СТАТИСТИКА ЗНАЕТ ВСЕ
учебно-методический материал по географии на тему
Дополнительная
образовательная программа
предпрофильной подготовки учащихся
с ориентацией
на социально-экономический профиль
по предмету ГЕОГРАФИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statistika_znaei_vse.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Снежинска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №121»
Дополнительная
образовательная программа
предпрофильной подготовки учащихся
с ориентацией
на социально-экономический профиль
по предмету ГЕОГРАФИЯ
«СТАТИСТИКА ЗНАЕТ ВСЕ»
Учитель: Ружникова И.Ю.
Возрастная категория детей: 9 класс
Срок реализации программы: 1 год
УТВЕРЖДЕНА
Методсоветом школы №121
Протокол №… от …
Г. Снежинск
Пояснительная записка.
Предпрофильное преподавание географии может предполагать изучение цикла предметов, связанных и дополняющих друг друга по содержанию, видам деятельности, тесно связанных с содержанием образования в основной школе.
В области экономической и социальной географии особое место занимает статистика, которая является обязательным этапом географических явлений и процессов.
Цели:
- в условиях предпрофильной подготовки школьников развивать их самостоятельность в поиске и обработке геоинформации, в оценке географических фактов и явлений, тенденций их развития;
- развитие у школьников приемов познания окружающей действительности – наблюдение, анализ, синтез, обобщение, а также систематизации, географической интерпретации, формализации географической информации.
Занятия со статистическими материалами целесообразно организовать в форме практикума. Поэтому каждое занятие содержит практическую часть. По школьному учебному плану на данный курс предусмотрено 17 часов. Количество часов увеличено с целью:
- углубленного изучения курса «Статистика знает все»
- более подробного изучения вопросов
1. Демографическая ситуация в России: проблемы и перспективы – 2 часа, при предусмотренном 1 часе.
Этот вопрос изучается в течении 2-х часов, т.к. демография в России носит проблемный характер. Более углубленное изучение демографических процессов каждого региона России, Челябинской области и Челябинска в частности.
2. Решение экологической проблемы города вместе – 2 часа, 2 часа на изучение экологии города, т.к. вопрос экологии на Урале и Челябинской области стоит остро.
Добавлен 1 час на повторение и обобщение, полученных знаний и умений работать со статистическим материалом: таблицами, схемами, диаграммами, графиками, картами. На заключительном уроке предусмотрен контрольный срез.
Содержание календарно-тематического планирования по курсу «Статистика знает все» предполагает расширение и углубление содержания программы и учебников «География 8-9» и находится с ними в тесной связи, что облегчает роль учителя и позволяет учащимся самостоятельно и творчески подойти к выполнению предложенных задач на каждое занятие.
Планирование занятий по курсу «Статистика знает все»
Дата | № | Тема занятия | Цели занятия | Содержание | Практическая часть | Повторение |
1 | Статистика – это наука | Познакомить учащихся с наукой статистика, основное содержание курса. | -статистика -абсолютные величины -относительная величина | Работа с таблицами «Население крупнейших стран мира», «Плотность населения экономических районов России», «Изменение доли экономических районов в населении России по данным переписей населения 1926-1998гг.» | -численность и воспроизводство населения России -ГП экономических районов России -перепись населения в 2002г. | |
2 | Статистические таблицы | Развитие умения работать со статистическими таблицами | -элементы таблицы -выводы на основе таблицы, анализы | Работа с таблицами «Население крупнейших стран мира». «Плотность населения экономических районов России». «Изменение доли экономических районов в населении России по данным переписей населения 1926-1998гг». | -население экономических районов России | |
3 | Формы предоставления статистических материалов | Развитие умения пользоваться другими статистическими диаграммами, графиками, картами | -статистические карты (картограммы и картодиаграммы) -построение графиков и диаграмм -диаграммы -масштаб диаграммы -составление диаграммы | На основе таблицы «Изменение доли экономических районов в населении России по данным переписи населения 1926-1998гг.» | -население экономических районов России | |
4 | Формы предоставления статистических материалов | -умение работать с контурной картой России | ||||
5 | Демографическая ситуация в России | Черты и особенности, население России в будущем, сравнение с другими странами | -численность населения -причины снижения населения -миграции | Составление вывода и анализа таблицы «Ранговые места регионов по различным показателям общественного здоровья» | -виды миграций -численность регионов России -изменения численности населения России в разные годы | |
6 | Демографическая ситуация в России: проблемы и перспективы | |||||
7 | Может ли государство оказать существенное влияние на демографическую ситуацию в стране | Развитие умения отстаивать свое мнение, орудуя различными статистическими данными | Работа с рефератами, обсуждение проблемы каждого реферата | Самостоятельное изучение данной темы учащимися по рефератам. Дискуссия | -национальности и народы России -языковые семьи -регионы с «горячими точками» | |
8 | Решаем экологические проблемы города вместе | Влияние окружающей среды на жизнь и здоровье человека, экологическая ситуация города | -деление на группы -определение темы и целей работы каждой группы | -сбор данных для оценки экологии города -изображение их на картосхеме -вывод, оценка состояния территории с точки зрения нашего города с вами здоровья | -экологическое состояние города, Челябинской области, России | |
