Система работы учителя по развитии самостоятельности обучения на уроках географии
статья (география, 6 класс) по теме

В этой работе описана, как развивать самостоятельность обучения не уроках географии в 6-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx54.67 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

I  Введение                                                                                           3- 5

      II Основная часть

1. Теоретическое обоснование                                                      5- 6

2. Содержательно - технологический блок                                  6 - 9

3. Контрольно – оценочный блок                                                  9-10

III Заключение                                                                                       11

IV Список литературы                                                                          12

“Плохой учитель преподносит истину,

                                                                            а хороший  учит ее находить”  А. Дистерверг

I Введение

 В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся»[1,п.2.2] Основными региональными направлениями развития образования школы является ориентированное обучение, способствующее развитию коммуникативной компетентности, готовности к самообразованию, развитию системы поддержки одаренных детей.   

        В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Теперь учитель выступает не только в роли носителя знания и контролирующей инстанции, но и в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности ученика.      Анализируя  содержание курса, пришла к выводу, что материал любой темы достаточно обширен, а навыков самостоятельной работы с учебником, атласом, при выполнении практических работ у этой категории учащихся ещё не сформирован. Возникла проблема:  как построить систему уроков, чтобы  была возможность выдать материал, и научить навыкам  самостоятельной работы с учебником, атласом, при выполнении практических работ.  При проведении уроков по курсу географии в 6 классах я  столкнулась с проблемой дефицита  времени и противоречием -  желанием педагога охватить большой объем материала;        стремлением самостоятельно войти в образовательную среду и невозможностью это сделать из – за отсутствия жизненного опыта.

Цель работы: создание и внедрение системы развития самостоятельности обучения на уроках географии, стимулирующей познавательную деятельность ученика и повышающую результативность обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выбрать и внедрить технологии образования, ведущие к самостоятельному решению проблем обучения в образовательном процессе;
  2. Выбрать  и внедрить различные методы, обеспечивающие самостоятельность на уроках географии и стимулирующие познавательную деятельность учащихся;
  3. Сформировать у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях;
  4. Сформировать качества личности, помогающие самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности;
  5. Создать условия для внедрения системы деятельности учителя.

Результаты:

  1. Дети осознано относятся к самостоятельности  обучения, управляют организаций деятельности своего жизненного пути;
  2. Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, участвующих в олимпиадах различного  уровня;
  3. Создана системы деятельности педагога по развитию самостоятельности обучения на уроках географии.

Паспорт системы деятельности педагога

  1. Созданная система развития самостоятельности обучения  рассчитана на учащихся 6 классов с базовым уровнем здоровья;
  2. Рассматривает совместную работу учителя, школьного психолога и заместителя директора по учебно – методической работе;
  3. Реализуется данная система в МБОУ СОШ № 23, Куйбышевского района, г.о.Самара

II Основная часть

1.Теоретическое обоснование

           Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ученик сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность, на мой взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению «самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания». [5,с.124]

Самостоятельность учащихся в процессе обучения - это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.

 [5, с. 76-77]

Для выбора модели самостоятельной работы является заложенный в ней, в качестве основного ориентира, характер учебной деятельности. Я  выделила  продуктивную, поисковую деятельность, направленную на создание учащимися нового продукта (прежде всего, интеллектуального, познавательного). Такими моделями самостоятельных работ являются: проектная деятельность, адаптивная модель обучения, эвристическая модель обучения, исследовательский метод и другие, в основании которых лежит принцип активного познания.

Технологии, которые обеспечивают самостоятельность обучения это технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, компьютерная технология, технология критического мышления.

2. Содержательно - технологический блок

В 6 классе 3 темой для изучения  является тема Изображения земной поверхности и их использование.  Географические координаты – тема одного из уроков данной темы. Эта тема крайне важна в географии, можно сказать основополагающая тема. Из опыта работы могу сказать, что тема крайне трудна для 6-  классников. Дети не до конца могут освоить материал, применять его на практике,  и исходя из анализа создавшейся ситуации использую проблемный метод, технологию критического мышления, технологию дифференцированного обучения и ИКТ технологию, которые способствуют мотивации, более быстрому включению в работу и повышению познавательного интереса.

Урок  Географические координаты.

Урок комбинированный.

Средства обучения: глобус, физическая карта полушарий, атласы, рабочая тетрадь к учебнику.

Содержание  Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки.

Ход урока

Этапы урока

Формы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1оргмомент

2актуализация знаний

3 Изучение нового материала 

4Закрепление материала

5Итог урока.

(рефлексия)

Работа с учебником (с.50-51),атласом (с.10-11), глобусами, слайд(РФ)

Создание проблемной ситуации

работа

работа с атласами (с10)

Формулирование учебной проблемы (в форме вопроса).

Совместное открытие знаний.

Пр.р. «Мои географические исследования» (с.51ученбника

Что такое параллели?

