Вниз по матушке по Волге
учебно-методический материал по географии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по теме : «Волга», 9 класс
«ВНИЗ ПО МАТУШКЕ, ПО ВОЛГЕ»
Учитель: Река Волга в сознании каждого россиянина – символ России, неотъемлемая часть её богатейшей истории и самобытной культуры. Великая российская река многие века играла исключительную роль в истории российского государства, его хозяйстве и культуре. Современная Волга – во многом рукотворная река, поставленная на службу человеку. Волга – это хлеб и нефть, рыба и электроэнергия, крупнейшие города и заводы, исторические памятники и уникальные ландшафты.
Волга — это река-красавица, река-труженица. Волга — самая большая река Европы и самая обжитая, оживленная из крупных рек нашей Родины.
Под стать широкой, вольной Волге и расположенные на ее берегах удивительные по красоте, истории и неповторимости города. Путешествуя по ним, познаешь прошлое и настоящее Родины, ее трудовую жизнь, восхищаешься своеобразием русских городов.
Цель урока: расширить знания школьников о великой русской реке Волге, об истории и трудовой жизни волжских городов; показать социально-экономические перемены. Воспитывать чувства любви, гордости, преданности своей Родине. Растить заботливых хозяев своей страны.
Ход урока:
К доске выходит группа учащихся, которые и ведут путешествие по Волге. Звучит мелодия "Песни о Волге» (муз. Я. Дунаевского).
1-й ученик: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по русской реке, о которой в песне поется: Красавица народная, как море, полноводная, как Родина, свободная, широка, глубока, сильна... Вы, конечно, узнали, какой реке посвящены эти слова? Назовите и ее притоки, которые являются речными магистралями. Какие ГЭС и водохранилища, построенные на этой реке, вы знаете? По территории каких республик несет свои воды Волга?
(Ответы дают участники вечера. Песня посвящена Волге. Ее притоки: Кама, Ока, Сура, Ветлуга. Волжское водохранилище — "Московское море" с плотиной и ГЭС у с. Иванькова; Угличское водохранилище и ГЭС у г. Углича; Рыбинское водохранилище и Рыбинская ГЭС; Чебоксарское водохранилище и Чебоксарская ГЭС; Горьковское водохранилище и Горьковская ГЭС; Куйбышевское водохранилище и Волжская ГЭС; Саратовское водохранилище и Саратовская ГЭС; Волгоградское водохранилище и Волгоградская ГЭС. Путь Волги проходит по территории РФ: Мари-Эл, Чувашии, Татарстана, Калмыкии.)
2-й ученик: Волга. В народе ее именуют матерью рек русских, любовно величают Волгой-матушкой рекой, называют великой русской рекой. И не только потому, что это самая большая в Европе и одна из крупнейших в мире рек — более 3500 км ее длина.
Чем измерить любовь народную? Все тем же словом — великая!
3-й ученик:
О, как ты сердцу дорога, текущая сквозь годы!
Возвышенные берега. Взволнованные воды.
Величие твоих трудов — судьбы твоей основа.
Бессмертье старых городов и вдохновенье новых.
И сквозь столетья — светлый путь. И ярость грозных споров.
И гибель тех, кто посягнуть посмел на синь просторов.
И тишина. И гул работ. И песня вдаль идущих.
И синих плесов поворот к сиянью дней грядущих.
Вольна, безбрежно широка, несешь бессонно грузы,
как бы в грядущие века распахивая шлюзы.
1-й ученик: О ней слагают песни, сказания, легенды. Светлое поэтическое слово о красе-реке всегда будет звучать над землёй.
«Недурно бы на Волгу, в Ярославль!» — это слова А. П. Чехов. «Не может быть на земле столь просто ласково красивых мест, каковы эти вот тихие берега реки", — восхищался Волгой А. М. Горький. «О, Волга!.. Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я!» — восклицал Н. А. Некрасов.
Такой была Волга, такой она и остается поныне — удивительной и неповторимой в своем разнообразии.
Запев песни "Течет Волга" (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина).
2-й ученик: На севере Тверской области, близ оз. Селигер, есть деревушка Волго-Верховье. Названа она так не случайно. Недалеко отсюда стоит расписной бревенчатый домик. В нем есть колодец. В глубине его видно тихое биение ключа. С него и начинается могучая река.
