Практические работы по географии для 9 класса
методическая разработка по географии (9 класс) на тему
Материал поможет учителю подготовиться к выполнению практической части программы по географии для 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические работы по географии.
9 класс.
Практическая работа 1:
Сравнение географического положения России и других стран.
Цель: Научить учащихся оценивать географическое положение страны по отношению к другим странам, выявлять положительные и отрицательные черты географического положения, характеризовать влияние особенностей географического положения на развитие страны.
Ход работы: На контурной карте России:
- Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
- Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
- Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
- Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;
- Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым - 50о северной широты;
- Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ;
- Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО;
- Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.
- Сделайте вывод об особенностях географического положения Российской Федерации. Какие особенности географического положения оказывают наибольшее влияние на развития страны?
Практическая работа 2:
Анализ карт населения.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы об особенностях состава и размещения населения.
Ход работы: Используя карты атласа, дайте ответы на вопросы:
- Приведите примеры народов, проживающих на территории нашей страны, относящихся к индоевропейской, алтайской, кавказской и уральской языковым семьям (по три примера).
- Назовите две главные зоны расселения и хозяйственного освоения России. В чем заключаются основные особенности размещения населения России?
- Назовите города-миллионеры Российской Федерации. В чем заключаются особенности их размещения?
- Определите районы с высокой и низкой плотностью населения. Объясните причины различий показателя плотности населения для разных регионов России.
Практическая работа 3:
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Цель: Формировать умение работать с различными видами информации. Формировать представление об особенностях естественного движения и составе населения Российской Федерации.
Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную литературу, дайте ответы на вопросы.
- Какова общая численность населения России в настоящее время? Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года? Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей стране за последний период.
- Назовите общую численность населения Мурманской области в настоящее время. Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года. Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей области за последний период.
- Назовите показатель естественного прироста населения Российской Федерации. Сравните его с показателем за 2006 год (см. учебник). Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в современной России.
- Назовите показатель естественного прироста населения Мурманской области. Сравните его с показателем за 2006 год. Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в Мурманской области.
- Используя диаграмму на стр. 32 учебника, охарактеризуйте половозрастной состав населения страны.
- Сделайте вывод об основных показателях, характеризующих население РФ.
Практическая работа 4:
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу
Языковая семья | Народы | Ареал расселения | Субъекты федерации, соответствующие ареалу расселения |
1.Индоевропейцы | Русские Украинцы Белорусы Немцы | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 |
2. Алтайская | Татары Чуваши Башкиры | 1 2 3 | 1 2 3 |
3.Урало – юкагирская | Мордва | 1 | 1 |
4. Северо- кавказская | Чеченцы Кабардино-балкарцы Ингуши | 1 2 3 | 1 2 3 |
- Определите области с преобладанием русского населения.
- Назовите регионы с многонациональным составом населения.
- Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью коренного населения.
- Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.
- Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения нашей страны.
Практическая работа 5:
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы о территориальной структуре хозяйства.
Ход работы:
- Используя рисунок 19 на стр. 55 учебника, определите, в каких регионах России сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.
- Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.
- Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.
- Используя карты атласа, определите, в каких районах нашей страны представлена добывающая промышленность, какие из них вы отнесли бы к районам нового освоения?
- В каких районах находятся предприятия обрабатывающей промышленности.
- Какие районы вы отнесете к высокоразвитым?
- Назовите районы нашей страны с преобладанием сельского хозяйства (аграрные районы).
- Сделайте вывод о территориальной структуре хозяйства нашей страны.
Практическая работа 6:
Группировка отраслей по различным показателям.
Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.
Ход работы:
- Заполните таблицу:
Межотраслевые комплексы России.
Межотраслевые комплексы | Хозяйственные функции | Отрасли, входящие в комплекс |
Научный | Осуществление работ по получению, хранению, распространению научных знаний | Образование и наука |
Военно-промышленный | Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружениями, боеприпасами | Танкостроение, самолетостроение, радиотехническая промышленность и т.д. |