9 | Решаем экологические проблемы города вместе | |||||
10 | Природные условия местности и их влияние на здоровье населения | Научить работать статистические материалы относительно ГП, рельефа, климата, почвы, ПЗ Челябинской области | -ГП города -рельеф -внутренние воды -климат, почвы, природные зоны -свод данных в таблицу, формулировка вывода | Проект №1 Работа с атласом Челябинской области, статистическими материалами атласа и подготовившейся группы | -ГП города --рельеф -внутренние воды -климат, почвы, природные зоны | |
11 | Социально-экономические условия местности и их влияние на здоровье человека | Сбор статистического материала относительно отраслей специализации города и Челябинской области | -отрасли хозяйства города -население города -инфраструктура -сравнение полученных данных и анализ | Проект №2 Работа с экономическими картами Челябинской области, анализ статистического материала | -отрасль специализации России в мире, -отрасли специализации Урала инфраструктура Урала | |
12 | Определите состояние городской среды | Работа с статистическими материалами экологии города | -экологическая ситуация города -источники загрязнения -показ на картосхеме -критические районы с неблагоприятными состояниями окружающей среды | Проект №3 Работа с медицинским статистическим материалом | -экология Урала | |
13 | Определение рекреационных территорий своего города | Умение работать с описательным статистическим материалом рекреационных ландшафтов Челябинской области | -определение по карте ландшафтов, используемых в рекреационных целях | Проект №4 -нанесение на картосхему рекреационных ландшафтов, Челябинской области | -рекреация области | |
14 | Изучение культурных ландшафтов своей местности | Используя дополнительную литературу, создание план-схемы культурного ландшафта | -история -тип -элементы малой архитектуры -водоемы -растительность Рельеф | Проект №5 | -особенности природы в черте города | |
15 | Составление картограммы шумового загрязнения своего города | Формирование ответственного отношения к городской социоприродной среде, к здоровью личности и среде ее обитания, стремление к комфортной жизни человека в городской среде | -определение проблемы -описание проблемы -обоснование проблемы -возможные варианты решения проблемы | Проект №6 -определение источников шума в городе, -определение уровня шума в децебалах | -источники шума (отрасли специализации города, инфраструктура, население, транспорт) | |
16 | Статистика знает все! | Повторить и обобщить, закрепить и проверить полученные знания и умения по курсу | Повторение и обобщение тем и целей проектов | |||
17 | Статистика знает все! Итоговое занятие | Контрольный тест по курсу |
1. ВВЕДЕНИЕ
Предпрофильное преподавание географии может предполагать изучение цикла предметов, связанных и дополняющих друг друга по содержанию, видам деятельности, эмоциональной окраске, а главное, — тесно связанных с содержанием образования в основной школе другими характеристиками.
В школах социально-экономического профиля, наряду с курсом социальной и экономической географии России, углубленно могут изучаться история, обществоведение, экономика, право и другие предметы цикла.
Наряду с теоретическими курсами, в свете современных достижений в области стандартизации и мониторинга образования, особое место в предпрофильной и подготовке школьников должны занимать практикумы, направленные, прежде всего, на более глубокое и целенаправленное овладение учащимися традиционными и новыми методами географической науки — картографическими, статистическими, полевыми исследованиями, геоинформационными и другими.
В области экономической и социальной географии особое место занимает статистический метод, который является обязательным этапом изучения географических явлений и процессов.
Углубленное изучение возможностей и приложений статистического метода географии в условиях предпрофильной подготовки школьников развивает их самостоятельность в поиске и обработке географической информации, в оценке географических фактов и явлений, тенденций их развития, а также развивает у школьников приемы познания окружающей действительности — наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, а также систематизации, графической интерпретации, формализации географической информации.
Очевидно, что полученная обработанная и систематизированная статистическая географическая информация может быть в дальнейшем «положена» на карту, использована в геоинформационных системах, представлена в графической форме, являться аргументами для обоснования выводов и умозаключений, построении доказательств.
Особое место статистический метод занимает в организации проектной учебной деятельности, моделировании географических явлений и процессов, решении прикладных географических задач, работе в ИНТЕРНЕТЕ.
2. ОБЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ
Занятия со статистическими материалами целесообразно организовать в форме практикума.
Практикум (от греч, «деятельный») представляет собой некоторое количество, совокупность, взаимосвязанных между собой по смыслу, практических работ. При этом практикум рассматривается как вид учебных занятий, в основе которых лежит самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
Такая форма организации занятий особенно эффективна при формировании практических умений и навыков учащихся.
На практикум целесообразно выносить широкие и комплексные учебные задачи, требующие применения уже полученных учащимися знаний и умений.
