УРОК "Атмосферная циркуляция"
план-конспект урока (география, 8 класс) по теме
Конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_na_temu.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока на тему
«Атмосферная циркуляция»
8 класс.
Выполнила учитель географии Малова Марина Валентиновна
МАОУ СОШ №187 г. Н Новгород.
Урок «Атмосферная циркуляция»- шестой в теме «Природа России»
Цели урока:
Образовательные цели:
Раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климатов России.
Сформировать понятия: атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Развивающие цели:
Продолжить формирование умения работать с терминами и понятиями.
Развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами.
Развития умения анализировать синоптическую карту и применять знания и опыт в различных жизненных ситуациях.
Воспитательные цели:
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Тип урока – комбинированный
Методы обучения:
Беседа с элементами рассказа.
Наглядные методы.
Объяснительно – иллюстративный.
Проблемный.
Формы организации учебной деятельности
Фронтальная; индивидуальная.
Средства обучения:
Учебник « География России» под редакцией А.И.Алексеева.
Физическая карта России
Синоптическая карта
Презентация
Хронометраж урока:
№ | Этап урока | Время |
1. | Организационный момент | 2 минуты |
2. | Проверка домашнего задания | 5 минут |
3. | Мотивация и целеполагание | 3 минуты |
4. | Актуализация знаний | 3 минуты |
5. | Усвоение нового материала | 24 минут |
6. | Рефлексия | 5 минут |
7. | Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. | 3 минуты |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, выслушивает сообщение дежурных о готовности класса к уроку. Учитель организует, мобилизует класс на работу. | Ученики готовы начать урок. |
2. Проверка домашнего задания | Учитель раздаёт индивидуальные карточки учащимся, остальные участвуют во фронтальном опросе. - Что называется солнечной радиацией? - На какие виды разделяют солнечную радиацию и дайте их определения? - От чего зависит величина солнечной радиации? - Как меняется солнечная радиация по сезонам? - Какие закономерности распределения солнечной радиации наблюдаются на территории России? После фронтального опроса подводит итог проверки домашнего задания, забирает карточки у тех детей, которые работали самостоятельно, выставляет оценки учащимся. | 5 человек работают самостоятельно по индивидуальным карточкам, остальные учащиеся участвуют во фронтальном опросе |
3.Мотивация и целеполагание | Учитель задаёт проблемные вопросы Вы уже знаете, что одним из главных климатообразующих факторов является географическая широта, но на одной и той же широте, в одно и то же время, в разных объектах может быть разная температура воздуха. Почему? А в 2010 году в Центральной России было самое жаркое и сухое лето и погода была, как в тропиках. С каким климатообразующим фактором это связано? Учитель обобщает ответы учащихся, называет правильный ответ.- Жаркое и сухое лето связно с вторжением тропических воздушных масс. Движение воздушных масс оказывает большое влияние на климат. Учитель формулирует тему и цель урока -Раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климатов России. | Учащиеся решают проблему. Перечисляют другие факторы, влияющие на климат. Ученики высказывают своё мнение, поясняют его, обсуждают решение поставленной задачи. Ученики осознано записывают тему урока в тетрадь. |
4.Актуализация опорных знаний | Учитель мобилизует учащихся на усвоение новой темы и предлагает ответить на вопросы. -Что называется воздушной массой? -Какие воздушные массы вы знаете? -Какие из них движутся над территорией России? -Но все ли виды воздушных масс будут формироваться над территорией нашей страны? Учитель демонстрирует схему «Воздушные массы России»(слайд) | Учащиеся, опираясь на знания, полученные в 7 классе, используя климатическую карту, вспоминают понятия и закономерности, отвечают на вопросы, в тетради вычерчивают схему. |
5.Усвоение нового материала Операционно- познавательный | Учитель формирует у учащихся знания об основных закономерностях движения воздушных масс России и даёт задание учащимся - Прочитать текст учебника стр.90-91 и проанализировать рис.36 - Выявить основные закономерности движения воздушных масс России. В процессе этой работы учащиеся должны усвоить, что над поверхностью нашей страны господствуют такие явления, как: (Учитель демонстрирует слайд) 1.Западный перенос ВМ с Атлантического океана; 2.Арктический воздух, который приходит в умеренные широты из Арктики; 3.Со Средиземного и Черного морей на Восточно-Европейскую равнину приходит морской тропический воздух; 4.На побережье Тихого океана дуют зимние и летние муссоны, т. е. континентальный умеренный и морской умеренный воздух. Учитель задаёт вопрос. Почему погода постоянно изменяется? С чем это связано? Учитель рассказывает о важности в жизни знания погоды и умения её предсказывать.
