Открытый урок по географии, 8 класс.
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
1. Познакомить учащихся с климатическими условиями арктической зоны, тундры.
2. Сформировать представление об особенностях животного и растительного мира Арктики.
3. Показать влияние деятельности человека на природу Арктики.
4. Стимулировать познавательный интерес через работу с дополнительной литературой.
5. Максимально вовлекать учащихся класса в активную деятельность на уроке, опираясь на внутреннюю мотивацию каждого ученика, и создавать условия для её развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_geografii.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа Арктики. Арктическая пустыня. Тундра.
Ход урока.
Цели и задачи урока:
1.Познакомить учащихся с климатическими условиями арктической зоны, тундры.
2. Формировать представление об особенностях животного и растительного мира Арктики.
3. Показать влияние деятельности человека на природу Арктики.
4. Стимулировать познавательный интерес через работу с дополнительной литературой.
5.Максимально вовлекать учащихся класса в активную деятельность на уроке, опираясь на внутреннюю мотивацию каждого ученика, и создавать условия для её развития.
Оборудование:
Карта «Природные зоны России»; фрагмент документального фильма «Арктика»; хрестоматии; карта почв; физическая; карта растительности; изображения животных, гербарии.
I.Организационный момент.
II.Изучение нового материала.
1).Учёные, основоположники закономерности широтной зональности (А.Гумбольдт, В.В.Докучаев, Л.С.Берг).
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел учебника, который называется «Крупные природные районы России».
-Природные комплексы расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (Широтная зональность).
Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт.
Устанавливая и анализируя изменение климата и растительности, он пришёл к выводу, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.
В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.
Изучением природных зон занимался академик Лев Семёнович Берг. Он дал характеристику всех природных зон и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания компонентов. Природные зоны иногда называют ландшафтом (ланд – земля, шафт – сообщество).
2).Сообщение темы урока учащимися (после просмотра видеоролика).
Сегодня на уроке мы будем изучать крупный природный район России. Как он называется, вы скажете после просмотра видеофрагмента.
Видеоролик «Арктика».
Назовите природный район России. (Арктика.)
Арктикой называют территории, расположенные севернее полярного круга. Назовите природные зоны Арктики. (показ).
Сначала мы поговорим о зоне арктических пустынь, а затем о тундре.
3).Природная зона арктических пустынь.( Рассказ учителя. Работа с картой и атласом).
«Страной белой смерти» называл Арктику знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг.
Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл её «Страна льда и тьмы».
«Арктика» от греческого слова «арктос» – медведица. Природный район, расположенный в северной полярной области Земли, лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц - Большой и Малой.
Островная Арктика выделяется в качестве крупной природной области России, поскольку этот регион страны имеет ряд особых признаков. Архипелаги островов находятся на шельфе Северного Ледовитого океана в условиях сурового арктического климата. Они покрыты многолетними льдами. Природные условия островной части Российского сектора Арктики тем не менее неоднородны: западная и восточная части природной области имеют свою специфику. Западная часть области включает два крупных архипелага : Землю Франца - Иосифа и Новую Землю. Восточная Арктика объединяет Северную Землю, Новосибирские острова и остров Врангеля.
На большей части островов Арктики продолжается ледниковый период. Сохранению многолетних льдов и снегов способствуют долгая и суровая зима, короткое холодное лето. Таянию льдов не помогает даже продолжительный полярный день. Лишь изредка в летние дни температура воздуха поднимается выше 0 С. Зимой Северный Ледовитый океан замерзает и вся его поверхность превращается в ледяной щит, над которым белыми куполами возвышаются редкие острова.
Как вы думаете климатические условия благоприятны для развития почв и растительности?
Климатические условия не благоприятны для развития почв и растительности. На островах растут лишь примитивные лишайники.
Но в океане всё по-другому. Вода в нём,конечно, очень холодная. Тем не менее прибрежные воды богаты рыбой, что привлекает многочисленных морских хищников.
