учебное занятие на тему: "Образ Родины"
план-конспект занятия (география, 7 класс) по теме
Цель: формирование положительного образа своей страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебное занятие -7 класс | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Предмет, класс: география, 7 класс
Тема: «Образ Родины…»
Цели: Формирование познавательного интереса к изучению своей страны.
Задачи:
1.Обучающая: пробудить интерес к познанию разнообразия и неповторимости природы и народов нашей страны;
2.Развивающая: дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки событиям и процессам;
3. Воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, коммуникативной культуры, толерантности, уважение к истории и культуре России, эмоционально-ценностного отношения к малой Родине.
Методическая цель: Продемонстрировать систему методов, приемов и форм (модельный метод, опора на ассоциативный опыт, организация работы малых групп, проблемный), обеспечивающих реализацию идей продуктивного образования; практическое применение полученных знаний для создания образных характеристик стран, из которых должна складываться географическая картина мира.
Форма проведения занятия: эвристическая беседа
Основной метод: проблемное обсуждение.
Форма организации занятия: малые-группы (парная), индивидуальная
Оборудование: Набор распечатанных текстов произведений, распечатанные наборы иллюстраций, контуры России, дополнительная литература (толковые словари), музыкальные произведения «С чего начинается Родина», « У моей России длинные косички», ТСО (мультимедийные проектор, экран)
Понятия: образ, Родина
Проблема занятия: Какой он образ Родины для каждого из нас?
Программа урока
Этап урока | Время | Цель этапа |
Орг. момент | 3 мин | Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя на занятие |
Стадия вызова: | 8 мин | Осуществляется активизация познавательной деятельности учащихся, обучаемые анализируют собственные знания и опыт и приступают к размышлению над заданной проблемой. |
Стадия осмысления: | 21 мин | Учащиеся вступают в контакт с новой информацией через чтение текста, просмотр презентации, составление туристических маршрутов, работу с толковыми словарями, ассоциативное мышление. |
Стадия рефлексии | 8 мин | Размышление над полученной информацией, учащиеся выражают свои мысли, что необходимо для выстраивания новых представлений по проблеме занятия. Подведение итогов. |
Ход занятия
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас! Знаете, я сегодня вас вижу птицами! Да! Вы все для меня птицы! Примерьте на себя роль любой птицы. Расправьте крылья, чувствуйте себя свободными, т.к. сегодня вам предстоит совершить один из значительных перелетов в вашей жизни.
«По дороге не ссорьтесь,
Помогайте друг другу,
Как братья перелетные птицы!»
2.Стадия вызова.
Учитель: Сядьте удобно, можете закрыть глаза. Я предлагаю прослушать песню в исполнении М. Бернеса. Включите свою фантазию. Попробуйте мысленно нарисовать картины, которые у вас по ходу будут возникать; выскажите предположения, о чем эта композиция?
Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина»
Учитель после небольшой паузы интересуется у детей:
- О чем эта композиция?
-Какие картины у вас возникли при прослушивании? Поделитесь своими впечатлениями.
-Что помогло дорисовать эти картины? Как вы их рисовали?
-Обратите внимание на корень слова «воображение»
- Вы сейчас рисовали картины …. («Образа Родины …»)
Значит, тема нашего занятия звучит как: «Образ Родины…» (учащиеся вместе с учителем определяют тему занятия, записываю в опорные схемы)
3. Стадия осмысления.
Учитель: после слова Родина мы поставим многоточие и в конце занятия обязательно вернемся к теме, чтобы ее закончить, ответив на самый главный вопрос нашего занятия «Какой он образ Родины для каждого из вас?» (учащиеся записывают проблему занятия). Поразмышляем над этой проблемой в течение занятия.
-Вслушайтесь в слово Родина и образ.
-Что они означают?
Работа со словарем:
Учитель: давайте обратимся к толковым словарям, и посмотрим, как их авторы дают значение этих слов.
Ожегов – Родина – отечество, родная страна, место рождения происхождения кого—чего-нибудь.
Образ –вид , облик, живое наглядное представление о ком-чем-нибудь
Ефремова –Родина – страна, в которой кто-либо родился
Образ – вид, чего-либо.
Учитель: Что общего в словарных и ваших толкованиях? (Вывесить на доску все высказывания учащихся)
Учитель: Жизнь человека никогда не должна проходить бесследно, и чтобы оставить свой след, нужно стремиться к определенной цели. Наше занятие тоже не должно пройти бесследно, поэтому сформулируйте для себя цель. Начните ее со слов: Моя цель … (учащиеся записываю тему занятия)
Чтобы достичь этой цели необходимо решить ряд задач:
-Я буду учиться создавать …
-Мне это надо для …
Я буду учиться это делать вместе …
(учащиеся записывают личностные задачи занятия, закончив предложения)
Учитель: на занятии можно вставать с места, ходить по классу, задавать вопросы, петь, разговорить по теме занятия.
Учитель: Исходя из толкований слов, Родина – это родная страна. В какой стране мы живем?
Учитель: Какие пять ассоциаций у вас возникают, когда вы слышите Россия? (запишите в карточки). Например: Кавказ, матрешка, кремль, Волга. Кавказ – самые высокие горы; матрешка – национальный сувенир; Кремль – символ государственной власти; Волга - самая протяженная река Европы. (Приложение)
Почему именно эти ассоциации вы выбрали? (нанесите их на свои контурные карты)
Работа с текстом.