Прежде, чем перейти к изучению понятий атмосферный фронт, циклоны и антициклоны, чтобы заинтересовать учащихся учитель ставит проблему - демонстрирует учащимся видеофрагмент прогноза погоды (программа «Новости» НТВ) и задаёт вопрос -Как синоптик узнаёт и предсказывает погоду по этой карте? -Можете ли вы, используя такую же карту проанализировать и предсказать погоду? Учащимся демонстрируется синоптическая карта. Учитель рассказывает учащимся, что для того, чтобы уметь анализировать синоптическую карту надо познакомиться с понятиями – атмосферный фронт, циклоны и антициклон, так как именно с ними связаны изменения погоды.
Учитель даёт учащимся задание -Составить характеристику атмосферного фронта, циклона и антициклона и определить как изменяется погода при их прохождении.
Далее учитель предлагает учащимся прочитать фрагмент текста стр.92, проанализировать рисунок37,38, составить таблицу «Виды атмосферных фронтов», пользуясь текстом учебника стр.93 составить таблицу «Признаки циклона и антициклона» Учитель снова демонстрирует синоптическую карту и предлагает по ней составить прогноз погоды в одном из городов | Учащиеся читают фрагмент текста, анализируют рисунок 36, отвечают на вопрос и записывают главные выводы в тетрадь. Учащиеся объяснят, что это связано с движение воздушных масс. Учащиеся затруднятся решить данную задачу, так как на карте они видят в условных знаках неизвестные им понятия – атмосферный фронт, циклоны и антициклоны Учащиеся читают фрагмент текста стр.92, анализируют рисунок37,38,заполняют таблицу. Учащиеся читают фрагмент текста стр.93, анализируют рисунок 40, заполняют таблицу. Учащиеся выполняют практическую работу, анализируют синоптическую карту и определяют погоду. |
6. Рефлексия | Учитель задаёт учащимся вопросы Что нового они узнали на уроке? Какому новому умению научились? Пригодится ли в жизни умение анализировать синоптическую карту и предсказывать погоду? Далее учитель даёт задание – Определить по фото, видеофрагменту и описанию атмосферный фронт, циклон и антициклон. Учитель демонстрируя космические снимки и фото видеофрагменты ясной, пасмурной, дождливой погоды, читает описание погоды. | Ученики отвечают на вопросы, определяют по фото циклоны и антициклоны, по описанию виды атмосферных фронтов. |
Домащнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания. Изучить п.19,ответить на вопросы рубрики «Это я знаю», «Это я могу» выполнить практическую работу «Анализ прогноза погоды на неделю по материалам средств массовой информации.» |
Приложение
схема
Воздушные массы России
арктические тропические
умеренные
| |||
определение | |||
виды | |||
Как образуется | |||
Как изменяется погода при их прохождении |
Таблица Виды атмосферного фронта
Таблица Признаки циклона и антициклона
Признаки | Циклон | Антициклон |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Атиосферная циркуляция воздушных масс
Расширить знания учащихся о климате ; сформировать понятие об " атмосферных фронтах " , " циклоне и антициклоне"....
Презентация к уроку ""Атмосферная циркуляция воздушных масс"
Даны основные определения , показано движение воздуха в циклоне и антициклоне....
Циркуляция воздушных масс. 8 класс
План-конспект урока с использованием ЭОР....
Циркуляция воздушных масс. 8 класс
План-конспект урока с использованием ЭОР....
"Циркуляция атмосферы "
Урок обобщающего повторения по теме "Климат" 7 класс...
Циркуляция данных в среде MS OFFICE
Практическое интегрированное занятие по дисциплинам «Пакеты прикладных программ» и «Базы данных»...
Презентация "Циркуляция атмосферы" 8 класс
Распределение воздушных масс и атмосферных фронтов. Зимнее и летнее расположение атмосферных фронтов на территории России. Образование теплого фронта. Образование холодного фронта. Образование циклона...