урок в 7 классе Антарктида
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

урок презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon antarktida.zip252.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8

Урок географии в 7 классе

Учителя географии МОУСОШ №8

Радышевой О.А.

Тема:   Антарктида.  Географическое  положение.  Особенности  природы.

2012год

Тип  урока – урок формирования новых знаний и умений.

Цель  урока:  познакомить  учащихся  с  общими  чертами  природы  Антарктиды;  ввести  новое  понятие – «Антарктика».

Задачи  урока:  1)  формировать  умения  проведения  исследования  по  заданной  проблеме;  учиться  оценивать,  прогнозировать,  обобщать,  делать  выводы;

развивать  навык  работы  с  тематическими  картами  атласа;  работы  в  группах;

воспитывать  чувство  взаимопомощи  при  работе  в  группах;  чувство  гордости  за  русских  первооткрывателей.

Оборудование:  физическая  карта  Антарктиды,  атласы,  картина – «Открытие  Антарктиды»,  контурные  карты,  инструктивные  карточки.

Ход  урока.

Организационный  момент.

- Здравствуйте ребята!

- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф урока.

Эпиграф  урока:

Доводы,  до  которых  человек  

додумался  сам,  убеждают  его  больше,  

чем  те,  которые  пришли  в  голову  другим».   (Луи  Паскаль)

- Как вы понимаете эти строки?

Сообщение  темы  и  целей  урока.

- Объясните  и  отгадайте,  что  это?

 ПИНГВИН,  ПУРГА,   АЙСБЕРГ.  

(Учащиеся  первые  два  слова  называют  по  картинке,  а  третье  называют,  предварительно  отгадав  загадку:

«Я  вода,  а  с  виду  гора,

Да  по  воде  же  и  плаваю»)

- Посмотрите  внимательно  на  записанные,  на  доске  слова.  Какие  ассоциации  возникли  у  вас  при  чтении  данных  слов.

- Определите  тему  урока.

- Сформулируйте  цель  урока.

Учитель  корректирует  ответы  учащихся,  ещё  раз  озвучивает  тему  и  цель  урока.

3.  Формирование новых знаний и умений.

А)  Слово  учителя.  Сегодня  у  нас  не  просто  урок,  а  исследовательская  работа  экспедиции  на  удивительном  материке    нашей  планеты.

- А  что  вы  уже  знаете  об  этом  материке?

Сегодня  на  уроке  мы  узнаем  ещё  больше.  

  Антарктида  была  открыта   последней,  в  1820  году,  русскими  моряками – Ф.Ф.Беллинсгаузенем  и  М.П.Лазаревым  (хотя  многие  выдающиеся  путешественники  сомневались  в  её  существовании).  После  того,  как  льды  преградили  путь  на  юг  уже  известному  Д.Куку,  он  написал:  «Риск,  связанный  с  плаванием  в  этих  необследованных  и  покрытых  льдинами  морях  в  поисках  южного  материка,  настолько  велик,  что  я  могу  взять  на  себя  достаточную  смелость,  чтобы  сказать,  что  ни  один  человек  никогда  не  решится  на  большее,  чем  сделал  я,  и  что  земли,  которые  могут  находиться  на  юге,  никогда  не  будут  исследованы». Очень  долгое  время  о  внутренних  районах  не  было  ничего  известно.  Только  в  1911  году  был  покорён  южный  полюс  норвежским  путешественником  Руалом  Амундсеном.  Английский  путешественник  Роберт  Скотт  опоздал  всего  на  1  месяц.  Материк  очень  тяжело  изучался.  Даже  более  того,  многие   сомневались,  а  надо  ли  его  изучать  и  осваивать.  

Вот  на  этот  вопрос  мы  и  постараемся  ответить  в  конце  урока.

Запись  на  доске:

- А надо ли  изучать и осваивать Антарктиду в 21 веке?

Наша  исследовательская  экспедиция  будет  работать  группами  специалистов:  географы,  гляциологи,  геоморфологи,  климатологи,  биологи.

В  каждой  группе  есть  старший  сотрудник,  который  руководит  работой  всех  участников,  картограф,  который  быстро  наносит  на  контурную  карту  материалы  исследований,  и  конечно  инструктивная  карточка – помощница  в  вашей  работе.  Это  обязательно. Все  участники  должны  работать  быстро,  чётко,  дружно,  чтобы  результат  исследований  был  высоким.

