География после уроков
методическая разработка по географии по теме
Из опыта работы. Доклад на РМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya.doc | 49 КБ |
rmo_uchiteley_geografii.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
География: после уроков
Замечательное изобретение педагогической мысли – урок - претерпевает значительные изменения. Но суть его сохранилась, как бы ни изменялась форма и какие бы ни рождались инновационные виды урочных занятий с детьми. На уроке изучается жизнь - в процессе внеклассной деятельности проживается жизнь. Поэтому мера свободы на уроке всегда будет ограничена истиной, требующей сосредоточения, тишины и максимума внимания. Во внеклассной деятельности мера свободы имеет лишь социальные границы, и за данными социальными рамками у ребёнка максимум свободы выбора.
«В тишине зреет интеллект» - это сказано как будто бы про урок. «В бурях жизни закаляется характер» - эта часть изречения касается внеклассной деятельности детей. Бесспорно, она никак не замещает всей жизни ребёнка, но составляет значимую её часть
Сопоставим несколько ситуаций:
На уроке | Вне урока |
Логику занятий ведёт педагог, он не позволяет от линии жёстких научных доказательств, представляя науку и научную проблему | Свободный разговор всех участников- это постоянный выход за пределы единой логической линии, потому что многомерность и разнообразие жизненных отношений, проживаемых детьми, уводят в сторону собственных персональных жизненных проблем |
Интеллектуальная работа детей протекает индивидуально, и, несмотря на то, что происходит обмен мнениями и используется диалоговая форма работы, продукт интеллекта каждого целиком обусловлен его способностями и личностными особенностями, даже когда все решают одну и ту же задачу. | Групповое дело, задуманное всеми, достигается только благодаря сложению физических и духовных сил всех участников этого дела |
Временные границы урока чрезвычайно чёткие и жёсткие | Групповое дело имеет подвижные временные рамки, они зависят от обстоятельств, настроения, успешности работы группы, удачи, от хода событий и поворота замысла |
Господин урока - наука | Господин внеклассного дела – жизненная реальность |
Педагог на уроке говорит: «Мы с вами должны…» | Вне урока: «Не хотите ли вы…. Не думаем ли мы….» |
Педагог на уроке оценивает ответ ребёнка: «Такая работа заслуживает оценки…» | Педагог вне урока не пользуется педагогической оценкой, он говорит примерно так: «Мне это нравится… Я люблю, когда люди…» |
Мундир учебной деятельности на уроке сковывает наше поведение, направляя его в русло познания, лишь изредка представляя избирательные личностные проявления. | Сфера внеурочной работы с детьми – сфера свободного выбора отношений и поведения. Тем она привлекательна для педагога, с интересом наблюдающего каждодневный психологический спектакль, актёром которого является подрастающий школьник |
Отмечая коренные различия, ни в коем случае не хочу сказать, что сфера урочной и сфера внеурочной деятельности - прямо противоположные друг другу и не имеют ничего общего. Более того, утверждаю, что и урок и любое внеурочное дело есть не что иное, как единый воспитательный процесс.
Вся внеурочная работа по географии ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего окружения, потому что очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению. Достичь этого можно только лишь через систему внеурочной деятельности по географии.
Дети в подростковом возрасте очень любопытны; вовлечение их во внеурочную деятельность способствует расширению кругозора, развитию познавательного интереса к предмету в целом.
В настоящие время внеурочная деятельность по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей.
- На переменах для малышей и всех желающих устраиваем показ – пятиминутки на ту или иную тему, используя музыкальное сопровождение, или можем демонстрировать мультик- короткометражку, содержащий какой- либо географический термин. Например, «Переменная облачность»
- Экскурсии
Истинность знаний демонстрируется в обстановке непосредственного наблюдения явлений и процессов. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности.
Экскурсии в ближайшее природное окружение, дважды побывали на Уковском водопаде, в краеведческие музеи г. Бирюсинска и г. Тайшета. Создание виртуальных экскурсий с использованием фотоматериалов ребят тех мест, где они побывали летом
«Москва», «Санкт- Петербург», «Мой Байкал», «Тальцы», «Выставки Листвянки»
Сейчас в работе виртуальные экскурсии «На берегу Тихого океана». «Тофолария»
- Сотрудничаем со школьным объединением «Фотомиг». Вместе готовим фоторепортажи для кабинета географии. В этом году таких фоторепортажей – 2: «Ольхон» и «Юбилей Иркутской области» Предоставляем свои работы на районный фотоконкурс «Берегите лесную красавицу», многие работы по достоинству оценены и отмечены наградами. Накапливаем фотографии по разным темам «Природные явления», «Река», «Животные. Есть и фотографии философского содержания, которые заставляют ребят делать нравственный выбор.
