ориентирование на местности
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Ткачук Елена Францевна

урок в 6 классе, согласно ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл оринтирование в 6 классе809.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Предмет: география

Учитель: Ткачук Елена Францевна

Класс: 6 «Б»

Тема урока: Ориентирование на местности

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цель урока:

Использовать понятия   «азимут», для решения учебных задач по ориентированию на местности,

Планируемые образовательные результаты:

Предметные –

1. Выявлять и знать объекты изучения географии.

2. Использовать приобретённые знания и умения при ориентировании на местности.

Метапредметные –  Умение работать с компасом и применять на практике.

Личностные – Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.    

Оборудование: компас, линейка, транспортир, топографический план.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков

Проводится в ходе фронтального опрашивания обучающихся по вопросам:

-Что такое план местности? 

-Вспомните условные знаки:

  1. Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний учеников

Стимулирование  познавательной деятельности учащихся.  Демонстрация презентации к уроку.  Знакомство с метапредметными понятиями «аргумент – факт»,  ставит перед учениками главный аргумент, мысль всего урока, организует возникновения проблемы и настрой на решение этой проблемы.

Учитель выдвигает проблему определения ориентирования, включает учащихся в эту проблему, организует пути решения проблемы.

Вопросы обучающимся:,

- Что такое  ориентирование? (Ориентирование (лат. восток)– умение находить  стороны горизонта).

- Какие способы ориентирования вы знаете?

- Назовите основные способы ориентирования?

- Какие вы знаете способы нахождения сторон горизонта?

- Основные стороны горизонта, промежуточные?  (Задание №1 для обучающихся)

- Какая сторона указана и относительно какой вы определили стороны горизонта?

- Что надо сделать, чтобы найти свое местоположение?

Учитель:

- Какая же наша задача нашего урока? (Научиться ориентироваться на местности)

- Что нужно знать, чтобы найти свое местоположение?

  1. Формирование знаний, умений, навыков

Учитель знакомит с метапредметным понятием – ориентирование.

Ориентирование - определение своего местоположения относительно сторон горизонта с помощью компаса, карты.  Учителю     необходимо     подчеркнуть,     что     главное     в ориентировании   -  это  определение   направления   на   север,   от которого отходят остальные направления.  

Для определения направлений используют компас.

Сориентируем  компас относительно сторон горизонта (правила работы с компасом)

  • Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь)
  • Стрелка компаса должна быть неподвижной.
  • После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.

 Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

-   В какую сторону горизонта обращены окна класса?

-   В каком направлении расставлены парты?

-   В какую сторону горизонта обращена входная дверь в класс?

-   В какую сторону вы должны пойти, что попасть в столовую?

Для того, чтобы определить точное направление на предмет, недостаточно знать в какой стороне горизонта он находится. Необходимо указать две характеристики: азимут и расстояние от наблюдателя до определяемого объекта. Сегодня мы научимся определять азимут.

Азимут — это угол между направлением на север и на какой-нибудь   предмет местности,   величину  которого выражают в градусах и отсчитывают от севера, по ходу часовой стрелки. 

Учитель:  - Назовите  ключевые слова в определении?

Учитель:

Посмотрев на компас, мы увидим величины в градусах. По ним мы и будем определять азимут.

- Какая величина соответствует С, Ю,В, З?

Работа со слайдом (Задание 3): 

       

 - От какой стороны горизонта идет отсчет азимута?

- В какую сторону  надо  отсчитывать  азимут?

 По рис.23 , с.45 учебника определить азимут при помощи транспортира:

- азимут фруктового сада?

- одиноко стоящего лиственного дерева?

- хвойного дерева

- станции Ромашково

Задание на доске: определить азимут (Задание № 4)

Задание 4  Определите по карте азимут, по которому надо идти от домика лесника до родника. Ответ запишите цифрами.

5. Обобщение и систематизация знаний учеников. (Проблемную ситуацию отражают в практическом задании)

Задание обучающимся (организация коллективной деятельности):

 На столах разложены карточки (с указанным азимутом) и надо найти  карточку с вопросом в классе. Объединившись  в группу, согласно цвета карточки на парте, двигаться по азимуту для нахождения ответа на вопрос карточки:

  1. Ориентирование это?– умение находить стороны горизонта.
  2. Азимут это? – угол между направлением на север и какой-либо предмет на местности.
  3. Компас? – прибор для определения сторон горизонта
  4. Азимут С и Ю? – 0 и 180
  5. Азимут В и З? - 90и 270
  6. 45 - азимут? СВ
  7. 225 - азимут? ЮЗ
  8. 315 – азимут? СЗ
  9. План местности? – чертеж, небольшого участка земной поверхности, выполненный сверху, в уменьшенном виде при помощи условных знаков
  10.  ? -  болото и озеро

  Если вы поняли, как определять азимут, прочтите слова, зашифрованные в этом «компасе» ? 1) 255, 210, 195, 135.  - УРОК

                           2) 0, 105, 120, 165, 255, 240. - АЗИМУТ

6. Домашнее задание(учитель настраивает на выполнение практических заданий)

п.8,  задание с.48

 7. Подведение итогов урока. 

Учитель: Создает атмосферу  успешности усвоенного материала в деятельности учащихся.

 Обучающиеся: оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной деятельности. Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к уроку.

- Выставление оценок.

Учитель: Организует и направляет самооценку учащихся

Обучающиеся: Осуществляют самооценку собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Ориентирование на местности

В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....

Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.

 Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...

Ориентирование на местности разными способами.

В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности...

Ориентирование на местности

Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....

Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".

Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....