Обучение детей с ОВЗ
статья по географии по теме
В статье высказаны некоторые мысли об обучении детей с ОВЗ, организации урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_s_ovz.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей с ОВЗ
Лобашова Людмила Михайловна
учитель географии
Есть тихие дети. Дремать на плече
У ласковой мамы им сладко и днём.
Их слабые ручки не рвутся к свече, —
Они не играют с огнём.
Есть дети — как искры: им пламя сродни.
Напрасно их учат: «Ведь жжётся, не тронь!»
Они своенравны (ведь искры они!)
И смело хватают огонь.
Есть странные дети: в них дерзость и страх.
Крестом потихоньку себя осеня,
Подходят, не смеют, бледнеют в слезах
И плача бегут от огня.
Мой милый! Был слишком небрежен твой суд:
«Огня побоялась — так гибни во мгле!»
Твои обвиненья мне сердце грызут
И душу пригнули к земле.
Есть странные дети: от страхов своих
Они погибают в туманные дни.
Им нету спасенья. Подумай о них
И слишком меня не вини!
Ты душу надолго пригнул мне к земле…
— Мой милый, был так беспощаден твой суд! —
Но всё же я сердцем твоя — и во мгле
«За несколько светлых минут!
Марина Цветаева
Все дети разные. Работая с детьми с ОВЗ, я каждый день убеждаюсь, насколько они «особенные». Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности и типологические различия. Важной задачей при организации коррекционно-развивающего обучения является изучения и учет индивидуальных особенностей учеников. Дети с ОВЗ в силу различных причин приходят в школе психически и педагогически ослабленными, социально-запущенными, с риском школьной и социальной дезаптации.
Наши дети – дети с задержкой психического развития. Особенности этих детей, относящиеся к психическому развитию – сниженная мотивация, отсутствие волевых усилий, отсутствие навыков запоминания и концентрации внимания, психическая расторможенность, инфантилизм, задержка эмоционального развития, гиперактивность, быстрая утомляемость и низкая работоспособность; особенности, относящиеся к мыслительной деятельности – несформированность логических операций, преобладание наглядно-действенного мышления по сравнению с логическим, низкий темп продвижения по учебному материалу; особенности , относящиеся к организации учебной деятельности- отсутствие интереса к предмету, низкий самоконтроль, низкая организованность учебной деятельности, отсутствие навыков планирования учебной деятельности, слабая заинтересованность в оценке.
В работе с этими детьми существуют специальные педагогические правила.
- Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития.
- Создавать специальные условия обучения, используя разнообразные методы, средства и организационные условия обучения, (применение занимательных средств наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминания учебного материала, концентрации внимания.
- Относиться к детям с особым педагогическим тактом, своевременно оказывать помощь каждому ребенку, постоянно подмечая все хорощее и развивая у них веру в свои силы и способности.
- Применять на уроках здоровьесберегающих технологии, предотвращать наступление переутомляемости и повышать работоспособность.
К уроку в специальной (коррекционно) школе должны применяться особые требования.
Все этапы урока требуют четкого разъяснения, задания должны выполняться последовательно, инструкции по выполнению неоднократно повторяются. В ходе урока должны использоваться ауди –визуальные технические средства обучения. Учитель во время объяснения должен находиться рядом с учеником.
Время на завершение задания и сдачи домашнего задания увеличивается, темп обучения замедлен, что соответствует замедленности протекания психических процессов, учащиеся обеспечиваются печатным копиями заданий, написанных на доске, используются листы с упражнениями.
Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка, опора на практическую деятельность и опыт ученика.
Важно использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями, разрешить переделывать задание, с которым учащийся не справился.
Урок на протяжении нескольких столетий урок основной формой обучения. Но в современной педагогике появляются критический замечания в адрес этой формы, якобы стандартная форма построения урока ведет к формализму знаний. Что же такое современный урок, каким он должен быть и подходит ли он для школы для детей с ОВЗ? Конечно многие нетрадиционные уроки (урок-семинар, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-лекция..) не подходят к нашей школе, а то, что подходит, лучше использовать не как целый урок, а как этап урока. Не важно, проводите вы стандартный урок или нестандартный, урок должен быть рабочим и интересным, а на интересном уроке работает каждый и работают все.
Вся работа в коррекционной школе направлена на подготовку учеников к участию в труде, социальной адаптации. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения.
Наши дети должны выйти в жизнь подготовленными, способными себя обеспечить, быть полноценными членами общества.
Литература
1. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии М.: дрофа, 2006
2.Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение». 1970
3. Современный урок в коррекционном классе. Сост. Нелиленко Т.И. Учитель, 2013
4. Суслов В.Г. Развивающие упражнения на уроках географии. Астрель, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИР
Перспективный план по лексическим темам старшая логопедическая группа ОНР....
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...
Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)
Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....