Практикум должен завершаться отчетными материалами в виде карт, картосхем, таблиц, графиков, описаний выполненных работ, решения географических задач или проектов.
Предлагаемый практикум «Статистика знает все!» рассчитан на 10—12 часов и содержит социально-значимые проекты, для решения которых необходимо применять определенные статистические знания и умения.
Занятия содержат в себе 3 этапа:
- подготовительный, на котором активизируется необходимый минимум теоретических и практических знаний и умений (занятия 1—5);
- полевой, на котором учащиеся собирают фактический материал под руководством учителя (занятия 6—11);
- камеральный этап, на котором ученики обрабатывают собранный материал и представляют его (занятия 10—11).
Цель каждого проекта в общем виде — найти оптимальный путь преобразования некоторого исходного параметра в заданные условия. По сути дела, — это познавательная географическая задача, для решения которой необходимо моделировать исходную ситуацию, меняя при этом условия её развития.
Познавательная деятельность учащихся в процессе решения проектов проходит три этапа:
- анализ исходной ситуации;
- анализ конечной или целевой ситуации;
- соотнесение исходной и целевой ситуации.
Учебные материалы предлагаемых нами рекомендаций несколько расширяют и углубляют содержание программы и учебников по «Географии России 8—9» и находятся с ними в тесной органической связи, что облегчает роль учителя и позволяет учащимся самостоятельно и творчески подойти к выполнению предложенных задач.
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Занятие 1.
Статистика — это наука
Не только площадь территории государства является его важнейшим ресурсом, но и численность населения — главной производственной силы общества.
Население Земли составляет в настоящее время около 6 млрд. человек. Примерно 60% человечества приходится на долю 10 крупнейших стран с числом жителей более 100 млн. человек в каждой — Китай, Индию, США, Индонезию, Бразилию, Россию, Пакистан, Японию, Бангладеш, Нигерию.
Статистика это наука, изучающая совокупность массовых явлений, с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей. Население — это как раз такое массовое явление. К статистическим показателям относятся абсолютные и относительные величины, а также коэффициенты.
Абсолютные величины имеют осведомительное значение, и показывает размеры географических явлений. Например, Россия располагает самой большой территорией в мире — более 17 млн. кв. км, что почти вдвое превышает территорию таких стран как Китай, США или Канада, По численности населения Россия находится на 6-м месте в мире и насчитывает около — 150 млн. человек.
Задание.
Определите, пользуясь доступными Вам источниками географической информации, как изменилась численность населения России за последние 4 года. Дополните таблицу № 1 новой информацией.
Население крупнейших стран мира
Таблица 1
Страны | Числен-ность, млн. чел(1998 г.) | Числен-ность, млн. чел(2002 г.) |
Китай | 1220 | |
Индия | 937 | |
США | 263 | |
Индонезия | 198 | |
Бразилия | 162 | |
Россия | 148 | |
Пакистан | 142 | |
Япония | 125 | |
Бангладеш | 120 | |
Нигерия | 111 |
Относительная величина выражает результат сопоставления статистических показателей друг с другом. Они позволяют обнаружить определенные закономерные изменения географических явлений. Например, известно, что население размещено по территории России крайне неравномерно. Различия в зависимости разных территорий страны определяется показателем плотности населения. Давайте, определим среднюю плотность населения население России в целом и плотность населения ее отдельных регионов. Этот относительный показатель можно рассчитать путем деления численности населения, проживающего на определенной территории на ее площадь. Определяя вариации (изменения) отдельных значений вокруг средней величины (больше-меньше) можно говорить о том, какие регионы России имеют высокую, среднюю или низкую плотность населения.
Плотность население экономических районов России
Таблица 2
Районы | Плотность населения, чел./км.кв. |
РФ в том числе районы | 8,6 |
Северной | 3,9 |
Центральный | 61,4 |
Волго-Вятский | 31,6 |
Центрально-Черноземный | 46,8 |
Поволжский | 31,5 |
Северо-Кавказский | 49,9 |
Уральский | 24,8 |
Западно-Сибирский | 6,2 |
Восточно-Сибирский | 2,2 |
Дальневосточный | 1,2 |
Калининградская обл. | 62,5 |
Европейская часть | 26,8 |
Азиатская часть | 2,5 |
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним | 1,0 |
Задание.
Назовите районы России, имеющие плотность населения:
а) высокую; б) низкую. Покажите их на контурной карте цветом или штриховкой.