Просмотр видеослайдов и выступления учащихся.
Доклады учащихся ( тюлень, морской заяц, морж, белый медведь).
Наиболее многочисленными обитателями этой природной зоны являются морские птицы. На скалистых берегах островов находятся птичьи базары, где летом гнездятся кайры, белые чайки, глупыши, гаги.
Вопросы на закрепление:
-С помощью атласа определите в каком климатическом поясе расположена природная зона арктических пустынь? (арктический климатический пояс).
- Почему растительность не образует сплошного покрова? (большая площадь покрыта льдами, на которых не могут расти растения).
-Почему белые медведи впадают в спячку на зиму? (Зимой лёд становится более мощным, исчезает значительная часть полыней, труднее добывать пищу).
-Почему в арктической пустыне преобладают хищники? (Растительный покров скуден, пища только в море).
4). Зона тундр.
Теперь мы с вами познакомимся со второй природной зоной Арктики тундрой.
Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури» что в переводе с языка народов саами означает «сопки» - невысокие вершины, которые не покрыты лесом.
По карте природных зон атласа определите положение тундры на территории России?
На весь облик природы тундры оказывает влияние многолетняя мерзлота. Испаряемость в условиях низких летних температур мала. Атмосферные осадки также не велики, но при этом превышают величину испаряемости. Дождевые и талые воды не могут просачиваться глубоко в грунт, поскольку ниже слоя оттаивания находится водоупорный слой многолетней мерзлоты. Поэтом летом зона тундры превращается в сплошное болото.
Для тундры характерно короткое и холодное лето. Продолжительная зима отличается сильными морозами и ветрами. Морозы длятся от 6ти до 9ти месяцев в году. Практически в любой месяц лета возможны заморозки и выпадение снега. Несмотря на обилие солнечного света, летние температуры воздуха в тундре не превышают +10 градусов, поскольку солнце даже в полдень стоит низко над горизонтом и угол падения солнечных лучей мал.
Условия для формирования почв в тундре неблагоприятны. Низкие температуры и сильное переувлажнение поверхности сдерживают процессы накопления в почве питательных веществ. В тундровых почвах содержится всего 2-3% гумуса. Тем не менее и на этих неплодородных почвах развивается растительность, в основном травянистая. В её составе преобладают влаголюбивые виды: осоки, мхи и др. Весной суровый пейзаж тундры оживляют многочисленные неяркие цветы. В тундре растёт несколько видов кустарничков: полярная ива, полярная берёза и др. (показать гербарии)
В тундре обитают два совершенно разных типа травоядных животных. Первый составляют крупные сильные животные, которые в зимнее время способны разгребать снег и таким образом добираться до зелёной травы. К таким животным относится северный олень, овцебык. Второй тип тундровых животных – мелкие грызуны, которые проводят зиму под снегом, надолго впадая в спячку. Это мыши и лемминги.
Каждому из этих типов соответствуют свои хищники. На оленей охотятся полярные волки, которые мало отличаются от своих лесных собратьев. На мелких обитателей тундры охотятся песцы и полярные совы.
Просмотр видеослайдов и выступления учащихся.
Учащиеся читают небольшие сообщения о животных (полярный волк, песец, полярная сова, северный олень, овцебык, лемминг).
Вопросы на закрепление:
- Почему в тундре так много озёр и болот, хотя осадков на Колымской низменности выпадает менее 300 мм, меньше чем полупустынях прикаспийской низменности? (Низкие температуры - малая испаряемость; многолетняя мерзлота-вода не просачивается вглубь; плоский рельеф, малые высоты - затруднён поверхностный сток).
- Почему в тундре преобладают многолетние растения? (За короткое лето однолетние растения не успевают пройти весь цикл жизни до созревания семян).
-Почему живая природа севера особенно ранима, трудно восстанавливается? (к экстремальным условиям приспособились немного видов растений и животных, т.е. видовой состав беден; малое количество тепла приводит к медленному восстановлению организмов).