Машиностроительный | Обеспечение всех отраслей экономики разнообразными машинами и механизмами | Приборостроение, судостроение, автомобилестроение, тракторостроение, электроника и др. |
Топливно-энергетический | Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах | Нефтяная, газовая, угольная промышленность, электроэнергетика |
Металлургический, химико-лесной | Производство конструкционных материалов и химических веществ | Черная и цветная металлургия, химическая промышленность лесоперерабатывающая промышленность и др. |
Агропромышленный | Производство, переработка и доведения до потребителя сельскохозяйственной продукции | Растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, легкая промышленность |
Инфраструктурный | Оказание разнообразных услуг | Транспорт, связь, образование, здравоохранение, банковские услуги, ЖКХ и др. |
Практическая работа 7:
Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
Цель: Формировать умение оценивать ресурсообеспеченность страны с помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа, статистические материалы и материал учебника, определите:
- Обеспеченность России разными видами минеральных ресурсов.
- Обеспеченность страны лесными, водными, земельными ресурсами.
- Дайте оценку природно-ресурсного потенциала России.
- Сделайте вывод о перспективах его рационального использования.
Практическая работа 8.
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику нефтяного бассейна.
Ход работы: Заполните таблицу:
Характеристика Западно-Сибирского нефтяного бассейна.
План | Характеристика |
1. Географическое положение | |
2. Оценка уровня развития | |
3. Основные центры а) добычи нефти
б) переработки нефти | А) Б) |
4.Направления транспортировки | |
5. Экологические проблемы, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой нефти |
Вывод. Значение Западно-Сибирского нефтяного бассейна для экономики страны. Оценка перспектив его развития в ближайшем будущем.
Практическая работа 9.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику угольного бассейна.
Ход работы: Заполните таблицу:
Характеристика Кузнецкого угольного бассейна
План | Кузнецкий бассейн |
1. Географическое положение | |
2. Балансовые запасы угля | |
3. Глубина залегания углей | |
4. Теплотворная способность | |
5. Качество угля | |
6. Способы добычи | |
7. Мощность пластов | |
8. Условия работы | |
9. Себестоимость | |
10. Экологические проблемы, связанные с разработкой бассейна |
Вывод. Значение Кузбасса для экономики страны. Перспективы развития бассейна в ближайшем будущем.
Практическая работа 10.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения с учетом основных факторов размещения производства.
Ход работы: Заполните таблицу:
Группа отраслей | Основной фактор размещения | Районы |
Трудоемкое машиностроение | 1 | 1 2 3 4 |
Металлоемкое машиностроение | 1 | 1 2 3 4 |
Вывод. Укажите причины подобного размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения
Практическая работа 11:
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения растениеводства и животноводства, определение факторов специализации отраслей сельского хозяйства.
Ход работы: Заполните таблицы:
Растениеводство | Фактор размещения | Природная зона | Экономические районы |
1.Пшеница а) озимая б) яровая | Теплый климат, увлажнение | Лесостепная и степная зоны | 1 2 1 2 |
3. Кукуруза | Теплый климат, увлажнение | степная зона, предгорные районы | 1 2 |
3. Картофель | Умеренный климат увлажнение Густонаселенные районы | Лесная зона, лесостепная зона | 1 2 3 |
4. Лен | Умеренный климат | Лесная зона | 1 2 |
5. Подсолнечник | Теплый климат, увлажнение | Степная зона | 1 2 3 |
Животноводство | Фактор размещения | Природная зона | Экономические районы |
1. Овцеводство | Сухой, горный климат | Степная зона и предгорные районы | 1 2 3 |
2.КРС а) мясное б) молочное | Сухой климат увлажнение | Лесостепь и степь. Лесная зона | 1 2 1 2 |
3. Свиноводство | Густонаселенные Районы, пригородные районы | Лесная зона, лесостепь, степь | 1 2 3 4 |
4. Оленеводство | Не требовательны к влажным кормам (нужен корм ягель) | Тундра | 1 2 3 |
Вывод: От каких факторов зависит специализация сельского хозяйства разных районов России?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по географии 7 класс
Всего - 23: устных - 17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....
Практическая работа по географии 11 класс
практическая работа по георафии для 11 класса дается как образец выполнения подобных работ при описании, или сравнении стран...

«Определение расстояний, направлений и географических координат по карте».Практическая работа №7. География, 6 класс
Цель урока:Развить и закрепить умение определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и картеОборудование:Глобусы, карты полушарий и физическая карта России; раздаточ&sh...

Тетрадь для практических работ по географии 6 класс
В силу того, что не хватает часов на выполнение практических работ в классе, в такой тетради учащиеся могут самостоятельно дома выполнять практические работы....

Практическая работа по географии 9 класс №2 "составление характеристики угольного бассейна России"
Использую для самостоятельной работы...

Практическая работа по географии 9 класс «Внешнеэкономические связи России»
Данная практическая работа разработана для учащихся 9 класса с использованием атласа "География России: население и хозяйство" издательства "Дрофа". Задание практической работы содержит анализ графико...

Практические работы по географии 6 класс
Инструктивные карточки проведения тренировочных и оценочных практических работ. Галина Михайловна Гуськоваhttp://www.proshkolu.ru/user/Guskova67/file/943164/...