Изменение доли экономических районов в населении России по данным переписей 1926—1998 гг., %
Таблица 3
Экономические районы | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 1998 |
РФ | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 1,0 | 100,0 |
Северной | 3,5 | 3,5 | 3,9 | 4,0 | 4,1 | 4,2 | 3,9 |
Северо-Западный | 5,9 | 6,8 | 5,3 | 5,4 | 5,6 | 5,6 | 5,4 |
Центральный | 24,2 | 24,5 | 21,9 | 21,3 | 21,0 | 20,6 | 20,2 |
Волго-Вятский | 8,2 | 8,0 | 7,0 | 6,4 | 6,1 | 5,7 | 5,7 |
Центрально-Черноземный | 10,3 | 8,5 | 6,6 | 6,1 | 5,7 | 5,2 | 5,3 |
Поволжский | 13,3 | 11,4 | 10,8 | 11,2 | 11,3 | 11,1 | 11,5 |
Северо-Кавказский | 9,8 | 9,5 | 9,9 | 11,0 | 11,2 | 11,4 | 12,0 |
Уральский | 11,0 | 12,4 | 14,9 | 14,6 | 14,1 | 13,8 | 13,9 |
Западно-Сибирский | 8,0 | 8,2 | 9,6 | 9,3 | 9,4 | 10,2 | 10,3 |
Восточно-Сибирский | 3,6 | 4,4 | 5,5 | 5,7 | 5,9 | 6,2 | 6,2 |
Дальневосточный | 1,7 | 2,8 | 4,1 | 4,4 | 5,0 | 5,4 | 5,0 |
Калининградская обл. | … | … | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Европейская часть | 86,7 | 84,6 | 80,8 | 80,5 | 79,7 | 78,2 | 78,6 |
Азиатская часть | 13,3 | 15,4 | 19,2 | 19,5 | 20,3 | 21,8 | 21,4 |
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним | … | … | … | 7,2 | 7,7 | 8,6 | 8,0 |
Задание.
Определите по табл. 3, какой из районов России имел самый высокие (низкие) темпы роста населения.
Занятие 2.
Статистические таблицы
Посмотрим на статистическую табл. 3 «Изменение доли экономических районов в населении России по данным переписей 1926—1998 гг».
Статистическая таблица представляет собой систему вертикальных и горизонтальных граф, снабженных заголовками и заполненных в определенном порядке цифровыми данными. В ней располагаются статистические данные, необходимые для характеристики изучаемого географического явления и его составных частей. Заголовки горизонтальных строк статистической таблицы соответствуют статистическому «подлежащему», а верхние заголовки ее вертикальных столбцов - статистическому «сказуемому».
В статистическом подлежащем дается перечисление тех частей и групп изучаемого явления, которые количественно характеризуются в сказуемом. В данном конкретном случае это экономические районы России. В сказуемом данной таблицы приводятся величины изучаемого явления - доля районов в населении РФ за ряд лет.
Любая статистическая таблица снабжена заголовком. В нашем конкретном случае это «Изменение доли экономических районов в населении России по данным переписей 1926—1998 гг.». Заголовок таблицы определяет ее содержание. В нем указывается географическое явление, которое в ней характеризуется. В нашем случае - это изменение доли экономических районов России.
Таким образом, любая статистическая таблица включает три обязательных элемента:
- общий заголовок таблицы,
- статистическое подлежащие,
- статистическое сказуемое.
Давайте вместе поработаем с таблицей. Для этого ответим последовательно на следующие вопросы:
- Что рассматривается в таблице?
- К какой территории относится рассматриваемое явление?
- К какому времени относятся сообщаемые о явлении данные?
- В каких единицах измеряются данные?
- Какие признаки явления рассматриваются в столбцах таблицы?
— Какие признаки явления рассматриваются в строках таблицы?
Таким образом, по аналогии с разбором предложения на уроках русского языка, мы при разборе любой статистической таблицы сначала читаем заголовок таблицы, затем характеризуем ее подлежащее, потом - сказуемое.
Давайте изучим данные табл. 2. Какие выводы можно сделать на основе её анализа.
Если, в среднем плотность населения России составляет 8,6 чел/кв. км то в Восточно-Сибирском районе она составляет 2,2 чел/кв. км, что почти в 4 раза ниже, чем по России, в целом. Однако в Северо-Западном районе плотность населения превышает среднюю по стране почти в 5 Раз. Наибольшую плотность населения имеет Центральный район — 61,4 чел/кв. км.
Азиатская часть России, занимая 3/4 территории концентрирует только 1/5 населения. Особенно слабо заселены районы Крайнего Севера, отличающиеся суровыми климатическими условиями. На них приходится около 70% территории России и только 12 млн. человек, т. е. 1 чел, на 1 кв. км.
Это республики Карелия, Комой, Саха, Тыва; Чукотский АО; Архангельская, Камчатская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская области; часть территорий республик Алтай, Бурятия, Красноярского, Приморского и Хабаровского края; Амурской, Иркутской, Пермской, Томской, Тюменской и Читинской областей.
Занятие 3.
Формы представления статистических материалов
Статистические материалы могут быть представлены не только в статистических таблицах, но и в наглядной форме в диаграммах, графиках, картах.
Статистические карты это картограммы и картодиаграммы. Давайте вместе с вами составим картограмму, показывающую плотность населения экономических районов России:
- запишем в тетрадь название картограммы («Плотность населения экономических районов России);
- выпишем в тетрадь название источника на основании которого мы будем строить картограмму (Статистическая таблица «Плотность население экономических районов России»).
