Реки – чудесный дар природы.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Урок географии в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок географии "Реки – чудесный дар природы" | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК В 6 КЛАССЕ.
Реки – чудесный дар природы.
Цели урока:
сформировать представление о реке, её частях, и частях речной долины, характере течения реки в зависимости от рельефа; научиться характеризовать реку, определять левые и правые притоки; выяснить значение рек в жизни людей; воспитать бережное отношение учащихся к природе;
учить работать с текстом учебника; развивать коммуникативные способности учащихся, речь;
продолжать повышать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: карта полушарий, карта России, атласы, компьютерное оборудование, рабочие листы с заданиями.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка знаний:
А) Фронтальный опрос:
- Какую оболочку мы изучаем?
- Какую её составную часть?
- Какие ещё составные части образуют гидросферу?
Б) Проверка номенклатуры по данной теме:
Проложить водный маршрут сейнера от г. Рио-де-Жанейро до г. Ханой (Корейский полуостров)
Затем показать по карте и назвать все географические объекты.
( выслушать несколько учеников, выбрать лучший маршрут и объяснить почему)
В) Игра «Рыбалка»
На карте прикреплены фигурки с морскими животными, под каждым из них вопрос по теме «Части Мирового океана», ответить на вопросы (вопросы по теме «Мировой океан» в приложении)
Г) Письменная проверка знаний: диктант с самопроверкой.
1) Его площадь 361 млн. км2
2) Водная оболочка Земли…
3) Часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, животным и растительным миром
4) Море без берегов
5) Цветные моря.
6) Моря, окружённые сушей, называют…
7) Узкое водное пространство, ограниченное берегами…
8) Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды – часть гидросферы, которую называют…
9) Часть океана, глубоко вдающаяся в сушу и с 3-х сторон омывает водой…
10) Самый глубокий, самый тёплый, самый великий океан…
Учащиеся обмениваются работами в парах и проверяют правильность цветными карандашами и ставят оценки, ответы и критерии оценки называет учитель: 1 недочёт – «5-», 2 – «4», 3 - «4-», больше 3-х - «3»
- Объяснение темы урока.
- Путешествия можно совершать не только по морям, но и по суше, используя при этом воды суши. Какие? Догадайтесь…
По - скифски – «Дон», на языке манси – «Обь», у черкесов – «Псоу», по-удмуртски – «Кама». А как по-русски?
О ней говорят: людская, молочная, подземная, бурная, широкая, узкая, извилистая, горная, сплавная, судоходная, светлая, мутная… Это река. Тема нашего урока «Реки – чудесный дар природы».
Если посмотреть на земную поверхность с высоты птичьего полёта, нельзя не удивиться необычайной извилистости речных русел. Всего на Земле 20 млн. рек. В России – 2,5 млн.
Общая протяжённость всех рек – это путь до Луны и обратно.
- С каким чувством люди относятся к рекам?
Волга – «матушка», великая русская река
Енисей – батюшка, могучий богатырь
Лена – «сибирская красавица»
Обь (коми) – «бабушка»
Ангара – «дочь Байкала»
(с любовью)
Дадим определение понятию «река», выбрав правильные слова из списка: естественный, быстрый, постоянный, водный поток, голубой, широкий, текущий в понижении рельефа.
Река - естественный, постоянный водный поток, текущий в понижении рельефа - русле.
Откройте учебник на странице 171, найдите в тексте определение реки, сравните его с тем которое дали мы с вами.
В результате деятельности текучих вод в течение долго времени образуется речная
долина. Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление.
Речная долина имеет русло и пойму.
Части речной долины: (на доске)
Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.
Пойма – нижняя часть речной долины, регулярно заливаемая в половодье.
( прикрепить карточки с названием частей к схеме долины на доске, зарисовать в тетрадь и подписать) Записать определения в тетрадь со слов учителя.
1.Каждая река имеет своё начало. Начало реки – исток.
Река Волга берёт начало из заболоченной местности Валдая (Валдайская возвышенность). Её исток – родник у старой деревни. Маленьким ручейком начинается великая река. Здесь поставлен небольшой деревянный домик на сваях. В центре домика имеет круглое отверстие, находящееся над самим истоком. Домик закрыт на ключ, но говорят, что ключ хранится у жителей самого первого дома (дальнего от истока) деревни, и можно попросить открыть домик.
Место впадения реки в другой водоём – устье.
(прикрепить карточки с названием частей реки)
- Как по карте определить, где начинается, а где заканчивается река? (используя фоновую окраску)
Определите исток и устье рек, используя карту России в атласе (работа в группах)
Название реки | Исток | Устье |
Волга | Валдайская возвышенность | Каспийское море |
Лена | ||
Ангара | ||
Амазонка | ||
Вывод: истоком реки могут быть болото, родник, горный ледник, озеро. Только море не может быть истоком.
-На своём пути река принимает воды малых рек – притоков, которые также имеют свой исток, а устьем является главная река.
