Статья
статья по географии по теме

Использование ИКТ на уроках географии. Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_i_perspektivnost_opyta.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

             Использование ИКТ на уроках географии.

Учитель географии МОУ «Гимназия №12» г.о.Саранск РМ

                                    Горяева Н.В.

Актуальность и перспективность опыта

География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.

Внедрение в школьную жизнь идей продуктивности диктуется не только изменениями, происходящими в жизни, оно способствует также более качественному осуществлению основной миссии школы — образовательной. Время требует, чтобы  преподавание осуществлялось через производимое на глазах учащихся исследование проблемы. Единство исследования и преподавания означает, что наука в учебном предмете всегда рассматривается как еще не совсем разрешенная проблема, как нечто находящееся в процессе исследования. Школа не должна всегда  оперировать готовыми и законченными познаниями.

В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений: - самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию; - работать в группе и принимать решения; - использовать новые информационно - коммуникационные технологии.

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.

Концептуальность.

Выдвинутая гипотеза предполагает, что использование интерактивного комплекса и информационно-коммуникационных технологий обучения способствует активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников в образовательном процессе. В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.

Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развитие собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов, методических рекомендаций.

При планировании урока с применением новых информационных технологий, соблюдаются дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определяется педагогическая цель применения информационных технологий в учебном процессе;

- уточняется, где и когда буду использовать информационные технологии; - согласовывается выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

- учитывается специфика учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

- происходит закрепление и контроль ЗУН.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Среди основных идей педагогики сотрудничества я выделяю

- активное взаимодействие «учитель – ученик, «ученик – ученик» в процессе использования ИКТ;

- учение без принуждения,

- опережения;

- свобода выбора;

- совместная деятельность учителей и учеников;

- обучение в зоне ближайшего развития;

- развитие творческих способностей и самоуважение школьника.

Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

Цель опыта:

- определить возможности использования педагогики сотрудничества на уроках;

- через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования школьников.

Основные задачи:

- раскрыть понятие педагогики сотрудничества, используя педагогическую и методическую литературу;

- показать специфику применения педагогики сотрудничества в средней школе;

- разработать методические рекомендации по построению уроков в педагогики сотрудничества.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

Моей темой самообразования является «Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии». Использование информационных технологий, интегрированные уроки ИКТ и географии, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника.

Чтобы детей включить в активную деятельность на уроке, используются различные методы и приёмы применения информационных технологий. Одним из таких методов является интерактивная доска. Электронные интерактивные доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Интерактивная доска позволяет работать без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. Все необходимые действия можно проделывать непосредственно на экране с помощью специального маркера или даже руки. Учитель не отвлекается от урока для проведения необходимых действий за компьютером. А это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала.

С доской появляются новые возможности: непосредственно во время урока можно не просто показать анимацию, а сразу разобрать её, показать какие-то особенности. Интерактивная доска даёт большую наглядность. Она позволяет более ярко формировать образ каждой территории и контролировать успешность изучения материала. Например, при изучении природных зон на карту помещаются иллюстрации природных пейзажей каждой зоны или животные и растения, изображённые условными знаками. А во время проверки знаний это можно предложить сделать ученику. При изучении темы: «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.» учитель рисовал мелом на доске схему движения воздуха в атмосферных вихрях, а с использованием интерактивной доски можно наглядно посмотреть движение атмосферных фронтов. Учащиеся с огромным интересом работают с доской, на которой маркером можно обозначить  районы  прохождения атмосферных фронтов, районы с часто повторяющимися циклонами на территории России (урок на сайте для работы с интерактивной доской «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.»)

Таким образом, современные информационные технологии позволяют любой географический объект сопровождать его изображением. Структура урока остаётся такой же, как раньше – учитель у доски. Её можно использовать как обычную доску, можно готовить на ней презентации, и так далее. Это может быть контурная карта, а можно выделить какой-то отрезок, увеличить его и изучать только одну область. Можно добавлять свои объекты. Благодаря этой же карте учитель может давать задания – например, чтобы ученик нашёл какие-то объекты и сделал к ним подписи. Можно использовать разноцветные маркеры, выделяя главное, показать движение холодного и тёплого воздуха.

Учащиеся сами с удовольствием подключаются в творческий процесс. Они изучают интересные для себя темы, пишут, подбирают фотографии. Данный вид работы носит творческий и индивидуальный характер. У  учащихся развивается логическое мышление, а в процессе демонстрации на интерактивной доске приобретается опыт публичных выступлений.

Таким образом, использование интерактивной доски открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей.

Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT.

Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.

В ходе урока ИКТ я использую на всех этапах учебного процесса.

В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений.

При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.

Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материал.

На уроке закрепления использую тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала.

На своих уроках также использую презентации, свободно распространяемые в сети Интернет. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

         Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы на компьютере в виде презентаций. На сайте представлена работа ученицы, принимавшая участие в конкурсе исследовательских и проектных работ учащихся. Ещё одна работа, ученика 11 класса, «Эволюция  расселения в Республике Мордовия: сущность и основные черты»,  заняла II место на конференции.

         Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....