Ведущий отмечает на карте место истока Волги.
4-й ученик:
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника.
Выбегает голубое чудо —
русская великая река.
Лёгкий дом, как девичья светелка.
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди!
Здесь родилась Волга,
Здесь ее и дои и колыбель.
2-й ученик: Ручеек тихо течет по зеленой низине, а пройдя через несколько озер, набирает сил и становится все шире и глубже, разливаясь могучей рекой. Путешествовать по Волге очень интересно. Она поражает и своей величавой красотой, и разнообразием пейзажей, и древними русскими городами, и современными новостройками...
3-й ученик: Начнем путешествие с первого на Волге речного порта, который расположен на месте, где впадает в Волгу р. Тверцы.
Ведущий отмечает г. Тверь на Карте флажком.
5-й ученик:
Древний город Тверь
На великой равнине
Открывает нам дверь.
3-й ученик: Отсюда, из Твери, начал свое легендарное хождение за три моря и... в бессмертие великий русский путешественник Афанасий Никитин. Путешествуя по Индии, дивился он тамошним текстильным изделиям. Мог ли он думать, что его родная Тверь прославится красивыми тканями, станет краем химического текстиля?
Тверь — город химиков, текстильщиков, строителей. Здесь выпускают магистральные пассажирские вагоны, экскаваторы. Тверской хлопчатобумажный комбинат — одно из старейших и крупнейших текстильных предприятий страны.
Восемь детских книг из десяти, выпускаемых в стране, печатались на Тверском полиграфическом комбинате детской литературы.
До революции в Твери не было ни одного высшего учебного заведения. Сегодня Тверь — город студентов. Здесь есть университет, три института.
Волга, широким проспектом пересекающая центр Калинина, — живая свидетельница городской новизны, изменившей провинциальный облик старой Твери.
1-й ученик: Мы покидаем Тверскую область — край воды, лесов, лугов. Жемчужиной «золотого кольца» называют следующий город нашего путешествия, который почти на 150 лет старше Москвы. Этот город дал стране первый тяжелый грузовой автомобиль, первый синтетический каучук. Здесь работает крупный нефтеперерабатывающий завод. В какой город мы прибываем? (Ответ: г. Ярославль.) Ведущий отмечает на карте г. Ярославль.
Белокаменной древней сказкой высится над широким волжским простором Ярославль. В драгоценном ожерелье «золотого кольца» России особой красотой сверкают купола его всемирно известных памятников.
В Ярославле свыше 100 памятников архитектуры, и многие из них переносят нас в XVII в. Например, великолепный памятник ярославской школы зодчества — церковь Ильи Пророка. Особенно интересны фрески, образующие 6 ярусов внутри храма. На экране — вид на церковь Ильи Пророка.
2-й ученик: Летопись современного Ярославля — это история трудовых и творческих дел народа. Промышленные предприятия выпускают: ковры, ткани, книги, лаки, синтетические изделия и, конечно, известную всему миру «обувь» для автомобилей — шины.
Ярославль не раз удивлял тем, что был в промышленности первым. Впервые производство синтетического каучука было освоено в Ярославле. И первый в нашей стране дизельный мотор был сделан здесь же, а также и первый самосвал, первые бескамерные шины.
Ярославль не только мощный индустриальный центр Верхней Волги, но и культурный центр страны. Здесь жили и работали многие деятели отечественной культуры: великий русский поэт Н. А. Некрасов, основоположник педагогической науки в России К. Д. Ушинский. На Ярославской земле родилась первая женщина-космонавт В. Н. Терешкова (в д. Мешниково). Ярославль славится замечательными музеями. В нем немало институтов и научно-исследовательских учреждений.
Звучит мелодия песни "Россия" (муз. Д. Тухманова).
3-й ученик: Наш путь продолжается дальше. Мы приближаемся к одному из старинных волжских городов, самому крупному городу на Волге. Он занимает третье место в РФ после Москвы и Санкт-Петербурга по числу жителей. Расположен он в удобном живописном месте, о котором в песне поется: «На Волге широкой, на Стрелке далекой...»
Назовите, в какой город мы попали, как он назывался раньше? Что это за знаменитая Стрелка, на которой расположен город?