Что такое меридианы? 

Какие направления показывают меридианы?

Какие направления показывают параллели?

Где подписаны меридианы на глобусе, карте полушарий, карте России?

Где подписаны параллели на глобусе, карте полушарий, физической карте России?

Покажите на карте место приземления космического аппарата, если из сообщения удалось услышать, что он приземлился на 20-й параллели и 50 меридиане.

 Вы смогли точно показать место приземления? А почему? В чём затруднение? Вы как сначала думали определять положение на карте объекта? А как на самом деле? Что мы ещё не знаем?

Как, по-вашему, это можно сделать?

Нужны знания о широте

Что называется географической широтой?

Показывают точку 20 градусов широты, где эта точка?

Что нужно знать для точного определения точки приземления?

Нужны знания о географической долготе.

На доске – географические координаты – 20 с.ш.50в.д – место приземления космического корабля.

 

Введение понятия географические координаты.

Определение по градусной сетке расстояний.

Вопросы: Чему равна длина дуги 1градуса меридиана?

Чему равна длина дуги 1 градуса разных параллелей?

Т.-Т,с.5(№7-9), с8-9(4, 6-8)

Подводит итоги урока.
Комментирует и выставляет

Отвечают на вопросы, показывают на карте, глобусе. Определяют направления меридианов и параллелей.

Дети ищут место приземления аппарата на карте, пытаются показать  его, результатов нет

Отвечают на вопросы

Выдвижение гипотезы: нужно знать к северу или к югу расположена параллель

Находят в учебнике определение, определяют по рис.1.10 учебника географическую широту

Показывают разные точки

Высказывают предположения

Находят в учебнике определение, определяют по рис.1.10 учебника географическую долготу.

Приходят к выводу, что для определения местоположения объектов

 нужны географические  координаты

усваивают материал, отвечают на вопросы, работая с атласом.

Применяют знания, выполняя задания с «Помощником»

Тест – тренажер на компьютре

Планируемые результаты урока:

Личностные:  осознание ценностей географического знания,  как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: понимание значимости географических координат для дальней жизни и практического использования

 Универсальные учебные действия:
Личностные: определять по картам географическую широту и географическую долготу, находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам, сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами, определять расстояния с помощью градусной сетки
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока,  структурировать знания; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из разных источников , перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

3. Контрольно – оценочный блок

Результаты

ученика

показатели

Оценка/баллы

(от 1до3)

Методики, формы

Не достигнут необходимый уровень

Необходимый (базовый) уровень

Повышенный (программный) уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,

 либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«2» (или 1)

«3»(или 2)

 «4» (2, 5)

 «5»    (3)

системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС, в ОС «Школа 2100»

Что я хочу достичь?

  • Создать условия для изучения предмета в ходе творческого процесса;
  • Лёгкости восприятия  и усвоения знаний по предмету;
  • Расширить возможности  развития и использования  творческих способностей, развития личности учащихся  и их социализации.

Условия реализации изменений:

  • Наличие  компьютера, проектора, электронных приложений, видеотеки;
  • Учитель владеет современными методами психолого-педагогической диагностики и применяет их на практике;
  • Наличие тренажеров с разноуровневыми заданиями и тестами по предмету

Мой личностный рост

Отмечаю и свой личный рост в вопросах целеполагания, работы с содержанием обучения, управления разноуровневым обучением, нормированием учебной нагрузки, коррекцией знаний учащихся, работы со стандартами школьного образования.

V Заключение.

Создание и внедренная  система развития самостоятельности обучения на уроках географии, стимулирует познавательную деятельность ученика и повышает  результативность обучения.

Организация самостоятельной работы, руководство ею -- это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Самостоятельность в работе обучающегося является высшей формой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждений и др.

VI Список литературы

  1. «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (п. 2.2)
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А.
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ   «Об образовании в РФ»
  4. Алексеев Н.А Личностно-ориентированное обучение в школе. Пособие для учителя.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 332с.
  5. Зимняя А.И. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2005. - с. 76-77,
  6. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М., Издательство: Профит Стайл ООО, 2007.
  7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.
  8. Якиманская И. Личностно – ориентированный урок. / Директор школы, 1998. -  № 2.
  9. Якиманская И., Якунина О. Личностно – ориентированный урок: планирование и технология проведения. / Директор школы, 1998. -  №
  10. Якиманская И. С.Технология личностно ориентированного обучения в современной школе./-М.:Сентябрь, 2000.- 176с.

                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...

Самостоятельная работа как средство развития самостоятельности учащихся на уроках математики.

Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем пров...

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...

Система работы учителя по проверке результатов обучения учащихся в коррекционной школе (из опыта работы)

Повторение и проверка исторический фактов,  и понятий на уроках истории....

Система работы учителя по развитию познавательной активности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации нацпроекта «Образование».

Представлена презентация системы работы учителя по развитию познавательной активности на уроках биологии...