Этапы урока | Содержание урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
I. Мотивация (создание проблемной ситуации). | 1. - Ребята, перед вами рисунок. Подумайте, что общего у рисунка и стихотворения.
| Земля устроена хитро, Сложней любой игрушки: Внутри находится ядро, Но не ядро от пушки. Затем, представьте, мантия Лежит внутри Земли, Но не такая мантия, Что носят короли. Затем литосфера, земная кора… Выбрались мы на поверхность – Ура!
|
– Судя по тексту стихотворения, нам сегодня предстоит путешествие. Куда мы будем путешествовать? (В глубины Земли). - Сформулируйте проблему урока. (Что у Земли внутри?). - А кто уже знает, что у Земли внутри? Из каких оболочек состоит Земля? – Землю по внутреннему строению сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением? | Познавательные УУД.
Читать географическую (тематическую) карту. Понимать: расположение подвижных участков земной коры, механизма образования вулканов, методов прогнозирования опасных природных явлений и защиты от них. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Вычитывать все уровни текстовой информации. Искать и выделять необходимую информацию; применять метод информационного поиска.
Коммуникативные УУД. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать и аргументировать собственное мнение и собственную позицию в коммуникации.
Регулятивные УУД. Отвечать на поставленные вопросы. Ориентироваться в тетради и учебнике. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Личностные УУД. Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Понимать причины успешности /не успешности учебной деятельности.
|
II. Актуализация знаний и пробного учебного действия. | - Начертите схему «Внутреннее строение Земли», подпишите ее. - Что вам необходимо для выполнения задания? - Что вы знаете? Определите область «незнания». |
|
III. Выделение проблемы и постановка цели урока. | - Почему вы не смогли сами точно начертить схему «Внутреннее строение Земли»? - Подумайте, чему мы должны на уроке научиться, что бы справиться с задачей? - Сформулируйте цель урока. |
|
ΙV. Планирование хода урока. | - Спланируйте шаги продвижения к цели. 1. Прочитать текст параграфа. 2.Выполнить задания для каждой группы. 3. Научиться решать задачи. 4. Закрепить знания – выполнить тест. |
|
V. Реализация построенного проекта. | Стихотворение – шутка. «Что это такое – земная кора? Ну как объяснить вам доходчиво, точно? Её представляю я пенкой молочной На кухне кастрюлька для каши стоит, А в ней молоко вместе с манкой кипит От центра кастрюлькиного тонкого днища Идёт теплота, теплотища, жарища. А в центре планеты ядро наблюдаем Оно фантастическим жаром пылает Вот булькает вязкая манная каша По ней пузырьки беспокойные пляшут. А ведь на поверхности нашей Земли Такие события быть бы могли Когда мы кастрюльку свою выключаем, Процесс остывания в ней наблюдаем, Вот каша остыла, и , значит, - ура- Получится пенка – (земная кора) Но если включить потихоньку опять, То можно такое подчас наблюдать: Кора, то есть пенка, разорвана снова, И тут создаётся потолще основа А рядом с разорванным пенкинным краем Вулканчики каши мы вновь наблюдаем» 1. Воображаемое путешествие к центру Земли. - Сосредотачиваемся! Представляем, что мы движемся вглубь, проходя толщу Земли в каком – ни будь фантастическом аппарате, вместе с героями фантаста - писателя Жюля Верна из романа « Путешествие к центру Земли». - Для работы нужно создать исследовательские группы. Учитель распределяет группы, а учащиеся выбирают задания по группам. 1 группа: Геологи - исследователи земной коры. 2 группа: Вулканологи - изучают мантию и ядро. 3 группа: Эксперты – штурманы - моделируют схему: строение Земли земной коры. 4 группа: Аппоненты- корреспонденты- составляют вопросы классу по параграфу. - Но, чтобы провести исследование глубин Земли, нужно вооружиться теоретическими знаниями. (Для этого все группы в течение 5-7 минут работают с параграфом учебника и нарабатывают ответы на вспомогательные вопросы.) 1 группа: 1. Что такое земная кора? 2. Бывают 2 типа земной коры: материковая и океаническая. Чем они отличаются? 3.Какими породами сложена земная кора? Заполните таблицу: Название | Положение в земной коре | Состав | Толщина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расскажите о породах, которыми сложена земная кора, по таблице. 4. Где была пробурена самая глубокая в мире скважина? Что удалось узнать с ее помощью о строении земной коры? 2 группа: 1. Что такое мантия? Из чего она состоит? 2. Какая внутри мантии температура? 3. На какой глубине она находится? 