Воды суши. Подземные воды.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Гидросфера
Урок №31
Тема: «Воды суши. Подземные воды.»
Цели урока: 1. Сформировать представления о видах подземных вод суши.
2. Развивать логическое мышление, умения добывать информацию и работать с информацией.
3. Воспитывать бережное отношение к подземным водам.
Оборудование: демонстрационная таблица «Подземные воды», оборудование и материалы для опытов, компьютер, мультимедийный проектор, учебник.
Тип урока: «открытие» нового знания
Формы работы на уроке: индивидуальные
групповые
коллективные
фронтальные
устные
письменные
Ход урока
- Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Цель: настроить учащихся на активное и сознательное усвоение материала, включить в целевой ритм работы
Сообщение задач урока:
-Сегодня на уроке вы узнаете об одном из видов внутренних вод – вод суши.
Перед вами стоит задача – научиться различать и обосновывать подземные воды суши и их происхождение
- Актуализация знаний учащихся.
- Фронтальная беседа с учащимися:
Вас не удивляет тот факт, что в земной коре есть воды? Какой возникает первый вопрос? (Как она туда попала?)
Предположение учащихся:
- Атмосферные осадки просочились в недра земли.
Проверим ваши предположения
2. Посмотрим, как это происходит в действительности. Проделаем опыт №1
- Перед вами два стакана, две воронки. В воронке №1 – песок, в воронке №2 – глина
Нальём в обе воронки воду. Наблюдаем. Песок воду пропустил, а глина – нет.
Вывод: есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают, вода могла просочиться в недра земли
3.Работа с учебником. Найдите в учебниках названия таких пород, составьте в тетради схему
Горные породы
водопроницаемые | Водонепроницаемые |
Песок Гравий Галька Щебень | Кварцит Глина Мрамор Базальт гранит |
сравните скорость просачивания в двух водопроницаемых пород: песок и гравий (наблюдения учащимися опыта №2)
Какой можно сделать вывод? (Чем крупнее поры, тем быстрее скорость просачивания воды)
Ознакомимся с типами горных пород по степени насыщения воды: водоносные слои и водоупорные. подпишите к схеме, где они находятся. С какими слоями совпадают водопроницаемый – водоносный, водонепроницаемый – водоупорный.
Есть межпластовые, грунтовые воды.
Вывод: вода с атмосферными осадками просачивается через водопроницаемые породы и накапливается на водоупорных породах
III. Первичное закрепление.
1. Отчёт о работе Сергеевой Елизаветы : Презентация №1
Цель: закрепить и углубить полученные на уроке знания
- Вывод: Подземные воды образовались в результате просачивания, охлаждения водяных паров, поднимающихся из земных глубин. Воды глубоких зон—это остатки морей, неоднократно затоплявших Русскую равнину в далекие времена.
2. Самостоятельная работа. Работа по вариантам:
1 вариант – прочитает в учебнике и подпишет, где на рисунке находятся межпластовые, а где – грунтовые воды.
2 вариант – записывает в тетрадь определение, как понимают грунтовые и межпластовые воды.
3.Самопроверка выполненной работы на компьютере (Слайд №1, слайд №2), самооценка.
4.Сообщение заранее подготовленным учеником о необходимости охраны подземных вод.
IY. Тест
Цель: проверить усвоение изученного материала, умение применить полученные знания на практике
Y. Рефлексия деятельности (итог урока)
Какие виды подземных вод знаете?
Назовите основные причины образования подземных вод.
YI. Домашнее задание
$52, географические задачи
Борисова Елизавета готовит презентацию №2 «ПОИСК ВОДЫ НА ПРИУСАДЕБНОМ УЧАСТКЕ», защита которой состоится через 2 недели во время предметной недели географии
Самоанализ урока (полный комплексный)
В 6 – б классе 17 учащихся. Не обучаемых учащихся в классе нет. 4 ученика имеют средние способности, нередко требуют помощи и контроля со стороны учителя, 8 учащихся высокие способности и проявляют огромное желание и интерес к предмету, 5 учащихся ответственно относятся к уроку, систематически готовятся, понимают материал.
