УРОК "Атмосферная циркуляция"
план-конспект урока (география, 8 класс) по теме

малова марина валентиновна

Конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_na_temu.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока на тему

 «Атмосферная циркуляция»

8 класс.

Выполнила учитель географии Малова Марина Валентиновна

МАОУ СОШ №187 г. Н Новгород.

Урок «Атмосферная циркуляция»- шестой в теме «Природа России»

Цели урока:

Образовательные цели:

Раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климатов России.

Сформировать понятия: атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Развивающие цели:

Продолжить формирование умения работать с терминами и понятиями.

Развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами.

Развития умения анализировать синоптическую карту и применять знания и опыт в различных жизненных ситуациях.

Воспитательные цели:

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Тип урока – комбинированный

 

Методы обучения:

Беседа с элементами рассказа.

Наглядные методы.

Объяснительно – иллюстративный.

Проблемный.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная; индивидуальная.

Средства обучения:

Учебник « География России» под редакцией А.И.Алексеева.

Физическая карта России

Синоптическая карта

Презентация

Хронометраж урока:

Этап урока

Время

1.

Организационный момент

2 минуты

2.

Проверка домашнего задания

5 минут

3.

Мотивация и целеполагание

3 минуты

4.

Актуализация знаний

3 минуты

5.

Усвоение нового материала

24 минут

6.

Рефлексия

5 минут

7.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

3 минуты

                                                

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

    Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих,  выслушивает сообщение дежурных о готовности класса к уроку. Учитель организует, мобилизует класс на работу.

Ученики готовы начать урок.

2. Проверка домашнего задания

    Учитель раздаёт индивидуальные карточки учащимся, остальные участвуют во фронтальном опросе.

-  Что называется солнечной радиацией?

-  На какие виды разделяют солнечную радиацию и дайте их    определения?

-  От чего зависит величина солнечной радиации?

-   Как меняется солнечная радиация по сезонам?

-  Какие закономерности распределения солнечной радиации наблюдаются на территории России?

  После  фронтального опроса подводит итог проверки домашнего задания, забирает карточки у тех детей, которые работали самостоятельно, выставляет оценки учащимся.

5 человек работают самостоятельно по индивидуальным карточкам, остальные учащиеся участвуют во   фронтальном опросе

3.Мотивация и целеполагание

 Учитель задаёт проблемные вопросы    

 Вы уже знаете, что одним из главных климатообразующих факторов  является географическая широта, но на одной и той же широте, в одно и то же время, в разных объектах может быть разная температура воздуха. Почему?

      А в 2010 году в Центральной России было самое жаркое и сухое лето и погода была, как в тропиках. С каким климатообразующим фактором это связано?

    Учитель обобщает ответы учащихся, называет правильный ответ.- Жаркое и сухое лето связно с вторжением тропических воздушных масс. Движение воздушных масс оказывает большое влияние на климат.  

 Учитель формулирует тему и цель урока  

     -Раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климатов России.

Учащиеся решают проблему. Перечисляют другие факторы, влияющие на климат.

Ученики высказывают своё мнение, поясняют его, обсуждают решение поставленной задачи.

Ученики  осознано записывают тему урока в тетрадь.

4.Актуализация опорных знаний

Учитель мобилизует учащихся на усвоение новой темы и предлагает ответить на вопросы.  

-Что называется воздушной массой?

-Какие воздушные массы вы знаете?

-Какие из них движутся над территорией России?

 -Но все ли виды воздушных масс будут формироваться над территорией нашей страны?

Учитель демонстрирует схему «Воздушные массы России»(слайд)

Учащиеся, опираясь на знания, полученные в 7 классе, используя  климатическую карту, вспоминают понятия и закономерности, отвечают на вопросы, в тетради вычерчивают схему.

5.Усвоение нового материала

Операционно- познавательный

Учитель формирует у учащихся знания об основных закономерностях движения воздушных масс России и даёт задание учащимся -  Прочитать текст учебника стр.90-91 и проанализировать рис.36 - Выявить основные закономерности движения воздушных масс России. В процессе этой работы учащиеся должны усвоить, что над поверхностью нашей страны господствуют такие явления, как: (Учитель демонстрирует слайд)

1.Западный перенос ВМ с Атлантического океана;

2.Арктический воздух, который приходит в умеренные широты из Арктики;

3.Со Средиземного и Черного морей на Восточно-Европейскую равнину приходит морской тропический воздух;

4.На побережье Тихого океана дуют зимние и летние муссоны, т. е. континентальный  умеренный и морской умеренный воздух.

