Обобщение педагогического опыта
статья по географии на тему
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование коммуникативной и информационной компетенции через групповые формы работы на уроках краеведения и географии", а также программа деятельности классного руководителя "Свой путь выбери себе сам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboshchenie_pedagogicheskogo_opyta.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и освоения новых образовательных технологий. В своей деятельности каждый учитель идет по своему пути. Одни занимаются научной работой, другие отдают предпочтение внеклассной деятельности.
Обобщая свой педагогический опыт, хочу показать несколько направлений, что в итоге и составляет мой стиль работы как учителя:
- Сотрудничество с ВУЗами
- Внеурочная деятельность по предмету
- Педагогика сотрудничества
- Учебная деятельность
Сотрудничество с вузами
На протяжении 10 лет в нашей школе проходят педагогическую практику студенты 4 и 5 курсов естественно-технологического факультета ЧГПУ. В 2009 году получена благодарность Челябинского государственного педагогического университета за работу со студентами.
Учащиеся школы в, рамках профильных отрядов, тоже посещают естественно-технологический факультет: эмбриологический музей, аквариум, ботанический сад, геологический музей, участвуют в олимпиаде по линии Русского географического общества, где ежегодно становятся победителями и призерами.
Внеурочная деятельность по предмету
Основная задача модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает личностную ориентацию образования, его деятельный характер, усиление воспитательного потенциала и социальной направленности. Достижению этих ориентиров способствует и краеведческое образование. Исследование родного края, экскурсии, природоохранные акции являются универсальным инструментом в системе воспитания подрастающего поколения.
Для каждого учителя-предметника важна внеурочная деятельность, а для учителя географии - особенно. Экскурсии по Челябинской области и городу Челябинску стараюсь подбирать таким образом, чтобы они были интересны детям и соответствовали содержанию изучаемого материала по краеведению. Эти экскурсии по родному краю воспитывают экологическую культуру учащихся, уважение к законам живой природы и к истории родного края. Сведения, полученные на них, фотографии учащиеся используют на уроках краеведения при составлении презентаций и в выступлениях.
«Педагогика сотрудничества»
В настоящее время в национальном образовании провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Одной из основных социальных функций образовательного учреждения является функция воспитания. Сущность современного воспитания заключается в предоставлении ребенку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования, создание условий для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, подготовка его к принятию самостоятельных решений. Функцию воспитания учитель в полной мере может осуществлять, будучи классным руководителем. Наша школа с углубленным изучением отдельных учебных предметов ориентирована на работу с детьми с устойчивой положительной мотивацией к учению, интересами в области естественнонаучных, физико-математических дисциплин. Уже по окончанию 7 класса учащиеся делают свой первый выбор, руководствуясь своими интересами, знаниями, способностями.
Так как программа была рассчитана на 4 года, то она предполагала усложнение форм проведения классных мероприятий, видов деятельности в зависимости от возрастных изменений учащихся и развития классного коллектива. Воспитательный процесс – это единый и целостный процесс формирования человека, он должен быть многогранным, что проявляется и в принципах воспитательной деятельности, которых я придерживаюсь в своей работе. Программа реализовывалась по нескольким направлениям. Учитывая специфику школы и особенности классного коллектива, большое внимание уделяла интеллектуальному направлению. В течение трех лет проводила работу по повышению качественной успеваемости класса, мотивации к учебной деятельности, к изучению профильных предметов. Целенаправленно привлекала учащихся к участию в предметных олимпиадах, в городском экологическом марафоне, во всероссийских заочных олимпиадах. Каждый год учащиеся класса становились призерами районно-городских олимпиад по химии и биологии.