- В рамках недели естественно – научного цикла проводим интегрированные мероприятия: «Изомарафон - «Земля – слезинка на щеке Вселенной», «Как прекрасен этот мир – посмотри»,
«В капле воды – мир». Взаимодействуем с педагогом биологии, химии, изо.
Оформляем выставки, выпускаем газету «Экосогласие»
- Социально – значимая деятельность. Это экологические акции: «Для синиц и воробья этот дом построю я», зимняя акция «Птицы рядом», «Первоцвет», акция «300 минут добрых дел»,
«Марш парков» ( проведено три этапа, высажено 300 сосен) : все вместе – взрослые и дети мы продолжили посадку сосен. «Марш парков» был одобрен и поддержан главой администрации Берёзовского МО. Надеемся, что наши сосны вырастут большими.
Реализован социально – значимый локальный проект «Разноцветное лето» Высажено более полутора тысяч саженцев в школьном дворе, на территории Дома культуры, на въезде в село.
Разбито большое количество клумб и сооружены альпийские горки.
Формы организации внеурочной деятельности по географии могут быть разнообразными и включать экскурсии, походы в музеи. Социально- значимые и практические дела, организация разных мероприятий, которые помогут развитию интеллекта, и сферы чувств, а кроме этого, дадут детям возможность убедиться, что источником познания является вся окружающая действительность.
РМО учителей географии
География: после уроков
(Внеурочная деятельность по предмету. Из опыта работы)
Емельянова О.А.
Учитель географии
МКОУ Берёзовской СОШ
Март 2013г.
Предварительный просмотр:
РМО учителей географии
Метапредметные, предметные, личностные результаты – основа достижения качества образования по географии
Емельянова О.А.
Учитель географии
МКОУ Берёзовской СОШ
Ноябрь 2012
Второй учебный год начинается в условиях подготовки к работе по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС) основного общего образования, который регламентирует развитие системы образования в условиях быстро меняющегося общества. Впервые стандарт представляет собой систему требований:
- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- к структуре образовательной программы;
к условиям реализации программы. Таким образом, одной главных особенностей стандарта является нацеленность на результат.
В стандарте выделены три группы результатов:
личностные,
метапредметные,
предметные.
Разберёмся в понятиях: Качество – это мера соответствия полученного результата поставленной цели.
Предметные результаты –усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета (знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности).
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии с учетом общих требований стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражать:
- осознание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач и глобальных проблем человечества; формирование представления о роли географических знаний как компоненты научной картины мира; формирование целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- освоение системы комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства и территориальной организации хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве;
- осознание главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, механизмов адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходов к устойчивому развитию территорий;
- овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации;
- формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, умения оценивать их последствия;
- формирование умения применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Метапредметные результаты – освоение на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем и реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Таким образом, в условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться, т.е. необходимо научить:
- основам организации собственной учебной деятельности;
- способам поиска, переработки и представления информации;
- приемам и методам умственного труда;
- основам коммуникативных умений.
- Предметные задачи необходимо согласовывать с задачами развития универсальных метапредметных умений, при этом проверять знания и умения учащихся через различные виды деятельности.
Все результаты задаются в деятельностной форме, т.е. конкретизированы до уровня учебных действий ко всем курсам школьной географии, в которых
- четко определены ведущие содержательные идеи и задачи конкретного урока,
- выделены ожидаемые результаты обучения с точки зрения формирования и развития предметных и метапредметных умений,
- прописаны в каждой теме рекомендуемые практические работы и элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ.
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Метапредметные результаты изучения курса географии 6 и 7 классов
Регулятивные (учебно-организационные):
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
- оценивать работу одноклассников.
Познавательные
учебно-логические:
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- выявлять причинно-следственные связи;
- решать проблемные задачи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
учебно-информационные:
- поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
выделение главной мысли,
поиск определений понятий,
составление простого и сложного плана,
поиск ответов на вопросы,
составление вопросов к текстам,
составление логической цепочки,
составление по тексту таблицы, схемы;
- качественное и количественное описание объекта;
- классификация и организация информации;
- создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 и 10 классов
Регулятивные (учебно-организационные):
- Ставить учебные задачи,
- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
- Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
- Владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные
учебно-логические:
- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
- Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
- Систематизировать информацию;
- Структурировать информацию
- Определять проблему и способы ее решения;
- Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации
- Владеть навыками анализа и синтеза;
Учебно-информационные:
- поиск и отбор необходимых источников информации;
- представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
- работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
перевод информации из одного вида в другой
(текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создание собственной информации, её представление в соответствии с учебными задачами;
- составление рецензии, аннотации;
Коммуникативные:
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- уметь вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Школьная география, особенно география России – предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии – осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.
