Использование СОТ на уроках географии
материал по географии по теме
Материал отражает практическое применение современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе для учащихся коррекционной школы VII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_filatova.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
(самоанализ учителя географии Филатовой Л.П.)
Образование, находясь в тесной взаимосвязи с обществом, не может оставаться неизменным в сложившейся ситуации. Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения, но очевидна необходимость внедрения наряду с традиционными методами новые, отвечающие требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к существованию в обществе. Мною апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках географии:
- Информационно-коммуникативные
- Критического мышления
- Модульного обучения
- Логических и опорных сигналов
- Проблемного обучения
- Дифференцированного обучения
- Технология формирования учебной деятельности школьников
- Технология формирования приёмов учебной работы
- Игровые технологии
- Коррекционные технологии
- Здоровьесберегающие
Элементы данных образовательных технологий используются мною на разных этапах урока. Все они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность обучаемых. Используя указанные технологии, я вижу общение в системе “ученик-учитель”, создаю возможности для решения творческих заданий. С помощью этих технологий веду учет индивидуальных особенностей и активизирую учебный и воспитательный процесс. Используя интерактивные технологии, создаю комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, моделируют на уроках жизненные ситуации; используя ролевые игры, организую общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций. Структура интерактивного урока требует от меня включение конкретных приемов и методов, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Так на уроках я создаю ситуации, воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Наполняю содержание общения, жизненными проблемами учащихся, создавая ситуации учения в которых учащиеся взаимодействуют с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить. Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания географии, текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы, которые использую в своей работе; мультимедийные учебники, позволяют мне формировать культуру учебной деятельности и информационную культуру. В системе стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и воспитательном процессе информационно-учебную, исследовательскую деятельность, обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Используя электронный учебник по географии в 5, 8 классе, включаю работу с интерактивными тестами, при выполнении которых обучающийся себя проверяет, сразу же получив оценку, которую ставит ему компьютер. Информационные технологии я применяю и на уроках усвоения материала, при проверке домашнего задания, а так же во время обобщения и контроля. При проведении уроков, использую самые разнообразные формы: урок-поиск, урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, уроки-соревнования, урок-экспедиция, урок - географическое открытие и другие. В настоящее время на первое место в моей работе выходят технологии с использованием компьютера. Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения географии является информационным процессом. По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют исследовательские работы, составляют доклады и презентации. Я разработала и провела урок с использование электронных учебников в 5 классе по теме “Великие путешественники”. Создание презентации в 8 классе с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point по теме “Миграция населения России” позволило повысить мотивационную деятельность на уроках по данной теме и изучить ее, как и ряд других тем в виде блочных уроков.
Современные условия развития общества указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности становятся все более актуальными.Для развития критического мышления на своих уроках я использую различные методы и приемы: «синквейн»; «тонкие и толстые вопросы»; «ролевая игра»; «мозговой штурм»; «прогнозирование»; и др.Использование стратегии «толстых и тонких вопросов» позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учащегося (побуждает самих задавать вопросы и активизирует их к поиску ответа).
Приведу примеры некоторых «тонких» вопросов, составленных учащимися:
1. Что экспортирует Россия?
2. Могли ли острова быть частью материков?
3. Как звали мореплавателя, который погиб на Филиппинских островах?
Примеры «толстых» вопросов:
1. Почему вы считаете, что о. Исландия вулканического происхождения?
2. Предположим, что все страны мира объединились в одно государство. Какую торговую политику стало бы оно проводить?
«Толстые» вопросы требуют развернутых, аргументированных ответов.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Использование методов «прогнозирование с помощью открытых вопросов», «толстый и тонкий вопросы», стратегии «вопросительные слова» способствуют развитию умения задавать вопросы. Текстовые задания способствуют развитию умения критически оценивать содержание и высказывать свою точку зрения («мозговой штурм»). На уроках по развитию критического мышления очень большое внимание уделяю самостоятельной работе, мною активно применяется комбинированная работа (индивидуальная, в парах, в группах). Часто проведение уроков основано на диалоге, в центре которого поисковая деятельность учащихся под руководством учителя.
Вот уже 3 года я работаю над темой «Дифференцированное обучение на уроках географии». При ее применении учащиеся класса делятся на группы. При формировании групп учитываю личностное отношение школьников к учебе, степень обученности и обучаемости, интерес к изучению предмета и личности учителя. Мною создан дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения. Благодаря применению этой технологии у меня увеличилось качество по географии за 3 года.
В процессе обучения географии я использую модульную технологию. Модуль – особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Мною разработаны специальные инструкции для самостоятельной работы школьников (технологические карты), в которых указывается цель усвоения определенного учебного материала, даются четкие рекомендации по использованию различных источников информации, разъясняются способы овладения учебной информацией. Благодаря применению этой технологии мои ученики развивают самостоятельность и учение работать по плану с информацией. Широко использую данную технологию в 6-8классах.
Технология формирования приемов учебной работы используется мною на каждом уроке и на разных его этапах. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и хорошо освоена мною на практике в 7 классах. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего – либо, а учащиеся по ним учатся описывать географические объекты.
Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов ЛОК или ЛОС) нашла отражение в работе с 6 классом. Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок. ЛОКи использую постоянно в 6 -8классе на разных этапах урока. Ребята любят их составлять и легко запоминают учебный материал с помощью схем.
Технология формирования учебной деятельности школьников.
Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретении знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаю учебные задачи (на доске, плакате, и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
Технология учебно-игровой деятельности.
Широко применяется мною в 5 классе, где учебная задача решается в игровой деятельности.
Своим опытом работы я поделилась с педагогами методического объединения учителей истории, географии, биологии и химии на заседании ШМО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках географии
В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....
Методы и приемы использования СОТ на уроках географии
Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий н...
Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии
Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство развития детей....
Использование ЭОР на уроках географии
Применение электронных образовательных ресурсов на уроке географии...
Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"
Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...