- выпишем в тетрадь относительные статистические показатели, которые мы будем изображать предварительно округлив их значения (4; 41; 61; 32; 47; 32; 50; 25; 6; 2; 1; 63; 1);
- разобьём показатели на группы по принципу равных интервалов. Наиболее простой способ разбивки - разница от деления самого большого и самого малого показателя на 5. В нашем случае интервал будет равен 12, а группы показателей будут следующими: 1-12; 12-24; 24-36; 36-48; 48-60 и более 60 чел./кв. км;
- составим в тетради легенду картограммы, где более темные тона цвета или густая штриховка изображают большую интенсивность явления; светлые оттенки или редкая штриховка - меньшую. Для изображения цветом лучше брать оттенки одной краски: от более светлых к более темным;
- покажем на контурной карте границы экономических районов России;
- перенесем легенду картограммы на карту в «Условные обозначения»;
- выполним картограмму.
Построение графиков и диаграмм на основе статистических показателей имеет математическую основу, которая хорошо вам известна. Напомним только, что при построении круговых диаграмм начальным радиусом считается «северный». Именно от него по часовой стрелке на глаз откладываются показатели (из расчета 1%=3,6 град.), характеризующие географическое явление, например, национальный состав населения.
На основе статистических показателей табл. 3 построим график, характеризующий изменение роли экономических районов европейской и азиатской частей России в населении страны. С этой целью начертим в тетради координатную плоскость (ось «х» перпендикулярна оси «у»), поставим на месте их пересечения точку «О» - начало отсчета. Затем подпишем ось «х» - годы (1926—1998) и ось «у» - «доля в населении страны» и построим график иллюстрирующий в наглядной форме эти изменения.
На основании этого графика мы можем сделать вывод о том, что вплоть до 90-х годов XX в. в расселении населения России сохранялась историческая тенденция освоения новых земель и российских окраин.
В 90-х годах наблюдается обратная тенденция стабилизации или сокращения населения в северных и восточных регионах России, прежде всего Дальневосточном и Северном.
Диаграммы показывают географические объемы и структуру географических явлений. Они могут быть точечные, линейные, площадные, объемные и т. д.
Масштаб диаграммы зависит от а)размеров листа; б) от величины исходных показателей; в) от разницы между большим и меньшим показателем; г) от количества диаграммных знаков. Для определения масштаба для столбиковой диаграммы, например, необходимо сначала установить какой может быть самый большой и самый маленький столбик. Основание диаграммы определяется по формуле X = А:М , где X — основание диаграммы; А — соответствующий статистический показатель; М — основание масштабности,
которое показывает, сколько единиц данного показателя приходится на 1 кв. мм площади диаграммы. Для составления диаграммы сначала проводится осевая линия-основание диаграммы, а затем восстанавливаются перпендикуляры с учетом масштаба.
Составление картодиаграммы на контурной карте сводится к построению диаграмм в определенных границах территории, например в границах крупных регионов России.
Занятие 4.
Демографическая ситуация в России: проблемы
и перспективы.
Демографическую ситуацию в России демографы — специалисты по вопросам населения (от греч. detos — народ) сравнивают с периодом голода и войн в истории нашего государства. В ней действительно есть некоторые черты, а именно:
- катастрофическое снижение численности населения;
- высокие показатели смертности населения среднего, работоспособного возраста;
— высокие показатели смертности среди мужчин;
— смертность населения от внешних причин, в том числе убийств, самоубийств, отравлений, наркотиков в результате военных действий;
— приток беженцев — мигрантов из республик бывшего СССР.
Остановимся более подробно на каждой из них.
Отрицательная динамика численности населения.
Численность населения страны складывается в первую очередь из показателей, характеризующих естественное движение населения. Естественное движение населения представляет собой совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста. Если существующая в настоящее время рождаемость и смертность сохранятся надолго, то ежегодно население нашей страны будет сокращаться на 2%, т. е. за 32 года исходное население уменьшится в 2 раза.
Таблица 4
Ранговые места регионов по различным показателям общественного здоровья.