(Ответ из зала: г. Нижний Новгород. Стрелка — это место слияния Волги и Оки.)
4-й ученик: Если визитная карточка Ярославля — его изумительные храмы, то у Нижнего Новгорода — его кремль. От воды по откосу огромная лестница ведет высоко в гору. Видны улицы наверху, большие красивые здания, а еще выше, на самой горе, — старинная кремлевская стена. Зубцы стены выделяются на голубом небе, как будто город надел корону.
На экране — вид на кремль с Волги.
А если взобраться на вершину кремлевского холма, то открывается великолепный вид на Волгу, где вверх и вниз по реке медленно и важно плывут теплоходы. И узкий мысок Стрелки отсюда виден, как с самолета.
3-й ученик:
Сливаются здесь Волга и Ока
И вдаль стремятся, как одна река.
И знают стены древнего кремля,
Что породила их одна земля.
Барашки волн бегут за рядом ряд...
О чем они неспешно говорят?
Родная Волга, русская река!
Ты многое видала за века:
Простое счастье, верность и любовь,
Людское горе и людскую кровь.
На берегах твоих, у вольных вод,
Нашел отчизну не один народ!
Ты, как свою и окскую струю.
Объединила их в одну семью.
Задумавшись, я слышу каждый раз
О самых древних временах рассказ:
«Вот здесь, на берегах родной реки,
Сбирал Пожарский с Мининым полки».
1-й ученик: Да, именно здесь, у стен нижегородского кремля, свыше 380 лет назад Козьма Минин поднял народ на борьбу за свободу отечества. Вместе с князем Пожарским повели они полки на Москву и изгнали иноземных захватчиков. В память о Минине и Пожарском в кремле высится колонна-обелиск. Вот какие люди жили в этом городе!
О, богатырская река!
Мне по душе характер твой.
На немощь смотришь свысока,
Дробишь гранит береговой.
Грома лелея,
Нежа тишь,
Бурлишь,
Соперница морей,
Под шум широких волн растишь
Широкоплечих волгарей...
1-й ученик: На берегах Волги, в Нижнем Новгороде родились гениальный самоучка, механик и изобретатель И. П. Кулибин, великий русский революционер-демократ Н. А: Добролюбов, ученый-математик Н. И. Лобачевский, композитор М. А. Балакирев.
2-й ученик: Сегодня Нижний Новгород в 12 раз превышает территорию дореволюционного. И если до революции он был известен громадной Нижегородской ярмаркой, то ныне это крупнейший индустриальный центр страны. Известностью пользуется продукция автомобильного завода-гиганта - ГАЗ, построенного в годы первой пятилетки.
Колыбелью крупной судостроительной промышленности России является Сормовский завод. Кто из нас не восхищался замечательными новинками сормовичей — стремительными судами на подводных крыльях и воздушной подушке: «Ракета», «Метеор», «Спутник», «Буревестник», «Сормович»?! Прокатиться на них одно удовольствие!
В Нижнем Новгороде есть много и других замечательных заводов. Они дают стране дизели, фрезерные станки, газокомпрессоры. Но пришло время прощаться с этим городом. Под тихое звучание песни "Течет Волга" (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина) чтец читает стихотворение.
2-й ученик:
Волга, необъятная, родная.
Песенная русская река.
Глянешь — ни конца ей и ни края,
В синей дымке тонут берега...
Волга, Волга, труженица Волга!..
Мимо баржи нефтеналивной
Проплывет, белея долго-долго.
Теплоход, как яркий свет дневной...
3-й ученик: И снова причал. Над водным простором встает город, существующий более шести веков. Мы в столице автономной республики, на родине Ф. И., Шаляпина
Какой это город? (Ответ. Казань — столица Татарстана.)
Ведущий отмечает г. Казань на карте.
4-й ученик: Казань — один из старинных университетских городов России. Много известных имен связано с Казанским университетом, основанным в начале XIX в.
Почти 20 лет ректором университета был великий математик Н. И. Лобачевский. Здесь учились Л. Н. Толстой, С Т. Аксаков, А. М. Бутлеров, М. А. Балакирев, А. В. Вишневский.
Казань — старый, древний город. Казань была известна в прошлом как город купцов, меховщиков, мыловаров и кожевников; сейчас она стала городом химиков и металлистов. И если посмотреть на Казань с семиярусной башни Сююмбеки казанского кремля, то на горизонте видны заводские трубы — это машиностроительные, металлообрабатывающие, химические предприятия.
