Рабочие программы по географии
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Внукова Ольга Владимировна

Рабочая  программа по географии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_5_klass.docx85.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа адресована учащимся 5 класса общеобразовательной школы.

Программа  соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам    общего  образования по образовательной  области «География»

Концепция программы. География в 5 классе – первый этап географической подготовки учащихся – основной среди 6 – 10 классов. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов.

Обоснованность программы. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является то, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Также отличием стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. То есть, целью образования является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как  процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Предмет входит в образовательную область естественных наук.

Основными целями курса являются:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Сроки реализации данной программы: 2013 – 2014 учебный год

 Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Достижение сформулированных выше целей и задач, а также основной мировоззренческой идеи курса предполагает преемственность его содержания с предшествующими пропедевтическими курсами «Окружающий мир», «Мир географии», «Естествознание», в изучении средств и методов географических исследований, источников географической информации, топографо-картографических знаний и умений учащихся, а также истории развития географических знаний о Земле. Кроме того, необходима более тесная межпредметная связь с курсами физики, математики, биологии, истории. Таким образом, новый курс должен приобрести большую комплексность, интегральность и территориальность, т. е. стать более географичным.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Предполагаемый результат. В результате изучения курса, учащиеся должны:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;  представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

На уроках  возможны разные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: устный опрос, контрольная работа, тестирование, зачет, и другие. Вид самостоятельной работы и форма контроля выбирается адекватно содержанию, который изучается, закрепляется и обобщается на уроках.

Система оценки достижений учащихся. На уроках  возможны разные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: устный опрос, контрольная работа, тестирование, зачет, и другие.

Инструментарий для оценивания:   5-бальная система. 

Условные обозначения:

 Н - урок изучение новой темы

А - урок актуализации знаний

П - урок контроля (проверки знаний)

Ин. Фр – индивидуальный, фронтальный опрос

Пр\р – практическая работа

Общая характеристика учебного предмета, курса.

В соответствии с этим реализуется примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (5-9 классы), авторская программа по географии 5 -9 классы под редакцией В.П.Дронова  , М. Дрофа 2013 г (35 часов)

Изучение географии на ступени основного общего образования  направлено на достижение следующих щелей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Методы и формы решения поставленных задач: Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. Курс «География. Землеведение. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по географии, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока  и небольшим) опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о планете.

 Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля.

 Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников основной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса географии с такими предметами: природоведение, биология, физика, химия, литература и другими. Так же учитывается связь с дополнительным образованием по предмету через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет входит в образовательную область естественных наук.

 География в основной школе изучается с 5 по 9 класс.

 Согласно действующему в школе учебному плану, рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: количество часов –35 часа, в неделю – 1 час. Изменения,  внесенные в программу:  «Географические модели Земли» - 11 часов

Программа «География. Землеведение» входит в обязательную часть учебного плана основного общего образования в 5 классе.

На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 часов (1ч. В неделю), в 7-9 по 68 ч (2ч. В неделю)..

Требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География».

Достижение предметных результатов в учебниках линии обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Для реализации этих требований представленная линия строилась на основе к следующих концептуальных принципов:

обеспечение комплексности и логической преемственности содержания отдельных школьных географических  курсов. Линия построена в соответствии с традиционным  для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе — от общего к частному. В соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально-экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном — материков и океанов и их  частей — России и ее отдельных районов — своей местности  (малой Родины). При этом во всех учебниках линии реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманитаризация, социологизация, экологизация,  способствующие формированию общей культуры молодого поколения;единый методологический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала (методологической основой линии учебников являются положения «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. Содержание всех учебников  линии обеспечивает формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности. В достижении перечисленных результатов особо значима роль учебников для 8 и 9 классов. В них формируется географический образ нашей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и демонстрации взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства. В учебнике 8 класса дается оценка огромных размеров территории России как важнейшей части национального достояния, географического положения как важнейшего потенциала ее развития. Вводится понятие «государственная территория России», что позволяет учащимся ориентироваться в комплексе сложных территориально-межгосударственных проблем и вопросах национальной безопасности! часто обсуждаемых в СМИ;

единый методический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала. Методическое единство учеников линии обеспечивается унификацией в построении структуры параграфов, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации! Каждый параграф содержит следующие структурные элементы:

.— основной текст — инвариантную часть содержания, соответствующую Фундаментальному ядру содержания образования и Примерной программе по географии. Текст каждого параграфа разбит на смысловые структурные единицы и подразделен на основной и дополнительный, выделены основные определения;

  • вопросы и задания к параграфу в деятельностной форме проверяют образовательные достижения учащихся. В вопросах и заданиях особое внимание уделено формированию умений использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, для экологически сообразного поведения в окружающей среде, адаптации к географическим условиям проживания и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • разнообразные иллюстрации (карты, рисунки, схемы, фотографии, таблицы, диаграммы), несущие самостоятельную информационную нагрузку и снабженные вопросами и заданиями, способствуют реализации системно-деятельностного подхода в обучении географии.

В учебниках содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свой действия м соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

В учебниках линии дается материал о российских путешественниках и ученых, в частности С. И. Дежневе, П. П. Семенове-Тян-Шанском, Н. М. Пржевальском, С. Берге, В. В. Докучаеве, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.

Содержание  учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел I  Накопление знаний о Земле (5 ч)

Познание Земли в древности. Древняя географии и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Велики» географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практические работы. 1. Работа с электронными картами.

Раздел. II  Земля во Вселенной (7 ч)

Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг сво- рй оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практические работы. 2. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий.

Раздел III Географические модели Земли (10 ч)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах п картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сетка. Географические координаты. Градусная сетка. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практические работы. 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

       

          Раздел IV. Земная кора (11ч)

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры, Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движения земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы. 5. Определение горных пород и описание их свойств. 6. Характеристика крупных форм рельеф» на основе анализа карт.

 Тематическое планирование по географии на 5 класс

Содержание тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Введение 1 час

1

Что изучает география

Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Характеристика природных и антропогенных географических объектов. Установление географических явлений, влияющих на географические объекты. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли географии в современном мире

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

2

Познание Земли в древности

Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации (в Интернете, других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока

3

Великие географические открытия

Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них. Обсуждение значения открытия Нового света и всей эпохи Великих географических открытий

4

Открытие Австралии и Антарктиды

Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского

5

Современная география Практические работы. 1. Работа с электронными картами.

Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск информации (в Интернете, других источниках) космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

6

Земля и космос

Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде

7

Земля — часть Солнечной системы

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной систем* s мы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты

8

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника — Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства

9

Осевое вращение Земли

Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продол^« жительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

10

Обращение Земли вокруг Солнца

Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»

11

Форма и размеры Земли

Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности». Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли »

12

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» Практические работы. 2. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий

Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы 

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

13

Ориентирование на местности.

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса.

14

Изображение земной поверхности

Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности

15

Масштаб и его виды

Определение по топографической карте расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно.

16

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Работа с картой и планом: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот и глубин  с помощью шкалы высот и глубин.

17

Планы местности и их чтение.

Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков различных видов, пояснительных подписей. Определение на плане азимутов направлений на объекты.

18

Практические работы. 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки

Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Составление простейшего плана небольшого участка местности

19

Параллели и меридианы

Определение по картам географической широты и долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам.

20

Градусная сеть. Географические координаты Практические работы. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети

Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сетки, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей

21

Географические карты

Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба.

22

Урок - зачет по теме «Земля во Вселенной»

Работа с итоговыми вопросами и заданиями.

Раздел IV. Земная кора (11ч)

23

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры

Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой

24

Разнообразие горных пород Практические работы. 5. Определение горных пород и описание их свойств

Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород

25

Земная кора и литосфера —каменные оболочки  Земли

Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит

26

Разнообразие рельефа Земли

Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения

27

Движения земной коры

Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры

28

Землетрясения. Вулканизм

Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма

29

Промежуточный мониторинг

30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра

Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием

31

Главные формы рельефа суши

Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин

32

Рельеф дна океанов

Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосфер- ных плит

33

Человек и земная кора

Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору

34

Итоговый урок по разделу « Земная кора » Практические работы. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору

35

Повторение

Календарно – тематическое планирование по географии на 5 класс

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основное

содержание  урока

УУД

Предметный результат

Календарные сроки

Домашнее задание

Примечание

План

Факт

Развитие географических знаний о Земле – 5 ч.

1

Географические методы изучения окружающей среды

Что изучает география.

Значение географических знаний в современной жизни.

Профессии, связанные с географией . Методы географической науки.