В рамках традиционного общешкольного мероприятия «Старт в науку» мой класс участвовал в посвящение химиков. В течение года мероприятия профильной направленности включали следующие: посещение химической лабораторий ЧелГу, музея ЧГМА, встречи с преподавателями и студентами химического факультета ЧГПУ и ЧелГу. Учащиеся посещали практические занятия по химии, проводимые студентами, а по окончании 8 класса проходили трудовую практику в профильном отряде, где продолжили посещение занятий на базе естественно-технологического факультета ЧГПУ. В 9 классе основное внимание уделяла практической части, выступлениях на конкурсах, защите работ для участия в научно-практической конференции. Все это показало, что учащиеся умеют самостоятельно добывать знания, приобрели навыки совместной деятельности, занимаясь в биологическом школьном кружке и секции химии в ЧелГу, защищали научные работы, становясь победителями и призерами научно-практической конференции «Умники и умницы» , научно-практической конференции Научного общества учащихся Малой академии ЧелГу. В течение 10 класса была организована профориентационная работа с учащимися, выразившаяся в посещении выставки «Карьера и образование», учащиеся проходили тест на профессиональное самоопределение, проводимое ЧелГу и РБИУ.
В 11 классе наступает период определиться в выборе профессии, и задача классного руководителя направить учащихся, оказать теоретическую и практическую поддержку.
Свой первый выбор учащиеся сделали после 7 класса и как, показало время, он оказался правильным.
Учебная деятельность
Среди проблем, связанных с повышением качества географического образования, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос об умении учителя организовать учебную деятельность обучающихся по практическому применению теоретических знаний и самостоятельному получению новых знаний из различных источников, необходимых им для решения поставленных учебных задач.
Если раньше приоритетной целью российского образования являлась передача всей суммы знаний, которую выработало человечество, то в новых условиях происходит резкая переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Компетенция становится результатом нового качества образования. Новое направление этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку учащихся к быстроменяющимся условиям современной жизни.
В стандартах второго поколения выдвигаются требования к планируемым результатам обучения, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения географического содержания.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей у учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Ключевые (базовые, универсальные) компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. В современной концепции сформулированы ключевые компетенции отечественного образования, над формированием которых должен работать современный учитель.
Тема моей методической работы в школе «Формирование коммуникативной и информационной компетенций через групповые формы работы на уроках краеведения и географии». Данной темой начала заниматься в 2008 году.
Целью работы стало формирование коммуникативной и информационной компетенций через групповые формы работы.
Актуальность
Эта тема была мною выбрана неслучайно. В 2006-2007 году я наряду с несколькими учителями Калининского района прошла курсы повышения квалификации по программе «Методическое обеспечение обучения и воспитания на традициях этнонациональной культуры» и получила свидетельство учителя краеведения. В 2007 году наша школа вошла в список школ, которые в числе первых ввели в учебный школьный план предмет «Краеведение» в 7 классе. И тогда учителя столкнулись с проблемой необеспеченности методическими материалами. Появилась необходимость сбора материала. Первый год преподавания краеведения в 7 классе был непростым. Я сама составляла презентации к урокам, их использование было невозможным на каждом уроке, так как в кабинете отсутствовало мультимедийное оборудование, подбирала материал, составляла тесты и практические работы, но в большинстве своем уроки были репродуктивного характера. На следующий год кабинет географии получил мультимедийное оборудование, поэтому работу с использованием презентаций можно было организовать на каждом уроке. Еще передо мной встала задача максимально задействовать всех учащихся класса.
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Из индивидуальной, фронтальной и групповой технологий, предпочтение отдала групповой, так как именно она, в большей степени, чем остальные способствует формированию ключевых компетенций.
Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету.
Групповые формы работы создают более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений.Замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, и это сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и учащимися. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать и оценивать свои действия.
Для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
Преимущества групповой работы:
- грамотно организованная работа в группе влияет на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
- в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
- учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
- у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
- для решения большинства задач необходима работа всей группы;
- какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
- вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
Функции учителя
Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, а является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:
- объяснение цели предстоящей работы;
- комплектование групп;
- комментарий к заданиям для групп;
- контроль за ходом групповой работы;
после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
Практическая значимость :
- опыт организации групповой формы деятельности универсален для всех предметов, любого цикла;
- возможность использования опыта в различных возрастных коллективах с учетом возможностей и потребностей учащихся;
- творческий подход учителя к организации групповой деятельности делает эту форму интересной, доступной, дающей самую важную основу для развития личности через общение, сотрудничество.
