Разработка урока по тема: «Атмосфера Земли».
презентация к уроку по географии (6 класс) по теме

Боброва Галина Станиславовна

Форма урока: изучение нового материала

 

Цель урока:

☺   Сформировать представление о строении атмосферы, составных частях

☺   Развивать умение вычислять температуру воздуха на разных высотах

Оборудование:

☺   Компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_atmosfera_zemli._atmosfernoe_davlenie.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Атмосфера Земли. Атмосферное давление»

Форма урока: изучение нового материала

Цель урока:

  • Сформировать представление о строении атмосферы, составных частях
  • Развивать умение вычислять температуру воздуха на разных высотах

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2.  Объяснение нового материала

- С сегодняшнего дня мы приступаем к изучению нового раздела географии. Название этого раздела «Атмосфера». Изучая этот раздел вы очень много узнаете полезного  и занимательного. Прочтите в оглавлении главные темы этого раздела (один ученик читает вслух, остальные слушают)

- И первая тема – это «Атмосфера и её строение» и «Атмосферное давление» (первый слайд)

- Что такое атмосфера вы уже знаете. Расскажите об этом. (ответы детей)

- Итак, какие первые выводы мы можем сделать? (второй слайд)

Атмосфера – это воздушная оболочка земли, окружающая земной шар со всех сторон. Объём воздуха 78% азота, 21% кислорода и 1% - другие газы.

  • Работа в группах.

- Класс делится на 3 группы.

1 группа – 1 ряд – Атмосферные слои

2 группа – 2 ряд – значение атмосферы

3 группа – 3 ряд – изучение атмосферы

- На самостоятельное изучение своего пункта вам даётся 5 минут.

  • Обсуждение  в группах.

- В течение 3 минут вы на листке в виде схемы – подсказки наносите то, о чём прочитали. Затем 2 человека у доски выступают, защищаю свою группу.

  • Защита групп

Вопросы для групп:

1 группа: (третий слайд)

- Перечислите слои атмосферы.

Тропосфера – это нижний слой атмосферы, расположен вблизи земной поверхности. С высотой температура понижается на каждый километр на 60С.

Стратосфера – следующий слой атмосферы. Воздух разрежен, почти отсутствует водяной пар, поэтому облака не образуются. Температура воздуха повышается.

Верхние слои атмосферы – начинаются с высоты 50 км.

2 группа: (четвёртый слайд)

- Каково значение атмосферы?

- Какие образования происходят в тропосфере?

3 группа:

- Какие приборы используются для изучения атмосферы? (пятый слайд)

Просмотр фото-музея «Первые спутники Земли» (6 слайд)

3. Закрепление. Вопросы для класса.

- В какой части атмосферы температура воздуха понижается на 60С на каждый километр?

- Где встречаются серебристые облака?

- Где содержится 80% всей массы воздуха?

- Какая часть атмосферы так разрежена, что космонавты видят небо чёрным?

- Где идёт дождь?

4. Решение задач. (слайд 7)

  • На какую высоту поднялся самолёт, если за его бортом t - 30°С, а у поверхности Земли +12°С?
  • На высоте 8 км t- 18°С. Какова в это время t у поверхности?
  • Какова высота горы, если у её подножия t+26°С, а на вершине -10°С?

5. Изучение нового материала

Откройте учебники на стр. 79, рис.51. Итальянский учёный Эванджелиста Торричелли в 1643 г. Изобрёл прибор, который состоял  из стеклянной трубки, запаянной сверху сосуда с ртутью. В стеклянную трубку Торричелли налил ртуть, затем перевернул её. Сначала какое-то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. Это было в пункте А (слайд 8) Учёный поднялся в т. В, уровень ртути в трубке опустился. В точке С ртуть поднимается по трубке, в т. Д она сильно опустилась и совсем почти вылилась в сосуд.

- Какой возникает вопрос? (Почему уровень трубки меняется с высотой?)

- Как ответил Торричелли? (предположения детей)

- Воздух имеет вес. Обратите внимание на толщину атмосферы в этих точках. (В точке С столб воздуха больше и он давит на ртуть, и она поднимается, а в т. Д столб воздуха меньше давит на ртуть и она выливается.)

- Следует отметить, что стеклянную трубку высотой 1 м он разделил на 1 000 равных частей. Чему равна 1 часть? (1 мм)

- Поэтому атмосферное давление измеряется в 1 мм ртутного столба.

- Так же чтобы доказать, что воздух имеет вес, можно провести следующий эксперимент.

Цель эксперимента: показать, что воздух занимает место.

Материалы: двухлитровая миска (лучше прозрачная), пробка (натуральная), прозрачный стакан.

Процесс:

— налейте полмиски воды;

— бросьте в воду пробку;

— накройте плавающую пробку стаканом;

— погрузите стакан глубоко в воду.

Итоги. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом.