Учитель  обращает  внимание  на  вопросы-помощники. Обсуждают  их.

- Как  вы  мыслите  решение  поставленной  задачи?

- Какие  карты  будете  использовать?

- Что  необходимо  знать  или  вспомнить  для  работы?

             - Какую роль  будет  выполнять  каждый  участник            исследования?

Б)  После  подготовительной  работы  учащиеся  8  минут  работают  самостоятельно,  используя  тематические  карты  атласа,  инструктивные  карточки,  иллюстрации – одним  словом,  ведут  исследовательскую  работу.

В)  Физминутка.  

Холод,  стужа  и  пурга

Для  путешествий  ерунда.

И  на  лыжах,  и  на  санках

Мы  катаемся  всегда.

Г)  Отчёт  о  проделанной  работе  у  настенной  карты

Учитель  помогает  разместить  отчёт  на  доске.

4.  Закрепление  изученного  материала.                                                                                                                                               - Нарисуйте  «портрет»  Антарктиды,  используя  материал  экспедиции.

Как  известно,  Джеймс  Кук  счёл  безрассудным  дальнейшее  движение  на  юг  и  поиск  южного  материка  во  время  плавания  1772 – 1775  года.  Он  посчитал,  что,  «будучи  открытым  и  исследованным (этот  южный  материк),  всё  равно  не  принёс  бы  пользы  ни  мореплаванию,  ни  географии,  ни  биологии,  ни  другим  отраслям  науки».  Как  вы  сегодня  прокомментируете  это  высказывание  великого  английского  путешественника?

     - Так  для  чего  же  необходимо  изучать  и  исследовать  Антарктиду?

Представляется  слово  каждой  группе  специалистов.

Предполагаемые  ответы:

Географы –  постоянные  наблюдения  за  процессами,  происходящими  в  Антарктиде.  Они  неизбежно  сказываются  на  природе  всей  географической  оболочки.

Гляциологи – ледяной  покров  Антарктиды  содержит  около  80%  всех  пресных  вод  Земли.  Проекты  буксировки  айсбергов  в  страны,  страдающие  от  недостатка  воды.  Ледниковый  покров,  образовавшийся  20  млн.  лет  назад,  содержит  богатую  информацию  об  истории  развития  природных  комплексов  Земли,  а  также  о  влиянии  космоса  на  землю.

Геоморфологи – возможность  освоения  минеральных  богатств  Антарктиды.  Обнаружены  месторождения  железной  руды,  горного  хрусталя,  каменного  угля,  медной  руды,  золота,  серебра.

Климатологи – огромна  роль  Антарктиды  в  формировании  климата  всей  Земли.  Атмосфера  над  Антарктикой  влияет  на  движение  воздушных  масс  всей  планеты.  Изучение  озоновых  дыр.

Биологи – океанические  воды  Антарктики  особенно  богаты  крупными  морскими  животными,  рыбой.

 Итог  урока.  Оценка  работы  учащихся  самими  учащимися.

Домашнее  задание.  § 48,  составить  вопросы  для  игры – «Путешествие  по  Антарктиде»,  используя  энциклопедический  материал.  Сложные  вопросы  будут  оцениваться  оценкой  «5»,  более  простые  вопросы  оценкой  «4».

Географическое  положение

- Нанесите  на  к/карту  элементы  

ГП  материка – южный  полярный  круг;  

крайнюю  точку  материка;  океаны  и  моря,  

омывающие  берега  Антарктиды;

 Антарктический  полуостров.

Ледниковый  покров  

- Нанесите  на  к/карту

 шельфовые  ледники.

Особенности  подлёдного  рельефа

- Нанесите  на  к/карту  основные

 элементы  рельефа  Антарктиды:

 Антарктические  горы;

 массив  Винсон – 5 140 м.;

 вулкан  Эребус;  

равнины – Западная,  Бэрда,  Шмидта.

Особенности  климата

- Нанесите  на  к/карту

 элементы  климата

 материка:  район  с  самой

 низкой  температурой

(станция  Восток  - 89,2º С);  

район  с  самой  высокой

температурой (Антарктический

 полуостров + 1º С);  направление  преобладающих  ветров.