Обязанность учителя на каждом уроке организовать деятельность ученика, создать условия для его развития. Я стараюсь находить такие приемы работы, которые повышают познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и в результате дают высокое качество знаний. Работая в группах можно применять следующие приемы:
«Пила»
Такая структура используется в основном на этапе введения нового дополнительного материала. Учитель готовит необходимые материалы в печатном виде, при этом поделив их на равные части (по количеству учеников в группе). Каждый из участников группы получает часть заготовленного материала и в течение определенного времени его прорабатывает. По истечении времени учащиеся из разных групп, работавшие с одинаковым материалом, формируют новые группы и обсуждают прочитанное, выделяют наиболее важные моменты и готовятся представить материал остальным ученикам своей группы. По возвращении в свою группу они представляют свою часть материала, выступая, таким образом, в роли учителя. К концу работы в группе каждый ученик получит информацию по всему материалу. Данная структура является классическим примером использования “структурного подхода” к групповому обучению, поскольку отвечает всем его требованиям: обеспечивает взаимодействие учеников в пределах группы и класса, их взаимозависимость, личную отчетность каждого и равное участие.
Также используются несколько приемов на этапе закрепления или текущего контроля.
Круглый стол»
Суть этого приема заключается в следующем: аждый участник группы получает “рабочий листок” - лист бумаги под определенным номером, на котором сверху помещен вопрос, а также пять граф (четыре в случае, если группа состоит из трех человек) для ответов. Набор рабочих листков для каждой группы одинаковый. В течение определенного периода времени ученик в письменном виде отвечает на поставленный вопрос в отведённой для этого графе. По истечении времени листок передается по кругу следующему ученику, который также отвечает на помещенный там вопрос. Таким образом, когда рабочий листок вернется к своему владельцу, на нем уже будут даны четыре (три) ответа на вопрос. Ученик внимательно изучает все ответы на вопрос и, в случае необходимости, вносит изменения или дополнения в свой первоначальный ответ в последнюю графу. На следующем этапе ученики из разных групп с одинаковыми номерами на рабочих листках формируют новые группы, обсуждают полученные ответы и в случае необходимости вносят коррективы в формулировку своего ответа.
«Групповой опрос»
Это вид группового занятия, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант (помощник учителя) в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех учащихся, эта форма организации способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
«Смотр знаний»
Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах. Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.
Делается выставка работ учащихся. Расстановка парт в классе необычна. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.
Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. На смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки.
Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп.
Учебная встреча
Обычно проводится при повторении изучаемого материала. Ведет учебную встречу учитель.
Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая команда. Учебная встреча отличается своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.
Описание работы
Календарно-тематическое планирование по краеведению было составлено по примерной программе под общей редакцией В.М. Кузнецова. Данная программа раскрывает содержание регионального учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по классам и темам, определяет последовательность их изучения. Содержание программы универсально, что представляет широкие возможности для создания авторских учебных программ. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности.
В планировании было выделено четыре раздела.
1 раздел - «Комплексное географическое районирование Южного Урала. Виды особо охраняемых природных территорий».
3 раздела по краям Челябинской области.
1. Южно-Уральский край
2. Горнозаводской край
3. Восточно-Уральский край
Эти разделы включали в себя темы по изучению особо охраняемых природных территорий и памятников природы (смотри приложение).
Первый урок был организационным. Класс был разделен на группы.
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы – правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать, по крайней мере два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности, или по разнородности учебных успехов. Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в разнородной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх. Но в любом случае учитель должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
Так как классы были равные по успеваемости, то сформировались сильные учебные группы. На первом уроке были распределены темы между группами. Каждая группа получила по 2 темы из каждого раздела. При этом надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются два требования:
- по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
- содержание материала должно быть достаточно объемным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.
Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы. В нашем случае такая форма работы подходила, так как отсутствие учебников и объемный материал требовал распределения обязанностей внутри группы при поиске материала.
Для более эффективной организации урока с использованием групповой формы я использовала карточку-инструкцию.
Учащимся был выдан план работы, рекомендована дополнительная литература.
В ходе работы учащиеся должны были:
- Подобрать материал по теме.
- Проанализировать и систематизировать его.
- Выделить материал для записи в тетрадь учащимися класса
- Подготовить презентацию и устное выступление
- Самостоятельно подготовить закрепление материала в любой форме (вопросы, кроссворд)
Также были объяснены требования к презентации и выступлению
- Правило «10х20х30» ( 10 слайдов, 20 минут, 30 размер шрифта). В отдельных случаях слайдов могло быть больше 10, выступление в зависимости от темы до 30 минут.
- Фотографии и картинки хорошего качества
- Шрифт на фоне слайдов должен быть хорошо виден
- Чем меньше слов на слайдах, тем лучше ( текст должен отсутствовать или его должно быть минимум).
- Текст выступления должен быть разделен между членами группы и доступно и логично изложен.
Изначально такая форма работа планировалась для 7А и 7Б классов. Но надо сказать, что работа в группах, тем более на протяжении всего учебного года подходит не для всех классных коллективов. Это еще зависит от уровня межличностных отношений учащихся, общих учебных навыков. Через некоторое время стало понятно, что такая форма работы не подходит для 7Б класса. Не все учащиеся хотели работать в группах. Выделились пары, индивидуальные работы и учащиеся, у которых не было желания или возможности работать по такому плану. Тогда как в 7а классе никаких проблем не возникло. Таким образом, образовался 7А (экспериментальный) и 7Б (контрольный) класс. Учащиеся 7А класса по плану готовили уроки самостоятельно, а в 7Б классе темы объяснялись учителем, либо были выступления отдельных учащихся.
Перед началом работы были проведены анкеты « Насколько хорошо ты умеешь работать с программой PowerPoint».
Учащимся были представлены следующие варианты:
- Не испытываю трудностей при составлении презентаций
- Умею составлять слайды из картинок
- Ни разу презентации не составлял
Проанализировав результаты, мы выяснили, что только 30% учащихся умеют работать в данной программе. 35% учащихся никогда презентации не составляли. Информационные технологии - неотъемлемая часть современной жизни. Любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, должен обладать высокой информационной культурой (уметь добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее, уметь пользоваться компьютерной техникой и работать с популярными компьютерными программами, уметь пользоваться ресурсами -Интернет), а главное - учить этому детей. Поэтому формирование информационной компетенции учащихся занимает одно из ведущих мест. Важной частью формирования информационной компетенции учащихся является умение использовать информационные ресурсы Интернет, а также представлять свою работу в виде презентаций. Это стала еще одной задачей.
В течение всего года учащиеся работали в группах. Распределение ролей в группах учащиеся делали самостоятельно. На каждом уроке выступала одна группа. У каждой группы были оценочные листы. После каждого выступления учащиеся оценивали каждого участника выступавшей группы, ставили себе оценки и сами выступающие. Надо сказать, что если на первых уроках учащиеся ставили всем отличные оценки, то потом оценивали объективно, с учетом работы каждого участника.
Одной из задач такой работы было повышение интереса к предмету, создание условий для развития творческих способностей учащихся.
В конце 1 и 2 полугодий у учащихся экспериментального и контрольного классов проводилось анкетирование:
« С каким настроением ты идешь на урок краеведения?».
Учащимся были предложены следующие варианты:
- С радостью
- Равнодушен
- С предчувствием неприятностей
- Скорей бы все это закончилось
У экспериментального класса отношение к уроку менялось значительно от четверти к четверти. Они с радостью шли на урок, равнодушных учащихся стало меньше. У учащихся контрольного класса настроение менялось незначительно, увеличение в положительную сторону было связано с мнением отдельных учащихся, которые индивидуально выступали на уроке.
