урок 6 класс "Строение вулкана"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

урок географии в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geografii_vulkany.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 Выселковский район ст. Новогражданская.

Открытый урок по географии в 6 классе

«Вулканы. Горячие источники»

Подготовила учитель географии

МБОУСОШ № 11 ст. Новогражданской

Самченко Ольга Николаевна

Ст. Новогражданская

2013 год.

Тема: Вулканы. Горячие источники.

Цель урока: сформировать представление о происхождении вулканов,

                    гейзеров. Ознакомить с отличиями действующих и потухших  

                    вулканов.

Оборудование:  карта полушарий; карточки с терминами «магма», «мантия»,

                             «лава»; слайды, демонстрационные таблицы «Типы

                             вулканов».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Опрос.

Задания на знание фактов, понятий.

  • Что такое землетрясения, каковы его причины?
  • Объясни - термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения.
  • Какие разрушения проводит землетрясение в 1, 3, 7, 10 баллов?
  • Что такое горст и грабен? В результате каких движений они образуются?

Задания на проверку понимания связей

  • Может ли быть землетрясения в вашей местности? Почему?
  • Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах?
  • Как предсказать землетрясения?
  • Каковы требования к строительству зданий в сейсмически активных зонах?
  1. Изучение нового материала.

На экране название темы  (слайд 1).  Далее учитель знакомит учащихся с основной целью урока (слайд 2).

  • Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот почему он образуется, откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке.  Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.
  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?
  • Давайте послушаем сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

Откуда пошло название «Вулкан».

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов. В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок  Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живёт он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие (слайд 3). Из горы непрерывно вырывались клубни дыма и языки пламени, а также вязкая жидкость (магма), которая имела высокую температуру (слайд 4, 5).

«Образование вулкана в современных условиях»

Когда в недрах Земли образуется магматический очаг, расплавленная жидкая магма с такой силой давит снизу на тектоническую плиту, что она начинает трескаться. По трещинам и разломам магма устремляется вверх, проплавляя горную породу и расширяя трещины. Так образуется выводной канал. Он проходит в центре вулкана, по нему расплавленная магма изливается из жерла вулкана наружу в виде огненно-жидкой лавы. Продукты извержения - пемза, лава, туфы- оседает на склонах вулкана, формируя конус. На вершине вулкана впадина - кратер. На дне кратера видно жерло вулкана - отверстие выводного канала, через которое извергается пепел, раскаленные газы и пары воды, лава и осколки горной породы. Жерла вулкана могут быть зияющими- пустыми или заполненными расплавленной лавой. Если лава застывает в жерле, то образуется твердая пробка, которую может пробить только сильное извержение вулкана, при этом происходит мощный взрыв (слайд 6, 7).

  • Перед вами на экране строение вулкана (слайд 8). Ваша задача срисовать этот рисунок себе в тетрадь, подписать, где находится жерло, кратер, конус вулкана.
  • 1 ряд запишет, что такое кратер, 2 ряд – жерло, 3 ряд – конус.

Кратер – (от греч. – большая чаша) – углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.

Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава (слайд 9).

Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой – куполообразные.

  • Вулканы могут находится на дне океанов, а могут и на суше. Попробуйте ответить на вопрос, в чём причина появления вулканов на материковой земной коре?
  • Следует подвести учеников к мысли, что вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.
  • Начертите схему в тетради:

- Ребята, как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке?

Виды вулканов (слайд № 10-13)

  1. Действующие - считаются  те вулканы, об извержениях которых сохранились какие-либо свидетельства в истории человечества.

  1. Потухшие - вулканы были активными лишь в доисторическое время. Очаг под  ними давно потух, а сами они бывают так сильно разрушены, что только исследования геологов обнаруживают следы древней вулканической деятельности.

  1. Спящие -  вулканы в историческое время не извергались, но в любой момент может начаться их катастрофическое извержение, ведь магматический очаг под ними не потух. Уснувшие вулканы проявляют признаки жизни: они могут куриться- из их кратера идет дымок, из трещин в горе выделяются газы и пар, бьют горячие источники. Чем дольше спящий вулкан находится в стадии покоя, тем он опаснее: мощь его взрывного пробуждения может быть катастрофической.

Типы извержений  (слайд № 14- 17)

1. Эксплозивные извержения - взрыв вулкана происходит при высвобождении вулканических газов из густой магмы. При таких извержениях разрушаются вершины гор и в небо на огромную высоту выбрасываются миллионы тонн пепла. Пепел, газы и пар поднимаются в небо на десятки километров в виде  кудрявых туч. 

2. Эффузивные извержения- при эффузивном извержении  вулкана жидкая лава свободно растекается с образованием лавовых потоков и покровов.

3. Экструзивные извержения -из кратера вулкана выбрасывается огромное количество горящих газов и раскаленной лавовой пыли. Распространяясь вокруг вулкана с огромной скорость, эта палящая туча молниеносно выжигает все на очень большой площади.

- Вулканы и следующее явления природы, которое мы изучим, встречаются почти всегда вместе. Послушайте, а затем скажите, как называется это явление: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. (Гейзер)

- Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? (слайд № 18-19)

Итоги урока.

- Итак, мы с вами изучили новую тему. Подведём итог, что вы узнали нового на уроке?  ( слайд № 20)

Домашнее задание.

Параграф 19 . обозначить на контурных картах потухшие и действующие вулканы: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевская Сопка, Гекла, Эльбрус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок –путешествие "Вулканы".

Цели:расширить и углубить знания о вулканах и их строении,  познакомить с географией  их размещения;  выявить причины возникновения вулканов, развивать умения сравнивать, анализировать,...

Урок-путешествие "Вулканы" 6класс

Урок объяснения нового материала методом эвристической беседы технологии проблемного обучения с использованием ИКТ...

7 класс. Тема 2 «ЧС геологического происхождения», урок 7 «Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле».

Данная презентация иллюстрирует седьмой урок ОБЖ в 7 классе  «Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 к...

Урок .Землетрясения. Вулканы.Гейзеры.

Презентация интересна тем,что дети впервые знакомятся с такими понятиями,как "вулкан" и "землетрясения" ,причины их возникновения, как себя вести при таких явлениях(практические советы)...

Урок географии "Вулканы"

Урок географии спланирован с учетом содержания программы и входит в серию уроков раздела «Оболочки Земли. Литосфера». Урок построен по технологии развития критического мышления. В основу урока з...

6 класс Урок-презентация "Вулканы"

Материал к уроку в 6 классе по географии "Вулканы". Представлена презентация к уроку. В материале находятся индивидуальные задания, практические работы. Возможно использовать для работы как в классе ,...

Урок –путешествие "Вулканы".

Урок –путешествие  "Вулканы"....