Экономические районы | Кишечные инфекции | Тубер кулез | Сомати- ческие болезни | Ожидае мая продолжи тельность жизни | Младен ческая смерт ность | Сумма мест | рейтинг |
Северной | 8 | 1 | 5 | 9 | 5 | 28 | 6 |
Северо-Западный | 10 | 2 | 7 | 6 | 1 | 26 | 5 |
Центральный | 4 | 3 | 9 | 5 | 4 | 25 | 4 |
Волго-Вятский | 3 | 6 | 6 | 4 | 2 | 21 | 3 |
Центрально-Черноземный | 1 | 4 | 3 | 1 | 3 | 12 | 1 |
Поволжский | 5 | 8 | 10 | 2 | 6 | 31 | 7 |
Северо-Кавказский | 2 | 5 | 1 | 3 | 9 | 20 | 2 |
Уральский | 6 | 7 | 8 | 7 | 8 | 36 | 8 |
Западно-Сибирский | 7 | 11 | 11 | 8 | 7 | 44 | 10-11 |
Восточно-Сибирский | 9 | 10 | 2 | 11 | 11 | 43 | 9 |
Дальневосточный | 11 | 9 | 4 | 10 | 10 | 44 | 10-11 |
Известно, что женщины живут, в среднем дольше мужчин. В России продолжительность жизни среди женщин оценивается в 73 года, а мужчин - в 61 год разрыв этих показателей составляет 12 лет, что является самым большим среди стран мира, публикующих статистику смертности. Разница в продолжительности жизни между городским и сельским населением увеличилась до 2 лет у мужчин и до 1 года - у женщин. Наиболее значительны коэффициенты смертности у мужчин в возрастной группе от 15 до 60 лет и у женщин от 30 до 75 лет, т. е. в трудоспособном возрасте. Статистика показывает, что у мужчин повышение смертности во многом определяется инфекционными заболеваниями, болезнями органов дыхания, туберкулезом.
В 90-е годы в России наблюдается исключительно высокий по международным меркам, уровень смертности от внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы, убийства, самоубийства). Коэффициент смертности от всех внешних причин в России превышал в 90-е годы среднеевропейский показатель примерно в 6 раз, от убийств - в 30 раз, от самоубийств - в 4 раза, от дорожно-транспортных происшествий - в 2 раза.
Такие данные свидетельствуют о многом: кризис в стране может привести к кризису душевному. Кроме того, в России только начинает развиваться новая система обеспечения безопасности жизни, которая могла бы позволить снизить риск от несчастных случаев, соблюдать законность и порядок: служба спасения пострадавших от травм; служба психологической помощи; телефон доверия и другие формы.
Резкое снижение расходов государства в социальной сфере, в том числе, на медицинское обслуживание населения привело к резкому ухудшению здоровья нации. Статистика показывает, что в возрасте 15-29 лет в России наблюдается высокий уровень заболеваемости туберкулезом, пневмонией, сахарным диабетом.
Очевидно, что в этих условиях общественные организации и объединения должны взять на себя просветительную и разъяснительную функцию здорового образа жизни, сохранения и улучшения Среды своего обитания, поднять общественное мнение на борьбу с пьянством, курением, наркоманией. Нельзя допустить, чтобы «быть больным» стало также модно, как носить джинсы.
Мода быть худым, изящным, в наших условиях превращается порой в анемию, малокровие от которой страдают, в первую очередь будущие мамы. По данным статистики уровень материнской смертности в России превышает западноевропейский в 9 раз.
В России наиболее здоровым является население Северо-Кавказского региона, Восточно-Сибирского и Центрально-Черноземного. Самым неблагополучным по суммарным показателям здоровья населения оказались регионы - Западной Сибири, а также Северный и Уральский (табл. 4).
Занятие 5.
Может ли государство оказать существенное влияние на демографическую ситуацию в стране (дискуссия)
С одной стороны, может. Вспомним, например, начатую в 1985 г. алкогольную компанию, которая привела к некоторому сокращению смертности у мужчин. Однако, с другой стороны, демографические процессы настолько сложны, что простых способов их решения не существует. В настоящее время они отражают общее кризисное политическое и социально-экономическое положение нашего государства и являются самым ярким и тревожным индикатором жизни и деятельности нации в современных условиях.
Для дискуссии мы предлагаем следующие вопросы:
-какое влияние может оказать демографическая ситуация в России на трудовые ресурсы страны;
-назовите благоприятные социальные изменения, характерные для современного этапа развития России.
Подготовьте рефераты следующей тематики (по выбору):
-здоровье нации - будущее страны;
-образование и культура сегодня и завтра;
-безработица среди молодежи - как социальная экономическая или политическая проблема;
-государственная демографическая политика, - какой ей быть?
В процессе проведения дискуссии, обсуждения целесообразно «столкнуть» различные точки зрения на демографическую ситуацию в России.
Известно, что Правительство России завершило работу над «Концепцией демографической политики РФ на период до 2015 г.». Мнение Президента В. В. Путина: «Народ России превращается не только в вымирающую, но и дряхлеющую нацию».
Есть другое мнение. Известный учёный-географ С. П. Капица, например, считает, что «Во всех развитых странах, включая Россию, население перестает расти. Это - факт».
По прогнозам некоторых демографов к 2050 г. Россию будут населять менее 115 млн. человек. Большую часть населения, при этом, составляют женщины пожилого возраста. Численность населения за этот период, по их мнению, возрастет только в США.
Предложите свой вариант взвешенной демографической политики для России. Обоснуйте её.
Занятие 6.
Решаем экологические проблемы города вместе
Города, будучи промышленными, научными и культурными центрами создают много проблем для населения, ухудшают экологическую обстановку для их жизни и деятельности. Наиболее остро в больших городах стоят проблемы шума, загрязнения воздуха и воды, перегруженности транспортом.
