Презентация тематического классного часа "Легендарная трасса АЛЯСКА - СИБИРЬ"
классный час по географии (11 класс) по теме

Андреева Елизавета Афанасьевна
Материал позволит познакомиться с историей воздушной трассы "Аляска-Сибирь", по которой в годы ВОВ советские летчики, рискуя жизнью, перегоняли истребители и бомбардировщики, поставляемые  из США в СССР;    -Воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы ВОВ.
Эта почти неизвестная история времен ВОВ на самом деле - предмет национальной гордости, о котором мы все должны знать и помнить !
 

 

Скачать:


Подписи к слайдам:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Тематического классного часа в 11 «А»кл. «Легендарная трасса АЛЯСКА – СИБИРЬ».Посвящается 70-летию АЛСИБА. Подготовила классный руководитель Андреева Е.А. с творческой группой учеников из класса. Легендарная трасса «Аляска- Сибирь». Все ли мы о ней знаем? Цель: -Познакомить с историей воздуш- ной трассы "Аляска-Сибирь", по которой в годы ВОВ советские летчики, рискуя жизнью, перегоняли истребители и бом - бардировщики, поставляемые из США в СССР; -Воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы ВОВ. Предварительная подготовка Заранее группе учеников (помощникам) дается задание: подобрать интернет-ресурсы и подготовить презентацию.Подготовить ИКТ для мультимедийного проектирования презентации. Выбрать ведущих в помощь кл. рук. Заранее готовится настенная карта, где красной лентой отмечены маршрут трассы и аэродромы дозаправки. Гриф секретности снят В годы холодной войны о ленд-лизе в СССР старались не говорить, и в том числе были забыты герои трассы Алсиб - советские перегонщики. В этом году исполняется 70 лет с начала действия авиаперегоночного маршрута «Аляска – Сибирь». Эта почти неизвестная история времен ВОВ на самом деле - предмет национальной гордости, о котором мы все должны знать и помнить ! АЛСИБ - воздушная трасса «Аляска-Сибирь» между Аляской (США) и СССР начала действовать в октябре 1942 года.
Так что же такое Алсиб?!? Алсиб-воздушная трасса Аляска-Сибирь между Аляской(США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Фербенксе на Аляске. ОСНОВНЫЕ МАРШРУТЫ: Поставки грузов из США по ленд-лизу проводились по нескольким трассам:через северную Атлантику до Мурманска и Архангельска;через Тихий океан до Владивостока;через Транс -Иранский маршрут: Индийский океан до Иракского порта Басра и далее через Иран в СССР. ВОЗДУШНАЯ ТРАССА США-СССР. 9 октября 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации доставки самолётов из США в СССР по воздуху. В ноябре 1941 года началась реконструкция уже имеющихся аэродромов. В июле 1942 года Владимир Коккинаки на бомбардировщике Б-25 пролетел по недостроенной трассе, и доставил в Москву американскую правительственную комиссию по вопросам согласования начала перегонки самолётов. 23 июля для приёмки трассы вылетела комиссия Обследовав маршрут, комиссия разрешила запуск трассы во временную эксплуатацию.
ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКОВ Перегоночная дивизия была сформирована летом 1942 года в городе Иваново. Здесь лётчиков знакомили с американскими самолётами и проводили тренировочные полёты. АЭРОДРОМЫ ВОЗДУШНОЙ ТРАССЫ АЛСИБ: К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию 10 аэродромов: 5 базовых, отремонтированных: в Якутске и Красноярске, и новые : в Киренске, Сеймчане и Уэлькале; так же 5 запасных : в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелёхе (Сусуман) и Марково. Строились аэродромы в Бодайбо, Витиме, Усть-Мае, Хандыге, Зырянке, Анадыре. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде — 15. Красноярск - УэлькальЯкутск — ХабаровскАнадырь — Магадан — ХабаровскМагадан — Киренск — КрасноярскЯкутск — Тикси
