Краеведение как региональный компонент в образовании
статья по географии (5 класс) по теме
Сущность школьного географического краеведения заключается во всестороннем физико- и экономико-географическом познании учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края с помощью разных источников и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Холстовская СОШ
Павловского района Ульяновской области
Краеведение
как региональный компонент в образовании
Подготовила:
учитель географии
МОУ Холстовской СОШ
Павловского района
Ульяновской области
Инюшева В.П.
с.Холстовка
2012г
Перед человечеством сегодня стоит три глобальных задачи:
это — защита мира, защита духовности и защита природы.
Все они главные условия нашего дальнейшего существования.
Каждая из них не полна одна без другой. От этих трёх начал
зависит обеспечение грядущего не только Казахстана, но и
всего мира
Нурсултан Назарбаев
Краеведение зародилась в глубокой древности. Об этом еще в 1924 году писал академик С. Ольденбург: «Люди интересовались местностью, где они жили, её природою, населением, историей, одним словом, самыми разными сторонами жизни».
Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Последних может быть огромное множество.
Ближе всего по своему типу краеведение к географии. Сведения в обеих науках объединяются по территориальному признаку. Но география, в отличие от краеведения, не придает такого большого значения отдельным замечательным людям, истории науки, истории литературы, истории искусства (в частности архитектуры).
Краеведение ближе к истории вообще и ближе к изучению отдельных людей, разумеется в местной обстановке, чем география. В этом замечательная особенность и сила краеведения. В самом деле, география обходится без оценок География как наука "спокойнее", строже и бесстрастнее. Но это и является своего рода ее "общественным недостатком".
Краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д., и т.л.).
С этой точки зрения "моральная отдача" краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика И при всей необходимости географии как науки краеведение гораздо более "воспитывающая наука", наука, требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения
В последние годы в российской школе поднялся интерес к школьному краеведению, стало восстанавливаться утраченное на длительное время понимание его большого образовательного и воспитательного значения.
К.Д. Ушинский в статье «О необходимости сделать русские школы русскими» писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит… в том, что человек западный, не только образованный, но и даже полуобразованный, всегда ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится». Эта мысль не потеряла своей актуальности и до настоящего времени.
Сущность школьного географического краеведения заключается во всестороннем физико- и экономико-географическом познании учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края с помощью разных источников и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя.
Составными частями школьного географического краеведения являются учебное (программное) краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и внепрограммное (внеклассное) краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга.
Одной из главных особенностей школьного географического краеведения является то, что оно создает условия для работ исследовательского характера, способствующих формированию у учащихся опыта творческой деятельности – одного из важнейших компонентов содержания образования.
Повышение интереса к школьному краеведению в настоящее время обусловлено двумя основными факторами:
- во-первых, растущим осознанием значения знаний о малой родине для патриотического воспитания школьников;
- во-вторых, пришедшему, наконец, пониманию невозможности познания всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны, с её большими региональными различиями.
Закон «Российской Федерации об образовании» предусматривает федеральный, национально- региональный и школьный компоненты среднего образования.
В практике современной школы существует два подхода к изучению к изучению своего региона.
Первый подход- распределение региональных знаний в отдельных темах различных учебных предметов с последующим обобщением на межпредметной основе в рамках одного или нескольких предметов.
Второй подход - создание единого многоаспектного учебного курса с 6 по 9 класс отдельного региона.
При реализации первого подхода выделяется региональное содержание географического образования, а при использовании второго - региональный компонент географии.
Ещё один вопрос, который необходимо решить при изучении краеведения, какую территорию следует включать в понятие “родной край”? Этот вопрос должен решаться в первую очередь. От того, какую территорию мы сюда включим, и будут определяться рамки и подробности краеведческого изучения.
В одних случаях краем называют ближайшие окрестности школы, которые доступны для постоянного и непосредственного наблюдения. В других — территорию расширяют до границ административного района или области. В процессе преподавания, часто при ограничении территории для исследований и наблюдений в пределах микрорайона школы, возникает необходимость знать всю область. Нередки случаи, когда центр тяжести переносится в сторону ближней территории — микрорайона школы, но это, как правило, ограничивает возможности, которые содержит в себе краеведение, для учащихся старших классов. Поэтому школьное краеведение должно охватывать оба эти представления, как две ступени применения краеведческого принципа в преподавании географии.
