Разработка урока Реки. 6 кл.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Разработка урока Реки. 6 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_klimat_zemli_7_klass.doc839 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изучения декларативной и процедурной информации

география, 7класс, тема:«Климат»


Когнитивная технология обучения предполагает деление изучаемого материала на декларативную и процедурную информацию. На данном уроке сочетается то и другое. Декларативная информация: факты, явления, понятия темы. Процедурным компонентом урока здесь является обучение учащихся формулированию новых понятий, умению находить существенные признаки понятий, умение работать с текстом учебника, а также составлять описание климата и определять тип климата по определенным признакам.
Тема: Климат. Климатические пояса.

Цели урока: 1. Усвоить понятие «климат», научиться выявлять факторы формирования климата.
2. Дополнить и расширить представления о климатических процессах и явлениях.

3. Научиться выявлять причинно-следственные связи между понятиями и выстраивать логическую цепочку рассуждений на их основе.

Оборудование: таблицы-иллюстрации по теме «Климат», атлас , карточки с индивидуальными заданиями для учащихся с разными интеллектуальными способностями, инструкция для формулирования понятий, инструкция «Характеристика типов климата», , видеофрагмент «движение воздушных масс», тексты и иллюстрации из учебника И.В.Душиной.

Форма работы: эвристическая беседа с элементами практической поисковой деятельности учащихся по группам.

Группа 1. Учащиеся с низким уровнем интеллекта. Группа 2. Учащиеся со средним уровнем интеллекта. Группа 3. Учащиеся с высоким уровнем интеллекта.


Ход урока.

1.Оргмомент.

1.Опрос по предыдущей теме = входная диагностика для изучения нового материала. Для этого используются индивидуальные карточки. 

2. Изучение нового материала:

Так как в учебнике Душиной И.В материал темы изложен очень четко и понятно, то группа сильных учеников может самостоятельно изучать новый материал по тексту и использование ЭОР, а учитель работает со слабыми и средними учениками вместе.

3 группа работает  самостоятельно, изучая тему  «Климат Земли» .

Беседа(вход в тему)

1.Что означает климат с греческого? (наклон)

2. О каком наклоне идет речь? ( о наклоне солнечных лучей)

3.Всюду ли на Земле одинаковый климат? Почему?

Учащиеся закрепляют умение давать определение понятий по схеме, указанной в инструкции.(прил.1)

Рассмотрим характерные черты каждого типа климата. Перед вами текст учебника карты атласа. Сформулируйте и запишите особенности типов климата? (по инструкции прил.2)
В течение всего урока:

 Задание1: Рассмотрите рис.21 в учебнике (Рисунки в учебнике дополняются таблицами-иллюстрациями медиапроектора.). Какие факторы формируют климат Земли) Запишите в виде граф - схемы в тетрадь.

Очень важно сформировать у учащихся умение перерабатывать и оформлять полученную информацию в виде рисунков, граф-схем, семантической цепи, т. е. умение перекодировать информацию. Это позволяет лучше осмысливать и усваивать информацию.

Задание 2: Постройте логическую цепочку, расставив в правильном порядке следующие понятия ( на карточках): (Можно построить несколько цепочек, вызывая к доске несколько учеников и переставляя карточки с понятиями.)

ГП

Приморское

Теплое течение

Влажные ВМ

Незапыленные

ГП

Континентальное

Удален от океана

Сухие ВМ

Запыленные


Задание 3: Прочтите текст учебника на странице36-38, подчеркните в тексте отчего зависит распределение тепла и влаги на Земле. Составьте таблицу, соотнеся пояса давления и осадки. 

На данном этапе мы учим ребят - работать с текстом. Это - тоже, пример задания на перекодирование информации из текстовой - в табличную форму.

Область давления

Распространение

Потоки воздуха

Осадки

низкое

экватор

восходящие

много

высокое

тропики

нисходящие

мало

и т.д


Назовите типы климата, которые встречаются в экваториальной, тропической, умеренной, арктической  областях? Дайте их характеристику используя таблицу.


Задание 4:Рассмотрите  рис 95, стр. 241 что вы в нем видите? Можно ли определить тип климата по диаграмме. Прочтите в учебнике на странице 41-42о том, какими свойствами обладают климатические пояса. Установите зависимость, как ведут себя климатические пояса зимой и летом в северном и южном полушарии.

На протяжении всей работы с текстом на уроке учащиеся отвечают на два главных вопроса:

1Свойства ВМ?

2.При каких условиях они образуются?

Все ВМ перемещаются... Просмотрите фрагмент движения воздушных масс и объясните причины движения ВМ.

Просмотр видеосюжета воспринимался учащимися не как развлечение на уроке, а как еще один источник информации. В данном случае ребята не смогут найти конкретный ответ на вопрос, но такого рода задание приучит их вырабатывать свое мнение по спорным вопросам и нацелит на более внимательный просмотр сюжета.

Первичная диагностика усвоения материала: Карточки с заданиями 1,2,3,4,5 распределяются между учащимися по степени сложности.