В результате большой концентрации людей на сравнительно небольшой территории, а также скопления фабрик, заводов, теплоэлектростанций, транспорта, в городе создается неблагоприятная экологическая ситуация, которая приводит к тому, что горожане чаще болеют, меньше живут. Загрязнение атмосферы затрудняет дыхание, раздражает бронхи, вызывает аллергические заболевания. Шумовое загрязнение - постоянно травмирует нервную систему людей. Что же необходимо предпринимать в целях улучшения городской среды? Во всех городах России в настоящее время ведется контроль за состоянием атмосферы. Автомобильный транспорт тестируется на содержание СО в выхлопных газах. Проводится озеленение городов. Парки, скверы, сады очищают воздух, создают условия для отдыха и адаптации человека к городской среде.
Здоровье человека во многом зависит от состояния окружающей Среды. Давайте вместе попробуем оценить территорию нашего проживания с этой точки зрения. Что для этого нужно?
Во-первых, необходимо собрать данные для такой оценки;
Во-вторых, изобразить полученную информацию на картосхеме.
В-третьих, сделать вывод, оценить состояние территории с точки зрения нашего с вами здоровья.
Давайте разделимся на группы.
Первая группа проведет опрос и анкетирование населения вашего поселка, города, района, микрорайона. Цель опроса анкетирование - определить наиболее часто встречающиеся хронические заболевания у жителей города, поселка. Например, органы дыхания, сердечная недостаточность, гипертония и т. д. Опрос, анкетирование лучше проводить анонимно и начать с ближайшего окружения. Кроме того, необходимо провести опрос в поликлинике вашего района, относительно частоты заболеваемости жителей тем или иным хроническим недугом. Анализ местных газет и журналов, статистических отчетов поможет выявить более определенную картину здоровья населения вашего города, района или микрорайона. Важно также выяснить вопрос о том, хотят ли жители вашего района сменить свое местожительство.
Вторая группа ставит перед собой другую задачу - тщательно поработать с планом города. Сориентировать его, построить схематический профиль. Вычертить картосхему.
Третья группа - аналитическая - они собирает и обрабатывает полученные данные первых двух и систематизирует их. Участники этой группы анализируют литературные, картографические и статистические материалы по проблеме и сравнивают их с представленными материалами, готовят свои проекты.
Занятие 7.
Природные условия местности и их влияние
на здоровье населения (Проект 1)
Ход работы.
1. Определить по физической карте особенности географического положения города, посели.
2: Выявите особенности рельефа местности.
- Определите местоположение рек, озер, водохранилищ, находящихся на территории.
- Опишите по климатической карте особенности климата вашей местности.
- Определите по почвенной карте преобладающий тип почв.
- Выявите по карте природных зон преобладающий тип растительности.
- Сравните полученные данные и сделайте вывод о благоприятном или неблагоприятном влиянии, природных условий местности на здоровье населения вашего города, поселка.
Занятие 8.
Социально-экономические условия местности
и их влияние на здоровье населения (Проект 2)
Ход работы.
1. Перечислите по экономической карте важнейшие отрасли хозяйства вашего города, поселка близлежащих территорий.
2. Определите по статистическим данным и картам численность, плотность, половозрастную структуру, структуру занятости населения разных районов города, поселка.
3. Выявите по материалам статистики обеспеченность населения медицинским обслуживанием.
4. Сравните полученные данные с результатами анализа картографических и статистических материалов и сделайте вывод о влиянии социально-экономических условий жизни населения на его здоровье.
Занятие 9
Определите состояние городской Среды (Проект 8)
Ход работы.
- Нанесите на картосхему города основные источники загрязнения городской Среды.
- Определите степень их влияния на здоровье населения.
- Выявите заболевания причиной, которых они являются, покажите их на картосхеме.
- Определите районы с критическим, неблагоприятным и благоприятным состоянием окружающей среды и покажите их на картосхеме.
- Какие мероприятия необходимо проводить администрации города для улучшения состояния городской среды.
Занятие 10.
Определение рекреационных территорий своего города, поселка, местности (Проект 4)
Ход работы.
- Определите по карте ландшафты, используемые в рекреационных целях.
- Опишите рекреационные ландшафты своей местности.
3. Выявите особые лечебные «восстанавливающие» свойства и возможности рекреационных ландшафтов.
- Нанесите на картосхему рекреационные районы города, поселка, местности.
- Определите какие меры по охране рекреационных ландшафтов необходимо соблюдать.
На обсуждение проектов 6-9 можно пригласить медиков, экологов, психологов, представителей городской администрации.
Занятие 11.
Изучение культурных ландшафтов своей местности
(Проект 5)
..1
Ход работы.
- Опишите историю содержания парка.
- Определите тип парка (пейзажный, ландшафтный, регулярный).
- Опишите элементы малой архитектуры парка (статуи, скульптуры, гроты, беседки).
