Конструкт урока по теме"Северо-Западная Россия" с новыми требованиями ФГОС
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Обращение к разработке программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, характерной чертой которого является, стремительное совершенствование системы образования, связанное с возрастанием роли человека в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_uroka_severo-zapaad.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Свердловской области
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования»
(ГБОУ ДПО СО «ИРО»)
Кафедра естественнонаучного и математического образования
Проект
Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроке географии в 9 классе при изучении темы
«Северно-Западная Россия»
ОП «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения» (для учителей физики, химии, биологии, географии» (в рамках КПМО)
(108 ч.) с использованием ДОТ))
Ежова Надежда Станиславовна
МБВСОУ ЦО «Творчество»
г.Екатеринбург 2013 г.
Пояснительная записка
Обращение к разработке программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, характерной чертой которого является, стремительное совершенствование системы образования, связанное с возрастанием роли человека в современном мире.
Главный смысл модернизации образования заключается в достижении качественных образовательных результатов, что тесно связано с современными видами учебной деятельности, определяемыми использованием инновационных образовательных технологий, методов, организационных форм и средств обучения.
Выделение фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Качество усвоения знаний определяется многообразием универсальных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов)
Л.С. Выготский рассматривал обучение как движущую силу развития.
Эта концепция учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на таких компонентах «знания в действии», как способность применять на практике полученные знания и навыки, а также мотивация к эффективным действиям.
Таким образом, программа развития УУД основывается на положениях культурно-исторического системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках. Этим и обусловлен выбор темы моего проекта «Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроке географии в 9 классе при изучении темы «Северо-Западная Россия».
Цель работы: на основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы и с учетом требований ФГОС составить конструкт урока географии в 9 классе по теме «Северо-Западная Россия».
Задачи работы:
- Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание фундаментального ядра ФГОС
- Отобрать приемы, методы, средства, развивающие универсальные учебные действия на уроке географии в 9 классе по теме «Северо-Западная Россия».
- Создать конструкт занятия, отражающий развитие универсальных учебных действий у обучающихся при изучении темы «Северо-Западная Россия» в 9-ом классе.
Объект исследования: ФГОС основной школы.
Предмет исследования – развитие универсальных учебных действий на уроках географии в 9 классе.
Планируемый результат: повышение профессиональной компетентности педагога в реализации ФГОС на уроках географии в 9-ом классе.
КОНСТРУКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РОССИЯ»
Класс: 9
Тема: Северо-западная Россия
УМК: рабочая программа по географии для основного общего образования по географии, учебник В.П.Дронов «География России. Население и хозяйство. 9 класс», географический атлас «География России 8-9 классы», В.П.Дронов Методическое пособие по курсу «География России. Население и хозяйство. 9 класс», В.П.Дронов «Рабочая тетрадь по географии 9 класс», мультимедийная презентация урока, конструкт урока.
Оборудование: доска, компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: словесные (объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации), практические (работа с картой, построение опорного конспекта).
Цели:
Образовательная:
- сформировать представление о Северо-Западном экономическом районе;
- изучить особенности экономико-географического положения и специализацию района.
Развивающая:
- продолжать формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации , анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.
- способствовать развитию речевой моторики, общегеографической культуры.
Воспитательная:
-развивать навыки работы учащихся в группе;
- воспитывать организованность и самостоятельность;
- воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.
Метапредметные:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения характеризовать экономико-географическое положение региона и направление специализации.
Универсальные способы деятельности (УУД):
- развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
-развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, презентацию с помощью
КСО.
Предметные:
- формирование представления об особенностях Северо-Западного экономического района;
- развитие умений работы с географической картой и другими информационными источниками;
- формирование навыков нахождения, использования и презентации географической информации.
Предполагаемый учебный результат:
- планируется способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы по полученным на уроке знаниям и применять их на практике.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: словесные (объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации), практические (работа с картой, построение опорного конспекта).