Была также проанализирована качественная успеваемость учащихся по четвертям экспериментального и контрольного классов.
Анализ результатов четвертных оценок показал, что в экспериментальном классе качественная успеваемость увеличилась значительно, в контрольном классе изменилась незначительно. Самостоятельный поиск информации, отбор и систематизация материала привело к его лучшему восприятию и запоминанию.
Также по итогам 1 полугодия и за год проводилась рефлексивная оценка учащихся своей деятельности в процессе работы. Учащимся были предложены следующие вопросы:
- Насколько ты реализовал себя в ходе работы?
А) Успешен полностью
Б) Уступаю большинству одноклассников
В) Не хуже и не лучше других
2. Чему удалось научиться в процессе работы?
А) Достигать поставленной цели
Б) Рассматривать тему с разных точек зрения
В) Презентовать результаты работы
Г) Распределять время
3. Какой из этапов работы заполнился больше всего?
А) Организационный
Б) Поиск информации
В) Подготовка презентации и выступления
Г) Презентация
Д) Обсуждение и выставление оценок
4. Чем тебе понравилась такая форма работы?
А) Возможность выступить в роли учителя
Б) Не нужно учить параграф
В) Интересно работать в группе с друзьями
Г) Нравится получать хорошие оценки
Анализ диаграмм по рефлексивной оценке своей деятельности показал, что увеличился процент учащихся, которые посчитали, что они полностью реализовали себя в ходе работы, и уменьшился процент тех, кто считал, что уступает большинству одноклассников (рис.10), большая часть учащихся научилась презентовать результаты своей работы (рис.2). Больше всего учащимся запомнились этапы презентации работы, обсуждения и выставления оценок (рис.3). И на вопрос « Чем тебе понравилась такая форма работы?» 100% учащихся в конце 2 полугодия выбрали вариант -возможность выступить в роли учителя (рис 4.)
После анализа работы при использовании групповой технологии убедилась в том, что такой способ обучения способствует повышению качества образования, при котором в принципе, меняется деятельность учеников и деятельность учителя. На таких занятиях каждый ученик становится учителем. Все обучают всех. При традиционном обучении учитель все делает сам, при групповом - все делает коллектив.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.
Несмотря на то, что информационные проекты краткосрочные и самые простые, их разработка полезна как для школьников, так и для учителя. У учащихся последовательно формируются ключевые (надпредметные) компетентности, а у учителя накапливается банк интересной дополнительной информации по различным темам курса краеведения и географии, что в последствии позволяет педагогу разнообразить методику проведения уроков. Групповые формы работы я использую и в 8-10 классах на уроках географии. Но здесь учащиеся работают в группах в рамках нескольких уроков при изучении тем одного раздела. 8 класс при изучении раздела « Природные зоны России»
- Характеристика арктических пустынь
- Характеристика тундры и лесотундры
- Характеристик а тайги
- Характеристика смешанных широколиственных лесов
- Характеристика лесостепей и степей
- Характеристика полупустынь и пустынь
Сначала учащиеся работают с текстом учебника и картами атласа и заполняют таблицу (каждая группа свою природную зону).
Природные зоны | Географическое положение | Почвы | Климат (климатический пояс, t января, t июля, количество осадков) | Растительный мир | Животный мир |
Каждая группа выступает по своей природной зоне и помогает остальным заполнить таблицу. В результате выступления групп учащиеся всего класса заполняют таблицу полностью. После этого учащиеся выступают с презентацией « Приспособленность растений и животных к обитанию в данной природной зоне».
Одновременно 8-11 классы добавляются элементы исследовательской и проектной деятельности. Работая над проектом, учащиеся учатся проводить исследования, четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом количестве текстовой, графической и цифровой информации, устанавливать причинно-следственные связи.
В 9 классе данная форма работы используется при изучении районов Центральной России. Такая форма работы актуальна, так как в учебнике нет разделения учебного материала на районы. На первом этапе учащиеся работают с текстом учебника и с картами атласа. Заполняют таблицу по плану.