Разберёмся на примере:
Урок в 8 классе
Тема: «Водные дороги и перекрёстки»
Целевой блок:
Предметные цели:
1.продолжать формировать умения обучающихся работать с текстом, иллюстрациями, контурной картой;
2. определить роль рек в жизни населения и развития хозяйства России, составляя тезисный план;
3. формировать умение обсуждать проблемы, включаться в диалог.
Личностные цели:
Формировать эмоционально – ценностное отношение к рекам;
Осознание необходимости охраны и рационального использования внутренних вод.
Метапредметные цели:
Формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество с одноклассниками на основе диалога.
Процессуальный блок:
- Почему тема нашего урока так называется?
( сообщение целей урока)
Вспомните из курса истории, почему люди селились в междуречьях. | УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) Действия нравственно – этического оценивания (как менялось значение рек в жизни общества. Какое значение имеют водные пути для развития страны.) |
1 группа: работает с картой Иркутской области; 2 группа работает с картой Тайшетского района Задание: определите, какие населённые пункты располагаются по берегам рек, чем это обусловлено? (составляем тезисный план) | Определять особенности внутренних вод своего региона. Планирование. (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) |
Дополните свой тезисный план или скорректируйте его, если это необходимо. | Коррекция планирования |
Какой вывод сделаете на основе анализа этой карты? Строительство ГЭС, водохранилищ – это хорошо или плохо? | Выведение следствий. Самостоятельное создание способов решения проблемы |
| Извлечение необходимой информации из представленной карты. |
| Выбор эффективного способа решения задания. |
| Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание: (по выбору обучающихся)
- Реки имеют важное значение в жизни человека. Как вы думаете, роль рек по мере развития цивилизации увеличивается, уменьшается или всегда одинакова?
Изложите своё мнение письменно.
- Используя физическую карту России, выпишите, на каких реках стоят крупнейшие города азиатской части Росси: Омск, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, Иркутск. Используя данные по объёму годового стока (см. табл. 5 Приложения) выпишите крупнейшие реки Азиатской части России. Сравните эти списки и сделайте вывод. Подумайте, почему на некоторых крупнейших реках вообще нет больших городов?
Оценочный блок.
Рефлексия: (звучит запись «Звуки природы» журчание воды).
Недописанный тезис.
« сегодня на уроке я понял, что река для человека……………………………………………………………………………..
Реки для страны……………………………………………………………………………………………………………………………………….
За урок я себе бы поставил оценку…………………потому что……………………………………………………………….
( аргументированная самооценка своей деятельности на уроке)
Способы действия обучающихся
- работать с текстом, иллюстративным материалом параграфа;
- участие в дискуссии;
- нанести на контурную карту морские порты России.
Ценностный компонент урока: Значение рек в жизни человека, водные пути России
Р Е З У ЛЬ ТА ТЫ:
Метапредметные:
Регулятивные
Планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями.
Познавательные
Классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам.
Учебно – информационные
Поиск и отбор информации из разных источников. Работа с текстом.
Коммуникативные
Умение вести диалог. Находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка " Математика после уроков"
План работы кружка...
Размышления после урока. Исполнительское мастерство маленького арфиста.
В данной работе тезисно изложены основные вопросы, которые возникают при обучении маленького арфиста: на что нужо обращать внимание, как сидеть за инструментом, как играть этюды и т.д. ...
Урок – это течение жизни, а не время ожидания жизни после уроков.
Опыт в преподавании, проблемы на уроках искусства...
Школа после уроков для учителей английского языка
2011-2012 учебный год можно было бы смело назвать «Годом Школы после уроков для учителей английского языка». Все учителя английского языка Республики Татарста...
Физкультура на уроках и после уроков
Презентация на тему "Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе"...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
ИНСТРУКЦИИ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ ДО УРОКА, ВО ВРЕМЯ УРОКА И ПОСЛЕ УРОКА.
ИНСТРУКЦИИ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ ДО УРОКА, ВО ВРЕМЯ УРОКА И ПОСЛЕ УРОКА....