Рабочая программа по географии 2013-2014г.
календарно-тематическое планирование по географии по теме

Жидеева Елена Николаевна

Поможет при составлении учебно-тематического планирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arkhiv_zip_-_winrar.zip126.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по географии для 6 класса общеобразовательных учреждений. Рабочая программа ориентирована на использование учебника О.А. Климановой география Землеведения  издательства «Дрофа», 2011 г. а также методического пособия для учителя. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение географии в объеме 1 часа в неделю. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные примерной программой.

 Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения географии:

-формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных фундаментальных знаниях, умениях навыках и способах деятельности, составляющих основу миропонимания, всемерное развитие их географического мышления;

-приобретение опыта разнообразной деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), формирование практических знаний и умений для повседневной жизни, опыта познания и самопознания;

подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории;

-формирование общей культуры, необходимой каждому молодому человеку.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

(35 часов)

РАЗДЕЛ 1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (13 часов)

              География как наука. Как устроен наш мир. Развитие географических знаний о Земле. Земля – планета Солнечной системы. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Вращение Земли  и его следствие.

             Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота.

Способы изображения земной поверхности на глобусе.

        План местности. Условные знаки. Ориентирование по плану и на местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.

        Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.

            История открытия и освоения Земли. Географические открытия древности и средневековья. Великие географические открытия. В поисках  Южной Земли. Исследование океана и внутренних частей материков.

Практические работы:

  1. «Определение координат точки по глобусу»
  2. «Составление плана местности»
  3. «Работа с картой»        .

РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (16 часов)

             Как устроена наша планета. Облик земного шара. Свойства вод мирового океана. Температура и соленость вод мирового океана. Движения вод в мировом океане.  Стихийные явления в океане. Океанические течения

        Внутреннее строении Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами.  Горные породы и их значение для человека. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Литосфера — твердая оболочка Земли. Движение литосферных плит. Подвижные участки земной коры. Землетрясения: причины и последствия.  Вулканы.  Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.

            Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа. Горы. Равнины.  Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на планах местности и географических картах. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Деятельность человека, преобразующая рельеф.

Атмосфера и климаты Земли. Атмосферный воздух. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Пути сохранения качества воздушной среды. Температура воздуха. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Ветер. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облака и атмосферные осадки. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Погода и климат. Климаты Земли. Циркуляция атмосферы. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров.                                      

         Части гидросферы: Мировой круговорот воды в природе. Реки в природе  и на географических картах. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Озера. Болота. Подземные воды. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Значение для человека, рациональное использование водных ресурсов.

Практические работы:

  1. «Определение горных пород по образцу»
  2. «Определение температуры воздуха»
  3. «Определение  направления ветра»
  4. «Зарисовка облаков »
  5. «Наблюдение за погодой»
  6. «Работа с климатическими картами»

РАЗДЕЛ 3. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ (6 часов)

Живая планета. Биосфера – живая оболочка Земли.  Разнообразие растительного и животного мира Земли. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Закономерности  распространения живых организмов на Земле. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Почва как особое природное тело. Взаимодействие живого и неживого в почве. Плодородие почвы.

Географическая оболочка Земли. Понятие о географической оболочке.  Природные комплексы как части географической оболочки. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Природа и человек. Стихийные бедствия и человек. Виды стихийных бедствий и меры защиты. Воздействие человека на природу. загрязнение природной среды. Проблемы взаимодействия  природы и человека. Охрана природы, меры решения проблем.

Учебно – тематическое планирование

по географии

Класс: 6

Учитель:  Жидеева Елена Николаевна

Количество часов: 35

Всего  35  час; в неделю  1  час.

Плановых практических работ   9 час.    

Административных контрольных уроков        час.

Планирование составлено на основе программы В.В. Климанова и О.А. Климановой.

Учебник О.А.Климанова, М.Н.Белова, Э.В.Ким и др., География. Землеведение. 6кл.

учебно – тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Практические работы

Дата

Повторение

ИКТ

Д/З

план

факт

Введение. Источники географической информации (13ч.)

1

Как устроен наш мир?

1

2

Вращение Земли и его следствие.

1

3

Глобус. Параллели и меридианы.

1

Презентация «Глобус»

4

Географические координаты.

1

5

Географические координаты.

1

«Определение координат точки по глобусу».

6

План местности

1

Презентация «Условные знаки»

7

Ориентирование по плану и на местности.

1

8

1

«Составление плана местности».

9

Географическая карта.

1

10

Географическая карта.

1

«Работа с картой»

11

Географические открытия древности и средневековья.

1

12

Великие географические открытия.  

1

Презентация «Географические открытия»

13

Исследования океана и внутренних частей материков.

1

Природа Земли (16 ч.)

14

Облик земного шара. Свойства вод Мирового океана

1

Презентация «Гидросфера»

15

Движения вод в Мировом океане. Океанические течения.

1

16

Внутреннее строение Земли. Горные породы.

1

«Определение горных пород по образцу»

Фотогалерея «Горные породы»

17

Землетрясения.  Вулканы

1

Презентация «Вулканы»

18

Движение литосферных плит.

1

19

Рельеф. Изображение рельефа на планах местности  и географических картах.

1

20

Основные формы рельефа. Горы.

1

Презентация «Горы»

21

Основные формы рельефа. Равнины

1

22

Атмосферный воздух. Температура воздуха.

1

«Определение температуры воздуха»

23

Атмосферное давление. Ветер.

1

«Определение  направления ветра»

24

Облака и атмосферные осадки.

1

«Зарисовка облаков »

Презентация «Облака и атмосферные осадки»

25

Погода и климат.

1

«Наблюдение за погодой»

26

Циркуляция атмосферы. Климаты Земли

1

«работа с климатическими картами».

27

Круговорот воды в природе.

1

28

Реки. Озера.

1

Презентация «Реки и озера»

29

Подземные воды. Болота. Ледники.

1

Фотогалерея «Болота, ледники»

Географическая оболочка – среда жизни (6 ч.)

30

Биосфера - живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле.

1

31

Почва как особое природное тело

1

32

Понятие о географической оболочке. Природные комплексы.

1

Презентация «Природные комплексы»

33

Природные зоны Земли.

1

34

Стихийные бедствия и человек

1

Презентация «Стихийные бедствия»

35

Воздействия человека на природу Земли

1

Коллекция картинок

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик 6 класса должен
знать/ понимать:

основные географические понятия и термины курса географии землеведения,  различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

взаимосвязи между процессами и явлениями в сферах земли;

особенности природы нашей планеты, особенности строения географических оболочек, их взаимосвязь между собой

природные и антропогенные причины возникновения

проблем, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.

Уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;

определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.

Перечень учебно – методического обеспечения

1.Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. – Москва.: Дрофа 2010.

2. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2011.

3. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2013.

4. Контурные карты по географии 6 класc

5.  Климанова О.А. учебник География Землеведения   2012 Москва, «Дрофа»

6. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт 2012 Москва, «Дрофа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...