Одной из главных особенностей школьного географического краеведения является то, что оно создает условия для работ исследовательского характера, способствующих формированию у учащихся опыта творческой деятельности – одного из важнейших компонентов содержания образования.
Исследовательская работа по географическому краеведению может быть организована через различные формы организации деятельности учащихся, в том числе с применением метода проектного обучения.
Данный метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Считается, что он был разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Теоретической основой метода проектов стали его педагогические концепции, в которых большое значение придавалось обучению через деятельность.
В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. Проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, М.В. Крупениной, Е.Г. Кагарова.
В настоящее время в связи с реформированием образовательной системы России и модернизацией географического образования, в частности, к проектному обучению возник интерес у ведущих ученых-методистов (В.В.Николина, О.В. Крылова, А.А. Лобжанидзе, Н.Н. Петрова и др.), учителей географии. Возрождающийся интерес к проектному методу обучения не случаен. Необходимость изменения роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника этого процесса признана всеми.
Основная цель использования метода проектов в географическом краеведении – самостоятельное постижение учащимися краеведческих проблем, имеющих для них жизненный смысл.
У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых – осязаемый результат творческой деятельности учащихся.
Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, карт, схем, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы. Дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся краеведческая (экологическая, историческая, социально-экономическая) проблема.
При выборе тем краеведческого проекта для выполнения учащимися в ходе изучения курса географии учитель руководствуется следующими критериями:
- значимость данной информации для учащихся;
- социальная значимость проекта;
- наличие в проекте воспитательного потенциала;
- связь с изучаемыми темами школьного курса географии;
- возможность постановки проблемы;
- время, отводимое на изучение данного раздела и темы (нередко учитывается время года, поскольку использование ряда методик требует определенного состояния природных объектов);
- возможность реализации межпредметных связей;
- соотношение имеющихся знаний и личного опыта учащихся в пользу первых.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний учеников по предмету, дифференциации процесса обучения. Однако чаще всего темы проектов относятся к какому-либо практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не только по географии, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом достигается вполне естественная интеграция знаний.
Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии предполагает планомерное изучение территории края, постоянное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и научную обработку.
ятельности. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Перечень возможных выходов проектной деятельности учащихся:
· Web-сайт;
· Анализ данных социологического опроса;
· Атлас;
· Бизнес-план;
· Видеофильм;
· Выставка;
· Газета;
· Игра;
· Карта;
· Коллекция;
· Модель;
· Оформление кабинета географии;
· Создание краеведческого уголка (музея);
· Праздник;
· Публикация;
· Справочник;
· Сценарий;
· Учебное пособие;
· Экскурсия и т.д.
Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.д.).
Виды презентации краеведческих проектов могут быть различными, например:
· Деловая игра;
· Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий;
· Отчет исследовательской экспедиции;
· Пресс-конференция;
· Реклама;
· Ролевая игра;
· Соревнования;
· Телепередача и др.
Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения метода проектов, что подтверждается и требованиями к уровню подготовки школьников. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека. В планируемых результатах обучения в программах по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, развитие хозяйства своего региона и своей местности.
Приведем примеры возможных проектов краеведческого содержания.
При изучении географии России имеется возможность организовать проектно-исследовательскую работу учащихся по изучению одного из природных комплексов ближайшего окружения. Главная цель исследования – оценить влияние человека на компоненты природного комплекса, влияние данного природного комплекса на человека, спрогнозировать изменения в природном комплексе под воздействием человеческой деятельности и предложить меры по его охране.
Изучение природного комплекса проводится по следующему плану:
1. Географическое положение.
2. Климатические условия.
3. Почвы.
4. Растительный и животный мир.
5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.
6. Охрана компонентов природного комплекса.