На носу самолёта надпись "Екатерина Великая"
7 октября 1942 года первая партия самолётов вылетела из Фэрбенкса. Это были 7 истребителей П-40, лидером группы шёл бомбардировщик Б-25 под управлением самого начальника трассы — Мазурука. По разным причинам путь до Красноярска занял 33 дня. В город самолёты прибыли 16 ноября.
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Командиром дивизии и начальником трассы был назначен полковник Илья Павлович Мазурук — полярный лётчик, Герой Советского Союза. В дивизию входило 5 авиаполков. Осенью лётный состав был перевезён на трассу. Штаб дивизии и управление воздушной трассы располагались в Якутске. Командиром дивизии и начальником трассы был назначен полковник Илья Павлович Мазурук — полярный лётчик, Герой Советского Союза. В дивизию входило 5 авиаполков. Осенью лётный состав был перевезён на трассу. Штаб дивизии и управление воздушной трассы располагались в Якутске.
На командном пункте Мельников А.Г. принимает на посадку группу самолётов из Фербенкса. справа И.П. Мазурук
На Алсибе бомбардировщики и транспортные самолеты перегонялись по одному, или группами по два-три самолёта.
Истребители перегоняли “гусиным строем” – впереди опытный, изучивший маршрут ведущий, за ним – “клином” – одномоторные “Кингкобры” и сзади – бомбардировщик “Бостон”. Его команда следила за строем – не отбился ли кто-нибудь, не потекло ли у кого масло. Если подвел мотор, “замыкающий” держал под контролем вынужденную посадку и замечал место, чтобы прийти на помощь
ПОТЕРИ На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 113человек.Причины потерь: сложные метеоусловия , плохое метео обеспечение, производственные дефекты (по этой причине потеряно 8 машин), неполная подготовка к вылету материальной части (потеряно 7 машин), плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях (потеряно 18 самолетов), недисциплинированность лётного состава (потеряно 8 самолётов), плохая организация полётов (потеряно 9 самолётов). Над Верхоянским хребтом, одним из наиболее сложных участков перегонки. Опасная красота - в случае отказа мотора летчика мог спасти только парашют. Но вызволить его из ледового плена гор уже не могла никакая экспедиция.
Порой прошлое, не отмеченное в памяти вчера, впоследствии оказывается значительным, нужным сегодня...
Памятники героям Алсиба: 牤⽳桳灡硥汭砮汭囬櫝㜣블쐝雜ᆲ뉤ⴤ廙ᝤ朓뗩톬둸䣑⒃主栧૯ྥ堒쌼跤䧺㬚倿䭍끣购캎塀鷴쳯쯾⥕鋉⬛䪴캓皋롂㩢樓⚞콯瞎ዶᵢᥕ媕㓱礶៥헻囘鬄ᶕ楗㡒赗ⵛો剞䋻屗ⵡꛗ຤㍓啯宆Ხࡵ쩔띖ờ䪶吪r橗괹옦Ⴤꖑ㝉訡࢖y뽜羯澯ᯫ㽼ﯠ璉嚒ᱣ凷猤涹ꈲ❿첣ௐ㉑ٗ১威鴡晵褊ꃹ䅕旜벅炜➒痈⚕㾨䝶鼃㘙堰뀻裡뱴䷊涹ޞ瓻菐聝邙䁋迭㻺㨃⯦ᡇ탑㎯琘ꍺ뭑෗옹뱄敩箬䧖䴨朌뜎읊祴鵢萾걿뇴犐ћ⇂ූ䢹톓㮠㸀ե姖༵잹䌤缐澪ⶨ鋈ᡊ⥨ڲꥀ툂蹹ዦ妢ᗆ旯﫛觲鐱ꆏ귍㴊됷Ъ㘻륚Ѣ縊╆豕१蓉쌁玛㤶齹뜾톐ᆸ턞削ӫ넋ꪼ㋄ꭳ鴣艹㎐䏼ꈓﳖ쫳좆鲁㚅ॗ⇁䠱獌ꛛ尼鴸蚋ㆯ辦괮몛쥋趷ꤟ궴鼗┢✵ﴨﺽ픐柬榧᪂䮗觠ꅿ栲ᡭ㥒낇菻貒柧㙴ʽ㯣뻽ӗꋣꜽ鳈㤣熸㘘⁑鼂沐ⳕ䭣핁ꨜ夹蘨鴀鼀퍔䖊끶猉傱洺쩔얽켑춮앬埮猏뚷㙳糺흠캬弖獋શ컨팖춫ᣰ瞠⢁谼냼㳑먤❉Ọ멥儸︖騺⡱郎虓브죭繆紹삲꾩栘綷삲卬♊핲퐝횿﫧﫻源师꺒뤱﮽ﺱ㱌冭겍件䳟쉭뾍柂㾊㱓ᙰ4뺩﮹귾セ␟꾴밹㺢廿䦫臽뿔῔켡ꀟꟴ﫺ꄑ䯽퐈᪺ㅻ햴鿁＀Ͽ倀͋ᐄ؀ࠀ℀䵂ᵹ鴀ༀ搀獲搯睯牮癥砮汭遴住ッ씌䣯蝼䣈뛜굚ႄ鱣ᬆ㠈赦囓榴쉉糾퉻㒁섉ﻑ㷹移㔷ꋙ喱㦫쎄ࠀ볪閕㠮㼼ߍ⁣৖䔭櫝烤ୀ泼☪ᗩ흮₮䓞觛僠휺⡍禵趉쎰䎶駭䵪鰣䴯ꕁ㬑铔䄅ᭂ楑ꆿᴔ铞뾘㾯ปꮏ뵮啔碽鞷⒏ꦖﳠ拲絿쐅蚝푿鋷̃ᚢ趇塊蚇较쏣惹戀㮋禃⥖⥒캋ﷶ菬訤룽ᦷ阳䄦됀싈챑썈䴨袃卽폓訰链穮씘䝛㯿菅埓⾳＀Ͽ倀ŋⴂ᐀؀ࠀ℀娀ᇣ﹦цH밁ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿
Ȫ牤⽳桳灡硥汭砮汭䭐ȁ-!䋢祍ĝƝۃ牤⽳潤湷敲⹶浸偬ՋЀЀഀကࣰ眀✀뼁䘕༄Ѐ䣰ሀ਀ࣰĀƼ茀଀ヰ脀茈ԁ錈踁讟鐀梽뼀ሁሀ＀ࠀЀः㼀ăĀ
Порой прошлое, не отмеченное в памяти вчера, в последствии оказывается значительным, нужным сегодня...
Прошла война, прошла страда,Но боль взвывает к людям:«Давайте,люди, никогдаОб этом не забудем!»