Этапы урока и деятельность участников учебного процесса:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развитие УУД |
Организационный | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Проверка готовности рабочего места ученика и учителя |
Актуализация знаний. Мотивационно-целевой. Изучение нового материала (Усвоение новых знаний и способов деятельности) | Предлагает посмотреть видеофрагмент и сформулировать тему и цели урока. На слайде тема урока «Северо-Запад России». После формулировки целей выводит их на экран. -Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущие уроки и новую тему. -Определение состава Северо-Западного района по карте атласа. -В чем уникальность этого региона? -Подводит к выводу: уникальность региона состоит: выход к Балтийскому морю и наличие Калининградской области, находящаяся за пределами границ России. -Определение ЭГП Северо-Западного района по карте атласа России и сравнение его с ЭГП Центральной России. Проверяет полученный результат. Практическая работа. Работа в группах. -Организует усвоение новых понятий через практическую работу: «Специализация Северо-Запада» Используя дополнительный статистический материал ответьте на вопросы и запишите ответы в таблицу. - При необходимости оказывает консультативную помощь. | Настрой на урок. Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока. -Определяют, но у них не хватает знаний по данной теме, поэтому их необходимо добыть на уроке. -Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность (§ 46). -Предлагают свои варианты уникальности региона. -Знакомятся с фрагментом фильма о Калининградской экономической зоне. -Самостоятельно знакомятся с картой атласа, для определения ЭГП региона, заполняют сравнительную таблицу. Анализируют данные. -Групповая работа. Анализируют данные используя статматериал, заполняют таблицу, отвечают на вопросы, делают выводы. Сравнивают результаты. | Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности урока (осознание роли географии в познании окружающего мира) Предметные результаты: Формулирование темы и цели (освоение системы географических знаний о природе, хозяйстве региона) Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы; -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - осуществлять самоконтроль; (использование географических ЗУН) Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию результатов; -определение основной и второстепенной информации; -проводить синтез (восстановление целого из частей); -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей (составлять и анализировать характеристики отдельных компонентов географических систем) Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества |
Применение изученного. Рефлексия (стадия осмысление) | -Вопросы для устного контроля: 1.Какие области входят в состав Северо-Западного района? 2.Почему промышленность города связана с морским побережьем? 3.Назовите ведущие отрасли промышленности региона? 4.Какую роль в экономике России играет Калининградская область? | Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - выстраивание логической цепочки рассуждения; - рефлексия способов и условий действий (давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала) Коммуникативные УУД: - уметь устно выражать свои мысли, идеи (выражать своё отношение к развитию этого региона) Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности | |
Итог урока, самооценка. Домашнее задание. | Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Способствует адекватной оценке правильности результатов действия. Объясняет д/з: §46 (вопрос 2). Работа с контурной картой. | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения Записывают домашнее, задание в дневник. | Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности, - выстраивание логической цепочки рассуждения; - рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; -понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Заключение
В ходе работы были изучены нормативные документы и учебно-методическая литература, раскрывающая содержание фундаментального ядра ФГОС; отобраны приемы, методы, средства, развивающие универсальные учебные действия на уроке географии в 9 классе по теме «Северо-Западная Россия»; создан конструкт занятия, в котором отражено развитие универсальных учебных действий у обучающихся при изучении темы «Северо-Западная Россия» в 9-ом классе.
Таким образом, достигнут планируемый результат, именно, повышение профессиональной компетентности педагога реализации ФГОС на уроках географии в 9-ом классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по теме "Северо-Западный район"
Урок изучения нового. Модульный урок с применением компьютерной презентации. Начинается урок с проблемной ситуации, повторение изученного осуществляется как соревнование по рядам. Изучение нового прох...
Проект урока по теме:"Среднее арифметическое"в контексте требований ФГОС ООО.
Разработка проекта урока по математике 5 класс по теме: "Среднее арифметическое".Данный урок является первым при изучении темы....
Урок истории в 6 классе по теме: « Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».
Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и...
Методическая разработка к уроку географии в 9 классе по теме:"Северо-Западный экономический район."
....
Разработка урока в 9-м классе по теме "Северо-Западный экономический район России"
Урок на основе пректной деятельности с созданием "рисунка-образа" по Северо-Западному эк.району...
Разработка урока географии для 9 класса по теме "Северо-Западный экономический район. Природа и население"
Разработка урока географии для 9 класса по теме "Северо-Западный экономический район. Природа и население"...
Презентация к уроку ОДНКНР в 8 классе по теме "Северо-Западный федеральный округ. Верования и традиции."
Данная презентация содержит материалы по культурному и духовно-нравственному наследию народов СЗФО....