- Нанесите на план-схему и опишите
- водоемы: искусственные и естественные, каскады, фонтаны;
-рельеф: его использование для улучшения ландшафта, элементы орошения и осушения местности;
-растительность: какие растения имеют местное происхождение, какие являются привезенными или окультуренными
Воспользуйтесь дополнительной литературой. Набор открыток и путеводитель позволят вам восстановить в памяти наиболее яркие впечатления.
Занятие 12.
Составление картограммы шумового загрязнения своего района (города). (Проект 6)
1. Определение проблемы.
Разумное моделирование среды обитания необходимо рассматривать не только с позиций антропоцентризма - создадим социоприродную среду для себя, - но и с позиций эксцентризма, т. е. создадим социоприродную среду, комфортную для жизни всех и каждого.
2. Описание проблемы.
Урбанизированная среда стала основной средой жизни для 75% граждан России и более 1/2 жителей Земли. В этой связи проблема экологии города приобретает особую актуальность в наши дни. Городскую среду целесообразно рассматривать не только как особую среду жизни человека и других организмов, но и как социальную среду.
Как показал опрос учащихся разных городов России, доминируют потребительские ценности и равнодушное отношение к элементам городской природной среды, что противоречит требованиям «красивой» и «ухоженной» городской среды. При этом, в поведении преобладает иждивенческий «синдром», без реального желания внести свой вклад в улучшение городской среды. В этой связи цель проекта — формирование ответственного отношения к городской социоприродной среде, к здоровью личности и среде её обитания, стремление к комфортной жизни человека в городской среде.
3. Обоснование проблемы.
Составьте картограмму, показывающую уровень шумового загрязнения вашего района (города), приняв за нижний предел уровня шума 10 дБ, а за верхний - болевой порог - 140 дБ.
Уровень шума определяется громкостью звука, ощущаемого нашим ухом. Единица громкости - бел (Б). Однако для практической оценки громкости звука удобнее пользоваться 1/10 частью этой единицы (дБ) - децибелом.
Уровень шума от различных источников:
- шелест листьев - 10 дБ;
- тиканье часов - 20 дБ;
- тихий разговор - 40 дБ;
- громкий разговор - 70 дБ;
- шумная улица - 90 дБ;
- самолёт на старте - 100 дБ.
Шумовое загрязнение создают транспорт, торговые центры, рынки, заводы, фабрики, автостоянки, находящиеся в непосредственной близости от жилых кварталов. По мнению специалистов, угнетающее воздействие на человека оказывает уровень шума уже 60 дБ, а болевой порог (физическая непереносимость) составляет 140 дБ. В результате шумового загрязнения возникают головная боль, бессонница, боли в сердце Хроническое отсутствие тишины приводит к глухоте, сокращает жизнь человека на 8-12 лет.
4. Возможные варианты решения проблемы.
В начале обсуждения проблемы можно несколько расширить направления обсуждения, например:
-урбанизация как глобальный процесс изменения природной среды;
-экологические проблемы и применение факторов среды в условиях города;
-жизнь растений и животных в городской среде;
-человек и его здоровье в городской среде;
-проблемы и перспективы создания здоровой городской среды. Целесообразно обсудить с учащимися, как можно бороться с шумовым загрязнением:
-улучшить состояние дорог и трамвайных путей;- усилить контроль за состоянием транспорта;
-увеличить площадь зеленых насаждений;
-улучшить звукоизоляцию квартир, окон, балконов;
-установить звуковые экраны;
-строительство нежилых зданий вдоль дорог и др.
Для того, чтобы построить картограмму необходимо разбить показатели на группы. В данном конкретном случае группы показателей будут следующими: до 22 дБ, 22—44 дБ, 44—66 дБ, 66—88 дБ, 88— 110 дБ, более 110 дБ.
Более темные тона или густая штриховка изображают большую интенсивность показателя; светлые оттенки или редкая штриховка - меньшую. Для изображения цветом лучше брать один цвет: от более светлых, к более темным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаете, каким он парнем был?
Издавна далекий и неведомый мир космоса представлялся человеку царством безмолвия. И вот апрельским днем 1961 года космос заговорил! Заговорил по-русски! Можно сказать, что тогда вся наша планета с во...
КВН "Кто лучше знает французский язык?"
Обобщение и систематизация знания материала по французскому языку изучаемого в 5 классе....
Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов "Статистика знает все"
Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни» 1 час в неделю, 34 часа в год...
Статистика знает все
Проект совместной деятельности учителей и учащихся.Основополагающий вопрос "Статистика - это описание реальности или прогноз будущего?"...
Контрольная работа по вероятности и статистике 8 класса по теме: "Статистика. Множества"
Контрольная работа по вероятности и статистике 8 класса по теме: "Статистика. Множества"...
Контрольная работа по вероятности и статистике 7 класса по теме: "Описательная статистика"
Контрольная работа по вероятности и статистике 7 класса по теме: "Описательная статистика"...