Предварительный просмотр:

  Тематический  классный час.  Легендарная трасса  « АЛСИБ»,

 посвящённый 70-летию трассы Аляска -  Сибирь

                          Классный руководитель   11 «А» класса   Андреева Е.А.

Тема : Легендарная трасса «Аляска - Сибирь».  Все ли мы о ней знаем?

Цель: Познакомить с историей воздушной трассы "Аляска-Сибирь", по которой в годы Великой  Отечественной войны советские летчики, рискуя жизнью, перегоняли истребители и бомбардировщики, поставляемые по ленд-лизу из США в СССР;  - возродить память об АЛСИБЕ;

-Воспитание патриотизма, духовно – нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему нашей Родины

Оборудование: ПК, проектор, презентация «Крылья победы».

Последний полет в бессмертие.

Вед.1- Серое морозное утро. Свинцовое небо в клочьях угрюмых низких облаков. Над таежным аэродромом стоит режущий гул прогреваемых моторов. Копоть ржавых выхлопов от стылых двигателей стелется по взлетной полосе в сторону Ангары. Истребитель капитана Чуйко еще с ночи «по пробку» заправлен топливом и тщательно осмотрен техниками. Густая изморозь на стеклах кабины и тонкий предательский ледок на винте тщательно удалены. Накануне с маршрута Киренск – Красноярск он вынужденно приземлился на запасном аэродроме подскока п. Нижнеилимск, – рваные снежные заряды, грозное обледенение и порывистый ветер не оставили шансов легкому фронтовому истребителю продолжать нужный курс и высоту к конечному аэродрому трассы.