Инструктивная  карточка  географов.

- Используя  физическую  карту   атласа (стр.42),  карту – «Географическое  положение  Антарктиды»  и  план  описания  географического  положения  материка,  опишите  географическое  положение  Антарктиды.

План  описания  ГП  материка.

Определите,  как  расположен  материк  относительно  экватора,  тропиков,  полярных  кругов  и  нулевого  меридиана.

Найдите  крайнюю  точку  материка,  определите  её  координаты.

Определите,  какие  океаны  и  моря  омывают  материк.

Как  расположен  материк  относительно  других  материков?

Сделайте  вывод  о  влиянии  географического  положения  материка  на  его  природные  особенности.

Инструктивная  карточка  гляциологов.

- Используя  текст  учебника – стр.,  физическую  карту  Антарктиды  в  атласе – стр. 42 ,  иллюстрации,  дайте  описание  ледникового  покрова  материка.

План  описания  ледникового  покрова.

Средняя  толщина  ледникового  покрова  в  Антарктиде.

Виды  льдов.

Как  доказать,  что  льды  движутся?

Причина  движения  льда  в  Антарктиде.                                                                            

Инструктивная  карточка  геоморфологов.

- Используя  физическую  карту  Антарктиды – атлас  стр. 42 ,  карту – «Строение  земной  коры» (атлас  стр. 4-5),  иллюстрации,  составьте  описание  рельефа  материка.

План  описания  рельефа  территории.

Какие  формы  рельефа  есть  на  материке,  какие  из  них  преобладают.

В  чём  различия  рельефа  Западной  и  Восточной  Антарктиды?  Чем  их  можно  объяснить?

Наибольшая  и  наименьшая  высота.

Предположите,  какие  полезные  ископаемые  могут  быть  на  материке.

                                                         

Инструктивная  карточка  климатологов.

- Используя  климатическую  карту  Антарктиды – атлас  стр. 43 ,  картосхемы,  карту  «Климатические  пояса  и  области  мира» -

атлас  стр. 12 ,  опишите  климат  Антарктиды.

План  описания  климата.

В  каких климатических  поясах  расположена  территория?

Средние  температуры  июля  и  января.

Господствующие  ветры.

Годовое  количество  осадков.

Вывод  о  климатических  особенностях  материка.

 

Пожалуй,  ни  у  одного  материка  нет  стольких  образных  названий,  сколько  их  имеет  Антарктида.  Прокомментируйте  суть  и  содержание  некоторых:

- «ледяной  континент»;

- «холодильник  Земли»;  

- «материк  за  облаками»;

- «страна  морозов  и  жестокого  солнца»;

- «страна  пурги».

Инструктивная  карточка  биологов.

- Используя  текст  учебника (стр.   )  и  картосхему  «Органический  мир  Антарктиды»,  дайте  характеристику  растительного  и  животного  мира  материка:  а) какие  представители  животного  и  растительного  мира  распространены  в  Антарктиде;б) сделайте  вывод (богат,  не  богат,  беден,  разнообразен  и  т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс

Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...

Урок - игра "Будущее ледяного континента" 7 класс, Антарктида.

Чтобы заинтересовать детей с ОВЗ на уроках чаще использую занимательные моменты, игры. Эта игра используется при изучении материка Антарктида. Цель этой игры - обобщить и расширить знания учащихся о с...

конспект урока географии в 8 классе "Антарктида. Обобщение"

Тема урока: «Антарктида. Обобщающий урок».Цели: обобщить знания учащихся по теме «Антарктида»ЗадачиОбучающие:- закрепить знания учащихся по теме «Антарктида».Коррекционно-развивающие:- активизация мыс...

Анимированный кроссворд "Рекорды Антарктиды" по географии для обобщающего урока по теме "Антарктида" 7 класс

Быстро можно проверить географические  знания учащихся  по теме "Антарктида". Учиться надо весело!...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

конспект урока 7 класс " Антарктида"

план-конспект урока по теме: Антарктида...

Конспект урока "Путешествие в Антарктиду. Антарктида - какая она..."

Развернутый конспект урока по географии для учащихся 7 класса, посвященный 200-летию открытия Антарктиды....