Тип урока: открытие нового знания
Основная дидактическая задача урока: сформировать представления о видах подземных вод суши
Урок в теме «Воды суши» № 8
Структура моего урока состоит из 6 основных этапов, которые позволили решить на уроке обучающие, развивающие и воспитывающие задачи. Во временные рамки урока я уложилась.
Центральное место в уроке было отведено изучению нового материала. Все требования программы по данному вопросу получили отражение в уроке. Дети при восприятии нового материала были активны. Считаю, что новый материал поняли, полученные знания пробудили их познавательный интерес, что выразилось в активном массовом желании работать с дополнительными источниками по данному вопросу. Учитывая индивидуальные особенности данного класса, сложность изучаемого вопроса, новый материал я дала наглядно - практическим методом с элементами поиска с целью развития познавательных умений и навыков учащихся.
На этапе первичного, сопутствующего закрепления слово было предоставлено Борисовой Елизавете (одной из сильных учащихся), которая самостоятельно добывала знания по теме урока. Презентацию считаю удачной, девочка прекрасно справились с заданием. В её презентации не только прозвучал программный материал, но информация вышла за рамки урока, что способствовало углублению знаний по теме урока. Закрепление нового материала прошло успешно: учащиеся ответили на контрольные вопросы, повторили выводы.
На следующем этапе урока ученики готовились к контролю ЗУН по новой теме – самостоятельно работали с учебником. Проверка выполнения самостоятельной работы проведена на компьютере. Учащиеся сами проверяли свои работы и оценивали знания – готовы ли к выполнению теста. Неуверенным в своих знаниях учащимся была дана возможность повторить материал по учебнику.
На этапе проверки полученных по данной теме знаний был проведён тест, охвачены 100% учащихся.
Результаты теста следующие:
По списку - 17
Выполняли -17 учащихся
Справились – 17 – 100%
Без ошибочных работ – 12 – 70%
1- 2 ошибки – 4 – 24%
3 ошибки 1 – 6 %
Оценки: «5»– 12 – 70 %
«4»- 4 – 24%
«3» - 1 – 6%
Качество знаний по данному уроку составило 94%.
На уроке учащиеся были вовлечены в основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, что способствовало развитию детей.
Материал урока способствовал формированию мировоззрения учащихся, бережному отношению к природным ресурсам. Урок носил практическую направленность (презентация Борисовой Елизаветы №2). На уроке я формировала умения самопроверки и самооценки знаний, использовала воспитательные возможности оценивания учащихся.
Основные дидактические принципы соблюдены. Новые знания ученикам объяснены доступно, научно, с использованием наглядности, последовательно, прослеживается связь теории с практикой, знания учениками усвоены сознательно и активно, о чём свидетельствует результативность урока (качество -94%)
Мне удалось достигнуть контакт с классом, на уроке царила спокойная рабочая атмосфера, учащимся на моём уроке было комфортно.
Недостатком данного урока считаю то, что неудачно составлено расписание, урок был шестым, и под конец урока трудно было добиваться от ослабленных физически учеников высокой работоспособности.
На уроке я использовала разнообразные формы и методы обучения. Считаю их применение эффективными, т.к. мой урок поставленных целей и задач достиг, результативность урока высокая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Озера,болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота
Презентация по теме "Внутренние воды"...
Урок географии в 6 классе "Подземные воды"
Презентация к уроку в 6 классе по теме "Подземные воды" сэлементами исследования....
Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"
Тема урока: "Воды суши. Подземные воды" Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны....
Воды суши. Подземные воды. Урок географии (с презентацией). 6 класс.
Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны; разобрать новые понятия и определения; прод...
6 класс. Гидросфера 7 урок. «Воды суши. Подземные воды»
Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...
Воды суши. Подземные воды.
Воды суши. Подземные воды.Цель урока: Сформировать представление о видах подземных вод. Воспитывать береженое отношение к подземным водам.Оборудование...
Внутренние воды России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, вечная мерзлота.
Данная презентация раскрывает основные понятия, виды и факторы размещения внутренних вод России....