Вед.2 -Но там, далеко на западе, за пять с лишним тысяч километров от авиатрассы, удушающе кровавый, смертельный 1943 год. Гибельно, глупо и безумно, но надо лететь: смрадное дыхание тяжелейшей войны ощущается даже в этой глуши, в затерянном в огромной тайге сибирском поселке, скукоженно притулившемся на берегу едва замерзшей Ангары.

 ВЕД.1 - Войскам как кровь нужны самолеты – и трасса, как живая, огромная артерия, круглосуточно и лихорадочно пульсирует в сумасшедшей пляске оглушающего перегона. Все для фронта сейчас и сразу, для себя – потом, в следующей, счастливой мирной жизни.

Вед.2 -  Наскоро позавтракав и приняв от промерзшего техника самолет, Чуйко шумно влезает в стылую кабину «Аэрокобры». Дверца фонаря кабины навсегда скрывает его стройную фигуру в огромных меховых унтах и летной куртке, строго перетянутой планшетом с картой и ремнем пистолета. С диспетчерской вышки спешно дали утреннюю метеосводку, следом красную ракету на взлет – и самолет коротким энергичным разбегом оторвался от натруженной, усталой полосы.

Вед.1 -Уверенно, с плавным набором высоты до требуемого эшелона, Чуйко отработанно встал на нужный полетный курс, – впереди конечный на трассе аэродром Красноярска, всего каких-то полтора часа полета. В наушниках шлемофона шумно и надоедливо потрескивает эфир, но различимая радиосвязь с аэродромом взлета держится устойчиво.

Вед. 2 - Полет начался в штатном будничном режиме военного времени,  так хочется думать, так запланировано, и ничто не предвещает скоротечной беды. Но уже через 16 роковых минут он станет последним полетом в никуда, трагическим маршрутом в бесконечность. Как запоздалый фатальный выстрел на дуэли – на 17-й минуте связь предательски и навсегда оборвется. Глухая приангарская тайга под мрачным колпаком унылого зимнего неба жадно проглотит истребитель и пилота…

Вед.1 - Так морозным днем 24 октября 1943 года над пустынной северной кромкой Братского района, в бездонном небе совершенно секретной авиаперегоночной трассы «Аляска – Сибирь» драматично разыгралась одна из страшных трагедий войны.

Вед.2- В годы холодной войны о ленд-лизе в СССР старались не говорить, и в том числе были забыты герои трассы Алсиб - советские перегонщики. В этом году исполняется 70 лет с начала действия авиаперегоночного( до 1998 года секретного) маршрута «Аляска – Сибирь». Эта почти неизвестная история времен войны на самом деле - предмет национальной гордости, о котором мы все должны знать и помнить.

          Так что же такое Алсиб?!?

Вед.1 - Алсиб-воздушная трасса Аляска-Сибирь между Аляской(США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске.

Вед.2 - В качестве второстепенных задач на трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической    почты, дипломатических работников.    

Поставки грузов из США по ленд-лизу проводились по нескольким трассам:

  • через северную Атлантику до Мурманска и Архангельска;
  • через Тихий океан до Владивостока;
  • через Транс иранский маршрут: Индийский океан до иракского порта Басра и далее через Иран в СССР.

Вед.1 - 9 октября 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации доставки самолётов из США в СССР по воздуху. В ноябре 1941 года началась реконструкция уже имеющихся аэродромов. В Красноярске удлинили две бетонные взлетно-посадочные полосы, сделали рулёжные дорожки, оборудовали самолётные стоянки.

 Был реконструирован аэродром в Якутске.

Вед.2 - Строительство новых аэродромов началось в 1942 году. Вдоль трассы строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции, уточнялись полётные карты. 27 апреля 1942 года Гражданский воздушный флот, строящий и эксплуатирующий трассу, был подчинен Военно-Воздушным силам Красной Армии. В июле 1942 года Владимир Коккинаки на бомбардировщике Б-25 пролетел по недостроенной трассе, и доставил в Москву американскую правительственную комиссию по вопросам согласования начала перегонки самолётов. 23 июля для приёмки трассы вылетела комиссия ГУ ГВФ. Обследовав маршрут, комиссия разрешила запуск трассы во временную эксплуатацию.