Давайте же совершим кинопутешествие по сегодняшней Казани.
Демонстрируется учебный кинофрагмент «Казань».
1-й ученик: Волга делает поворот, и мы начинаем удаляться от города. Наш путь продолжается. Следующая остановка г. Ульяновск.
(Отмечает на карте флажком город.) Ульяновск — бывший Симбирск — город-труженик, город-памятник.
Растет и хорошеет с каждым годом Ульяновск, застраиваясь современными благоустроенными многоэтажными домами
2-й ученик: Сегодняшний Ульяновск - крупный промышленный и культурный центр. Здесь выпускают фрезерные станки, двигатели, моторы, автомобили-вездеходы, высокоточные приборы и еще многое другое.
Представьте, что вы находитесь на улицах Ульяновска.
На экране демонстрируется учебный кинофрагмент «Ульяновск».
2-й ученик:
Плывут по Волге пароходы,
Стучат волною в берега...
Ты мне дороже год от года
Родная, милая река.
Мне любы поросли и чайки,
И облаков парящих стайки,
И утра звонкая прохлада,
И островов песчаных медь —
Все это — глаз моих отрада,
Что может песней зазвенеть...
Мы знаем Волгу в зычном крике,
И все — порыве трудовом —
Казахи, русские, калмыки
Рекою-матерью зовем.
Нам Волга каждому дала
Мечту и смелый взлет орла;
Она была щедра и снова
Шлет в степь машины, уголь, лес;
В любой наш дом даст обновы
И свет своих могучих ГЭС...
3-й ученик: Все шире становится Волга, и мы попадаем в рукотворное море; не один час плывешь по нему, прежде чем прямо по курсу возникает силуэт плотины. Мы приближаемся к городу, которому исполнилось 430 лет. Что это за море, и к берегу какого города мы причалили?
(Ответ. Водохранилище Волжской ГЭС, город Самара)
5-й ученик: Самара — крупный промышленный и научный центр страны. Здесь получили Развитие точное, нефтехимическое и сельскохозяйственное машиностроение, электротехническая, нефтеперерабатывающая и пищевая промышленность.
На экране — кадры из кинофрагмента " Самара".
2-й ученик: Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к прославленному городу-герою на Волге. О его стены, о стойкость и бесстрашие сынов Родины разбились злобные планы фашистских захватчиков, пытавшихся завоевать нашу страну. Назовите этот прославленный город. Как он назывался раньше?
(Ответ. Волгоград — Сталинград — Царицын.)
Ведущий отмечает на карте Волгоград.
5-й ученик: Велик подвиг Сталинграда. Имя его стало символом мужества и непоколебимости советских воинов. В их честь на этой огненной земле воздвигнут величественный памятник-ансамбль. Бесконечен людской поток к легендарному кургану. По его ступеням ежедневно поднимаются, чтобы почтить память героев, более 25 тыс. человек. Звучит песня "На Мамаевом кургане тишина" (муз. А. Пахмутовой, сл. В. Бокова). На экране — фотографии памятника-ансамбля на Мамаевом кургане и отдельных его фрагментов.
2-й ученик: С вершины Мамаева кургана открывается прекрасный вид на поднявшийся из руин, ставший вдвое больше, современный город, трудовые успехи которого достойно продолжают воинскую славу волгоградцев. Хлеборобам хорошо известны волгоградские тракторы, нефтяникам — буровые установки. Славятся волгоградская сталь, речные танкеры, аппаратура для нефтепромыслов и другая продукция.
3-й ученик. Мы приближаемся к конечному порту на Волге, к городу, о котором в песне поется:
Город рыбаков, город моряков,
Город капитанов-волгарей.
В зелени садов, в кружеве мостов
Нет тебя прекрасней и родней.
(Песня о родном городе. Муз. А. Добрушек, сл. Ю. Маркова.)
Что это за город? (Ответ. Астрахань.) Ведущий отмечает город на карте.
2-й ученик: Еще издали на горизонте начинают проступать характерные силуэты башен, зубчатых стен Астраханского кремля — выдающегося памятника архитектуры и военно-оборонительных сооружений конца XVI — начала XVII в. Многое видели башни кремля: восстания городской голытьбы, разинскую вольницу, корабли Петра I.
