Реки – чудесный дар природы.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Паюк Елена Николаевна

Урок географии в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК В 6 КЛАССЕ.

 Реки – чудесный дар природы.

          Цели урока:

сформировать представление о реке, её частях, и частях речной долины, характере течения реки в зависимости от рельефа; научиться характеризовать реку, определять левые и правые притоки; выяснить значение рек в жизни людей; воспитать бережное отношение учащихся  к природе;

учить работать с текстом учебника; развивать коммуникативные способности учащихся, речь;

продолжать повышать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: карта полушарий, карта России, атласы, компьютерное оборудование, рабочие листы с заданиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний:

А) Фронтальный опрос:

- Какую оболочку мы изучаем?

- Какую её составную часть?

- Какие ещё составные части образуют гидросферу?

Б) Проверка номенклатуры по данной теме:

Проложить водный маршрут сейнера от г. Рио-де-Жанейро до г. Ханой (Корейский полуостров)

Затем показать по карте и назвать все географические объекты.

( выслушать несколько учеников, выбрать лучший маршрут и объяснить почему)

В) Игра «Рыбалка»

На карте прикреплены фигурки с морскими животными, под каждым из них вопрос по теме «Части Мирового океана», ответить на вопросы (вопросы по теме «Мировой океан» в приложении)  

Г) Письменная проверка знаний: диктант с самопроверкой.

1) Его площадь 361 млн. км2                                  

2) Водная оболочка Земли…                    

3) Часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, животным и растительным миром

4) Море без берегов

5) Цветные моря.  

6) Моря, окружённые сушей, называют…

7) Узкое водное пространство, ограниченное берегами…

8) Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды – часть гидросферы, которую называют…

9) Часть океана, глубоко вдающаяся в сушу и с 3-х сторон омывает водой…

10) Самый глубокий, самый тёплый, самый великий океан…

Учащиеся обмениваются работами в парах и проверяют правильность цветными карандашами и ставят оценки, ответы и критерии оценки  называет учитель: 1 недочёт – «5-», 2 – «4», 3 - «4-», больше 3-х - «3»

  1. Объяснение темы урока.

- Путешествия можно совершать не только по морям, но и по суше, используя при этом воды суши. Какие? Догадайтесь…

По - скифски – «Дон», на языке манси – «Обь», у черкесов – «Псоу», по-удмуртски – «Кама». А как по-русски?

О ней говорят: людская, молочная, подземная, бурная, широкая, узкая, извилистая, горная, сплавная, судоходная, светлая, мутная… Это река. Тема нашего урока «Реки – чудесный дар природы».

Если посмотреть на земную поверхность с высоты птичьего полёта, нельзя не удивиться необычайной извилистости речных русел.  Всего на Земле 20 млн. рек. В России – 2,5 млн.

Общая протяжённость всех рек – это путь до Луны и обратно.

- С каким чувством  люди относятся к рекам?

Волга – «матушка», великая русская река

Енисей – батюшка, могучий богатырь

Лена – «сибирская красавица»

Обь (коми) – «бабушка»

Ангара – «дочь Байкала»

(с любовью)

Дадим определение понятию «река», выбрав правильные слова из списка: естественный, быстрый, постоянный, водный поток, голубой, широкий, текущий в понижении рельефа.

Река - естественный, постоянный водный поток, текущий в понижении рельефа - русле.

Откройте учебник на странице 171, найдите в тексте определение реки, сравните его с тем которое дали мы с вами.

В результате деятельности текучих вод в течение долго времени образуется речная

долина. Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление.

Речная долина имеет русло и пойму.

Части речной долины: (на доске)

 Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть речной долины, регулярно заливаемая в половодье.

( прикрепить карточки с названием частей к схеме долины на доске, зарисовать в тетрадь и подписать) Записать определения в тетрадь со слов учителя.

        1.Каждая река имеет своё начало. Начало реки – исток.

Река Волга берёт начало из заболоченной местности Валдая (Валдайская возвышенность). Её исток – родник у старой деревни. Маленьким ручейком начинается великая река. Здесь поставлен небольшой деревянный домик на сваях. В центре домика имеет круглое отверстие, находящееся над самим истоком. Домик закрыт на ключ, но говорят, что ключ хранится у жителей самого первого дома (дальнего от истока) деревни, и можно попросить открыть домик.

Место впадения реки в другой водоём – устье.

(прикрепить карточки с названием частей реки)

- Как по карте определить, где начинается, а где заканчивается река? (используя фоновую окраску)

Определите исток и устье рек, используя карту России  в атласе (работа в группах)

Название реки

Исток

Устье

Волга

Валдайская возвышенность

Каспийское море

Лена

Ангара

Амазонка

Вывод: истоком реки могут быть болото, родник, горный ледник, озеро. Только море  не может быть истоком.

-На своём пути река принимает воды малых рек – притоков, которые также имеют свой исток, а устьем  является главная река.

- Как можно различать притоки?

Они могут быть левыми и правыми. Волга имеет направление течения с севера на юг, я стою перед вами так, как если бы это была река Волга, слева и справа её притоки.

-Определите, какими являются для реки их притоки.

Притоки рек (продолжи предложения)

Кама для Волги  …приток

Ока для Волги…приток

Иртыш для Оби … приток

Ангара для Енисея… приток

-У реки Нил притоков нет. Почему?

