Разработка урока по тема: «Атмосфера Земли».
презентация к уроку по географии (6 класс) по теме
Форма урока: изучение нового материала
Цель урока:
☺ Сформировать представление о строении атмосферы, составных частях
☺ Развивать умение вычислять температуру воздуха на разных высотах
Оборудование:
☺ Компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_atmosfera_zemli._atmosfernoe_davlenie.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Атмосфера Земли. Атмосферное давление»
Форма урока: изучение нового материала
Цель урока:
- Сформировать представление о строении атмосферы, составных частях
- Развивать умение вычислять температуру воздуха на разных высотах
Оборудование:
- Компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
- Организационный момент
- Объяснение нового материала
- С сегодняшнего дня мы приступаем к изучению нового раздела географии. Название этого раздела «Атмосфера». Изучая этот раздел вы очень много узнаете полезного и занимательного. Прочтите в оглавлении главные темы этого раздела (один ученик читает вслух, остальные слушают)
- И первая тема – это «Атмосфера и её строение» и «Атмосферное давление» (первый слайд)
- Что такое атмосфера вы уже знаете. Расскажите об этом. (ответы детей)
- Итак, какие первые выводы мы можем сделать? (второй слайд)
Атмосфера – это воздушная оболочка земли, окружающая земной шар со всех сторон. Объём воздуха 78% азота, 21% кислорода и 1% - другие газы.
- Работа в группах.
- Класс делится на 3 группы.
1 группа – 1 ряд – Атмосферные слои
2 группа – 2 ряд – значение атмосферы
3 группа – 3 ряд – изучение атмосферы
- На самостоятельное изучение своего пункта вам даётся 5 минут.
- Обсуждение в группах.
- В течение 3 минут вы на листке в виде схемы – подсказки наносите то, о чём прочитали. Затем 2 человека у доски выступают, защищаю свою группу.
- Защита групп
Вопросы для групп:
1 группа: (третий слайд)
- Перечислите слои атмосферы.
Тропосфера – это нижний слой атмосферы, расположен вблизи земной поверхности. С высотой температура понижается на каждый километр на 60С.
Стратосфера – следующий слой атмосферы. Воздух разрежен, почти отсутствует водяной пар, поэтому облака не образуются. Температура воздуха повышается.
Верхние слои атмосферы – начинаются с высоты 50 км.
2 группа: (четвёртый слайд)
- Каково значение атмосферы?
- Какие образования происходят в тропосфере?
3 группа:
- Какие приборы используются для изучения атмосферы? (пятый слайд)
Просмотр фото-музея «Первые спутники Земли» (6 слайд)
3. Закрепление. Вопросы для класса.
- В какой части атмосферы температура воздуха понижается на 60С на каждый километр?
- Где встречаются серебристые облака?
- Где содержится 80% всей массы воздуха?
- Какая часть атмосферы так разрежена, что космонавты видят небо чёрным?
- Где идёт дождь?
4. Решение задач. (слайд 7)
- На какую высоту поднялся самолёт, если за его бортом t - 30°С, а у поверхности Земли +12°С?
- На высоте 8 км t- 18°С. Какова в это время t у поверхности?
- Какова высота горы, если у её подножия t+26°С, а на вершине -10°С?
5. Изучение нового материала
Откройте учебники на стр. 79, рис.51. Итальянский учёный Эванджелиста Торричелли в 1643 г. Изобрёл прибор, который состоял из стеклянной трубки, запаянной сверху сосуда с ртутью. В стеклянную трубку Торричелли налил ртуть, затем перевернул её. Сначала какое-то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. Это было в пункте А (слайд 8) Учёный поднялся в т. В, уровень ртути в трубке опустился. В точке С ртуть поднимается по трубке, в т. Д она сильно опустилась и совсем почти вылилась в сосуд.
- Какой возникает вопрос? (Почему уровень трубки меняется с высотой?)
- Как ответил Торричелли? (предположения детей)
- Воздух имеет вес. Обратите внимание на толщину атмосферы в этих точках. (В точке С столб воздуха больше и он давит на ртуть, и она поднимается, а в т. Д столб воздуха меньше давит на ртуть и она выливается.)
- Следует отметить, что стеклянную трубку высотой 1 м он разделил на 1 000 равных частей. Чему равна 1 часть? (1 мм)
- Поэтому атмосферное давление измеряется в 1 мм ртутного столба.
- Так же чтобы доказать, что воздух имеет вес, можно провести следующий эксперимент.
Цель эксперимента: показать, что воздух занимает место.
Материалы: двухлитровая миска (лучше прозрачная), пробка (натуральная), прозрачный стакан.
Процесс:
— налейте полмиски воды;
— бросьте в воду пробку;
— накройте плавающую пробку стаканом;
— погрузите стакан глубоко в воду.
Итоги. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом.
Почему? Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому вода вместе с плавающей пробкой опускается
- Расставьте следующие данные (щелчок мыши), в нужных точках.