- Как можно различать притоки?
Они могут быть левыми и правыми. Волга имеет направление течения с севера на юг, я стою перед вами так, как если бы это была река Волга, слева и справа её притоки.
-Определите, какими являются для реки их притоки.
Притоки рек (продолжи предложения)
Кама для Волги …приток
Ока для Волги…приток
Иртыш для Оби … приток
Ангара для Енисея… приток
-У реки Нил притоков нет. Почему?
Река со своим притоками – речная система.
Валдайская возвышенность является истоком 3-х рек – Волги, Днепра и Северной Двины. Днепр направил свои воды к Чёрному морю, Северная Двина – к Балтийскому, а Волга впадает в Каспийское море.
- Почему же реки направились в разных направлениях? Что влияет на их направление?
(рельеф)
Местность, с которой река со своими притоками собирает воду (талую, дождевую, подземную) –бассейн реки.
-Что является бассейном рек?
Оби | |
Волги | |
Амазонки |
Граница между бассейнами рек – водораздел.
-Что разделяет реки?
Енисей | Лена | |
Обь | Волга | |
Из текста § стр. 172 найти и выписать определения понятий «исток, устье, речная система, бассейн, водораздел».
Моря, в которые впадают реки являются частью океанов, поэтому реки, как и моря являются частью бассейна океана. Например, р. Обь, впадая в Обскую губу Карского моря, относится к бассейну Северного Ледовитого океана.
Распределите реки по бассейнам океанов:
Хуанхэ и Янцзы –
Енисей и Лена –
Дунай и Днепр-
Инд и Ганг –
Миссисипи и Амазонка –
- Река, словно живое существо…
Разве бывает она одинаковой в течение года? Отнюдь? Весной она полноводна и часто разливается, летом мелеет. Зимой прячется под ледяное покрывало и спит до весны, до тех пор, пока не сойдёт лёд. Мы называем это режимом реки – изменение уровня воды в реке в течение года. От режима рек зависит их питание: летом и осенью – дожди, зимой - подземные воды, весной – талые воды. И у рек есть характер.
По характеру реки выделяют горные и равнинные: прослушав, стихотворение определите характер горной и равнинной реки.
С вершин, что спят за облаками, | Река, Из чаши вырастая, Немая, светлая, густая, Как бы литая из стекла, Едва текла. Свое пружинистое тело Закутав в мягкие леса, Она блестела Как бы литая из стекла, Едва текла. Свое пружинистое тело Река ничем не выдавала, Что целый мир В глубинах вод Она несет. |
Назвать (записать в тетрадь) особенности характера горной реки и равнинной.
горная | равнинная |
Узкая долина и русло, быстрая, шумная, коварная | Широкая долина и русло, течение спокойное, медленное |
- За что люди так любят реку?
- Прослушав стихотворение, назовите значение реки в жизни людей?
Значение рек:
От чистых ручьев из горной гряды
Бурлящих, пенящихся, юных как дева
Она превратилась в потоки воды
Спокойно текущих, как королева.
Она обнажила тысячи глыб
Дорогу вперед себе пробивая
Пристанищем стала множеству рыб
И все же, о главном не забывая.
Она утоляет жажду людей
Воды питьевой, источник бесценный
Дорогою служит для кораблей
А что получает за труд свой нетленный?
(вода для нужд и питья, орошение полей, транспортный путь соединяет людей, место обитания рыб)
- Что «получает» река за свой труд от человека?
плотины;
загруженность морским транспортом;
чрезмерный водозабор;
чрезмерное рыболовство и угроза биоразнообразию;
загрязнение вод
- Закрепление.
На доске даётся таблица «Понятия и географические объекты»: соотнести
| А. Часть речной долины, заливаемая водой при половодьях |
| Б. Вытянутое в длину извилистое углубление земной поверхности |
| В. Территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды |
| Г. Углубление в речной долине, по которому постоянно течет вода |
| Д. Место, где река берет свое начало |
| Е. Граница бассейна рек |
| Ж. Река со всеми её притоками, включая и реки, впадающие в притоки |
Ответ:
Рефлексия (заполнить таблицу)
Знаем | Умеем |
Дом зад § 27
Уметь показывать по карте реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Вода – чудесный дар природы»
Классный час посвящен проблеме сохранения воды....
Минеральная вода - чудесный дар природы
Презентация к занятию....
презентация Реки в природе и на географических картах
презентация к уроку географии 6 класс...
Урок географии, 6 класс, "Реки в природе и на географических картах"
Цель: формирование глобальной картины мира через изучение темы «Реки»;Задачи: - сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; - способствоват...
Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река».
Анализ рассказа М.М.Пришвина "Москва-река"....
Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы.
Цели. p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 10.0px 0.0px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} li.li2 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 16.0px \'Times New Ro...
Кейс «Мёд – чудесный дар природы» на проверку функциональной грамотности
Работа на оценку функциональной грамотности в формате PISA....