Река со своим притоками – речная система.

Валдайская возвышенность является истоком 3-х рек – Волги,  Днепра и Северной Двины. Днепр направил свои воды к Чёрному морю, Северная Двина – к Балтийскому, а Волга впадает в Каспийское море.  

- Почему же реки направились в разных направлениях? Что влияет на их направление?

(рельеф)

Местность, с которой река со своими притоками собирает воду (талую, дождевую, подземную) –бассейн реки.

-Что является бассейном рек?

Оби

Волги

Амазонки

Граница между бассейнами рек – водораздел.

-Что разделяет реки?

Енисей

Лена

Обь

Волга

Из текста § стр. 172 найти и выписать определения понятий «исток, устье, речная система, бассейн, водораздел».

Моря, в которые впадают реки являются частью океанов, поэтому реки, как и моря являются частью бассейна океана. Например, р. Обь, впадая в Обскую губу Карского моря, относится к бассейну Северного Ледовитого океана.

Распределите реки по бассейнам океанов:

Хуанхэ и Янцзы –

Енисей и Лена –

Дунай и Днепр-

Инд и Ганг –

Миссисипи и Амазонка –

- Река, словно живое существо…

Разве бывает она одинаковой в течение года? Отнюдь? Весной она полноводна и часто разливается, летом мелеет. Зимой прячется под ледяное покрывало и спит до весны, до тех пор, пока не сойдёт лёд. Мы называем это режимом реки – изменение уровня воды в реке в течение года. От режима рек зависит их питание: летом и осенью –  дожди, зимой -  подземные воды, весной – талые воды. И у рек есть характер.

По характеру реки выделяют горные и равнинные: прослушав, стихотворение определите характер горной и равнинной реки.

С вершин, что спят за облаками,
От ледников, по склонам гор,
Бежит река между камнями,
Стремится к морю на простор.
Волной струится средь расщелин,
Преград не зная на пути,
Склон режет пропастью ущелий
И водопадом вниз летит.
Фонтаном брызг блестит, играя,
Прохладой манит в летний зной,
В лесах от взгляда ускользает,
В пещерах прячется порой.
Коварен нрав у речки горной:
В жару ручей журчит средь скал,
Потоком мощным, непокорным
В сезон дождей бушует вал.
Ущелье узкое ей тесно,
И, полноводна, глубока,
Меняя русло, ищет место
Для быстрых вод своих река.

Река,

Из чаши вырастая,

Немая, светлая, густая,

Как бы литая из стекла,

Едва текла.

Свое пружинистое тело

Закутав в мягкие леса,

Она блестела

Как бы  литая из стекла,

Едва текла.

Свое пружинистое тело

Река ничем не выдавала,

Что целый мир

В глубинах вод

Она несет.

Назвать (записать в тетрадь) особенности характера горной реки и равнинной.

горная

равнинная

Узкая долина и русло, быстрая, шумная, коварная

Широкая долина и русло, течение спокойное, медленное

- За что люди так любят реку?

-  Прослушав стихотворение, назовите значение реки в жизни людей?

Значение рек:

От чистых ручьев из горной гряды
Бурлящих, пенящихся, юных как дева
Она превратилась в потоки воды
Спокойно текущих, как королева.

Она обнажила тысячи глыб
Дорогу вперед себе пробивая
Пристанищем стала множеству рыб
И все же, о главном не забывая.

Она утоляет жажду людей
Воды питьевой, источник бесценный
Дорогою служит для кораблей
А что получает за труд свой нетленный?
 

Дмитрий Сучков

 (вода для нужд и питья, орошение полей, транспортный путь соединяет людей, место обитания рыб)

- Что «получает»  река за свой труд от человека?

плотины;

загруженность морским транспортом;

чрезмерный водозабор;

чрезмерное рыболовство и угроза биоразнообразию;

загрязнение вод

  1. Закрепление.

На доске даётся таблица «Понятия и географические объекты»: соотнести

  1. Водораздел.

А. Часть речной долины, заливаемая водой при половодьях

  1. Долина реки.

Б.  Вытянутое в длину извилистое углубление земной поверхности

  1. Речная система.

В. Территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды

  1. Русло реки.

Г. Углубление в речной долине, по которому постоянно течет вода

  1.  Исток реки.

Д. Место, где река берет свое начало

  1. Бассейн реки.

Е. Граница бассейна рек

  1.  Пойма реки.

Ж. Река со всеми её притоками, включая и реки, впадающие в притоки

Ответ:

Рефлексия (заполнить таблицу)

Знаем

Умеем

Дом зад § 27

Уметь показывать по карте реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Вода – чудесный дар природы»

Классный час посвящен проблеме сохранения воды....

презентация Реки в природе и на географических картах

презентация к уроку географии 6 класс...

Урок географии, 6 класс, "Реки в природе и на географических картах"

Цель:  формирование глобальной картины мира через изучение темы «Реки»;Задачи: - сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; - способствоват...

Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река».

Анализ  рассказа М.М.Пришвина "Москва-река"....

Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы.

Цели. p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 10.0px 0.0px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} li.li2 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 16.0px \'Times New Ro...

Кейс «Мёд – чудесный дар природы» на проверку функциональной грамотности

Работа на оценку функциональной грамотности в формате PISA....