4*. Почему на дне глубоких шахт температура горных пород выше, чем на поверхности Земли, несмотря на времена года? 5. На какой глубине находится ядро Земли? 6. Каково строение ядра? 7*. Почему вещество в ядре находится при высокой температуре не жидком состоянии, а в твердом? 3 группа: - В результате чтения параграфа, нарисовать: 1. Модель - схему «Внутреннее строение Земли». 2. Схему «Строение земной коры». - Прокомментируйте схемы. 4 группа. - Подготовить классу вопросы по материалу текста параграфа. «Тонкие вопросы» (кто, где, как, кем, чем…) | «Толстые вопросы» (почему, отчего…) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VΙ. Первичное закрепление знаний. | 1. Отчет групп о результатах выполнения задания. - Ребята, теперь зная внутреннее строение планеты, скажите, так можно на самом деле совершить путешествие к центру Земли? ( ответ детей). - А эту проблему ученые России уже много лет пытаются решить. А знаете как? Они бурят сверхглубокую скважину. Чтение 1 пункта параграфа, составление плана текста. 1. Понятие «геология». 2. Способы изучения земной тверди: а) бурение глубоких скважин; б) сейсмические волны при землетрясениях, в) взрывы. 3. Сейсмограф. |
|
VΙΙ. Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по эталону. | 1. Решение задач по образцу. - Используя алгоритм и образцы решения задач, объясните ход решения и решите задачи. Задачи на определение температуры, изменяющейся с погружением вглубь Земли. Запомни. Верхний слой земной коры – до глубины 20-30м подвержен влиянию внешних температур, а ниже температура постепенно повышается: на каждые 100м глубины на +3С. Глубже, температура уже в значительной степени зависит от состава пород. Условие. | Решение. | №1. Какова температура горных пород в шахте, где добывается каменный уголь, если ее глубина 1000м, а температура слоя земной коры, который уже не зависит от времени года составляет +10С. | Решаем по действиям: 1. Сколько раз произойдет повышение температуры горных пород с глубиной? 1000: 100=10 2. На сколько градусов повышается температура земной коры в шахте: 3С •10= 30С 3. Какой будет температура слоя земной коры в шахте? +10С+( +30С)= +40С Температура = (+10С) +(1000:100 х 3С ) =10С +30С =40С | №2. Какова температура земной коры в шахте, если ее глубина 1600м, а температура слоя земной коры, не зависящего от времени года -5С? |
| №3. Какова температура земной коры в шахте, если ее глубина 800м, а температура слоя земной коры, не зависящего от времени года +8С? |
| №4. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли +15С, а глубина шахты 1000м |
|
- Проверьте правильность решения по ответам. Ответы. №2 - Температура воздуха =(-5С)+(1600:100 х 3С)=(-5С)+48С =+43С. №3 – Температура воздуха =(+8С)+(800:100 х 3С)=(+8С)+24С =+32С. №4 - Температура воздуха =(+15С)+(1000:100 х 3С)=(+15С)+30С =+45С. |
|
VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение. | 1. Продуктивное задание. Тест - контроль. №1. Установить соответствие: 1. Земная кора под океанами 2. Ядро. 3. Земная кора под горами. 4. Мантия. 5. Земная кора под равнинами. | | а. 5000 С. б. 70 км. в. 30 км. г. 10 км. д. 2000 С. |
№ 2. Найдите несоответствия.
| Земная кора | Мантия | Ядро | Размеры | 5-75 км | 3500 км | 2900 км | Составные части | Материковая Океаническая | Верхняя мантия Нижняя мантия | Внешнее ядро Внутреннее ядро | Состояние | Особое (вязкое) | Твердая | Внешнее – жидкое Внутреннее - твердое | Температура | небольшая | Очень высокая – 2000-5000°С | Высокая – 2000°С | Способы изучения | Наблюдение, бурение скважин | Геофизические Сейсмология | Дистанционный (из космоса). |
Ключ проверки: №1. 1- г, 2- а, 3-б , 4- д, 5-в .1. №2
| Земная кора | Мантия | Ядро | Размеры | 5-75 км | 2900 км | 3500 км | Составные части | Материковая Океаническая | Верхняя мантия Нижняя мантия | Внешнее ядро Внутреннее ядро | Состояние | твердая | Особое (вязкое) | Внешнее – жидкое Внутреннее - твердое | Температура | небольшая | Высокая – 2000 °С | Очень высокая – 2000-5000 °С | Способы изучения | Наблюдение, дистанционный (из космоса), бурение скважин | Геофизические Сейсмология |
__________ |
- Какие задания вызвали затруднения? Подумайте, почему? |
|
IХ. Рефлексия. | Фронтальная беседа по вопросам 4 группы. |
|
Х. Итог урока. Домашнее задание. |
- Подумайте, знание материала, какого школьного предмета помогли вам справиться с заданиями на уроке географии? - С чем вы справиться не смогли или затруднялись? Почему? - Сможете ли вы самостоятельно решать задачи? - Домашнее задание: § 14, вопросы – 5 -8 устно. Опору доделать. |
|