Почему? Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому вода вместе с плавающей пробкой опускается

- Расставьте следующие данные (щелчок мыши), в нужных точках.

760 мм рт. ст.

780 мм рт. ст.

740 мм рт. ст.

710 мм рт. ст.

- Итак, что же такое атмосферное давление?(слайд 9)

Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.

- Самостоятельно прочитайте пункт 2 и ответьте на вопрос – какое давление называется нормальным? (На уровне моря на параллели 450 при температуре воздуха 00С нормальным будет 760 мм рт. ст.)(щелчок мыши)

- Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъёме вверх становится очень трудно дышать. То же самое происходит и при подъёме в горы. Почему это происходит?

- Как изменяется давление с изменением высоты? (при подъёме на 10 м атмосферное давление понижается примерно на 1 мм рт. ст.) (слайд 10)

  1. Решение задач (слайд 11)
  • Высота населённого пункта 2000 м над уровнем моря. Высчитайте атмосферное давление на этой высоте.
  • Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности Земли оно равнялось 750 мм рт. ст.?
  • По карте определите на какой высоте над уровнем моря находится наш населённый пункт? Высчитайте, какое атмосферное давление можно считать нормальным для нашей местности.
  • Определите, чему равна приблизительно относительная высота горной вершины, если у подошвы горы барометр показывает 740 мм, а на вершине 440 мм.

- Атмосферное давление измеряется при помощи прибора, который называется барометр. С принципом работы ртутного барометра мы уже познакомились. Но есть и другой вид барометра. Барометр-анероид. (слайд 12) с. 79 – прочитайте о нём.

- Итак, от чего зависит изменение давления? (от высоты)

- Но не только. Еще и от других причин. Атмосферное давление изменяется и под влиянием температуры. Тёплый воздух легче холодного, поэтому давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше холодного.

- Кто изобрёл прибор для измерения давления?

- Расскажите о принципе работы ртутного барометра?

- Как изменяется давление с высотой?

Тест

- Сейчас вы получите тест по новой теме. Вопросы теста распределены на 3 группы. Каждая группа вопросов имеет своё количество баллов. Распределены они от наиболее простого к сложному. Вы должны выполнить все задания по порядку, не пропуская ни одного вопроса. Если вы вы полнили все задания 1 группы, получаете оценку «3», если выполнили задания первой и второй группы -  оценка «4», если вы правильно выполнили задания 1,  2 и третьей группы – вы получаете оценку «5».

Количество баллов за каждый ответ

Вопросы

1

1





1


1

  1. Как называется газообразная оболочка Земли?
  2. Атмосфера состоит из …

а) кислорода

б) воды в трёх состояниях – пара, льда, жидкости

в) смеси газов

г) азота

3. Как называется сила, с которой воздух давит на земную поверхность и находящиеся на ней предметы.

4. Слои, расположенные выше 55 км, называют …

А) нижними слоями атмосферы

Б) верхним слоем мантии

В) верхним слоем атмосферы

Г) средним слоем атмосферы

5. С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?

а) альтиметр

б) Гигрометр

в) Нивелир

г) анероид

2



2

5. Температура воздуха за бортом летящего самолёта равна -280С, а у поверхности земли +150С. На какой высоте летит самолёт? Подтвердите расчётом.

6. Определить на какой высоте летит самолёт, если за бором самолёта давление 450 мм рт. столба, а у поверхности земли – 750 мм рт. столба.

4

Как изменяется атмосферное давление при повышении (понижении) температуры воздуха? Обоснуйте свою точку зрения.

После сбора тетрадей проверяется правильность выполнения работы. В конце тетради выставляется оценка за тест в оценочный лист. Некоторые оценки выставляются в журнал.

7. Итог урока

- Что вы нового узнали?

- Придумайте по одному вопросу и задайте любому ученику в классе.

Домашнее задание.

Изучить &31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Атмосфера.Температура воздуха"

Разработка урока и презентация. Урок разработан в технологии проблемного обучения...

К обобщающему уроку по теме "Атмосфера"

Задания для трех команд, в каждой команде по три группы: литераторы, математики и теоретики. На группы команды разбиваются сами....

Разработка урока по тема: «Атмосфера Земли»

Цель урока:☺   Сформировать представление о строении атмосферы, составных частях☺   Развивать умение вычислять температуру воздуха на разных высотах...

Программа уроков по теме "Атмосфера и климаты Земли" в курсе географии 6-8 классах для учащихся, обучающихся индивидуально (домашнее обучение)

Атмосфера и климаты Земли. Тема атмосфера и климаты Земли является одной из основных в школьном курсе географии и в тоже время одной из труднейших для восприятия учащимися.В процессе изучения это...

Конспект урока по теме "Атмосфера-воздушная оболочка Земли."

Конспект  урока «Атмосфера- воздушная оболочка Земли» можно использовать на уроках природоведения в 5 классе....