ориентирование на местности
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: география
Учитель: Ткачук Елена Францевна
Класс: 6 «Б»
Тема урока: Ориентирование на местности
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока:
Использовать понятия «азимут», для решения учебных задач по ориентированию на местности,
Планируемые образовательные результаты:
Предметные –
1. Выявлять и знать объекты изучения географии.
2. Использовать приобретённые знания и умения при ориентировании на местности.
Метапредметные – Умение работать с компасом и применять на практике.
Личностные – Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Оборудование: компас, линейка, транспортир, топографический план.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка усвоенных знаний, умений и навыков
Проводится в ходе фронтального опрашивания обучающихся по вопросам:
-Что такое план местности?
-Вспомните условные знаки:
- Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний учеников
Стимулирование познавательной деятельности учащихся. Демонстрация презентации к уроку. Знакомство с метапредметными понятиями «аргумент – факт», ставит перед учениками главный аргумент, мысль всего урока, организует возникновения проблемы и настрой на решение этой проблемы.
Учитель выдвигает проблему определения ориентирования, включает учащихся в эту проблему, организует пути решения проблемы.
Вопросы обучающимся:,
- Что такое ориентирование? (Ориентирование (лат. восток)– умение находить стороны горизонта).
- Какие способы ориентирования вы знаете?
- Назовите основные способы ориентирования?
- Какие вы знаете способы нахождения сторон горизонта?
- Основные стороны горизонта, промежуточные? (Задание №1 для обучающихся)
- Какая сторона указана и относительно какой вы определили стороны горизонта?
- Что надо сделать, чтобы найти свое местоположение?
Учитель:
- Какая же наша задача нашего урока? (Научиться ориентироваться на местности)
- Что нужно знать, чтобы найти свое местоположение?
- Формирование знаний, умений, навыков
Учитель знакомит с метапредметным понятием – ориентирование.
Ориентирование - определение своего местоположения относительно сторон горизонта с помощью компаса, карты. Учителю необходимо подчеркнуть, что главное в ориентировании - это определение направления на север, от которого отходят остальные направления.
Для определения направлений используют компас.
Сориентируем компас относительно сторон горизонта (правила работы с компасом)
- Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь)
- Стрелка компаса должна быть неподвижной.
- После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.
Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Обучающиеся отвечают на вопросы:
- В какую сторону горизонта обращены окна класса?
- В каком направлении расставлены парты?
- В какую сторону горизонта обращена входная дверь в класс?
- В какую сторону вы должны пойти, что попасть в столовую?
Для того, чтобы определить точное направление на предмет, недостаточно знать в какой стороне горизонта он находится. Необходимо указать две характеристики: азимут и расстояние от наблюдателя до определяемого объекта. Сегодня мы научимся определять азимут.
Азимут — это угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет местности, величину которого выражают в градусах и отсчитывают от севера, по ходу часовой стрелки.
Учитель: - Назовите ключевые слова в определении?
Учитель:
Посмотрев на компас, мы увидим величины в градусах. По ним мы и будем определять азимут.
- Какая величина соответствует С, Ю,В, З?
Работа со слайдом (Задание 3):
- От какой стороны горизонта идет отсчет азимута?
- В какую сторону надо отсчитывать азимут?
По рис.23 , с.45 учебника определить азимут при помощи транспортира:
- азимут фруктового сада?
- одиноко стоящего лиственного дерева?
- хвойного дерева
- станции Ромашково
Задание на доске: определить азимут (Задание № 4)
Задание 4 Определите по карте азимут, по которому надо идти от домика лесника до родника. Ответ запишите цифрами.
5. Обобщение и систематизация знаний учеников. (Проблемную ситуацию отражают в практическом задании)
Задание обучающимся (организация коллективной деятельности):
На столах разложены карточки (с указанным азимутом) и надо найти карточку с вопросом в классе. Объединившись в группу, согласно цвета карточки на парте, двигаться по азимуту для нахождения ответа на вопрос карточки:
- Ориентирование это?– умение находить стороны горизонта.
- Азимут это? – угол между направлением на север и какой-либо предмет на местности.
- Компас? – прибор для определения сторон горизонта
- Азимут С и Ю? – 0 и 180
- Азимут В и З? - 90и 270
- 45 - азимут? СВ
- 225 - азимут? ЮЗ
- 315 – азимут? СЗ
- План местности? – чертеж, небольшого участка земной поверхности, выполненный сверху, в уменьшенном виде при помощи условных знаков
- ? - болото и озеро
Если вы поняли, как определять азимут, прочтите слова, зашифрованные в этом «компасе» ? 1) 255, 210, 195, 135. - УРОК
2) 0, 105, 120, 165, 255, 240. - АЗИМУТ
6. Домашнее задание(учитель настраивает на выполнение практических заданий)
п.8, задание с.48
7. Подведение итогов урока.
Учитель: Создает атмосферу успешности усвоенного материала в деятельности учащихся.
Обучающиеся: оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной деятельности. Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к уроку.
- Выставление оценок.
Учитель: Организует и направляет самооценку учащихся
Обучающиеся: Осуществляют самооценку собственной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."
Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....
Ориентирование на местности
В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....
Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.
Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...
Ориентирование на местности разными способами.
В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности...
Ориентирование на местности
Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....
Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".
Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....