Части каких современных материков объединялись в Лавразию?

Ответ:

Задание 2.  Используя текст учебника на стр. 178 (3 абзац), Интернет-ресурсы, имеющиеся знания, дайте определение понятий литосфера, литосферные плиты. Объясните, в чем заключается теория дрейфа материков_______________________________________________                      Задание 3. Продолжите предложение: при столкновении литосферных плит образуются __________________________, а при расхождении литосферных плит образуются ___________________________                                                                                                                                           Используя рис. 117 на стр. 179, заполните таблицу, вставив недостающие элементы.

Литосферная плита 1

Объект, образованный при их взаимодействии

Литосферная плита 2

Африканская

?

Евразийская

Евразийская

Гималаи

?

?

Кордильеры

Северо-Американская

Наска

?

Южно-Американская

?

Курильские о-ва,  Японские о-ва

Тихоокеанская

Оценочный лист для группы № 3

Задание 1. Подпишите на контурной карте названия древних материков.  На интерактивной доске (Слайд 2) смоделируйте и объедините материки в Пангею,  Лавразию и Гондвану, покажите расположение современных материков

Задание 2. Используя текст учебника на стр. 178 (4 абзац), Интернет-ресурсы, имеющиеся знания ответьте на вопрос:

 Какие силы управляют движением материков?       ___________________________

 Подпишите на контурной карте названия литосферных плит,  указав стрелками направление движения.

Задание 3.  Продолжите предложение: при столкновении литосферных плит образуются __________________________, а  при расхождении литосферных плит образуются ___________________________

Используя рис. 117 на стр. 179, заполните таблицу, вставив недостающие элементы.

Литосферная плита 1

Объект, образованный при их взаимодействии

Литосферная плита 2

Африканская

?

Евразийская

Евразийская

Гималаи

?

?

Кордильеры

Северо-американская

Наска

?

Южно-Американская

?

Курильские о-ва,  Японские о-ва

Тихоокеанская


      Добрый день, ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

      Сегодня мы совершим с вами путешествие во времени. Тема урока: «От Пангеи до Атлантиды».

  Слайд 1. По мнению ученых, наша планета образовалась примерно 4,5 млрд. лет назад. А всегда ли она была такой? У вас на столах находится глобус-модель земного шара. Люди веками думали: «Нет ничего надежней земли».  Согласны ли вы с этим утверждением? Я предлагаю вам обсудить данное высказывание.

Для работы нам необходимо разделиться вам на 3 группы. Предлагаю объединиться в группы и выбрать ответственных, которые получат задания.

  1. «Поисковики» (работают с текстом учебника, интернет ресурсом)
  2. «Архитекторы» (помогут  представить облик Земли в далёком прошлом)
  3. «Эксперты» (анализируют информацию, делают выводы).                                                    

Слайд 2. Видео, подтверждающее движение материков. 

Текст   к  слайду.  Учёные предполагают, что 400 млн. лет назад существовал сверхконтинент Пангея, объединявший практически всю сушу Земли. Гигантский океан, омывавший Пангею, носит  название Панталасса.

  Пангея раскололась примерно 200—210 миллионов лет назад, на два континента, которые разделил океан Тетис. Северный континент Лавразия включал большую часть территорий, которые ныне составляют континенты Северного Полушария. Он позже раскололся на Евразию и Северную Америку.  

   Из южного континента Гондвана включающего  в себя практически всю сушу, в наше время расположенную в южном полушарии,  позже образовались Африка, Южная Америка, Индия, Австралия и Антарктида.    

 Между восточной Северной Америкой и северо-западной Африкой формируется Атлантический океан, но Гренландия (составлявшая одно целое с Северной Америкой) и Европа всё еще держались вместе. Разделение Европы и Гренландии случилось около 60 млн лет назад.  Лавразия разделилась на континенты Северную  Америку и Евразию. Позже к Евразии присоединились  Аравийский полуостров и Индия.

 По некоторым прогнозам, в будущем континенты ещё раз соберутся в суперконтинент с названием Пангея Ультима.

Итог. Итак, вернёмся к названию темы нашего урока. Почему она так звучит?                  

Домашнее задание. « Существовал ли легендарный материк Атлантида?». Высказать свои доводы «за» и «против».

                                          Самоанализ урока географии по теме:  «От Пангеи до Атлантиды» в 6 «Б» классе.

   Цели и задачи урока соответствуют теме, ориентированы на достижение конечных результатов учебной деятельности.

   Перед обучающимися были поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели.                                            Целеполагание осуществлялось совместно с обучающимися, исходя из сформулированной проблемы. Психологический климат в классе и дружественная атмосфера на уроке  располагали к успешному выполнению заданий.

   Продумана структура урока, были подготовлены рабочие  листы, группы получили дифференцированные задания, которые учитывали возрастные особенности и потенциальные возможности обучающихся.

Каждому ученику предложен оценочный лист, где он должен поставить оценку умению более полно, доступно раскрыть теоретический материал.

 Для экономного  расходования  учебного  времени предлагались рациональные приемы мыслительной деятельности, использовались образовательные, информационные, материально-технические ресурсы.

   На каждом этапе урока прививались умения и навыки выделять главное, доказывать, обобщать, быстро отвечать на поставленные вопросы.

   Работа осуществлялась со всем классом, ни один человек не остался без внимания.                                                                          Для активизации деятельности учащихся были выбраны различные формы коллективной деятельности и самостоятельной работы учащихся. Чередование заданий с использованием интерактивной доски и настенной карты, предполагали смену деятельности у обучающихся, что позволило избежать утомляемости на уроке.

Удачный момент  урока, это эвристические задания, где используются жизненные ситуации. Обучающиеся задумывались над смыслом заданий, применяя   навыки осуществления логических операций, на основании которых, посредством заключений выстраивается вывод.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Положение о НОУ "Атлантида"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи ...

Научное общество учащихся "Атлантида". Эмблема НОУ "Атлантида"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Секции НОУ "Атлантида"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Материалы для выступления на заседании НОУ "Атлантида" "Что такое проект"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Материалы для выступления на заседании НОУ "Атлантида" "Исследовательский проект по краеведению"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Материалы для выступления на заседании НОУ "Атлантида" "Как организовать интервью"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Материалы для выступления на заседании НОУ "Атлантида" "Тематика проектов по краеведению"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...