В рамках проекта учащиеся имеют возможность провести исследование природного комплекса одного из лесопарков Санкт-Петербурга. При организации экскурсии, являющейся одним из обязательных этапов проекта, учащиеся выполняют следующие задания:
· составляют схему маршрута экскурсии;
· составляют описание рельефа;
· составляют описание внутренних вод (пруд, озеро, болото), оценивают их экологическое состояние, берут пробы воды для лабораторных исследований (метод биоиндикации);
· делают рисунки растений, заготовки для гербария;
· составляют список представителей животного мира, изучают следы их жизнедеятельности;
· оценивают последствия изменения компонентов комплекса в результате человеческой деятельности.
Собранные во время экскурсии материалы учащиеся систематизируют, обобщают, оформляют и представляют на краеведческой конференции.
Краеведческий проект «Разработка маршрута экскурсии по своему населенному пункту» можно предложить учащимся разных возрастных групп с 6 – 11 класс.
Проектное задание: «Представьте, что Вы являетесь сотрудником туристической фирмы. Ваша задача – разработать и презентовать маршрут пешеходной экскурсии по своему населенному пункту.
Прежде всего, необходимо выбрать объекты, которые Вы хотите показать в процессе экскурсии, определить начальный и конечный пункты маршрута, обосновать свой выбор. Затем следует определить порядок прохождения отобранных объектов, т.е.маршрут
Продумайте, как можно презентовать Ваш маршрут. Возможно, Вы подготовите рекламный буклет, в котором будет содержаться необходимая информация об объектах экскурсии, описание маршрута и его схематическое изображение. Вполне возможно, что Вы сможете представить свой проект иначе – ведь от того, насколько интересно и необычно Вы презентуете свой маршрут, зависит успех Вашей работы!»
Приёмы и методы осуществления краеведческого принципа в преподавании географии.
Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других — из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае или из бесед о родных местах.
Наиболее правильным будет применение одновременно ряда приемов, так как учащиеся не могут, например, достаточно ознакомиться со своим краем из одного только объяснения учителя; требуется собственная активная работа: чтение литературы, работа с различными картами, непосредственные самостоятельные наблюдения и т. д.
Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии связано с насыщением местным географическим материалом учебной программы и выполнением определенной краеведческой работы. Очень важно, чтобы эта работа была органически связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении различных тем географии. Если в процессе беседы предлагаемые учителем вопросы о своем крае будут органически связаны с изучаемым по программе материалом, возникнут ассоциации, способствующие пониманию и облегчающие запоминание.
Увязка местного материала с программным осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы, содержания и структуры урока. Но она должна строиться в большей степени на самодеятельности и самостоятельности учеников.
Наиболее часто мной применяется прием введения краеведческого материала в учебные занятия — это постановка вопросов о географических явлениях или объектах своего края для сравнения их с изучаемыми в целях лучшего усвоения понятий. В таблице приложения можно увидеть, при изучении каких тем используется краеведческий материал. Можно отметить, что этот материал очень разнообразный и касается всех компонентов природы, особенностей населения и хозяйства своего края.
Краеведение открывает большие возможности для решения проблемных вопросов в процессе обучения географии, направленных на формирование основных географических понятий, составляющих содержание школьного курса. При этом необходимо связывать постановку и решение проблем с усвоением учащимися программного материала.
Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошёл в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приёмов её представления.
Интерактивные и аудиовизуальные средства на уроках географии можно применять; во-первых, на уроках по изучению нового и закрепления пройденного материала, требующего иллюстраций закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального содержания, во-вторых, в качестве самостоятельной работы с компьютером.
На уроках используются слайды с фотографиями природы и географических объектов нашей местности, а также презентации созданные не только учителем, но и учащимися.
Формы изучения края.
Существуют различные формы организации краеведческого изучения. Их можно отнести к двум категориям: к первой относятся программные (урочные и внеурочные) учебные занятия, ко второй — непрограммные (внеклассные) работы.
1. Практические работы. В 6 классе программой предусмотрено систематическое проведение, как в урочное, так и во внеурочное время, практических работ, выполнение которых обеспечивает одновременно с выработкой умений и навыков также приобретение конкретных знаний о своем крае, накопление соответствующего краеведческого материала (съемка территории, метеорологические, гидрологические наблюдения, почвенные исследования и т. д.). В старших классах средней школы краеведческий материал приобретается на практических занятиях по экономической географии РФ.