Способы  организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; Познавательные

Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии

Создание историко-географического образа объектов Земли

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебникомРегулятивные

Работа с картой, сравнение современной карты с древними

Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях

Познавательные

Поиск информации по накоплению географических знаний

Коммуникативные

Самостоятельный анализ .умение слушать другого

 Определять понятие

 « география»

 Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Различать природные и антропогенные географически объекты.

П. 1

Стр. 4 - 7

2

Развитие географических знаний о Земле

Развитие представления человека о мире от древности до  наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.

Показывать по картам территории древних государств.

Находить информацию ( В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.

П.2

Стр. 10- 12

3

Выдающиеся географические открытия

Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизациА.и.

Марко Поло, А. Никитин, Васко  да Гама

 Х. Колумб

Ф Магеллан, Ф. ДрейкА. Тасман, Дж. Кук

Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев

Ермак, И. Москвин,

С. Дежнев

Р. Амундсен

Р. Пири

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО

 Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО.

П. 3

Стр.13 - 15

4

Современный этап научных географических исследований.

Источники географической информации. Географические информационные системы

Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

Познавательные

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте

Поиск информации о путешественниках

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте

коммуникативный

Обсуждение значения открытий

Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях

Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.

П. 4

Стр. 16 - 18

5

Контрольная работа

« Развитие географических знаний о Земле»

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий

Повтор.

пройденн

материал

Земля – планета Солнечной системы – 5 ч

6

Земля и Космос

Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса н Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки.

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; Познавательные

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси

Регулятивные

 

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное

коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года (

Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»

7

Земля – планета Солнечной системы

П.5

Стр.20 – 21

8

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

П. 6

Стр. 22 – 24

9

Осевое вращение Земли

Форма и размеры Земли.

Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года.

Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.

П. 7

Стр. 25 - 26

10

Обращение Земли вокруг Солнца

11

Форма, размеры и движение Земли.

12

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» Практические работы. 2. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий

Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли.

Смена дня и ночи, смена сезонов года.

Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь.

Пояса освещенности

П. 7

Стр. 26 –

27

План и карта – 10 ч.

13

Ориентирование и способы ориентирования на местности.

Ориентирование на местности. Стороны горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; Познавательные

Иметь представления о понятиях

Знать определение «Азимут» и уметь определять его

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

Научиться читать план местности с помощью условных знаков

Коммуникативные

Умение слушать товарища

Соблюдать правила поведения в кабинете Познавательные

Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности

Регулятивные

решение задач по определению абсолютной и относительной высоты

Уметь составлять план местности простейшим способом

коммуникативный

работа в группах

Распознавать условные знаки планов  местности

.Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Использовать

оборудование для глазомерной съемки.

Составлять

простейшие планы местности небольшого участка.

П. 8

Стр. 30- 32

14

Изображения земной поверхности

Глобус – объемная модель Земли.

Географическая карта , ее отличие от плана. Карта Особенности изображения  местности на плане

Условные знаки.

15

Масштаб и его виды.

Масштаб и его виды. Измерение расстояний  с помощью масштаба.

Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

П. 9

Стр. 33 - 34

16

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Определение относительной высоты точек и форм  рельефа  на местности

Относительная высота.

Абсолютная высота. Горизонтали.

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

 Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины.

 

П. 10

Стр. 36 - 37

17

План местности и его чтение

Топографическая карта

Способы глазомерной съемки  местности.

П.11

Стр.38 - 39

18

Практическая работа 3. Составление  плана местности способом глазомерной полярной съемки

Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.

Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.

Распознавать

различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

 Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые

Читать карты различных вдов на основе анализа легенды.

Определять

зависимость подробности карт от ее масштаба.

Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории.

Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов.географические объекты.

Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике.

П.12

Стр.40 - 43

19

Параллели и меридианы

Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.

Определение направлений и расстояний по карте

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.

 Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки  параллелей и меридианов.

П. 13

Стр.44 –

47

20

Градусная сеть. Географические координаты. Практическая работа 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по координатам.

Географические координаты.

Географическая широта. Определение географической широты объектов

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.

П. 14

Стр.48 - 50

21

Географические карты

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

 Определять

расстояние  с помощью градусной сетки.

П. 15

Стр.51 - 53

22

Урок – зачет  по теме  «Земля во Вселенной»

П.16

Стр. 54 - 56

Раздел IV Земная кора – 11 ч.