Вед.1 -К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию 10 аэродромов: 5 базовых — отремонтированные в Якутске и Красноярске, и новые в Киренске, Сеймчане и Уэлькале; так же 5 запасных — в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелёхе (Сусуман) и Марково. Строились аэродромы в Бодайбо, Витиме, Усть-Мая, Хандыге, Зырянке, Анадыре. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде — 15.

Вед.2 -Перегоночная дивизия была сформирована летом 1942 года в городе Иваново. Здесь лётчиков знакомили с американскими самолётами и проводили тренировочные полёты.

Вед.1 -Командиром дивизии и начальником трассы был назначен полковник Илья Павлович Мазурук — полярный лётчик, Герой Советского Союза.(слайд 6) 

Вед.2 - В дивизию входило 5 авиаполков. Осенью лётный состав был перевезён на трассу. Штаб дивизии и управление воздушной трассы   располагались в Якутске.

Вед.1 -Место, где советские лётчики принимали эстафету по перегонке самолётов от американских коллег, находилось в городе Фэрбенкс. Здесь советскими специалистами производилась приёмка самолётов, и далее их перегоняли уже лётчики из СССР.

Вед.2 - Фэрбенкс, находящийся в центре Аляски был выбран в качестве места передачи самолётов из-за его лучшей защищённости по сравнению с Номом, в случае нападения японцев, которые летом 1942 оккупировали часть штата Аляска. 7 октября 1942 года первая партия самолётов вылетела из Фэрбенкса. Это были 7 истребителей П-40, лидером группы шёл бомбардировщик Б-25 под управлением самого начальника трассы — Мазурука.

Вед.1 -По разным причинам путь до Красноярска занял 33 дня. В город самолёты   прибыли 16 ноября.  

-На Алсибе бомбардировщики и транспортные самолеты перегонялись по    

  одному, или группами по два-три самолёта.

Вед.2- Истребители перегоняли “гусиным строем” – впереди опытный, изучивший маршрут ведущий, за ним – “клином” – одномоторные “Аэрокобры” и сзади – бомбардировщик “Бостон”. Его команда следила за строем – не отбился ли кто-нибудь, не потекло ли у кого масло. Если подвел мотор, “замыкающий” держал под контролем вынужденную посадку и замечал место, чтобы прийти на помощь 

Вед.1 -Из Красноярска бомбардировщики перегонялись на фронт своим ходом, а истребители — в разобранном виде по железной дороге.

Вед.2 -Осенью 1943 года вступили в строй ещё 5 аэродромов: Нижнеилимск, Витим, Теплый Ключ (Хандыга), Омолон (Кегали) и Анадырь. В Киренске, Якутске и Сеймчане взлётные полосы покрыли гудроном, некоторые аэродромы застилали сборными металлическими листами, доставленными из США.  В 1944 открыли аэродромы Танюрер и Чаплине на Чукотке, а также Учур и Экимчан — на трассе Якутск-Хабаровск.

Вед.1 - В том же году улучшилось оснащение трассы радиосредствами: были установлены закупленные в США 25 передатчиков, 5 приёмных радиоцентров, 11 радиопеленгаторов и 2 мощные радиостанции в Якутске и Сеймчане.  Материальное обеспечение трассы происходило через порты в Магадане, Тикси, Провидения, Амбарчике и Уэлькале. Откуда по рекам и дорогам грузы развозились в 25 пунктов приёма.

Вед.2  -В 1945 году на трассе имелось 5 основных маршрутов. Главный — из Красноярска в Уэлькаль; а также: Якутск — Хабаровск, Анадырь — Магадан — Хабаровск, Магадан — Киренск — Красноярск и Якутск — Тикси. Использовалось до 30 аэродромов.

Вед.1 -Летом 1945 года по трассе перегонялись самолёты для Забайкальского, первого и второго Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота в обеспечение боевых действий против Японской империи. В августе поставки авиатехники из США по трассе прекратились, и 1-й перегоночный авиаполк перебазировался из Фэрбенкса в Марково. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945 года.

Вед.2 -Героизм тружеников трассы Аляска — Сибирь получил высокую оценку — Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты — орденами и медалями.

Количественные показатели работы трассы

Вед.1  -Общая протяжённость трассы Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 км, из них по территории СССР — 5000 км. С завода в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14 000 км.

