Игровые технологии на уроках географии
методическая разработка по географии по теме

Пантюшина Елена Владимировна

Игра – это особое организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. Для ребенка игра – увлекательное, прежде всего, занятие. Этим-то она и привлекает учителей.       В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой бывают более важными, чем знание предмета.                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

                   Пантюшина Е. В.,  учитель географии МОУ ООШ №6  г. Аткарска.

          Игра – это особое организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. Для ребенка игра – увлекательное, прежде всего, занятие. Этим-то она и привлекает учителей.       В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой бывают более важными, чем знание предмета.                                          

   В ходе подготовки и проведения игры выделяют три взаимосвязанных этапа:

   1 этап   - подготовка к игре                                                                                      

   2 этап   - проведение игры                                                                                        

   3 этап   - подведение итогов игры                                                                      

        Начинается игра со вступительного слова учителя, которое нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Активность учащихся игры во многом зависит от контакта учителя и учеников.   При подведении итогов следует исходить из конечного  результата игры, т.е. степени усвоения темы, формирования убеждений учащихся, развития и самостоятельного творческого мышления. Подводя итоги, учитель указывает, что в игре удалось, а на что следует обратить внимание. В процессе игры необходимо сочетать самостоятельную, групповую, индивидуальную, фронтальную, осуществлять постановку познавательных и проблемных вопросов, вовлекать в игру всех учащихся класса.

 К настольным играм относят кроссворды, ребусы, чайнворды, игровые кубики, лото, домино. Настольные игры развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать. В настольных играх всегда имеется элемент соревновательности  в них закрепляются умения использовать справочную, научно-популярную литературу.

      Игровая деятельность выполняет функции:

1.развлекательную;

2.коммуникативную;

3.самореализации через практику деятельности;

4.игротерапевтическую -  преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

5.диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6.функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

География как школьный предмет  открывает учителю широкие возможности для применения игр в процессе обучения. Специфика предмета позволяет использовать практически все виды игр, в любом школьном курсе начиная от 6 класса и заканчивая 11 классом профильного уровня.  

Приведем некоторые примеры  чаще всего используемых географических игр:

«Занимательная география» - кроссворды, чайнворды, загадки, шарады… – это игры, которые, несмотря на свою простоту и массовое использование, кажутся наивными некоторым взрослым, но очень нравятся своей доступностью и легкостью всем детям, их не боятся ученики любого уровня и темпа работы и с удовольствием выполняют задания. [1]

 «Географический бой» - хорошо применяется при проверке домашнего задания, когда ученик, правильно ответивший на вопрос учителя, сам начинает задавать вопрос другому ученику, то следующему и т.д. Побеждает тот, кто набрал больше карточек-баллов за правильные ответы.

 «Географическая эстафета» - игра применяется при проверке домашнего задания, когда учитель задает вопросы, а ребята, отвечая, передают глобус или указку следующему для ответа ученику в своем ряду. [5]

«Кто быстрее». Игра может проводиться при работе с картой, когда учащиеся показывают указанные на карточке объекты,  а «хронометрист»- другой учащийся по секундомеру определяет время окончательного показа объектов в группе учащихся [5].

 «Третий лишний» -  игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов слово и объяснять причины такого выделения.

«Найди географическую ошибку» - учитель составляет подборку географических объектов, у которых неправильно указывает их географическое значение, которое должны определить дети, написав затем правильную версию объекта.

«Географическая почта» - игра на распределение объектов, написанных на карточках            (или на листе интерактивной доски, передвигаемых световым пером) по материкам, странам и т.д.

«Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда. Пример: Лондон – Темза, Санкт- Петербург – Нева, Рим – Тибр, Берлин -…?

«Что не принадлежит России (Европе, Океану и т.д.)» - игра тренирует память и зрительное восприятие карты, позволяет выделить объекты, не находящиеся в данном географическом регионе, может легко проводиться в соревновании между группами.

«Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, когда учащиеся видя их расшифровку продолжают фразы  указанием термина.

«Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски.

«Собери карту» - игра, позволяющая проводить соревнования между группами в классе и одновременно тренировать умение работы с географической номенклатурой.

Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному  и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, дает возможность применять эти знания в новой  ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все выше изложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках географии. Из личного опыта.

В данной статье рассмотрен ряд игровых технологий, применяемых мною на уроках географии в 9,10,11 классах....

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Применение игровой технологии на уроке географии

Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...

игровые технологии на уроках географии

Использование игровых технологий на уроках географииСегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и ме...

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии способствует повышению познавательной активности учащихся и повышает интерес к предмету.Презентации состоит из 22 слайдов....

"Игровые технологии на уроках географии"

Представление педагогического опыта...