урок в 7 классе Антарктида
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8
Урок географии в 7 классе
Учителя географии МОУСОШ №8
Радышевой О.А.
Тема: Антарктида. Географическое положение. Особенности природы.
2012год
Тип урока – урок формирования новых знаний и умений.
Цель урока: познакомить учащихся с общими чертами природы Антарктиды; ввести новое понятие – «Антарктика».
Задачи урока: 1) формировать умения проведения исследования по заданной проблеме; учиться оценивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы;
развивать навык работы с тематическими картами атласа; работы в группах;
воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группах; чувство гордости за русских первооткрывателей.
Оборудование: физическая карта Антарктиды, атласы, картина – «Открытие Антарктиды», контурные карты, инструктивные карточки.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф урока.
Эпиграф урока:
Доводы, до которых человек
додумался сам, убеждают его больше,
чем те, которые пришли в голову другим». (Луи Паскаль)
- Как вы понимаете эти строки?
Сообщение темы и целей урока.
- Объясните и отгадайте, что это?
ПИНГВИН, ПУРГА, АЙСБЕРГ.
(Учащиеся первые два слова называют по картинке, а третье называют, предварительно отгадав загадку:
«Я вода, а с виду гора,
Да по воде же и плаваю»)
- Посмотрите внимательно на записанные, на доске слова. Какие ассоциации возникли у вас при чтении данных слов.
- Определите тему урока.
- Сформулируйте цель урока.
Учитель корректирует ответы учащихся, ещё раз озвучивает тему и цель урока.
3. Формирование новых знаний и умений.
А) Слово учителя. Сегодня у нас не просто урок, а исследовательская работа экспедиции на удивительном материке нашей планеты.
- А что вы уже знаете об этом материке?
Сегодня на уроке мы узнаем ещё больше.
Антарктида была открыта последней, в 1820 году, русскими моряками – Ф.Ф.Беллинсгаузенем и М.П.Лазаревым (хотя многие выдающиеся путешественники сомневались в её существовании). После того, как льды преградили путь на юг уже известному Д.Куку, он написал: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы». Очень долгое время о внутренних районах не было ничего известно. Только в 1911 году был покорён южный полюс норвежским путешественником Руалом Амундсеном. Английский путешественник Роберт Скотт опоздал всего на 1 месяц. Материк очень тяжело изучался. Даже более того, многие сомневались, а надо ли его изучать и осваивать.
Вот на этот вопрос мы и постараемся ответить в конце урока.
Запись на доске:
- А надо ли изучать и осваивать Антарктиду в 21 веке?
Наша исследовательская экспедиция будет работать группами специалистов: географы, гляциологи, геоморфологи, климатологи, биологи.
В каждой группе есть старший сотрудник, который руководит работой всех участников, картограф, который быстро наносит на контурную карту материалы исследований, и конечно инструктивная карточка – помощница в вашей работе. Это обязательно. Все участники должны работать быстро, чётко, дружно, чтобы результат исследований был высоким.
Учитель обращает внимание на вопросы-помощники. Обсуждают их.
- Как вы мыслите решение поставленной задачи?
- Какие карты будете использовать?
- Что необходимо знать или вспомнить для работы?
- Какую роль будет выполнять каждый участник исследования?
Б) После подготовительной работы учащиеся 8 минут работают самостоятельно, используя тематические карты атласа, инструктивные карточки, иллюстрации – одним словом, ведут исследовательскую работу.
В) Физминутка.
Холод, стужа и пурга
Для путешествий ерунда.
И на лыжах, и на санках
Мы катаемся всегда.
Г) Отчёт о проделанной работе у настенной карты
Учитель помогает разместить отчёт на доске.
4. Закрепление изученного материала. - Нарисуйте «портрет» Антарктиды, используя материал экспедиции.
Как известно, Джеймс Кук счёл безрассудным дальнейшее движение на юг и поиск южного материка во время плавания 1772 – 1775 года. Он посчитал, что, «будучи открытым и исследованным (этот южный материк), всё равно не принёс бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки». Как вы сегодня прокомментируете это высказывание великого английского путешественника?
- Так для чего же необходимо изучать и исследовать Антарктиду?
Представляется слово каждой группе специалистов.
Предполагаемые ответы:
Географы – постоянные наблюдения за процессами, происходящими в Антарктиде. Они неизбежно сказываются на природе всей географической оболочки.
Гляциологи – ледяной покров Антарктиды содержит около 80% всех пресных вод Земли. Проекты буксировки айсбергов в страны, страдающие от недостатка воды. Ледниковый покров, образовавшийся 20 млн. лет назад, содержит богатую информацию об истории развития природных комплексов Земли, а также о влиянии космоса на землю.
Геоморфологи – возможность освоения минеральных богатств Антарктиды. Обнаружены месторождения железной руды, горного хрусталя, каменного угля, медной руды, золота, серебра.