Вед.2 -Согласно отчёту дивизии по трассе Алсиба было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. Бомбардировщиков: Б-25 — 729 штук, А-20 — 1355. Истребителей: П-40 — 47, П-39 — 2616, П-63 — 2396, П-47 — 3 штуки. Транспортных Си-47 — 707, Си-46 — 1 и 54 учебно-тренировочных Ат-6.

Вед.1 -По трассе не только перегоняли самолеты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду (506 тонн), продовольствие, оборудование для госпиталей, хозканцелярские принадлежности, почту (в том числе 187 тонн дипломатической почты), а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и другое.

Вед.2 -По трассе Алсиба перемещались дипломаты и военные специалисты. По трассе летали послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году вице-президент США Генри Уоллес.

Вед.1 -За время существования — с октября 1942 по октябрь 1945 года по авиатрассе было перевезено 128 371 пассажир, из них 17 322 платных, 18 753 тонн грузов, в том числе 9125 т платных и 319 тонн почты.

Потери

Вед.2 -На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, (слайд 23) из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек.

Вед.1 -Причины потерь: сложные метеоусловия (слайд 15), плохое мете обеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты (по этой причине потеряно 8 машин), неполная подготовка к вылету мат части (потеряно 7 машин), плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях (потеряно 18 самолетов), недисциплинированность лётного состава (потеряно 8 самолётов), плохая организация полётов (потеряно 9 самолётов).

Память   (Слайд 27)

Вед.2 -Мемориал героям Алсиба в городском парке города Киренска (слайд28)

Вед.1  -Мемориальная доска в Красноярске (слайд 29)

Вед.2  -Памятник в Якутске лётчикам-перегонщикам (слайд 30) В октябре 1992 года, в честь 50-летия начала полетов по трассе в Якутском аэропорту был открыт мемориал памяти погибших перегонщиков. В центре его высится увенчанная стилизованной птицей в полете стела. От нее идет аллея к площадке, по периметру которой установлено восемь плит с именами 113 летчиков, погибших на трассе. Здесь же покоится прах экипажа бомбардировщика Б-25, потерпевшего катастрофу в районе поселка Жатай 7 мая 1943 года. Завершением мемориала стал установленный здесь полномасштабный макет истребителя Р-39 «Аэрокобра» — одного из самых массовых «ленд-лизовских» самолетов.

Вед.1  -Памятный обелиск в Кадыкчанe на могиле разбившихся на А-20 лётчиков: капитанa И.А. Ковылина , cержантa Н.Д. Борискина и штурман капитана Д.В. Михасёва.   (слайд 31)

 2Вед.  -Мемориал героям АлСиба в Магадане   (слайд 32)

 Вед.1  -Обелиск у села ЗемцоваНижнеудинского района    (слайд 33)

Вед.2 -Обелиск в Танюрере на Чукотке    (слайд 34)

 Вед1  -Памятник погибшему летчику при перегоне самолета на участке Киренск-  

               Красноярск   (слайд 35)

  Вед.2 Американцы тоже увековечили память о тех событиях на авиабазе в      

               Фэрбенксе (Аляска)  (слайд 36)

  Вед.1  -(слайд 37)

Вед.  2  (слайд38)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аляска - Сибирь - перегоночная трасса

Эта презентация к классному часу для учащихся 7-9 классов о перегоночной трассе Аляска - Сибирь, посвящённому 70-летию этого события (12 сентября 2012года). В ней рассказывается о подвигах лётчиков пе...

Аляска-Сибирь

Слайдовая презентация 70-летию трассы "Аляска-Сибирь"....

Презентация к классому часу "Славные сыны Сибири"

Материал Вампилове, Мацуеве, Распутине, Евтушенко и других знаменитых людей Сибири....

Классный час "Дерево в Сибири живет"

Конспект краеведческого классного часа для обучающихся 6-8 классов...

Классный час Декабристы в Сибири для 5 класс

Классный час Декабристы в Сибири для 5 класс...

Презентация к уроку "Озеро Байкал - жемчужина Сибири"

«Байкал – уникальное явление нашей планеты,...