23

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры

Внешние и внутренние силы Земли

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора

Типы земной коры, ее строение под материками и океанами

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; Познавательные

Регулятивные

Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности.

коммуникативные Оценить действия партнеров Познавательные

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам

коммуникативный

работа в группах

Регулятивные

Сравнивать  горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам

Описывать модель строения Земли. 

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. 

Анализировать схему «Типы земной коры »

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

П.20

Стр.68 - 70

24

Разнообразие горных пород Практические работы. 5. Определение горных пород и описание их свойств. свойств.

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

 Овладевать

простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.

Анализировать схему преобразования горных пород.

 

П.21

Стр.71 - 73

Литосферные плиты, их движение  и взаимодействие

Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные.

Землетрясения и их причины.

Сейсмические районы и пояса Земли.

Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов.

Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо. Рельеф Земли.

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

П.22

Стр.74 - 76

25

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли

26

Разнообразие рельефа Земли

27

Движения земной коры

28

Землетрясение и вулканизм.

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений.

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения землетрясений.

 Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения   суши. Горы и равнины, особенности их образования.

П. 23

Стр.77 - 79

29

Промежуточный мониторинг

30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников, ветра.

Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.

Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять

практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

 Выявлять

расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.

П. 24

Стр.80 - 83

31

Главные формы рельефа суши

Основные формы рельефа суши.

Горы и равнины особенности их образования.  

 Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте.

Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.

Различие гор по высоте, возрасту и размерам.

Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах.

Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять

практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

 Выявлять особенности  изображения на картах крупных форм рельефа.

Анализировать

иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор.

П. 25

Стр. 84 - 87

32

Рельеф дна океанов

33

Человек и земная кора

Значение литосферы

для человека

Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий

34

Итоговый урок по разделу «Земная кора». Практические работы6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт

35

Выполнение проекта

« Скульптурный портрет планеты»

Разработка проекта

« Скульптурный портрет планеты»

Правила работы с контурной картой

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах  на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию( в Интернете и других источниках)

Перечень учебно-методического обеспечения

В кабинете географии имеется раздаточный материал:

Пособие

Содержание

Тесты

Тесты имеют задания по изученным темам.

Карточки с индивидуальными заданиями

Задания разного уровня сложности для письменного опроса учащихся

В кабинете географии имеются настенные карты и таблицы для 6 класса:

  1. Великие географические открытия
  2. Зоогеографические открытия
  3. Мировой океан
  4. Климатическая карта мира
  5. Климатические пояса и области мира
  6. Климатические пояса и области мира
  7. Физическая карта полушарий
  8. Государства мира
  9. Карта звездного неба
  10. Классификация горных пород
  11. Строение Земли и земной коры.
  12. Постоянные ветры Земли.
  13. Воздушные массы и климат Земли
  14. Человеческие расы.
  15. Вулканизм и землетрясения
  16. Распределение солнечного света и тепла на Земле.
  17. Центры происхождения важнейших культурных растений.

Так же в кабинете для наглядного изучения имеются: коллекции минералов и горных пород, гербарий, теллурий, глобусы.Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих электронных – образовательных ресурсов

  • География 6 класс
  • Великие географические открытия
  • Климат
  • Кирилл и Мифодий 6 класс

Список литературы.

Учебник

  1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение.5-6 класс Учебник.  М.: ДРОФА, 2010. - 222с

УМК

  1. Географический атлас 5 класс. М.: Дрофа, 2013 –
  2. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 6 класс. М.: Дрофа, 2013

Дополнительная литература  

  1. Петрова Н.Н Тесты по географии 6-10 класс. Учебное пособие. М.: Дрофа 2005.-  
  2. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл. Книга для учителя.  М.: Просвещение, 2007
  3. Сухов В.П. Физическая география Начальный курс. М.: Просвещение, 2001

Приложение

Практические работы

 Зачеты

Мониторинги

1

Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте

Земля во Вселенной

Входной

2

Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

Земная  кора и атмосфера

Промежуточный

3

Топографический диктант

Гидросфера  и биосфера

Итоговой

4

Ориентирование на местности

5

Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа

6

Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища.

7

Построение графика годового хода температуры

8

Построение диаграммы осадков.

9

Построение розы ветров..

10

Составление по картам описания океана или моря.

11

Составление описания одной из крупных рек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...