План | Центральный район | Центрально-Черноземный район | Волго-Вятский район |
Состав района | |||
ЭГП (вывод о благоприятности ЭГП) | |||
Природные условия и ресурсы (вывод об обеспеченности природными ресурсами) | |||
Население района
| |||
Промышленность (отрасли специализации, факторы размещения) Сельское хозяйство (отрасли, условия ) | |||
Проблемы района | |||
Перспективы развития района |
При этом требуется использование не только текста учебника, карт атласа, но дополнительной литературы, а также электронных ресурсов. Это задание частично-поискового характера, так как требуется не только выделить материал, но и объяснить причины. Затем идет творческая презентация по формированию образа района. Здесь учащимся нужно представить достопримечательности своего района, показать его отличительные особенности.
В 10-ом классе данная форма работы используется при изучении раздела «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества»
И это задание проектного характера. Учащимся нужно выполнить следующее:
- Найти интересную информацию
- Структурировать содержание по схеме:
- суть глобальной проблемы;
- доказательства ее глобальности в 21 веке;
- связи с другими проблемами;
- географические аспекты проблемы (где и как она проявляется?);
- пути решения проблемы.
- Создать мультимедийную презентацию.
- Подготовить доклад.
- Защитить творческую работу.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Учебный предмет «География» в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Элементы проектной деятельности я использую на всех ступенях изучения географии. Наиболее эффективно, творчески, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работу выполняют учащиеся 9-10 классов. Презентация работ проходит на уроке-конференции. Подобный вид деятельности формирует умение работать с ресурсами Интернет, отбирать материал, оформлять в виде презентации PowerPoint, формирует опыт публичных выступлений. Таким образом, деятельностный характер обучения, организация самостоятельных работ с различными источниками географической информации, использование ИКТ на уроках обеспечивает качественное усвоение учащимися стандарта образования по географии, позволяет формировать учебно-познавательные, коммуникативные и информационные компетенции на материале содержания учебного предмета «География».
Участие старшеклассников в проектах данного типа способствует формированию исследовательской компетентности, готовит их к написанию курсовых работ в вузе. Это главный результат, так как цель школы-подготовить выпускников к осуществлению образования в течение всей жизни.
Работать по новым технологиям нелегко. Приходится не только преодолевать сложившийся стереотип, но и приобретать новый опыт. Готовых разработок, пособий нет, так что приходится работать самостоятельно, внося при этом что-то свое, выработанное личным опытом.
Подобная организация учебной работы дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, и, главное, развитие самостоятельности, уверенности в себе, трудолюбия, умений, что не может дать ни одна существующая система обучения.
Пусть мои выпускники не связывают свою жизнь с профессиями, основанными на знаниях географии. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самовыражаться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшем.
Большое значение в своей работе придаю участию в олимпиадном движении, в конкурсах реферативно-исследовательских работ, в мероприятиях экологического марафона, в региональных олимпиадах и конкурсах, проводимых ЧГПУ и ЧелГу.
За время работы над данной темой был накоплен значительный материал по краеведению, как в печатном виде, так и в виде электронных ресурсов.
Используя свои работы с уроков краеведения учащиеся принимали участие в конкурсе электронных презентаций «Горнолыжные центры Челябинской области», проводимого районным методическим объединением учителей географии.
В 2010 и 2011 они стали участниками городского конкурса реферативно-исследовательских работ для учащихся 1-8 классов «Интеллектуалы ХХI века» с работами «Уникальность Восточно-Уральского заповедника как единственного «атомного» заповедника в мире» и «Развитие экотуризма в национальных парках Челябинской области». Учащиеся принимают участие в конкурсе «Человек и Малая Родина».
Учащиеся ежегодно принимают участие в мероприятиях Экологического марафона краевеведческой направленности « Креодонт», «Малахитовая шкатулка», «Вода на Земле».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта.
Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта Ведущие педагогические идеи Теоретическая база и технология Новизна С...
Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.
На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....
Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.
Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"
Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....
Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...