Климатологи – огромна роль Антарктиды в формировании климата всей Земли. Атмосфера над Антарктикой влияет на движение воздушных масс всей планеты. Изучение озоновых дыр.
Биологи – океанические воды Антарктики особенно богаты крупными морскими животными, рыбой.
Итог урока. Оценка работы учащихся самими учащимися.
Домашнее задание. § 48, составить вопросы для игры – «Путешествие по Антарктиде», используя энциклопедический материал. Сложные вопросы будут оцениваться оценкой «5», более простые вопросы оценкой «4».
Географическое положение
- Нанесите на к/карту элементы
ГП материка – южный полярный круг;
крайнюю точку материка; океаны и моря,
омывающие берега Антарктиды;
Антарктический полуостров.
Ледниковый покров
- Нанесите на к/карту
шельфовые ледники.
Особенности подлёдного рельефа
- Нанесите на к/карту основные
элементы рельефа Антарктиды:
Антарктические горы;
массив Винсон – 5 140 м.;
вулкан Эребус;
равнины – Западная, Бэрда, Шмидта.
Особенности климата
- Нанесите на к/карту
элементы климата
материка: район с самой
низкой температурой
(станция Восток - 89,2º С);
район с самой высокой
температурой (Антарктический
полуостров + 1º С); направление преобладающих ветров.
Инструктивная карточка географов.
- Используя физическую карту атласа (стр.42), карту – «Географическое положение Антарктиды» и план описания географического положения материка, опишите географическое положение Антарктиды.
План описания ГП материка.
Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана.
Найдите крайнюю точку материка, определите её координаты.
Определите, какие океаны и моря омывают материк.
Как расположен материк относительно других материков?
Сделайте вывод о влиянии географического положения материка на его природные особенности.
Инструктивная карточка гляциологов.
- Используя текст учебника – стр., физическую карту Антарктиды в атласе – стр. 42 , иллюстрации, дайте описание ледникового покрова материка.
План описания ледникового покрова.
Средняя толщина ледникового покрова в Антарктиде.
Виды льдов.
Как доказать, что льды движутся?
Причина движения льда в Антарктиде.
Инструктивная карточка геоморфологов.
- Используя физическую карту Антарктиды – атлас стр. 42 , карту – «Строение земной коры» (атлас стр. 4-5), иллюстрации, составьте описание рельефа материка.
План описания рельефа территории.
Какие формы рельефа есть на материке, какие из них преобладают.
В чём различия рельефа Западной и Восточной Антарктиды? Чем их можно объяснить?
Наибольшая и наименьшая высота.
Предположите, какие полезные ископаемые могут быть на материке.
Инструктивная карточка климатологов.
- Используя климатическую карту Антарктиды – атлас стр. 43 , картосхемы, карту «Климатические пояса и области мира» -
атлас стр. 12 , опишите климат Антарктиды.
План описания климата.
В каких климатических поясах расположена территория?
Средние температуры июля и января.
Господствующие ветры.
Годовое количество осадков.
Вывод о климатических особенностях материка.
Пожалуй, ни у одного материка нет стольких образных названий, сколько их имеет Антарктида. Прокомментируйте суть и содержание некоторых:
- «ледяной континент»;
- «холодильник Земли»;
- «материк за облаками»;
- «страна морозов и жестокого солнца»;
- «страна пурги».
Инструктивная карточка биологов.
- Используя текст учебника (стр. ) и картосхему «Органический мир Антарктиды», дайте характеристику растительного и животного мира материка: а) какие представители животного и растительного мира распространены в Антарктиде;б) сделайте вывод (богат, не богат, беден, разнообразен и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс
Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...
Урок - игра "Будущее ледяного континента" 7 класс, Антарктида.
Чтобы заинтересовать детей с ОВЗ на уроках чаще использую занимательные моменты, игры. Эта игра используется при изучении материка Антарктида. Цель этой игры - обобщить и расширить знания учащихся о с...
конспект урока географии в 8 классе "Антарктида. Обобщение"
Тема урока: «Антарктида. Обобщающий урок».Цели: обобщить знания учащихся по теме «Антарктида»ЗадачиОбучающие:- закрепить знания учащихся по теме «Антарктида».Коррекционно-развивающие:- активизация мыс...
Анимированный кроссворд "Рекорды Антарктиды" по географии для обобщающего урока по теме "Антарктида" 7 класс
Быстро можно проверить географические знания учащихся по теме "Антарктида". Учиться надо весело!...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
конспект урока 7 класс " Антарктида"
план-конспект урока по теме: Антарктида...
Конспект урока "Путешествие в Антарктиду. Антарктида - какая она..."
Развернутый конспект урока по географии для учащихся 7 класса, посвященный 200-летию открытия Антарктиды....