2. Учебные экскурсии. Целям изучения края служат учебные экскурсии, проводимые в каждом классе по программе. Чтобы учебная экскурсия служила одновременно и задачам краеведения, намечается маршрут, и выбираются для изучения места и объекты, интересные или типичные в краеведческом отношении.
3. Туристские походы. Очень распространенная форма изучения своего края, применяемая во всех классах, - экскурсия по родным местам. Также очень часто проводятся туристские походы по своему краю.
В туристских походах школьники наблюдают природу и хозяйственную деятельность людей края. Во время похода они могут выполнять задания краеведческого характера.
В туристских путешествиях открываются неограниченные возможности для проявления инициативы школьников, которая может быть направлена на краеведческое изучение родных мест.
4. Краеведческие экскурсии — очень сложный вид внеклассной работы. Они требуют тщательной подготовки и умелого проведения. Совместно с экологическим кружком в нашей школе в конце учебного года проводятся экскурсии в окрестности села.
5. Викторины как одна из форм работы, связанной с краеведением, в настоящее время имеют значительное распространение. Их цель — заинтересовать учащихся знаниями природы, истории и хозяйства края. Викторины — это живое усвоение разнообразных сведений о своем крае, получаемых в правильных ответах на вопросы, задаваемые в игровой форме (шарады, вопросы на сравнения, занимательные вопросы, ребусы, кроссворды).
6. Предметные недели по географии являются едва ли не лучшей формой организации внеклассного краеведения.
Тематика проведения мероприятий обязательно включает в себя изучение краеведческого материала по различным направлениям:
-Заочное путешествие по музеям города Ульяновска;
- О знаменитых людях области и района;
- История городов Ульяновской области;
- Занимательная география и географические задачи по географии Ульяновской области;
- Топонимика района и др.
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть маленькое солнце.
На родине заботы не томят,
На родине и радостно поётся.
У каждого есть родина своя,
У каждого есть дом,
Где он родился,
А где родился, там и пригодился,-
Вот так у нас в народе говорят.
…У каждого есть родина своя,
А родина для каждого святая.
(Н. Дружков)
Долг человека — накапливать в себе подобные знания, быть любопытным ко всему, что его окружает. Каждый из нас, если хочет соответствовать имени гражданина, должен уметь провести, хотя бы небольшую экскурсию по своему городу, селу или деревне, должен знать, когда они образовались и почему так названы, чем знамениты их жители. Тогда к человеку приходит сознание, что он не песчинка на дороге, а существо, в котором отражается прошлое его народа и след которого будет заметен для будущих поколений. Человек должен знать место, где он родился, должен знать свою родину.
Нужно учить детей внимательно присматриваться к тому, что их окружает, расспрашивать родителей о родословной, о занятиях старших родственников, выяснять историю названия улицы, места проживания, и т.п. Возможно тогда, куда бы не забросила их судьба, где бы они потом не жили, они всегда будут вспоминать то место, где провели свое детство, и людей, прославивших родной край и свое государство.
…Рыбе – вода,
Птице – воздух,
Зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина.
(М.М. Пришвин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая направленность обучения географии при реализации регионального компонента содержания образования
Выступление на районном методическом семинаре учителей географии....
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Региональный компонент содержания образования Урок литературы в 8 классе, завершающий изучение рассказа Л.Н.Толстого "После бала"
Конспект урока, на котором рассматривается рассказ А.П. Чехова, проблематика которого перекликается с основной мыслью произведения Л.Н. Толстого "После бала". Разработка позволяет погрузиться в ...
Доклад « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»
При изучении регионального компонента географического образования учитель должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, та...
Презентация "Краеведение, как региональный компонент в географическом образовании"
Презентация содержит материал, который поможет коллегам интереснее и качественнее преподавать краеведение в школе....
Практико - значимый проект «Изучение краеведения как регионального компонента образования»
Изучение истории Родного края является той областью человеческого знания, которая наиболее весомо и зримо может влиять на формирование нравственных качеств растущей личности, на отношение человека к о...