Коррекция: 

В качестве коррекции и повторной проработки усвоенного материала предлагается практическая работа по описанию типов климата и климатообразующих факторов.
Задание 4: 1 группа: Перед вами карточки и атлас климатических поясов Земли, установите соответствие: Джакарта, Сеул, Мельбурн, Кейптаун, Каир, Санкт-Петербург, Рио- де- Жанейро, Шанхай.

2 группа: Задание то же, что и у 1группы, но нужно определить не только тип климата, но и дополнительно факторы влияющие на их формирования,  а также их влияние на хозяйственную деятельность. (то что будут изучать на следующем уроке.

3 группа: Учащиеся рассматривают две территории находящиеся в одном климатическом поясе, но имеющие разные типы климата и объясняют причины влияющие на них. Только подробное изучение климатообразующих факторов позволит им сделать правильные выводы.



Повторная диагностика: 

Домашнее задание: Слабая группа - читает и пересказывает п.7,8.(задание на воспроизведение) Средняя группа - готовит дополнительный материал о влиянии климата на хозяйственную деятельности человека. Сильная группа получает усложненное задание установить зависимость между типами климата, почвами и природными зонами и сделать вывод.

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА

Задание№1

Вставьте пропущенные слова:

Распределение тепла и влаги на Земле зависит от…………………… и вращения……………
В экваториальных широтах воздух ……………и возникают…………….потоки воздуха, а полярных широтах воздух……………,он содержит………..влаги Основная причина изменения климата это перемещение………………Одни приносят…………., другие……………….Причина движения воздуха разница……………на разных участках Земли.

Установите соответствие между признаками и климатическими поясами:

1.Характерно четыре времени года                      а) экваториальный

2.Постоянно жарко и влажно                                б)субтропический

3.Характерно два сезона: сухой зимой                 в) тропический

и влажный летом  

4.  Постоянно жарко и сухо                               г)умеренный                                                  

Задание№3

Перечислите признаки климатических поясов, по которым составляется их описание:

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

Задание 1.

Исключите в тексте лишнее словосочетание и объясните почему вы его исключили:


  1. Воздушные течения, ГП, климатический пояс, подстилающая поверхность, высота Солнца над горизонтом.
  2. экваториальный пояс, арктический пояс, субэкваториальный пояс, умеренный пояс

  3. Средняя температура января, годовое количество осадков
    Средняя температура июля, коэффициент увлажнения, господствующие ветры.
    Задание 3.

    Задание2: Расставьте в правильном порядке номера карточек, выстроив из них логическую цепочку «ПРИЧИНА – СЛЕДСТВИЕ».

    1. разница атмосферного давления. 2. неравномерное прогревание воздуха 3. ветер.


    Задание3.

    Расставьте в правильном порядке: так, чтобы получилось две логические цепочки. Тип климата - условия образования- свойства- примеры по карте.(разрезанные карточки для каждой группы, для первой группы упрощенный вариант)

Тип климата

Условия образования

Свойства

Примеры по карте.

экваториальный

Пониженное атмосферное давление, большой угол падения солнечных лучей

Влажно и жарко постоянно

Большие Зондские острова, Центральная часть Африки

Круг КП - означает «Климатический пояс»,

Круг О - означает «Основные климатические пояса»,

Круг П - означает «Переходные климатические пояса»,

Круг мВМ - означает «морские воздушные массы»

Круг кВМ - означает «континентальные воздушные массы»



ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Инструкция «Как составить определение понятия».

Давайте вспомним процедуру определения понятий из курса 6 класса:

.Во-первых, определяя содержание географического понятия, мы всякий раз находили, частью какого более широкого по смыслу термина оно является, то есть что это такое: карта- изображение земной поверхности…; меридиан - воображаемая линия…; нулевой меридиан - один из меридианов….

Во-вторых, мы находили, какими существенными признаками это понятие отличается от других.

В-третьих, делаем вывод.

Определение понятия можно построить по следующей схеме:


 
ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Инструкция описания климата:


  1. Название.

  2. Элементы климата

  3. Температуры января, июля.

  4. Осадки.

  5. Преобладающие ВМ.

  6. Господство на территории.

  7. Сезонность.

  8. География распространения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Реки" 6 класс

Реки в работах великих художников, поэтов и писателей. Работа над понятиями: река, приток, истоки, устье, водораздел, бассейн, речная система....

Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...

Разработка урока по физической географии Алтайского края в 8 классе. Тема: "Состояние водного режима реки Алей в зимний период".

Проблема экологии рек сегодня очень актуальна. В масштабах страны существует много исследований и аналитических материалов, посвященных этой теме, накоплен огромный статистический материал. На уровне ...

Разработка урока географии в 6 классе "Реки"

Урок географии проведен в 6 классе. на уроке расширялись и систематизировались знания учащихся о реках. Уделено внимание формированию экологической культуры школьников...

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Методическая разработка урока географии на тему "Части реки. Равнинные и горные реки"

Представленный материал разработан для проведения урока географии в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

Разработка урока "Реки-артерии Земли 1"

Конспект урока и презентация ....