Учитель задаёт вопрос.  Почему погода постоянно изменяется? С чем это связано?

    Учитель рассказывает о важности  в жизни знания погоды и умения её предсказывать.

   

 Прежде, чем перейти к изучению понятий атмосферный фронт, циклоны и антициклоны, чтобы заинтересовать учащихся учитель ставит проблему - демонстрирует учащимся видеофрагмент прогноза погоды (программа «Новости» НТВ)  и задаёт вопрос

     -Как синоптик узнаёт и предсказывает погоду по этой карте?

     -Можете ли вы, используя такую же карту проанализировать и предсказать погоду?

Учащимся демонстрируется синоптическая карта.

Учитель рассказывает  учащимся, что для того, чтобы уметь анализировать синоптическую карту надо познакомиться с понятиями – атмосферный  фронт, циклоны и антициклон, так как именно с ними связаны изменения погоды.

 

Учитель даёт учащимся задание

-Составить  характеристику атмосферного фронта, циклона и антициклона и  определить как изменяется погода при их прохождении.

 

Далее учитель предлагает учащимся прочитать фрагмент текста стр.92, проанализировать рисунок37,38, составить таблицу  «Виды атмосферных фронтов», пользуясь текстом учебника стр.93  составить таблицу «Признаки циклона и антициклона»

Учитель снова   демонстрирует синоптическую карту и предлагает по ней составить прогноз погоды в одном из городов

Учащиеся читают фрагмент текста, анализируют рисунок 36, отвечают на вопрос  и записывают  главные выводы в тетрадь.

Учащиеся объяснят, что это связано с движение воздушных масс.

Учащиеся затруднятся решить данную задачу,  так как на карте они видят в условных знаках неизвестные им понятия – атмосферный  фронт, циклоны и антициклоны

Учащиеся читают фрагмент текста стр.92, анализируют рисунок37,38,заполняют таблицу.

Учащиеся читают фрагмент текста стр.93, анализируют рисунок 40, заполняют таблицу.

Учащиеся выполняют практическую работу, анализируют синоптическую карту и определяют погоду.

6. Рефлексия

Учитель задаёт учащимся вопросы

Что нового они узнали на уроке?

Какому новому умению научились?

Пригодится ли в жизни умение анализировать синоптическую карту и предсказывать погоду?

Далее учитель даёт задание – Определить по фото, видеофрагменту и описанию атмосферный фронт, циклон и антициклон.  Учитель демонстрируя космические снимки и фото видеофрагменты  ясной, пасмурной, дождливой погоды, читает описание погоды.

Ученики отвечают на вопросы, определяют по фото циклоны и антициклоны, по описанию виды атмосферных фронтов.

Домащнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Изучить п.19,ответить на вопросы рубрики «Это я знаю», «Это я могу» выполнить практическую работу  «Анализ прогноза погоды на неделю по материалам средств массовой информации.»

Приложение

схема               

Воздушные массы России

        арктические        тропические

        умеренные

Атмосферный фронт

определение

виды

Как образуется

Как изменяется погода при их прохождении

Таблица                     Виды атмосферного фронта

                         

Таблица     Признаки циклона и антициклона

Признаки

Циклон

Антициклон

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Атиосферная циркуляция воздушных масс

Расширить знания учащихся о климате ; сформировать понятие об " атмосферных фронтах "  , " циклоне и антициклоне"....

Презентация к уроку ""Атмосферная циркуляция воздушных масс"

Даны основные определения , показано движение воздуха в циклоне и антициклоне....

Циркуляция воздушных масс. 8 класс

План-конспект урока с использованием ЭОР....

Циркуляция воздушных масс. 8 класс

План-конспект урока с использованием ЭОР....

"Циркуляция атмосферы "

Урок обобщающего повторения по теме "Климат" 7 класс...

Циркуляция данных в среде MS OFFICE

Практическое интегрированное занятие по дисциплинам «Пакеты прикладных программ» и «Базы данных»...

Презентация "Циркуляция атмосферы" 8 класс

Распределение воздушных масс и атмосферных фронтов. Зимнее и летнее расположение атмосферных фронтов на территории России. Образование теплого фронта. Образование холодного фронта. Образование циклона...