Учитель: А как еще называют Россию . (Русь. Там русский дух, Там Русью пахнет)
Знаете, у слова Русь есть одно интересное значение, которое меня очень тронуло. Я прочитала его в одноименном рассказе Станислава Романовского «Русь». Зачитать рассказ. (Приложение)
Какое значение имеет слово Русь в рассказе? С чем сравнивается Русь? Зачитайте предложение, которое особенно трогает вашу душу.
Вывод: Родина – страна света! Милая светоносная Русь, Россия.
Учитель: Представьте себе, что вас попросили составить туристический маршрут по России с остановками в четырех наиболее интересных, важных на ваш взгляд пунктах, более точно и полно характеризующих страну. Это могут быть города, природные объекты. (Запишите в свои карточки)
Чудо природы… (2 примера)
Чудо город… (2 примера)
Подвести итог. Вывесить на доску.
Коробка в коробке фотография радуги. Попросить учащихся подойти и заглянуть в коробку.
Иногда Россию я сравниваю с …! С чем сравниваю? (С радугой)
Почему с радугой? (много цветов, пестрая, много народов)
Россия – это многонациональная страна. В ней проживает более 130 народов. А какие мы? Давайте с вами создадим «сомоимидж», - Какие мы? Запишите три прилагательных. Заслушать учащихся, вывесить в виде ромашки высказывания. Учащиеся заполняют карточки. (Приложение)
Вывод: Россияне – умные, трудолюбивые, мужественные.
Учитель: Вы птицы, а любая птица, так уж заложено природой, возвращается к родному гнезду.
Мне кажется, что вот-вот еще мгновение и войдет она…
А знаете, что я вижу? (показ слайдов с фотографиями родного края)
Домик окнами в сад,
Там, где ждет меня мама,
Где качала мою по ночам колыбель.
Домик окнами в сад заметает упрямо,
Золотой листопад ,голубая метель.
И еще мне очень дороги слова Константина Бальмонта:
Все то, что было в бездне дней,
Не меркнет в памяти моей,
И нет желанней ничего.
Чем образ края моего.
Вам понравились эти строки? С кем можно сравнить Родину?
Не зря в Великую Отечественную войну Родину назвали – мать. Солдаты шли защищать Родину, а значит свою мать.
Вывод: Значит Родина это - … (учащиеся дополняют – мать, родная слобода, край, в котором мы живем.)
Учитель: Друзья, все мы разные личности, которые по- своему могут выражать свои чувства и мысли. Для каждого образ Родины свой, неповторимый.
Я хочу, чтобы мы вновь обратились к теме нашего занятия. Так какой он «Образ Родины…»? (заслушать учащихся).
Учащиеся заканчивают фразу для меня «Образ Родины -…»
4.Стадия рефлексии
Какие чувства вы испытали по ходу занятия?
Какое новое открытие ты сделал сегодня?
Что нового обнаружил в себе?
Занятие дало для жизни мне….
Я надеюсь, что вам понравилось рисовать образы Родины и желаю, чтобы эти образы не были никогда омрачены. Ибо только все вместе мы сможем сделать его светоносным. У вас обязательно все получится. Спасибо.
Приложение
«Есть у слова «Русь» и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старые слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у сомой голос подрагивает от радости:
-Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь – он и зацвел!
-На Русь? – ахнул я.
-На Русь, - подтвердила хозяйка.
-На Русь?!
-На Русь.
Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, - и нет его, откажется от него хозяйка.
-Что такое – Русь?
- Русью, соколик, светлое место зовем. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слёзы из глаз от радости.
Русь – светлое место!
Русь – страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя, Россия! Мне всегда виделся невечерний свет в русском имени твоем, коротком, как вдох счастья. Тут уж никуда не денешься»
книга «Родина» Станислав Романовский.
1. Ассоциации
2.Маршрут по России
1)__________________________________________
2)__________________________________________
3)__________________________________________
4)__________________________________________
3. «Самоимидж»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по теме «Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом» (конспект, презентация, тест)
Цели: 1) познакомить учащихся с биографическими фактами и атмосферой, в которой жил и творил поэт; 2) ра...
Методическая разработка занятия по теме «Образ матери в искусстве».
Тема данной работы - образа Матери в искусстве. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен т...
Урок литературы в 9 классе на тему "Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова". Анализ стихотворения "Родина"
Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Тема "Образ Родины в лирике 20 века".
Технологическая карта содержит план урока, его цели, прогнозируемые результаты, 6 этапов ведения урока, методы обучения, формируемые УУД, деятельность учителя и учащихся....
Занятие ОДОД. Тема "Образ коня в изобразительном искусстве ". Возраст обучающихся 8-10 лет
На занятии обучающиеся познакомятся с историей происхождения и приручения коня, мифами и легендами о лошадях, разнообразием приемов изображения коня в народном декоративном искусстве; научатся выражат...
доклад на тему: "Образ родины в творчестве Расула Гамзатова"
Доклад на тему: " Обра родины в творчестве Расула Гамзатова"...
доклад на тему :"Образ родины в творчестве Расула Гамзатова"
доклад о жизни и творчестве Расула Гамзатова...