III.Экологические проблемы российской Арктики.
1).Самостоятельная работа учащихся с учебником.
1 группа учащихся:
-Прочитать часть параграфа «Западная Арктика». Найти материал о населении и его занятиях. (п. Красино).
2 группа учащихся:
-Прочитать часть параграфа «Восточная Арктика». Найти материал о населении и его занятиях. (заповедник «Остров Врангеля»).
2).Проверка самостоятельной работы (выслушать ответы).
3).Обсуждение экологических проблем Арктики.
-Существуют ли экологические проблемы в Арктике? (выслушать предположения учащихся).
-В чём они могут заключаться? (изменение климата и таяние арктических льдов, загрязнение вод северных морей стоками нефти и химических соединений и морским транспортом, сокращение численности арктических животных (по оценке специалистов заповедника «Остров Врангеля»браконьеры убивают 200-300 особей белого медведя в год) и изменение их среды обитания).
Арктика – одна из самых хрупких экосистем планеты. Её экологические проблемы, в силу природно-географических особенностей, имеют высокую вероятность перерасти из региональных в глобальные.
Вопросам экологического состояния природной среды российской Арктики уделяется особое внимание, учитывая важную экономическую и научную роль этого региона. Среди ряда геоэкологических проблем особое внимание отводится :
1) глобальные климатические изменения (по данным Росгидромета за последние 30 лет толщина арктических льдов в среднем уменьшилась наполовину);
2) загрязнение природной среды (добывающая промышленность, нефтеналивной флот, военные объекты);
3) сохранение территориальных ресурсов биосферы;
4) нарушение пастбищных и охотничьих угодий, нерестилищ.
В российской Арктике экологические проблемы - это результат антропогенной деятельности, которая неблагоприятно отражается на здоровье человека, состоянии экосистем, их биологическом разнообразии и влечёт за собой негативные экономические последствия.
IV. Закрепление.
1).Работа с карточками.(сам-но).
- Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни, тундра.
1.Природа зоны легко ранима.
2.Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.
3.Значительные площади покрыты ледниками.
4. Средняя температура января – 26-28С, а июля +1-4С.
5.Сильные ветры.
6.В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
7.Расположена на островах Арктики.
8.Увлажнение избыточное, много болот и озёр.
9.Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
10.На южной границе средняя температура июля +10 С.
11.На скалах «птичьи базары».
12.Лето короткое и холодное.
13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
14.В реках и озёрах много рыбы.
15.Воды в твёрдом виде, только летом образуются талые воды.
16.Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
17.Полярная ночь длится до 5 месяцев.
Ответы:
Арктическая пустыня: 1,3,4,5,7,9,11,12,15,17.
Тундра: 1,2,5,6,8,10,13,14,16.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Подведём итог урока. Пусть каждый одним предложением выскажет своё мнение об уроке (предлагаются варианты ответа).
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Оценки за урок:
VI. Домашнее задание: П.30, вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по географии 6 класс тема "Реки"
Открытый урок по географии 6 класс по теме "Реки". Предлагается конспект урока по теме. На уроке используется работа в парах, группах....
Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"
Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....
Открытый урок по географии Геошанс для 6 класса
Урок Геошанс. Повторение раздела Атмосфера в 6 классе....
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Открытый урок по географии в 7 классе по теме "Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии".
Урок « Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии» Цели:продолжить изучение темы о взаимосвязи и взаимоотношениях организм...
Открытый урок в 5 классе по теме "Повторение курса географии 5 класса"
Предложенная презентация поможет учащимся повторить и закрепить весь материал, пройденный в 5 классе. Урок разработан в форме викторины "Своя игра". Отлично подойдет для классов, идущих по систем...
Открытый урок в 6 классе по теме "Повторение курса географии 6 класса"
Предложенная презентация поможет учащимся повторить и закрепить весь материал, пройденный в 6 классе. Урок разработан в форме викторины "Своя игра". Отлично подойдет для классов, идущих по с...