760 мм рт. ст.
780 мм рт. ст.
740 мм рт. ст.
710 мм рт. ст.
- Итак, что же такое атмосферное давление?(слайд 9)
Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
- Самостоятельно прочитайте пункт 2 и ответьте на вопрос – какое давление называется нормальным? (На уровне моря на параллели 450 при температуре воздуха 00С нормальным будет 760 мм рт. ст.)(щелчок мыши)
- Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъёме вверх становится очень трудно дышать. То же самое происходит и при подъёме в горы. Почему это происходит?
- Как изменяется давление с изменением высоты? (при подъёме на 10 м атмосферное давление понижается примерно на 1 мм рт. ст.) (слайд 10)
- Решение задач (слайд 11)
- Высота населённого пункта 2000 м над уровнем моря. Высчитайте атмосферное давление на этой высоте.
- Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности Земли оно равнялось 750 мм рт. ст.?
- По карте определите на какой высоте над уровнем моря находится наш населённый пункт? Высчитайте, какое атмосферное давление можно считать нормальным для нашей местности.
- Определите, чему равна приблизительно относительная высота горной вершины, если у подошвы горы барометр показывает 740 мм, а на вершине 440 мм.
- Атмосферное давление измеряется при помощи прибора, который называется барометр. С принципом работы ртутного барометра мы уже познакомились. Но есть и другой вид барометра. Барометр-анероид. (слайд 12) с. 79 – прочитайте о нём.
- Итак, от чего зависит изменение давления? (от высоты)
- Но не только. Еще и от других причин. Атмосферное давление изменяется и под влиянием температуры. Тёплый воздух легче холодного, поэтому давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше холодного.
- Кто изобрёл прибор для измерения давления?
- Расскажите о принципе работы ртутного барометра?
- Как изменяется давление с высотой?
Тест
- Сейчас вы получите тест по новой теме. Вопросы теста распределены на 3 группы. Каждая группа вопросов имеет своё количество баллов. Распределены они от наиболее простого к сложному. Вы должны выполнить все задания по порядку, не пропуская ни одного вопроса. Если вы вы полнили все задания 1 группы, получаете оценку «3», если выполнили задания первой и второй группы - оценка «4», если вы правильно выполнили задания 1, 2 и третьей группы – вы получаете оценку «5».
Количество баллов за каждый ответ | Вопросы |
1 1 1 1 |
а) кислорода б) воды в трёх состояниях – пара, льда, жидкости в) смеси газов г) азота 3. Как называется сила, с которой воздух давит на земную поверхность и находящиеся на ней предметы. 4. Слои, расположенные выше 55 км, называют … А) нижними слоями атмосферы Б) верхним слоем мантии В) верхним слоем атмосферы Г) средним слоем атмосферы 5. С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление? а) альтиметр б) Гигрометр в) Нивелир г) анероид |
2 2 | 5. Температура воздуха за бортом летящего самолёта равна -280С, а у поверхности земли +150С. На какой высоте летит самолёт? Подтвердите расчётом. 6. Определить на какой высоте летит самолёт, если за бором самолёта давление 450 мм рт. столба, а у поверхности земли – 750 мм рт. столба. |
4 | Как изменяется атмосферное давление при повышении (понижении) температуры воздуха? Обоснуйте свою точку зрения. |
После сбора тетрадей проверяется правильность выполнения работы. В конце тетради выставляется оценка за тест в оценочный лист. Некоторые оценки выставляются в журнал.
7. Итог урока
- Что вы нового узнали?
- Придумайте по одному вопросу и задайте любому ученику в классе.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Атмосфера.Температура воздуха"
Разработка урока и презентация. Урок разработан в технологии проблемного обучения...
Урок по теме" Атмосфера: строение, значение, изучение"
Первый урок по теме "Атмосфера"...
Открытый урок по теме: "Атмосфера: ее строение, значение, изучение"
Первый урок в изучении этого раздела....
К обобщающему уроку по теме "Атмосфера"
Задания для трех команд, в каждой команде по три группы: литераторы, математики и теоретики. На группы команды разбиваются сами....
Разработка урока по тема: «Атмосфера Земли»
Цель урока:☺ Сформировать представление о строении атмосферы, составных частях☺ Развивать умение вычислять температуру воздуха на разных высотах...
Программа уроков по теме "Атмосфера и климаты Земли" в курсе географии 6-8 классах для учащихся, обучающихся индивидуально (домашнее обучение)
Атмосфера и климаты Земли. Тема атмосфера и климаты Земли является одной из основных в школьном курсе географии и в тоже время одной из труднейших для восприятия учащимися.В процессе изучения это...
Конспект урока по теме "Атмосфера-воздушная оболочка Земли."
Конспект урока «Атмосфера- воздушная оболочка Земли» можно использовать на уроках природоведения в 5 классе....