На экране — Астраханский кремль, виды Астрахани.
В городе много памятников, музеев.
1-й ученик: Старинные стены кремля и современные многоэтажные здания, фонтаны и цветники придают городу своеобразную красоту. Но главная красота города — его люди, неутомимые труженики. Астрахань — город моряков и строителей, корабелов и химиков, рыбаков и ученых, проектировщиков и мелиораторов... Это крупный промышленный центр и порт Нижнего Поволжья. В нем много судоремонтных и судостроительных заводов. С астраханских верфей сходят сейнеры для рыбаков Каспия, Дальнего Востока, морские танкеры и теплоходы, речные и нефтеналивные баржи и сухогрузы, буровые вышки для добычи нефти.
5-й ученик: Широко, величественно разлилась Волга у Астрахани, словно решила при встрече с Каспием показать всю свою мощь и красоту. Наш путь идет в дельту Волги, в заповедные места.
В апреле 1919 г. был, подписал декрет о создании Астраханского государственного заповедника. Так было положено начало планомерному изучению и охране одного из уникальных уголков земли.
3-й ученик
...Тут кабан в камышах
Знает хитрые лазы,
Здесь орлан-белохвост
К нападенью готов,
А чирок-свистунок
И нырок белоглазый
Улетят от когтей
Камышовых котов...
2-й ученик: Заповедник расположен в дельте, которая тянется почти на 150 км ниже Астрахани. Здесь созданы прекрасные условия для буйной растительности, для места обитания разных животных и птиц.
Тысячи туристов приезжают сюда, чтобы полюбоваться дивным уголком, сохраненным в своей первозданной красоте.
1-й уче6ик: К морю, где кончает свой долгий бег великая русская река, можно проехать разными путями. Но главный, по которому проходят современные морские и речные гиганты,— это Волго-Каспийский канал.
Вот и закончилось наше путешествие по великой русской реке Волге.
Под мелодию "Песни о Волге" (муз. И Дунаевского) чтец читает стихотворение.
4-й ученик:
В студеных ключах
Затерявши начало,
Идет по России
Она величаво.
И сколько о ней
Ни пиши, ни печатай,
Коснешься едва лишь
Красы непочатой.
Плывут лебедями
По ней пароходы.
Как в ясные очи,
Глядясь в ее воды.
И вдруг возникают
Обширные дали,
Такие,
Каких и во сне не видали.
Она и за сердце возьмет,
И согреет.
И сам человек на реке
Хорошеет.
Список использованной литературы
Вниз по Волге-реке // Волга. 1982. 18 дек. Волга — река братства. Казань: Тат. кн. изд-во, 1976.
Кублицкий Г. И. Волга. М.: Дет. литература, 1978.
Макаров М. По Волге-реке. М.: Профиздат, 1971.
Палькин Н. О, Волга! М.: Мол. гвардия, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра-путешествие "Вниз по волшебной реке"
Правила игры:Класс разбивается на 2 команды – 2 корабля. Каждая команда заранее придумывает себе название, девиз, выбирает капитана корабля.Задача команд: первой добраться до острова Роберта Сти...
Презентация "Вниз по Рейну", 8 класс
Использование данной презентации создаст условия для развития воображения и воспрития обучающихся...
Конспект урока по теме"Обобщение.Растительность Волго-Ахтубинской поймы и дельты р.Волги"
Урок - обобщение по нескольким пройденным темам.Используется учебник "Растительность Астраханской области".В уроке предусмотрены задаания занимательного характера:загадки,анаграммы,вопросы-тесты,вопро...
разработка внеклассного мероприятия "Волга-матушка"
Интересная разработка экологического мероприятия, где тесно переплетаются прошлое, настоящее и будущее......
Экологическая сказка "Волга-Матушка река" для обучающихся с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе 8 вида
Цели: 1) раскрыть пагубное воздействие человека на окружающую природу; 2) развитие памяти, речи, творческих навыков и способностей...
Проектная работа по литературе в 5 классе по теме «Образ Волги в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге»
Для использования на уроках литературы в 5 классе...
Сценарий вечера : Вниз по матушке по Волге
Путешествие по Волге от истока к устью....