Рабочая программа по географии 2013-2014г.
календарно-тематическое планирование по географии по теме
Поможет при составлении учебно-тематического планирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhiv_zip_-_winrar.zip | 126.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по географии для 6 класса общеобразовательных учреждений. Рабочая программа ориентирована на использование учебника О.А. Климановой география Землеведения издательства «Дрофа», 2011 г. а также методического пособия для учителя. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение географии в объеме 1 часа в неделю. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные примерной программой.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения географии:
-формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных фундаментальных знаниях, умениях навыках и способах деятельности, составляющих основу миропонимания, всемерное развитие их географического мышления;
-приобретение опыта разнообразной деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), формирование практических знаний и умений для повседневной жизни, опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории;
-формирование общей культуры, необходимой каждому молодому человеку.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
(35 часов)
РАЗДЕЛ 1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (13 часов)
География как наука. Как устроен наш мир. Развитие географических знаний о Земле. Земля – планета Солнечной системы. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Вращение Земли и его следствие.
Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота.
Способы изображения земной поверхности на глобусе.
План местности. Условные знаки. Ориентирование по плану и на местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.
Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.
История открытия и освоения Земли. Географические открытия древности и средневековья. Великие географические открытия. В поисках Южной Земли. Исследование океана и внутренних частей материков.
Практические работы:
- «Определение координат точки по глобусу»
- «Составление плана местности»
- «Работа с картой» .
РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (16 часов)
Как устроена наша планета. Облик земного шара. Свойства вод мирового океана. Температура и соленость вод мирового океана. Движения вод в мировом океане. Стихийные явления в океане. Океанические течения
Внутреннее строении Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы и их значение для человека. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Литосфера — твердая оболочка Земли. Движение литосферных плит. Подвижные участки земной коры. Землетрясения: причины и последствия. Вулканы. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа. Горы. Равнины. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на планах местности и географических картах. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Деятельность человека, преобразующая рельеф.
Атмосфера и климаты Земли. Атмосферный воздух. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Пути сохранения качества воздушной среды. Температура воздуха. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Ветер. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облака и атмосферные осадки. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Погода и климат. Климаты Земли. Циркуляция атмосферы. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров.
Части гидросферы: Мировой круговорот воды в природе. Реки в природе и на географических картах. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Озера. Болота. Подземные воды. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Значение для человека, рациональное использование водных ресурсов.
Практические работы:
- «Определение горных пород по образцу»
- «Определение температуры воздуха»
- «Определение направления ветра»
- «Зарисовка облаков »
- «Наблюдение за погодой»
- «Работа с климатическими картами»
РАЗДЕЛ 3. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ (6 часов)
Живая планета. Биосфера – живая оболочка Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Почва как особое природное тело. Взаимодействие живого и неживого в почве. Плодородие почвы.
Географическая оболочка Земли. Понятие о географической оболочке. Природные комплексы как части географической оболочки. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Природа и человек. Стихийные бедствия и человек. Виды стихийных бедствий и меры защиты. Воздействие человека на природу. загрязнение природной среды. Проблемы взаимодействия природы и человека. Охрана природы, меры решения проблем.
Учебно – тематическое планирование
по географии
Класс: 6
Учитель: Жидеева Елена Николаевна
Количество часов: 35
Всего 35 час; в неделю 1 час.
Плановых практических работ 9 час.
Административных контрольных уроков час.
Планирование составлено на основе программы В.В. Климанова и О.А. Климановой.
Учебник О.А.Климанова, М.Н.Белова, Э.В.Ким и др., География. Землеведение. 6кл.
учебно – тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Практические работы | Дата | Повторение | ИКТ | Д/З | |
план | факт | |||||||
Введение. Источники географической информации (13ч.) | ||||||||
1 | Как устроен наш мир? | 1 | ||||||
2 | Вращение Земли и его следствие. | 1 | ||||||
3 | Глобус. Параллели и меридианы. | 1 | Презентация «Глобус» | |||||
4 | Географические координаты. | 1 | ||||||
5 | Географические координаты. | 1 | «Определение координат точки по глобусу». | |||||
6 | План местности | 1 | Презентация «Условные знаки» | |||||
7 | Ориентирование по плану и на местности. | 1 | ||||||
8 | 1 | «Составление плана местности». | ||||||
9 | Географическая карта. | 1 | ||||||
10 | Географическая карта. | 1 | «Работа с картой» | |||||
11 | Географические открытия древности и средневековья. | 1 | ||||||
12 | Великие географические открытия. | 1 | Презентация «Географические открытия» | |||||
13 | Исследования океана и внутренних частей материков. | 1 | ||||||
Природа Земли (16 ч.) | ||||||||
14 | Облик земного шара. Свойства вод Мирового океана | 1 | Презентация «Гидросфера» | |||||
15 | Движения вод в Мировом океане. Океанические течения. | 1 | ||||||
16 | Внутреннее строение Земли. Горные породы. | 1 | «Определение горных пород по образцу» | Фотогалерея «Горные породы» | ||||
17 | Землетрясения. Вулканы | 1 | Презентация «Вулканы» | |||||
18 | Движение литосферных плит. | 1 | ||||||
19 | Рельеф. Изображение рельефа на планах местности и географических картах. | 1 | ||||||
20 | Основные формы рельефа. Горы. | 1 | Презентация «Горы» | |||||
21 | Основные формы рельефа. Равнины | 1 | ||||||
22 | Атмосферный воздух. Температура воздуха. | 1 | «Определение температуры воздуха» | |||||
23 | Атмосферное давление. Ветер. | 1 | «Определение направления ветра» | |||||
24 | Облака и атмосферные осадки. | 1 | «Зарисовка облаков » | Презентация «Облака и атмосферные осадки» | ||||
25 | Погода и климат. | 1 | «Наблюдение за погодой» | |||||
26 | Циркуляция атмосферы. Климаты Земли | 1 | «работа с климатическими картами». | |||||
27 | Круговорот воды в природе. | 1 | ||||||
28 | Реки. Озера. | 1 | Презентация «Реки и озера» | |||||
29 | Подземные воды. Болота. Ледники. | 1 | Фотогалерея «Болота, ледники» | |||||
Географическая оболочка – среда жизни (6 ч.) | ||||||||
30 | Биосфера - живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле. | 1 | ||||||
31 | Почва как особое природное тело | 1 | ||||||
32 | Понятие о географической оболочке. Природные комплексы. | 1 | Презентация «Природные комплексы» | |||||
33 | Природные зоны Земли. | 1 | ||||||
34 | Стихийные бедствия и человек | 1 | Презентация «Стихийные бедствия» | |||||
35 | Воздействия человека на природу Земли | 1 | Коллекция картинок |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения географии ученик 6 класса должен
знать/ понимать:
основные географические понятия и термины курса географии землеведения, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
взаимосвязи между процессами и явлениями в сферах земли;
особенности природы нашей планеты, особенности строения географических оболочек, их взаимосвязь между собой
природные и антропогенные причины возникновения
проблем, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.
Уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;
определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.
Перечень учебно – методического обеспечения
1.Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. – Москва.: Дрофа 2010.
2. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2011.
3. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2013.
4. Контурные карты по географии 6 класc
5. Климанова О.А. учебник География Землеведения 2012 Москва, «Дрофа»
6. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт 2012 Москва, «Дрофа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...